Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Климановой Л. Ф. в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
По программе на уроки литературного чтения отводится 4 часа в неделю (140 часов в год), по плану 2 часа в неделю (70 часов в год). В связи с этим все часы, отведенные на изучение произведений сокращены в 2 раза.
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
С учётом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы ожидаемые результаты и планируемые действия каждого ученика.
Для полной реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на осознанность чтения, развитие речи, умение работать с текстом художественного произведения, а также на формирование общеучебных умений.
Раздел программы | Кол-во часов | № урока | Тема урока | Тип урока | Краткое содержание | Дата проведения |
| | | | | | План | Факт |
Вводный урок | 1 ч | 1 | Знакомство с учебником | Знакомство с новым материалом | Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции | | |
Самое великое чудо на свете | 2 ч | 2 | Рукописные книги Древней Руси | комбинированный | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | | |
| | 3 | Первопечатник Иван Федоров | комбинированный | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства | | |
Устное народное творчество | 7 ч | 4 | Русские народные песни | комбинированный | Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений. | | |
| | 5 | Докучные сказки | комбинированный | Интонировать предложения на основе знаков препинания | | |
| | 6 | Сказки. Сестрица Аленушка и братец Иванушка | комбинированный | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно | | |
| | 7 | Иван – царевич и серый волк | комбинированный | При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям. | | |
| | 8 | Иван – царевич и серый волк | комбинированный | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка | | |
| | 9 | Сивка-бурка | комбинированный | Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | | |
| | 10 | Сивка-бурка. Проверим себя | комбинированный | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | | |
Поэтическая тетрадь | 5 ч | 11 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» | комбинированный | Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия | | |
| | 12 | А.А.Фет «Мама…», «Зреет рожь» | комбинированный | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | | |
| | 13 | И.С.Никитин «Полно, степь», «Встреча зимы» | комбинированный | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | | |
| | 14 | И.З.Суриков «Детство», «Зима» | комбинированный | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. | | |
| | 15 | Проверим себя | контрольный | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка | | |
Великие русские писатели | 12 ч | 16 | А.С.Пушкин. Стихи | комбинированный | Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров. Ориентироваться в литературоведч. терминах, кратко характеризовать их | | |
| | 17 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» | комбинированный | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Развитие образного мышления, умения анализировать произведение. Знакомство со стихотворениями А. С. Пушкина о зиме, понятием олицетворение; сопоставление живописи и поэзии, выражение своих мыслей и чувств. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Литературная (авторская) сказка. Слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. | | |
| | 18 | А.С.Пушкин«Сказка о царе Салтане» | комбинированный | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | | |
| | 19 | А.С.Пушкин«Сказка о царе Салтане» | комбинированный | Работать с учебным текстом, прочитанным самостоятельно: определять его цель; Развитие умения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев. Литературная (авторская) сказка. Восприятие громкого чтения. Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. | | |
| | 20 | А.С.Пушкин«Сказка о царе Салтане» | комбинированный | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | | |
| | 21 | И.А.Крылов. Басни | комбинированный | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. Знакомство с жанровыми особенностями басни; формирование навыков выборочного чтения. Развитие навыков чтения по ролям; знакомство со способами обозначения речи персонажей. Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя), что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. | | |
| | 22 | М.Ю.Лермонтов. Стихи | комбинированный | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | | |
| | 23 | Л.Н.Толстой «Акула» | комбинированный | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. Знакомство с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; определение главной мысли произведения; воспитание уважения к пожилым людям. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: о взаимоотно-шениях взрослых и детей). Обсуждение главной мысли произведения. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Выборочный пересказ текста. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя). | | |
| | 24 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | комбинированный | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения | | |
| | 25 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | комбинированный | Анализировать разные виды текстов. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Жанры художественных произведений. Чтение вслух–постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка. Определение темы текста (о животных, о детях). Обсуждение главной мысли произведения. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства | | |
| | 26 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» | комбинированный | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства | | |
| | 27 | Проверим себя | контрольный | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | | |
Поэтическая тетрадь | 3 ч | 28 | Н.А.Некрасов. Стихи | комбинированный | Знакомство со стихотворениями Н.А.Некрасова; развитие речи, навыков чтения. Классики детской литературы. Произведения о детях, природе, взаимоотношения людей. Выразительное чтение стихотворных произведений: интонация, темп речи, тембр голоса, паузы. | | |
| | 29 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | комбинированный | Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | | |
| | 30 | И.А.Бунин. Стихи | комбинированный | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти | | |
Литературные сказки | 4 ч | 31 | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» | комбинированный | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения | | |
| | 32 | В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница» | комбинированный | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | | |
| | 33 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | комбинированный | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | | |
| | 34 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Проверим себя | комбинированный | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | | |
Были - небылицы | 5 ч | 35 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | комбинированный | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | | |
| | 36 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | комбинированный | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | | |
| | 37 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | комбинированный | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста | | |
| | 38 | А.Куприн «Слон» | комбинированный | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | | |
| | 39 | А.Куприн «Слон» | комбинированный | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | | |
Поэтическая тетрадь | 3 ч | 40 | Саша Черный. Стихи | комбинированный | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. | | |
| | 41 | А.А.Блок.Стихи | комбинированный | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения | | |
| | 42 | С.А.Есенин «Черемуха» | комбинированный | Знакомство со стихотворением «Черемуха»; развитие навыков чтения, анализа стихотворного текста. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. | | |
Люби живое | 8 ч | 43 | М. Пришвин «Моя Родина» | комбинированный | Знакомство с творчеством М. М. Пришвина. Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о людях) сначала с помощью учителя. Уточнение темы текста | | |
| | 44 | И. Соколов – Микитов «Листопадничек» | комбинированный | Характеристика героев произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героев произведения (выбор их в тексте с помощью учителя). Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Осознанное и выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | | |
| | 45 | В.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку» | комбинированный | Развитие навыков чтения, умения делить текст на части. Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Определение главной мысли. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событии). Выборочный пересказ текста | | |
| | 46 | В. Бианки «Мышонок Пик» | комбинированный | Знакомство с рассказом В. В. Бианки; развитие памяти, внимания, навыков чтения. Чтение вслух–постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка. | | |
| | 47 | В. Бианки «Мышонок Пик» | комбинированный | Развитие навыков чтения, умения оценивать поступки героев. Чтение вслух–постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Выборочный пересказ текста. | | |
| | 48 | Б.Житков «Про обезьянку» | комбинированный | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства | | |
| | 49 | В.Астафьев «Капалуха» | комбинированный | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | | |
| | 50 | В. Драгунский «Он живой и светится» | комбинированный | Знакомство с рассказом В. Ю. Драгунского; развитие навыков чтения, умения оценивать поступки героев. Антиципация заголовка. Восприятие громкого чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Тема текста. | | |
Поэтическая тетрадь | 4 ч | 51 | С.Я.Маршак. Стихи | комбинированный | Знакомство со стихотворениями С. Я. Маршака; развитие памяти, внимания, умения узнавать произведение по опорным словам. Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Правила речевого общения. Вежливость–первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правило постановки вопроса. | | |
| | 52 | А.Л. Барто. Стихи | комбинированный | Знакомство со стихотворениями А. Л. Барто; развитие навыков чтения, умения ориентироваться в группе книг. Классики детской литературы. Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте, цель и назначение заглавия произведения, выбор заголовка предложенного учителем. Стихотворная речь. | | |
| | 53 | С. В.Михалков «Если» | комбинированный | Знакомство со стихотворением С. В. Михалкова; развитие внимания к слову, ассоциативного мышления, творческих способностей. Классики детской литературы.Тема произведения. Главная мысль произведения. Герой произведения. Характер героя. | | |
| | 54 | Е.А.Благинина. Стихи | комбинированный | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти | | |
Собирай по ягодке–наберёшь кузовок | 6 ч | 55 | Б.Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок» | комбинированный | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | | |
| | 56 | А.Платонов «Цветок на Земле» | комбинированный | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | | |
| | 57 | А.Платонов «Еще мама» | комбинированный | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | | |
| | 58 | М.Зощенко «Золотые слова» | комбинированный | Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | | |
| | 59 | М.Зощенко «Великие путешественники» | комбинированный | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения | | |
| | 60 | Н.Носов «Федина задача», «Телефон» | комбинированный | Знакомство с биографией и творчеством Н. Н. Носова; развитие навыков чтения и пересказа. Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка. Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте, цель и назначение заглавия произведения, выбор заголовка предложенного учителем. | | |
По страницам детских журналов | 4 ч | 61 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | комбинированный | Самостоятельное определение темы и главной мысли Выражение личного отношения к прочитанному | | |
| | 62 | Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» | комбинированный | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | | |
| | 63 | Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» | комбинированный | Знакомство со произведениями Г. Б. Остера; развитие навыков чтения по ролям, умения подтверждать свои мысли цитатами из текста. Жанры художественных произведений. Основная сюжетная линия. Общение героев сказки.Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения | | |
| | 64 | Р.Сеф «Веселые стихи» | комбинированный | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | | |
Зарубежная литература | 5 ч | 65 | Храбрый Персей | комбинированный | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | | |
| | 66 | Промежуточная аттестация. Тест. Храбрый Персей | комбинированный | Проверить знания учащихся по предмету. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | | |
| | 67 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | комбинированный | Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена; развитие творческих способностей, навыков чтения. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: о взаимоотношениях взрослых). Обсуждение главной мысли произведения. Работа с фразеологизмом. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | | |
| | 68 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Подведем итоги | комбинированный | Литературное понятие: художественный образ. Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Пересказ сказки. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | | |
| | 69 | Стихи о природе. | комбинированный | Знакомство со стихотворениями о природе зеленодольских поэтов. | | |
Экскурсия | 1 ч | 70 | Итоговый урок. Экскурсия | итоговый | | | |