Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа»
МАТЕМАТИКА (1 КЛАСС)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП, обозначенной в Целевом разделе ПрАООП, и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1).
Достижение данной цели при разработке и реализации общеобразовательной организацией АООП в процессе всей образовательной деятельности, в том числе по освоению обучающимися предметной области «Математика», предусматривает решение следующих основных задач, обозначенных в Пояснительной записке ПрАООП (ПрАООП, п. 2.1.1):
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель и задачи организации образовательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изучению ими математики определяются в соответствии с общей целью и задачами реализации АООП, и указаны в Содержательном разделе ПрАООП (ПрАООП, п. 2.2.2).
Согласно ПрАООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1), основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
• формирование доступных математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
• формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Пропедевтика
Задачи данного периода обучения математике соотносятся с диагностико-пропедевтическими задачами и состоят в следующем:
1) выявить имеющиеся знания и умения обучающихся по математике и индивидуальные возможности, особенности психофизического развития каждого ребенка, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
2) сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП в предметной области «Математика»;
3) сформировать готовность к участию в различных видах деятельности на уроках математики, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками;
4) обогатить представления обучающихся о предметах и явлениях окружающего мира на основе усвоения элементарных дочисловых математических представлений.
Основные задачи, стоящие перед курсом математики в 1 классе, направлены на достижение личностных и предметных результатов освоения АООП, и заключаются в следующем:
- формирование у обучающихся системы начальных математических знаний и умений, развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения;
- коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
- личностное развитие обучающихся, основанное на принятии новой для них социальной роли ученика и включение в образовательную деятельность на основе интереса к содержанию и организации процесса изучения математики.
Реализация в образовательной деятельности указанных целей и задач образовательно-коррекционной работы обеспечит достижение планируемых результатов освоения АООП (вариант 1) в предметной области «Математика».
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Математика», предназначенный для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1 классе, представляет собой интегрированный курс, состоящий из арифметического материала и элементов наглядной геометрии.
Основные критерии отбора математического материала, рекомендованного для изучения в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) – его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется, прежде всего, в том, что объем математического материала существенно снижен, а содержание заметно упрощено по сравнению с курсом начального обучения математике обучающихся с нормальным интеллектуальным развитием в соответствии с ФГОС НОО. Это связано с тем, что для овладения новыми знаниями детям с умственной отсталостью требуется больше времени и усилий, нежели их нормально развивающимся сверстникам. Практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса математики с жизненным опытом детей, формированием у них умения применять полученные знания на практике.
Содержание курса математики, изучаемого обучающимися в 1 классе, зависит от того, какой вариант учебного плана реализуется в данной конкретной образовательной организации - для дополнительного первого класса (I') - IV классов или для I - IV классов. Если до начала обучения в 1 классе в образовательной организации осуществлялась реализация АООП на уровне дополнительного первого (I') класса (в соответствии с примерным учебным планом для дополнительного первого класса (I') - IV классов, содержащимся в ПрАООП), то обучающиеся продолжают изучение математики. В этом случае в начале 1 класса они повторяют ранее изученное (числа 1-5), затем переходят к изучению нового материала. Основное содержание курса математики в этом случае заключается в изучении остальных чисел первого десятка (чисел 6-10, включая 0) и в формировании первоначальных представлений о нумерации чисел в пределах 20. Если же освоение АООП начинается с 1 класса (в соответствии с примерным учебным планом для I - IV классов, содержащимся в ПрАООП), и ранее обучающиеся не прошли обучение в дополнительном первом классе (I'), то курс математики начинается с пропедевтического периода, после которого обучающиеся изучают первый десяток (числа 1-10, включая 0) и получают первоначальные представления о нумерации чисел в пределах 20. В связи с этим в примерной рабочей программе по математике для 1 класса представлены два варианта основного содержания учебного предмета и календарно-тематического планирования (для дополнительного первого класса (I') - IV классов и для I - IV классов). Учитель, реализуя АООП для 1 класса в предметной области «Математика», должен выбрать один из двух вариантов основного содержания учебного предмета и календарно-тематического планирования, представленных в примерной рабочей программе по математике, исходя из того варианта учебного плана, который реализуется в данной конкретной образовательной организации.
Содержание обучения математике в 1 классе представлено в примерной рабочей программе разделами «Пропедевтика» (данный раздел является обязательным для изучения обучающимися, осваивающими АООП в соответствии с учебным планом для I - IV классов), «Нумерация», «Единицы измерения», «Арифметические действия», «Арифметические задачи», «Геометрический материал». Указанная структуризация курса математики для 1 класса соответствует структуре программы по математике для I - IV классов, содержащейся в ПрАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Основное математическое содержание пропедевтического периода состоит в формировании (уточнении, развитии) элементарных математических представлений о величине, количестве, форме предметов, а также пространственных и временных представлений.
За период обучения в 1 классе обучающиеся познакомятся с числами в пределах 10 и 20, научатся их читать и записывать. У них будут сформированы представления о числе как результате счета. Обучающиеся овладеют способами получения чисел (однозначных, двузначных в пределах 20); получат представление о числовом ряде, месте каждого числа в числовом ряду; научатся считать в пределах 10 и 20; овладеют приемами сравнения предметных совокупностей и чисел. Обучающиеся научатся выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10; узнают о связях между сложением и вычитанием, познакомятся с переместительным свойством сложения.
Программа предусматривает ознакомление обучающихся с величинами (стоимость, длина, масса, вместимость (емкость), время). Обучающиеся познакомятся с отдельными единицами измерения указанных величин, доступными для данного уровня математического развития (сантиметр (1 см), рубль (1 р.), копейка (1 к.), килограмм (1 кг), литр (1 л), сутки (1 сут.), неделя (1 нед.); овладеют первоначальными навыками измерения величин с помощью измерительных приборов (линейка, весы, мерная кружка) и записью чисел, полученных при измерении одной мерой. Дети будут знать названия частей суток и дней недели, порядковый номер дней недели и их очередность.
Особое место в программе по математике занимают арифметические задачи. В 1 классе предусмотрено обучение детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умению решать простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Обучающиеся научатся ориентироваться в структуре арифметической задачи (выделять условие и вопрос задачи); на основе анализа взаимосвязи между числовыми данными, содержащимися в задаче, выбирать соответствующий способ ее решения и реализовывать его; формулировать ответ задачи; составлять задачи на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Моделирование и иллюстрирование содержания отдельных задач поможет школьникам конкретизировать арифметические действия (сложение и вычитание) и осмыслить их.
В программу по математике включен геометрический материал, который предусматривает ознакомление обучающихся с элементами наглядной геометрии. В процессе образовательной деятельности в 1 классе школьники с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научатся узнавать, называть, различать геометрические фигуры (точка, линия (прямая, кривая, отрезок), круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и тела (шар, куб, брус); научатся вычерчивать треугольник, квадрат, прямоугольник по заданным точкам (вершинам) с помощью линейки; измерять длину отрезка и вычерчивать отрезок заданной длины.
Главной специфической особенностью изучения математики обучающихся с интеллектуальными нарушениями является коррекционная направленность обучения, предполагающая использование специальных методов, приемов и средств по ослаблению недостатков развития познавательной деятельности и всей личности умственно отсталого ребенка в целом. Формирование новых математических знаний и умений, а также их закрепление следует проводить с использованием технологий, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, способствующих коррекции и развитию у них приемов умственной деятельности (сравнить, проанализировать, обобщить, провести аналогию, выполнить классификацию объектов, установить причинно-следственные связи, выявить закономерность и пр.). Необходимо также средствами математики оказывать влияние на коррекцию и развитие у обучающихся памяти, внимания, речи, моторных навыков и пр., учитывая их индивидуальные особенности и возможности.
В основе организации процесса обучения математике школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежат дифференцированный и деятельностный подходы, определенные ПрАООП как основные при обучении детей указанной категории. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения ими содержания учебного предмета «Математика». В примерной рабочей программе по математике дифференцированный подход представлен в виде двух уровней достижения планируемых предметных результатов освоения АООП – минимальному и достаточному. Основным средством реализации деятельностного подхода в изучении математики является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Рабочая программа по математике для 1 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей. Базовые учебные действия формируются и реализуются в процессе изучения математики только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Формирование личностных учебных действий у обучающихся в 1 классе должно обеспечить принятие ребенком новой для него роли ученика и включение в образовательную деятельность на основе интереса к ее содержанию и организации. Работа по этому направлению должна способствовать осознанию ребенком таких социальных ролей, как ученик, член семьи, одноклассник, друг; осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительному отношению к окружающей действительности и готовности взаимодействия с ней.
Помочь обучающимся лучше понять социальные роли и социальное окружение в процессе изучения математики возможно с помощью особого содержания математических заданий и арифметических задач, близкого к жизненному опыту детей. В этих целях сюжеты заданий и задач должны быть связаны с семьей и семейными отношениями, классом и отношениями «ученик (ученица) – учитель», «ученик – ученик» «ученик – класс», «учитель – класс», школой, городом или другим населенным пунктом, желательно знакомым ребенку.В результате включения в учебный процесс заданий и задач с подобным содержанием, у обучающихся возрастает интерес к изучению математики, укрепляются связи обучения с жизнью, развиваются способности использовать математические знания для решения соответствующих их возрасту жизненных задач. Работа над заданиями и задачами с тщательно подобранным «жизненным» содержанием будет способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, формированию начальных представлений о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице. Подбор сюжетного содержания математических заданий и арифметических задач должен вестись в соответствии с планируемыми личностными результатами обучения, способствовать формированию у обучающихся социальных (жизненных) компетенций.
Для формирования мотивационной стороны деятельности детей на начальном этапе обучения математике широко используются игровые технологии, а также положительная стимуляция (похвала, одобрение). Привитию интереса к математике и учению как деятельности в целом будет способствовать использование на уроках наглядности разных видов (предметной, иллюстративной, позже - символической). Необходимость организации учебного процесса на основе широкого применения наглядных средств обусловлена особенностями мыслительной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью, у которых усвоение математических знаний и умений в начале школьного обучения происходит на наглядно-действенной основе.
На уроках математики должна вестись систематическая работа по формированию у обучающихся таких личностных учебных действий, как самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения. Выработка самостоятельных навыков деятельности уобучающихся с легкой умственной отсталостью – процесс трудоемкий и длительный, что обусловлено особенностями их психофизического развития. На уроках математики в 1 классе нужно предусмотреть планомерную и систематическую работу по данному направлению, постепенно расширяя зону самостоятельности детей в выполнении учебных заданий. В начале школьного обучения целесообразно предлагать обучающимся для самостоятельного выполнения лишь отдельные фрагменты учебного задания; позже - включать в урок математики задания, которые дети должны выполнить самостоятельно после предварительного разъяснения педагогом требования задания и совместного планирования деятельности. Впоследствии можно предусматривать в учебном процессе задания, выполнение которых будет осуществляться ребенком полностью самостоятельно. Объем и содержание математических заданий, предлагаемых для самостоятельного выполнения, должны соответствовать возрастным и типологическим особенностям обучающихся, учитывать их индивидуальные возможности. Но учитель должен помнить, что многие дети с интеллектуальными нарушениями еще долгое время будут нуждаться в помощи педагога по организации их деятельности.
При организации образовательной деятельности по изучению математики важно обеспечить формирование у обучающихся коммуникативных учебных действий, которые являются неотъемлемой составной частью базовых учебных действий. На уроках математики в 1 классе нужно формировать у обучающихся знание правил общения с учителем и сверстниками, умение вступать в контакт, отвечать на вопросы учителя; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с учителем и сверстниками; доброжелательно относиться к учителю и сверстникам.
Работу по формированию коммуникативных учебных действий следует начинать в пропедевтический период обучения математике и продолжать в течение всего обучения. Первоначально нужно научить детей с нарушением интеллектуального развития вслушиваться в слова учителя и других учеников, повторять их, отвечать на вопросы, рассказывать о выполненном учителем, одноклассниками или самим ребенком действии и о том, что планируется сделать, и т.п.
Рабочая программа предусматривает овладение обучающимися математической терминологией, что также важно для формирования коммуникативных учебных действий. Учитывая, что речевое развитие детей с умственной отсталостью происходит со значительным отставанием от нормы и имеет специфические особенности, математическая терминология вводится небольшими объемами, в соответствии с принципами научности и доступности. После знакомства с новым термином достаточно, если ребенок будет понимать использование этого термина в речи учителя. Требование использовать изученные математические термины в собственной речи должно предъявляться к обучающимся дифференцированно, с учетом их индивидуальных возможностей. При оформлении речевого высказывания с использованием математической терминологии ребенок оперирует обобщенными понятиями, это способствует коррекции и развитию его логического мышления.
На уроках математики следует требовать от обучающихся с нарушением интеллектуального развития проговаривания вслух всех этапов выполнения той или иной математической операции (вычисления, измерения и пр.) с соблюдением их последовательности. Это проговаривание первоначально может быть в виде отчета о проделанном действии, затем – в виде плана предстоящей деятельности. Использование внешней речи обучающихся при формировании у них математических умений позволяет учителю отследить правильность формирования алгоритма усваиваемого действия, при необходимости внести коррективы. Внешняя речь постепенно перейдет во внутренний план, на этой основе у обучающихся разовьется умение выполнять математические операции достаточно быстро и правильно, что будет способствовать достижению планируемых результатов освоения АООП.
Важное значение для формирования у обучающихся таких коммуникативных учебных действий, как умение вступать в контакт и работать в коллективе (группе), имеет применение учителем технологии групповой работы. Однако особенности личностного и речевого развития детей с легкой умственной отсталостью не позволяют в полной мере реализовывать данную технологию. В связи с этим учитель должен подходить к возможности использования технологии групповой работы (например, работы в малых группах, в парах) на уроках математики в 1 классе с позиции целесообразности ее использования для достижения планируемых результатов освоения АООП и с учетом реальных возможностей обучающихся.
Регулятивные учебные действия, которые следует формировать у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках математики в 1 классе, включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности; прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания; принимать оказываемую помощь в выполнении учебного задания; умение рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии) с помощью учителя; начальные умения производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
Знание правил поведения на уроке математики (школьных ритуалов) и следование им при организации образовательной деятельности к концу обучения в 1 классе у многих обучающихся будет в целом сформировано. Гораздо сложнее у обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируются навыки регуляции учебной деятельности, что обусловлено особенностями их психофизического развития.
Для развития регулятивных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью в 1 классе следует широко использовать упражнения репродуктивного характера, в которых требуется выполнить задание по образцу. При выполнении подобных заданий у учителя есть возможность активно влиять на формирование у учеников операционных, мотивационных, целевых и оценочных базовых учебных действий.
В целях формирования познавательных учебных действий на уроках математики следует развивать следующие умения обучающихся с легкой умственной отсталостью: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать устное высказывание, иллюстрацию, элементарное схематическое изображение, предъявленных на бумажных и электронных носителях).
Математические знания обладают высокой степенью отвлеченности и обобщенности, овладение ими предполагает умение пользоваться знаками (например, знаками арифметических действий), символами (цифрами), предметами-заместителями (например, при выполнении операций с предметными множествами) и пр. В связи с этим процесс изучения математики изначально нацелен на формирование познавательных учебных действий обучающихся. Недостаточно, если при введении нового материала учитель требует от обучающихся лишь его запоминания, а позже – его припоминания и воспроизведения. В целях более эффективной реализации АООП и достижения планируемых личностных и предметных результатов важно создать на уроке такие условия, чтобы обучающиеся в процессе образовательной деятельности могли сравнить математические объекты или явления, установить их сходство и различие, провести аналогию, сделать доступное им обобщение, установить причинно-следственные связи, выявить закономерности и пр.
Большое значение для формирования познавательных учебных действий на уроках математики имеет работа с учебником. К окончанию 1 класса обучающиеся овладеют начальными навыками работы с учебником математики: смогут находить в учебнике задание, указанное учителем; использовать иллюстрации, содержащиеся в учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в тетради. В процессе изучения математики обучающиеся научатся понимать записи с использованием математической символики, содержащиеся в учебнике или иных дидактических материалах, приобретут умение их прочитать и использовать для выполнения практических упражнений; у них будет сформировано умение отразить в записи с использованием математической символики предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций).
Примерная рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса является основой для разработки учителем собственной рабочей программы по математике, учитывающей особые образовательные потребности конкретных обучающихся, которыми должна быть освоена АООП.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение математики в 1 классе, составляет 3 ч в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
В Примерной рабочей программе по математике для 1 класса определены планируемые личностные и предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета». Примерная рабочая программа по математике обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные примерной рабочей программой по математике для 1 класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению математики. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета «Математика», и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися математическими знаниями и умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. В примерной рабочей программе определены единые планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Математика» на момент окончания обучающимися 1 класса, вне зависимости от того, по какому варианту учебного плана осуществлялась образовательная деятельность по освоению АООП (по учебному плану для дополнительного первого класса (I')-IV классов или для I-IV классов). В случае, если в образовательной организации, реализующей АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не был предусмотрен первый дополнительный класс и изучение математики осуществлялось по учебному плану для I-IV классов, возможно снижение требований к планируемым предметным результатам по математике в 1 классе в отношении нумерации чисел второго десятка с обязательным включением данных требований в планируемые предметные результаты по математике для 2 класса.
Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Математика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Данным положением ПрАООП следует руководствоваться при организации образовательной деятельности по изучению математики отдельными обучающимися, у которых отмечаются локальные поражения ЦНС (например, обучающиеся с грубой акалькулией). Обучающиеся с указанной патологией могут успешно осваивать АООП по другим учебным предметам, но испытывать серьезные затруднения в овладении математическими знаниями и умениями, не овладевая даже минимальным уровнем планируемых предметных результатов по математике. Переводить таких обучающихся на АООП (вариант 2) в связи с отсутствием минимального уровня достижения планируемых результатов освоения АООП лишь по одному учебному предмету – математике, нецелесообразно. В отношении подобных обучающихся следует предусмотреть осуществление образовательной деятельности по математике на доступном для них уровне, по индивидуальной программе, с возможностью их аттестации по данной программе и переводом в следующий класс.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты
У обучающегося будет сформировано:
- знание правил поведения на уроке математики и следование им при организации образовательной деятельности;
- позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);
- знание правил общения с учителем и сверстниками, умение отвечать на вопросы учителя, поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики;
- доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
- начальные навыки работы с учебником математики: нахождение в учебнике задания, указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в тетради;
- понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать и использовать для выполнения практических упражнений;
- умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций);
- умение отразить в записи с использованием математической символики предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций);
- умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
- умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
- умение рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии) с помощью учителя;
- начальные умения производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно);
- начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении;
- начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственно-бытового труда;
- отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
Планируемые предметные результаты
Пропедевтика
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер предметов, их массу;
- умение сравнивать предметы по величине, размеру «на глаз», наложением, приложением (с помощью учителя); сравнивать предметы по массе с помощью мускульных ощущений;
- знание слов, отражающих количественные отношения предметных совокупностей, умение использовать их в собственной речи;
- выполнение оценивания и сравнения количества предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделения лишних, недостающих предметов (с помощью учителя); уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих;
- умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества;
- знание и использование в собственной речи слов, определяющих положение предметов в пространстве, на плоскости;
- определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу; определение положения предметов на плоскости; перемещение предметов в указанное положение (с помощью учителя);
- установление и называние порядка следования предметов (с помощью учителя);
- знание частей суток, порядка их следования;
- овладение элементарными временными представлениями, использование в речи при описании событий собственной жизни слов: сегодня, завтра, вчера, рано, поздно, вовремя, давно;
- узнавание и называние геометрических фигур; определение формы знакомых предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами.
- знание и использование в собственной речи слов, определяющих величину, размер предметов, их массу;
- умение сравнивать предметы по величине, размеру «на глаз», наложением, приложением; сравнивать предметы по массе с помощью мускульных ощущений;
- знание слов, отражающих количественные отношения предметных совокупностей, умение использовать их в собственной речи;
- выполнение оценивания и сравнения количества предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделения лишних, недостающих предметов; уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих;
- умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
- знание и использование в собственной речи слов, определяющих положение предметов в пространстве, на плоскости;
- определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу; определение положения предметов на плоскости; перемещение предметов в указанное положение;
- установление и называние порядка следования предметов;
- знание частей суток, порядка их следования;
- овладение элементарными временными представлениями, использование в речи при описании событий окружающей жизни слов: сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно;
- узнавание и называние геометрических фигур; определение формы предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами.
Нумерация
- знание количественных, порядковых числительных в пределах 10; количественных числительных в пределах 20;
- откладывание чисел с использованием счетного материала (чисел 11-20 – с помощью учителя);
- умение прочитать запись числа в пределах 20; записать число с помощью цифр;
- знание числового ряда в пределах 10 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 10;
- осуществление счета предметов в пределах 10, присчитывая по 1; обозначение числом количества предметов в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах 10 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей;
- знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел) с опорой на разложение предметной совокупности на две части.
- знание количественных, порядковых числительных в пределах 10; количественных числительных в пределах 20;
- откладывание чисел в пределах 20 с использованием счетного материала;
- умение прочитать запись числа в пределах 20; записать число с помощью цифр;
- знание десятичного состава чисел 11-20;
- знание числового ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке; числового ряда в пределах 20 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 10;
- осуществление счета в пределах 10, присчитывая, отсчитывая по1 и равными числовыми группами по 2; счета предметов в пределах 20, присчитывая по 1; обозначение числом количества предметов в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах 10;
- знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел).
Единицы измерения и их соотношения
- знание единиц измерения (мер) стоимости (1 р., 1 к.), длины (1 см), массы (1 кг), емкости (1 л), времени (1 сут., 1 нед.);
- умение прочитать и записать число, полученное при измерении величин одной мерой (с помощью учителя);
- узнавание монет, называние их достоинства; осуществление замены и размена монет в пределах 10 р.;
- знание названий, порядка дней недели (с помощью учителя), количества суток в неделе.
- знание названий величин (стоимость, длина, масса, емкость, время) и их единиц измерения (мер): 1 р., 1 к., 1 см, 1 кг, 1 л, 1 сут., 1 нед.;
- умение прочитать и записать число, полученное при измерении величин одной мерой;
- узнавание монет, называние их достоинства; осуществление замены и размена монет в пределах 10 р.;
- знание названий, порядка дней недели, количества суток в неделе.
Арифметические действия
- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, их знаков («+» и «-»);
- составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией);
- понимание сущности знака «=» и умение его использовать при записи числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1;
- понимание смысла действий сложения и вычитания, умение их иллюстрировать в практическом плане при выполнении операций с предметными совокупностями;
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 на основе пересчитывания предметов, присчитывания и отсчитывания по 1;
- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, их знаков («+» и «-»);
- составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией);
- понимание сущности знака «=» и умение его использовать при записи числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1;
- понимание смысла действий сложения и вычитания, умение их иллюстрировать в практическом плане при выполнении операций с предметными совокупностями;
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 на основе знания состава чисел; выполнение сложения чисел в пределах 20 на основе знания десятичного состава чисел 11-20;
- практическое использование при нахождении значений числовых выражений (решении примеров) переместительного свойства сложения (2 + 7, 7 + 2).
Арифметические задачи
- выделение в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных;
- выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, с записью решения в виде примера; называние ответа задачи;
- составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету (с помощью учителя).
- выделение в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных;
- выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями и с помощью иллюстрирования, с записью решения в виде примера; называние ответа задачи;
- составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.
Геометрический материал
- различение плоскостных и объемных геометрических фигур; определение формы знакомых предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами;
- знание линий (прямая, кривая, отрезок), умение их различать;
- построение прямой линии (произвольной), отрезка с помощью линейки (с помощью учителя);
- измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении (с помощью учителя); построение отрезка заданной длины (с помощью учителя);
- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам) с помощью учителя.
- различение плоскостных и объемных геометрических фигур; определение формы предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами;
- знание линий (прямая, кривая, отрезок), умение их различать;
- построение прямой линии (произвольной; проходящей через одну, две точки), отрезка с помощью линейки;
- измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении; построение отрезка заданной длины;
- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).
учебно-методическое и материально-техническОе обеспечение
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по математике для 1 класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Учебники:
- Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1.
3. Рабочие тетради:
- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 1.
4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
- электронная форма учебника: Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
5. Технические средства:
- классная доска;
- персональный компьютер (ноутбук, планшет);
6. Учебно-практическое оборудование:
- наборы счетных палочек;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.), геометрические фигуры и тела);
- набор предметных картинок;
- наборное полотно;
Приложения. Сокращения и обозначения
АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа.
ПрАООП – примерная адаптированная основная общеобразовательная программа.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
ФГОС НОО - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
ЦНС – центральная нервная система
Календарно – тематическое планирование по математике (1 класс)
№
Тема урока
Дата
Тип урока
Планируемые результаты
Предметные
Личностные
1.
Свойства предметов. Цвет, назначение предметов.
Вводный, комбинированный
Умение различать предметы по цвету.
Начальные навыки работы с учебником математики.
2.
Круг.
Комбинированный
Ознакомление с геометрической фигурой – круг; находить предметы, похожие на круг.
Знание правил поведения на уроке математики и следование им при организации образовательной деятельности.
3.
Сравнение предметов по величине: большой – маленький, одинаковые по величине.
Сообщение новых знаний
Знание и использование в собственной речи слов, определяющих величину, размер.
Желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации.
4.
Положение предметов в пространстве: слева – справа.
Комбинированный
Знание и использование в собственной речи слов, определяющих положение предметов в пространстве.
Нахождение в учебнике задания, указанного учителем.
5.
Положение предметов в пространстве: в середине, между.
Комбинированный
Знание и использование в собственной речи слов, определяющих положение предметов в пространстве.
Умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции.
6.
Квадрат.
Сообщение новых знаний
Узнавание и называние геометрических фигур; определение формы знакомых предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами.
Умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания.
7.
Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.
Комбинированный
Определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу; определение положения предметов на плоскости; перемещение предметов в указанное положение (с помощью учителя).
Начальные умения производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
8.
Сравнение предметов по размеру: длинный – короткий.
Комбинированный
Умение сравнивать предметы по размеру «на глаз», наложением, приложением ( с помощью учителя).
Умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане.
9.
Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи, в, рядом, около.
Комбинированный
Знание и использование в речи слов, определяющих положение предметов в пространстве.
Начальные представления о безопасном поведении в помещении.
10.
Треугольник.
Сообщение новых знаний
Узнавание и называние геометрических фигур; определение формы знакомых предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами.
Желание выполнить учебное задание хорошо (правильно).
11.
Сравнение предметов по размеру: широкий – узкий.
Комбинированный
Умение сравнивать предметы по размеру «на глаз», наложением, приложением (с помощью учителя).
Позитивное отношение к изучению математики.
12.
Положение предметов в пространстве: далеко – близко, дальше – ближе, к, от.
Комбинированный
Определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу; определение положения предметов на плоскости; перемещение предметов в указанное положение (с помощью учителя).
Умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания.
13.
Прямоугольник.
Сообщение новых знаний
Узнавание и называние геометрических фигур; определение формы знакомых предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами.
Умение производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
14.
Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий.
Комбинированный
Умение сравнивать предметы по размеру «на глаз», наложением, приложением ( с помощью учителя).
Умение отвечать на вопросы учителя, поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
15.
Сравнение предметов по глубине: глубокий – мелкий.
Комбинированный
Умение сравнивать предметы по размеру «на глаз».
Умение поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
16.
Положение предметов в пространстве: впереди – сзади, перед, за.
Комбинированный
Определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу.
Желание выполнить учебное задание хорошо (правильно).
17.
Отношение порядка следования: первый – последний, крайний, после, следом, следующий за.
Комбинированный
Установление и называние порядка следования.
Умение прислушиваться к мнению учителя, одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания.
18.
Сравнение предметов по толщине: толстый – тонкий.
Комбинированный
Умение сравнивать предметы по размеру «на глаз».
Позитивное отношение к изучению математики.
19.
Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь.
Комбинированный
Знание частей суток, порядка их следования.
Понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике, умение их использовать для выполнения практических упражнений.
20.
Временные представления: рано – поздно.
Комбинированный
Овладение элементарными временными представлениями, использование в речи при описании событий слов: рано – поздно.
Умение отвечать на вопросы учителя, поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
21.
Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.
Комбинированный
Овладение элементарными временными представлениями, использование в речи при описании событий слов: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.
Умение производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
22.
Сравнение предметов по массе: тяжелый – легкий.
Комбинированный
Сравнивать предметы по массе с помощью мускульных ощущений.
Умение отвечать на вопросы учителя.
23.
Сравнение предметов: много – мало, несколько.
Комбинированный
Выполнение оценивания и сравнения количества предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделения лишних, недостающих предметов; уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций).
24.
Сравнение двух предметных совокупностей: один – много, ни одного.
Комбинированный
Умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности.
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей).
25.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ.
Сообщение новых знаний
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях: больше, меньше, одинаково, ровно, столько же.
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей).
26.
Число и цифра 1.
Сообщение новых знаний
Обозначение цифрой (запись) числа 1. Соотношение количества, числительного и цифры. Знакомство с монетой достоинством 1 р.
Включение в образовательную деятельность на основе интереса к содержанию и организации процесса изучения математики.
27.
Число и цифра 2.
Сообщение новых знаний
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 2. Место числа 2 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 2. Счет предметов в пределах 2. Соотношение количества, числительного и цифры. Сравнение чисел в пределах 2. Пара предметов: определение пары предметов, составление пары из знакомых предметов.
Желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации.
28.
Арифметические действия.
Сообщение новых знаний
Знак арифметического действия «+», его название («плюс»), значение (прибавить).
Включение в образовательную деятельность на основе интереса к содержанию и организации процесса изучения математики.
29.
Арифметические действия.
Сообщение новых знаний
Знак арифметического действия « - «, его название («минус»), значение (вычесть). Составление математического выражения (1+1, 2-1) на основе соотнесения с предметно – практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись математического выражения в виде равенства (примера): 1+1=2, 2-1=1.
Желание выполнить учебное задание хорошо (правильно).
30.
Арифметические задачи.
Сообщение новых знаний
Арифметическая задача, ее структура: условие, вопрос.
Составление арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету. Решение и ответ задачи.
Формирование мотивации к изучению нового материала.
31.
Геометрический материал. Шар.
Сообщение новых знаний
Шар: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с шаром. Дифференциация круга и шара. Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на шар). Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (мяч, апельсин – похожи на шар; монета, пуговица – похожи на круг, одинаковые по форме и т. п.), разной формы.
Умение производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
32.
Число и цифра 3.
Сообщение новых знаний
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 3. Место числа 3 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 3. Счет предметов в пределах 3. Соотношение количества, числительного и цифры. Количественные и порядковые числительные, их дифференциация. Использование порядковых числительных для определения порядка следования предметов. Сравнение чисел в пределах 3. Состав чисел 2, 3. Получение 3р. путем набора из монет достоинством 1р., 2р.
Желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации.
33.
Состав чисел 2, 3.
Комбинированный
Состав чисел 2, 3. Получение 3р. Путем набора из монет достоинством 1р., 2р.
Умение производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
34.
Арифметические действия. Сложение.
Сообщение новых знаний
Арифметическое действие – сложение, его запись в виде примера. Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Включение в образовательную деятельность на основе интереса к содержанию и организации процесса изучения математики.
35.
Арифметические действия. Вычитание.
Комбинированный
Арифметическое действие – вычитание, его запись в виде примера.
Желание выполнить учебное задание хорошо (правильно).
36.
Арифметические задачи.
Комбинированный
Составление арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету. Решение и ответ задачи.
Умение прислушиваться к мнению учителя, одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания.
37.
Геометрический материал. Куб.
Сообщение новых знаний
Куб: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с кубом. Дифференциация квадрата и куба. Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на квадрат, похожи на куб). Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (кубик игровой, деталь конструктора в форме куба – похожи на куб, одинаковые по форме; платок, салфетка – похожи на квадрат, одинаковые по форме и т. п.), разной формы.
Формирование мотивации к изучению нового материала.
38.
Число и цифра 4.
Сообщение новых знаний
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 4. Место числа 4 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 4. Счет предметов в пределах 4. Соотношение количества, числительного и цифры. Сравнение чисел в пределах 4. Состав числа 4. Получение 4р. путем набора из монет достоинством 1р., 2р.
Желание выполнить учебное задание хорошо (правильно).
39.
Арифметические действия.
Комбинированный
Сложение и вычитание чисел в пределах 4. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 4.
Включение в образовательную деятельность на основе интереса к содержанию и организации процесса изучения математики.
40.
Арифметические задачи.
Комбинированный
Составление арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению.
Умение прислушиваться к мнению учителя, одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания.
41.
Повторение, обобщение пройденного.
Урок контроля и систематизации знаний
Решение примеров, задач, сравнение чисел.
Умение производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
42.
Геометрический материал. Брус.
Сообщение новых знаний
Брус: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с брусом. Дифференциация прямоугольника и бруса. Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на прямоугольник, похожи на брус). Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (коробка, шкаф – похожи на брус, одинаковые по форме; тетрадь, классная доска - похожи на прямоугольник, одинаковые по форме и т. п.), разной формы.
Желание выполнить учебное задание хорошо (правильно).
43.
Число и цифра 5.
Сообщение новых знаний
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 5. Место числа 5 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 5. Счет предметов в пределах 5. Соотношение количества, числительного и цифры. Состав числа 5. Знакомство с монетой достоинством 5р. Получение 5р. путем набора из монет достоинством 1р., 2р.
Включение в образовательную деятельность на основе интереса к содержанию и организации процесса изучения математики.
44.
Сравнение чисел в пределах 5.
Комбинированный
Увеличение, уменьшение, уравнивание количества предметов в совокупности.
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей).
45.
Арифметические действия.
Комбинированный
Сложение и вычитание чисел в пределах 5. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 5.
Желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации.
46.
Решение примеров на присчитывание – отсчитывание.
Комбинированный
Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 2 с помощью последовательного присчитывания (отсчитывания) по 1 (3+2=5, 3+1+1= 5; 5-2= 3, 5-1-1=3).
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей).
47.
Арифметические задачи.
Комбинированный
Составление арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению.
Формирование мотивации к изучению нового материала.
48
Повторение, обобщение пройденного материала.
Урок контроля и систематизации знаний
Решение примеров, задач, сравнение чисел.
Желание выполнить учебное задание хорошо (правильно).
49.
Нумерация. Числа 1 – 5.
Комбинированный
Числовой ряд в пределах 5, состав чисел в пределах 5, сравнение чисел.
Умение производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
50.
Арифметические действия. Арифметические задачи.
Комбинированный
Сложение и вычитание чисел в пределах 5. Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 5.
Желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации.
51.
Геометрический материал. Точка, линии.
Сообщение новых знаний
Точка, линии: распознавание, называние. Дифференциация точки и круга. Линии прямые и кривые: распознавание, называние, дифференциация. Моделирование прямых, кривых линий на основе практических действий с предметами (веревка, проволока, нить и пр.). Нахождение линий в иллюстрациях, определение их вида. Изображение кривых линий на листке бумаги.
Умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане.
52.
Геометрический материал. Овал.
Сообщение новых знаний
Овал: распознавание, называние. Определение формы предметов путем соотнесения с овалом (похожа на овал, овальная; не похожа на овал). Дифференциация круга и овала; дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на овал). Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (зеркало, поднос – похожи на овал, одинаковые по форме; тарелка, часы – похожи на круг, одинаковые по форме и т.п.), разной формы.
Умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане.
53.
Число и цифра 0.
Сообщение новых знаний
Получение нуля на основе практических действий с предметами, в результате которых не остается ни одного предмета, использованных для счета. Название, обозначение цифрой числа 0. Число 0 как обозначение ситуации отсутствия предметов, подлежащих счету. Сравнение чисел. Нуль как результат вычитания (2-2=0). Практические действия с монетами, в результате которых остается 0 рублей; составление примеров на основе выполненных практических действий (4-4=0).
Формирование мотивации к изучению нового материала.
54.
Число и цифра 6.
Сообщение новых знаний
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 6. Место числа 6 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 6 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 6. Соотношение количества, числительного и цифры.
Формирование мотивации к изучению нового материала.
55.
«Следующее число», «предыдущее число».
Сообщение новых знаний
Введение понятий «следующее число», «предыдущее число». Определение следующего числа, предыдущего по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд и без опоры на числовой ряд.
Желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации.
56.
Сравнение чисел.
Комбинированный
Сравнение чисел.
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей).
57.
Арифметические действия.
Комбинированный
Сложение и вычитание чисел в пределах 6. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 6.
Умение прислушиваться к мнению учителя, одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания.
58.
Арифметические задачи.
Комбинированный
Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 6. Составление и решение задач по готовому решению, предложенному сюжету. Составление и решение задач по краткой записи с использованием иллюстраций.
Умение производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
59.
Геометрический материал. Построение прямой линии через одну, две точки.
Сообщение новых знаний
Знакомство с линейкой. Использование линейки как чертежного инструмента. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну, две точки.
Умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане.
60.
Число и цифра 7.
Сообщение новых знаний
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 7. Место числа 7 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 7 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 7. Соотношение количества, числительного и цифры.
Формирование мотивации к изучению нового материала.
61.
«Следующее число», «предыдущее число».
Сообщение новых знаний
Получение следующего числа путем присчитывания (прибавления) 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания (вычитания) 1 от числа.
Желание выполнить учебное задание хорошо (правильно).
62.
Сравнение чисел.
Комбинированный
Сравнение чисел.
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей).
63.
Арифметические действия.
Комбинированный
Сложение и вычитание чисел в пределах 7. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 7.
Умение отвечать на вопросы учителя, поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
64.
Арифметические задачи.
Комбинированный
Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 7. Составление и решение задач по готовому решению, предложенному сюжету, по краткой записи с использованием иллюстраций.
Желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации.
65.
Единицы измерения и их соотношения. Сутки, неделя.
Сообщение новых знаний
Понятие о сутках как о мере времени. Краткое обозначение суток (сут.). Понятие недели. Соотношение: неделя – 7 суток. Название дней недели. Порядок дней недели.
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций).
66.
Геометрический материал. Отрезок.
Сообщение новых знаний
Моделирование получения отрезка на основе практических действий с предметами (отрезание куска веревки, нити). Получение отрезка как части прямой линии. Распознавание, называние отрезка. Построение отрезка произвольной длины с помощью линейки. Сравнение отрезков по длине «на глаз» (самый длинный, самый короткий, длиннее, короче, одинаковой длины). Измерение отрезка с помощью мерки (длина мерки – произвольная).
Умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане.
67.
Число и цифра 8.
Сообщение новых знаний
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 8. Место числа 8 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 8 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 8. Соотношение количества, числительного и цифры.
Желание выполнить учебное задание хорошо (правильно).
68.
Сравнение чисел в пределах 8.
Комбинированный
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей).
69.
Геометрический материал. Сравнение отрезков.
Комбинированный
Сравнение отрезков по длине на основе результатов измерения в мерках.
Умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане.
70.
Арифметические действия.
Комбинированный
Сложение и вычитание чисел в пределах 8. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 8.
Умение производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
71.
Переместительное свойство сложения.
Сообщение новых знаний
Практическое знакомство с переместительным свойством сложения, его использование при решении примеров.
Формирование мотивации к изучению нового материала.
72.
Арифметические задачи.
Комбинированный
Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 8. Составление и решение задач по готовому решению, предложенному сюжету, по краткой записи с использованием иллюстраций.
Умение прислушиваться к мнению учителя, одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки.
Умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане.
74.
Число и цифра 9.
Сообщение новых знаний
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 9. Место числа 9 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 9 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 9. Соотношение количества, числительного и цифры.
Формирование мотивации к изучению нового материала.
75.
Сравнение чисел в пределах 9.
Комбинированный
Сравнение чисел: меньшее, большее число.
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей).
76.
Арифметические действия.
Комбинированный
Сложение и вычитание чисел в пределах 9. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 8. Рассмотрение в практическом плане ситуации, когда невозможно из меньшего количества предметов отнять большее количество предметов.
Умение прислушиваться к мнению учителя, одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания.
77.
Счет по 2, по 3.
Комбинированный
Умение производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
78.
Арифметические задачи.
Комбинированный
Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 9. Составление и решение задач по готовому решению, предложенному сюжету, по краткой записи с использованием иллюстраций.
Умение отвечать на вопросы учителя, поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
79.
Единицы измерения и их соотношения. Мера длины – сантиметр. Сообщение новых знаний
Сообщение новых знаний.
Знакомство с мерой длины – сантиметр. Краткое обозначение: см. Изготовление модели сантиметра. Измерение длины предметов и отрезков с помощью модели сантиметра в качестве мерки. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов и отрезков с помощью линейки. Запись и чтение числа, полученного при измерении длины в сантиметрах (6 см). Построение отрезка заданной длины.
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций).
80.
Число 10.
Сообщение новых знаний.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 10. Место числа 10 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 10. Получение 1 десятка из 10 единиц на основе практических действий с предметными совокупностями.
Формирование мотивации к изучению нового материала.
81.
Единицы измерения и их соотношения.
Комбинированный
Изготовление модели линейки длиной 10 сантиметров с нанесением штрихов на основе использования мерки длиной 1 см (модели сантиметра) и записью чисел 1-10.
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций).
82.
Арифметические действия.
Комбинированный
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 10.
Умение прислушиваться к мнению учителя, одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания.
83.
Арифметические задачи.
Комбинированный
Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 9. Составление и решение задач по готовому решению, предложенному сюжету, по краткой записи с использованием иллюстраций.
Умение производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
84.
Единицы измерения и их соотношения. Меры стоимости.
Сообщение новых знаний.
Рубль как мера стоимости. Краткое обозначение: р. Знакомство с монетой достоинством 10 р. Знакомство с мерой стоимости – копейка. Краткое обозначение (к). Знакомство с монетой достоинством 10к. Чтение и запись числа: 10 к. Чтение и запись чисел, полученных при измерении стоимости конкретных знакомых предметов одной мерой (3р., 10р.). Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 рублей. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства (на основе оперирования монетами рублевого достоинства).
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций).
85.
Единицы измерения и их соотношения. Мера массы – килограмм.
Сообщение новых знаний.
Знакомство с мерой массы – килограмм. Краткое обозначение (кг). Чтение и запись меры массы: 1 кг. Прибор для измерения массы предметов – весы. Практические упражнения по определению массы предметов с помощью весов и гирь. Чтение и запись чисел, полученных при измерении массы предметов (2 кг, 5кг).
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций).
86.
Единицы измерения и их соотношения. Мера емкости – литр.
Сообщение новых знаний.
Знакомство с мерой емкости – литр. Краткое обозначение (л). Чтение и запись: 1л. Практические упражнения по определению емкости конкретных предметов путем заполнения их жидкостью (водой) с использованием мерной кружки (литровой банки). Чтение и запись чисел, полученных при измерении емкости предметов (2л, 4л).
Умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций).
87.
Число 11.
Сообщение новых знаний.
Образование, название, запись числа 11. Десятичный состав числа 11. Практические упражнения по откладыванию числа 11 с использованием счетного материала. Место числа 11 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 11 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 11. Сложение и вычитание на основе десятичного состава числа 11 (10+1=11, 11-1=10), с опорой на предметно – практические операции.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
88.
Число 12.
Сообщение новых знаний.
Образование, название, запись числа 12. Десятичный состав числа 12. Практические упражнения по откладыванию числа 12 с использованием счетного материала. Место числа 12 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 12 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 12.
Умение прислушиваться к мнению учителя, одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания.
89.
Число 13.
Сообщение новых знаний.
Образование, название, запись числа 13. Десятичный состав числа 13. Практические упражнения по откладыванию числа 13 с использованием счетного материала. Место числа 13 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 13 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 13.
Умение производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно).
90.
Число 14.
Сообщение новых знаний.
Образование, название, запись числа 14. Место числа 14 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 14 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 14. Сложение и вычитание в пределах 14 на основе присчитывания и отсчитывания единицы.
Умение отвечать на вопросы учителя, поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
91.
Число 15.
Сообщение новых знаний.
Образование, название, запись числа 15. Место числа 15 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 15 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 15. Сложение и вычитание в пределах 15 на основе присчитывания и отсчитывания единицы.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
92.
Число 16.
Сообщение новых знаний.
Образование, название, запись числа 16. Место числа 16 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 16 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 16. Сложение и вычитание в пределах 16 на основе присчитывания и отсчитывания единицы.
Умение отвечать на вопросы учителя, поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
93.
Число 17.
Сообщение новых знаний.
Образование, название, запись числа 17. Место числа 17 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 17 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 17. Сложение и вычитание в пределах 17 на основе присчитывания и отсчитывания единицы.
Умение прислушиваться к мнению учителя, одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания.
94.
Число 18.
Сообщение новых знаний.
Образование, название, запись числа 18. Место числа 18 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 18 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 18.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
95.
Число 19.
Сообщение новых знаний.
Образование, название, запись числа 19. Место числа 19 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 19 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 19. Сложение и вычитание в пределах 19 на основе присчитывания и отсчитывания единицы.
Умение отвечать на вопросы учителя, поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
96.
Число 20.
Сообщение новых знаний.
Образование, название, запись числа 20. Состав числа 20 из двух десятков. Место числа 20 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 20 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 20.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Разработка варианта рабочей учебной программы для 8 класса по курсу «Химия» в условиях перехода на ФГОС ООО по учебнику О.С. Габриелян"
["seo_title"] => string(148) "razrabotka-varianta-rabochiei-uchiebnoi-proghrammy-dlia-8-klassa-po-kursu-khimiia-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-ooo-po-uchiebniku-o-s-gabriielian"
["file_id"] => string(6) "284432"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1453981110"
}
}