Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Родной русский язык 4 класс.»
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Родной язык» (русский) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы курса «Русский язык»
Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
4 класс
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета к концу 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
осознание языка как основного средства общения людей.
Учащиеся получат возможность для формирования:
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;
осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;
понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции;
применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15–20 слов);
выполнять основные гигиенические требования при письме.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);
различать слова–названия предметов, слова–признаки предметов и слова–действия предметов;
различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
находить родственные слова в группе предложенных слов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий;
оценивать правильность выполнения задания;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
Учащиеся научатся:
ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать
к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
осознания русского языка как основного средства общения народов России;
осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;
понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово как главное средство языка;
осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)
производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
оценивать уместность использования слов в тексте;
использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место;
понимать цель выполняемых действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
понимать важность планирования работы;
осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
озаглавливать текст;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
К концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;
понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительной мотивации к созданию собственных текстов;
положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);
способности к адекватной самооценке.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;
вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
осознавать цели и задачи урока, темы;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;
планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;
преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
озаглавливать текст;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;
к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;
осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;
эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;
личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;
способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;
планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Учащиеся научатся:
ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;
строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными членами предложения);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно делать выводы;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;
передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
владеть диалоговой формой речи;
Учащиеся получат возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
Содержание учебного предмета
1 класс
Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.
Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).
Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении.
Ударение. Ударный слог.
Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).
Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:
— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу);
— раздельное написание слов;
— перенос слов по слогам без стечения согласных;
— большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.
Ударение. Слоговой состав слова.
2 класс
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Речь. Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации). Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст. Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст (устный и письменный). Тема текста.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объему текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письма по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/ изложение по вопросам, готовому плану).
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ )
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей - язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).
Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными.
Слово и его значение (лексика) Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова.
Слово и его строение (состав слова, морфемика) Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень — смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.
Слово как часть речи (морфология) Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов — имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Синтаксис и пунктуация . Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).
Орфография Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от местоположения в слове. Использование орфографического словаря.
Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).
3 класс
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как Объявление. Загадка.
Язык как средство общения
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить).Связь языкас историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы).
Фонетика и орфоэпия.Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика.Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Слово и его значение (лексика) Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы.
Слово и его значимые части (морфемика) Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова.
Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении):
Словосочетание Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором).
Предложение Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Орфография и пунктуация Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами.
4 класс
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь . Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации.
Высказывание. Текст . Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2-3 микротемами):
- писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость - до 45 букв в минуту при списывании, до 65-70 букв - при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Общие сведения о языке . Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка.
Фонетика и орфоэпия. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика (слово и его значение). Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) . Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Морфология (слово как часть речи) Части речи. Углубление понятий о частях речи - имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Словосочетание .Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение .Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Члены предложения.
Орфография и пунктуация Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных - названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи.
Тематическое планирование
1 класс
№
Разделы программы
Кол-во часов
1.
Обучение письму
3
2.
Фонетика, орфоэпия и графика
3
3.
Слово и его значение (лексика)
3
4.
Предложение и текст
3
5.
Орфография
5
ИТОГО
17ч
№
Разделы программы
Кол-во часов
2кл.
3кл.
4кл.
1.
Язык и речь.
4ч
3ч
2ч
2.
Речевое общение.
4ч
3ч
3ч
3
Слово и его значение (лексика)
3ч
3ч
3ч
4
Слово и его строение (состав слова, морфемика)
2ч
4ч
4ч
5
Слово как часть речи (морфология)
5ч
5ч
5ч
ИТОГО
18ч
18ч
17ч
2 класс
№ п/п
Разделы программы
Кол-во часов
1.
ЯЗЫК И РЕЧЬ (вводный раздел)
1ч
2.
Повторение изученного о языке в 1 классе
Слово и его строение
1ч
Обозначение на письме гласных и согласных звуков
1ч
Слово как часть речи
1ч
Слово и предложение
1ч
Предложение и текст
1ч
3.
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
1ч
Речь
1ч
Высказывание. Текст
1ч
Виды речевой деятельности
1ч
4
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Слово и его значение (лексика)
1ч
Слово и его строение (состав слова, морфемика
1ч
Слово как часть речи (морфология)
Имя существительное
1ч
Имя прилагательное
1ч
Глагол
1ч
Синтаксис и пунктуация
1ч
Орфография
1ч
ИТОГО
17ч
3 класс
№ п/п
Разделы программы
Кол-во часов
1
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Речь как способ общения с помощью языковых средств.
1ч
Речь
1ч
Высказывание. Текст
1ч
Развитие речи. Виды речевой деятельности
1ч
2
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Общие сведения о языке
2ч
Слово и его значение (лексика)
2ч
Слово и его строение (состав слова, морфемика
2ч
Слово как часть речи (морфология)
2ч
3
Синтаксис
Словосочетание
2ч
Предложение
2ч
4
Орфография и пунктуация
1ч
Итого
17ч
4 класс
№ п/п
Разделы программы
Кол-во часов
1.
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основа формирования речевых умений
1ч
Речь
1ч
Высказывание. Текст
1ч
Речевой этикет
1ч
Виды речевой деятельности (коммуникативно- речевые умения)
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой считается:
1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.