Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Родная русская литература 4 класс.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценное взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является одним из основных требований ФГОС и важным условием для успешного развития и обучения учащихся.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Родное слово» для учащихся начальных классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Родное слово» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Программа учитывает основные задачи развития образования: в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками самостоятельных письменных и устных заданий.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 3 года (всего 51 час).
Уровень образования школьников: 2 - 4 классы
Форма учебной работы: урочная.
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Родное слово» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи:
1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает системно-деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:
- мотив;
- цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить
и т.д.);
- замысел (зачем говорю);
- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
- планирование (что и как скажу);
- реализация (что и зачем услышу);
- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).
использование игр и игровых форм организации деятельности;
учебные дискуссии;
творческие задания;
постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
устный контроль;
письменный контроль;
Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ожидаемые результаты прохождения курса:
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников; применение полученных знаний и умений в практической деятельности; участие в городских и региональных олимпиадах.
Диагностика: анализ анкет и тестов учащихся, степень участия учащихся в мероприятиях по данному направлению, наблюдение, социо
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; учат любить и чувствовать родной язык, совершенствуют навык выразительного чтения; вовлекают детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.
Содержание программы
2-й класс
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятий
Задачи
Кол-во
часов
Результат
Дата план
Дата факт
1.
Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.
Раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками.
1
Формируется звуковая культура речи.
2.
Играем в загадки. Сочинение загадок.
Познакомить с приемами конструирования загадки.
1
Обогащается словарный запас.
3.
Сочинение скороговорки.
Учить сочинять скороговорку.
1
Научились сочинять скороговорку.
4.
Сочиняем считалку. Два секрета считалки.
Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.
1
Узнали секреты считалки.
5.
Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка.
Обогатить словарный запас учащихся.
1
Обогащается словарный запас.
6.
Происхождение слов. Как нужно говорить.
Рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить.
1
Узнали о происхождении слов.
7.
Крылатые слова и выражения.
Познакомить с крылатыми словами и выражениями.
1
Обогащается словарный запас.
8.
Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок.
Познакомить с фольклорными жанрами: пословицей и поговоркой. Учить иллюстрировать их.
1
Научились иллюстрировать пословицы.
9.
Сочинение стихов по заданной рифме.
Сочинить стихи по заданной рифме.
1
Обогащается словарный запас.
10.
Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.
Познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок.
1
Обогащается словарный запас.
11.
Сочинение сказки по серии картинок
Сочинить сказку по серии картинок.
1
Обогащается словарный запас.
12
Что такое речь? Речь устная и письменная.
Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи. Рассказать об отличиях устной речи от письменной.
1
Познакомились с понятием речь.
13.
Составление предложений из отдельных слов.
Научить составлять предложения из отдельных слов.
1
Научились составлять предложения.
14.
Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.
Познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте.
1
Познакомились с признаками текста.
15.
Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам.
Написать рассказ по заданной теме.
1
Научатся
сочинять рассказы.
16.
Текст. Тема текста. Деление сплошного текста на предложения
Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.
1
Узнали что такое тема текста.
17.
Работа со словом и словарями
Учить работать со словарями.
1
Обогащается словарный запас.
17
3-й класс
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков «орфоэпически» правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, синонимов, омонимов, настроений. Работа по воспитанию культуры речи.
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Сочинения по пословице, сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
Тема занятий
Задачи
Кол-во
часов
Результат
Дата план
Дата факт
1.
Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.
Побеседовать о сокровищах русского языка.
1
Узнают о сокровищах родного языка.
2.
Игра «Знаешь ли ты пословицы».
Проверить знания учащихся.
1
Проверят свои знания.
3.
Сочинение по пословице.
Написать сочинение по пословице.
1
Научатся писать сочинение.
4.
Слово или не слово?
Познакомить учеников с тем, как можно определить значение слова и как его толковать.
1
Обогащается словарный запас.
5.
Слова: синонимы, омонимы, антонимы.
Продолжить знакомство с синонимами, омонимами, антонимами.
1
Обогащается словарный запас.
6.
Сочинение «Золотая осень».
Написать сочинение на заданную тему.
1
Научатся писать сочинения.
7.
Смеемся, грустим, задумываемся.
Показать учащимся, что художественная речь способна пробуждать различные чувства.
1
Познакомятся с художественной речью.
8.
Речь, предложение, текст. Признаки текста.
Повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте.
1
Повторят и обобщат знания о речи.
9.
Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.
1
Познакомятся с понятием текст.
10.
Деление сплошного текста на предложения.
Учить делить сплошной текст на части.
1
Научатся делить текст на части.
11.
Редактирование текста.
Учить редактировать текст.
1
Научатся редактировать текст.
12.
Текст – поздравление к празднику.
Научить сочинять поздравление к празднику
1
Научатся сочинять поздравление.
13.
Письмо – текст. Письмо другу, подруге.
Научить писать письма.
1
Научатся писать письма.
14.
О чем рассказывает план. Составляем план своего рассказа.
Показать, что по хорошему плану можно узнать, о чем будет говориться в тексте.
Познакомить с рифмой как особенностью стихотворной речи.
1
Познакомятся с рифмой.
17
4-й класс
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов причтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и, наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста. Обогащение словарного запаса новыми словами, словами с эмоционально – экспрессивной окраской, уточнение значений знакомых слов, выявление истинного значения слова, умение пользоваться этимологическим и толковым словарями. Работа по воспитанию культуры речи (овладение нормами русского литературного языка, очищение словаря школьников от слов – паразитов, жаргонизмов, трафаретных слов, иноязычной лексики 9при наличии русских слов с этим же значением).
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами
художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках. После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятий
Задачи
Кол-во
часов
Результат
Дата план
Дата факт
1.
Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.
Побеседовать о сокровищах русского языка.
1
Обогащается словарный запас.
2.
Почему их так называют?
(Происхождение слов).
Познакомить с наукой этимологией.
1
Обогащается словарный запас.
3.
Слова – тезки. (Омонимы)
Продолжить знакомство с омонимами.
1
Обогащается словарный запас.
4.
Одно и то же, но по-разному. (Синонимы). О различиях слов синонимов.
Продолжить знакомство с омонимами
1
Обогащается словарный запас.
5.
Слова с противоположным значением. (Антонимы).
Продолжить знакомство с антонимами.
1
Обогащается словарный запас.
6.
Устаревшие слова
Познакомить со словами – архаизмами.
1
Обогащается словарный запас.
7.
Новые слова
Познакомить со словами – неологизмами.
1
Обогащается словарный запас.
8.
Слова – пришельцы.
Познакомить с заимствованными словами.
1
Обогащается словарный запас.
9.
Крылатые слова и
выражения.
Познакомить с крылатыми выражениями.
1
Обогащается словарный запас.
10.
Фразеологизмы.
Продолжить знакомство с фразеологическими оборотами.
1
Обогащается словарный запас.
11.
Словарное богатство родного языка
Обогащение словаря и развитие речи учащихся.
1
Обогащается словарный запас.
12.
Сочинение – миниатюра «Осенний листок».
Написать сочинение на заданную тему.
1
Научатся писать сочинения.
13.
Сочинение в рисунках. (Пиктография).
Познакомить с пиктографией. Учить сочинять рассказ в рисунках.
1
Научатся составлять рассказ в рисунках.
14.
Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).
Продолжить знакомство с выразительными средствами языка.
1
Познакомятся с выразительными средствами.
15
Сочинение – отзыв по любимым стихотворениям, рассказу.
Повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте.
1
Обобщат знания о речи.
Всего
17
Контроль и учет речевых компетентностей учащихсябудет осуществляться в форме смотра творческих работ, олимпиадных заданий, конкурсов («Русский медвежонок»).
Для этого предлагаются интересные компетентностно - ориентированные задания. Выполнение ребятами таких заданий поможет им проявить себя в новых ситуациях с одной стороны, а с другой – послужит толчком для осознания потребности лучшего усвоения учебного материала.
Контрольно – измерительные материалы:
2 – 4 класс: Олимпиадные задания.
Олимпиады проводятся в конце учебного года.
Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ. // Народное образование, 2008, № 6. – с. 191 – 197.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.
Кубасова О.В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / О.В. Кубасова. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.
Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству; Науч. исслед. ин-т общей педагогики Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1982.
Соловейчик М.С. Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – 2-е изд. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.