Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Я и мой мир"»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Я и мой мир» имеет социальное направление, составлена на основе:
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- примерной программы внеурочной деятельности, автор В. А. Горский
.
Место учебного предмета
На предмет отводится 33 часа из расчёта 1 час в неделю.
Содержание программы:
1 раздел - «Мой дом, моя семья»
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Задачи: 1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
1класс:
Игра – тренинг «Знакомство». Кто я, какие мы?Кто, кто в моем доме живет?Мой папа. Моё отчество. Моя мама. Рисуем милой мамочки портрет.Я - сын. Я – дочь. Каков я?«Если бы ябыл(а) мамой, папой».Мои корни, мои предки.Конкурс рисунков «Моя семья».Азбука больших и малых дел нашей семьи. Экскурсия, сбор природного материала.Изготовление подарка к Дню Матери.Любимые занятия моих родителей. Кому нужна моя помощь?Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.О семье в стихах и песнях.
2 раздел – «Моя малая Родина»
Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного города, воспитание гордости за свою Малую Родину.
Задачи: 1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2. Развитие творческой активности.
3. Ознакомление учащихся с «малой» родиной, её историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями.
Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с тружениками тыла и заслуженными людьми, экскурсии в краеведческий музей школы, конкурс рисунков «Мой город», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.
1 класс:
Мой город. (село).История моего города (села). Экскурсия в школьный музей.
Мой любимый уголок в городе (село). Экскурсия.
Памятные места моего города. Экскурсия.
Вот моя деревня, вот мой дом родной (игра-путешествие).
В гости к старожилам. Экскурсия.
Мои известные земляки.
Профессии людей в городе.
Городские профессии (игра-викторина).
Конкурс рисунков «Моя улица», «Мой город (село)».
Какие люди в городе, котором я живу! (художники, поэты, музыканты, певцы)
Традиции моего города.
Посещение городской библиотеки.
Мой город в годы Великой Отечественной войны.
Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину».
3 раздел – «Моя Родина – Россия»
Цель блока- обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе.
1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
4. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в школьный музей, беседы, конкурсы рисунков, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
1класс:
«С чего начинается Родина?» Знакомство с государственными символами России:Герб, Гимн, Флаг. Как жили наши предки славяне. Русские героические сказки.Былинные «Защитники Отечества»: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.Богатырская наша сила (викторина. Государственные праздники России. День Победы.
Чтим великий День Победы. Экскурсия в школьный музей.
Конкурс рисунков «Дети рисуют войну».
Экскурсия к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Экскурсия по родным местам.
Что я умею, что я могу (отчет за год).
Учебно-тематический план
1
«Мой дом, моя семья»
11
Проявлять интерес к занятиям по программе; формировать любовь к семье.
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье.
Принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направлен ную на ее решение в сотрудничестве с учителем.
2
«Моя малая Родина»
11
Определять основные достопримечательностиродного города, его историю возникновения.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений,
3
Моя Родина – Россия»
11
Определять символику России. Исследовать жизнь древних славян на примете героических сказок. Определять государст венные праздники России. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Учиться уважительноотноситься к позиции другого, пытаться договариваться.
Итого
33
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№
Тема занятия
Кол-во
Часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
Дата по плану
Дата по факту
1
«Мой дом, моя семья»
11
Проявлять интерес к занятиям по программе; формировать любовь к семье.
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье.
Знать о том, что самое дорогое у человека – его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи. Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи; совместно договариваться о правилах общения.
Принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направлен ную на ее решение в сотрудничестве с учителем.
1
Игра – тренинг «Знакомство». Кто я, какие мы?
1
2
Кто, кто в моем доме живет?
1
3
Мой папа. Моё отчество
1
4
Моя мама. Рисуем милой мамочки портрет.
1
5
Я - сын. Я – дочь. Каков я? «Если бы я был(а) мамой, папой».
1
6
Мои корни, мои предки. Конкурс рисунков «Моя семья».
1
7
Азбука больших и малых дел нашей семьи.
1
8
Экскурсия, сбор природного материала.
1
9
Изготовление подарка ко Дню Матери. Любимые занятия моих родителей.
1
10
Кому нужна моя помощь? Порядок время бережёт.
1
11
Как организовать свой труд дома. О семье в стихах и песнях.
1
«Моя малая Родина»
12
Мой город (село). История моего города (села)
1
Знать основные достопримечательности родного города, его историю возникновения. Знать инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни, уметь самостоятельно ориентироваться в этой обстановке; объяснять роль различных профессий в нашей жизни; соблюдать правила уличного движения; иметь представление о хозяйстве человека и его роли в развитии этого хозяйства.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
13
Мой любимый уголок в городе (селе). Экскурсия
1
14
Памятные места моего города.(села) Экскурсия
1
15
Вот моя деревня, вот мой дом родной (игра-путешествие)
1
16
В гости к старожилам. Экскурсия «Мои известные земляки».
1
17
Профессии людей в городе. (селе). Городские (сельские) профессии (игра-викторина
1
18
Конкурс рисунков «Моя улица», «Мое село».
1
19
Какие люди в городе,(селе) котором я живу! (художники, поэты, музыканты, певцы)
1
20
Традиции моего города (села)
1
21
Посещение городской (сельской) библиотеки.
1
22
Мой город (село) в годы Великой Отечественной войны. Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину»
1
«Моя Родина – Россия»
23
«С чего начинается Родина?».
1
Знать символику России. Исследовать жизнь древних славян на примете героических сказок. Знать государст венные праздники России. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
24
Знакомство с государственными символами России: Герб, Гимн, Флаг
1
25
Как жили наши предки славяне. Русские героические сказки.
Экскурсия к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны
Экскурсия по родным местам
Что я умею, что я могу (отчет за год)
1
1
1
1
ИТОГО
Планируемые результаты реализации программы:
По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, русскому языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
элементарные представления: о государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
Реализация данной программы предполагает:
систему краеведческих знаний,
устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.
* Познавательные УУД
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.
* Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
* Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.