Рабочая программа по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация
Рабочая программа по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация
Нарушение разития речи значительно препятствует и ограничивает полноценное общение ребенка. Для этого организована специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»
(СОШ № 2 г. Белоярский)
Рабочая программа
по учебному предмету
Речь и альтернативная коммуникация
для обучающейся 3 класса
Ивановой Снежаны
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: Дробышева Татьяна Владимировна
учитель первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал представлен двумя разделами:
«Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации».
Обучающие задачи по коммуникации направленны на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение этих средств осуществляется индивидуально в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», а навык использования освоенных средств формируется на уроках в рамках предмета «Коммуникация».
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова.
Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова. Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее употреблением. В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. .
-развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения и фиксировать взгляд на лице партнёра;
-учить пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями, либо другим доступным способом;
- учить понимать и выполнять словесные инструкции (на, дай, возьми);
- продолжать учить реагировать на своё имя;
Коррекционные задачи:
- создавать у детей предпосылки к развитию речи;
- формировать артикуляционные способности;
-формировать умение произносить гласные звуки (а, о, у, и) и соотносить их с определёнными игрушками;
- формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики;
- учить понимать обращённую речь;
- формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого;
- побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств
- учить пониманию речи и жестов;
- развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.
Основные формы и методы обучения -
это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры., Чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.
На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью. (вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Обучащиеся учатся:
Установление зрительного контакта с взрослым
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника.
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы).
Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова.
Обращение с просьбой о помощи.
Выражение согласия и несогласия.
Выражение благодарности.
Соблюдение очередности в разговоре.
Ответы на вопросы.
Задавание вопросов.
Соблюдение дистанции в разговоре.
Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния.
Прощание с собеседником.
Цель обучения
Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и альтернативной коммуникации.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Возможные результаты образования данной категории обучающихся:
1. Овладеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.
Пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.), коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.
2. Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач:
Потребность в коммуникации;
Вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;
Использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;
Использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;
Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста;
Использовать доступные жесты для передачи сообщений;
Общаться с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.);
3. Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка:
Понимать слова, обозначающие объекты, их признаки, действия, явления природы, рукотворного мира и др.;
Использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
5. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:
Узнавать и различать напечатанные буквы;
Писать печатные буквы, слова.
Речь и альтернативная коммуникация
№ п/п
Содержание
Кол-во. часов
Дата
Стимуляция произнесения согласных звуков (5ч)
1
Чтение слогов со звуком[м].
1
03.09
2
Чтение слогов со звуком[х]. Чтение слогов со звуком[х].
1
05.09
3
Чтение слогов со звукам[з] и [с]. Чтение слогов и слов с изученными буквами
1
10.09
4
Чтение слогов со звуком[ш] Составление предложений по картинке
1
12.09
5
Чтение слогов и слов со звуками [н], [п], [т]. Чтение слогов и слов с изученными буквами
1
17.09
6
Жестово-образные игры Явления природы. Игра «Лепим снеговика»
1
19.09
7
Жестово-образные игры. Явления природы. Игра «Мороз».
1
24.09
8
Ритмические упражнения. Явления природы
1
26.09
9
Жестово-образные игры. «Я в школе». Ролевая игра «Учитель и ученики"
1
01.10
10
Жестово-образные игры. Это – Я. Игра «Хозяйка с базара домой принесла…»
1
03.10
11
Жестово-образные игры. Это – Я. Инсценировка стихотворения Ю. Тувима
1
08.10
12
Ритмические упражнения. Это –Я. Я играю.
1
10.10
13
Звук Г. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
1
15.10
14
Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)
1
17.10
15
Составление простых слогов и слов со звуком Г
1
22.10
16
Звук Д. Употребление отдельных звуков звукоподражаний, звуковых комплексов.
1
24.10
2 четверть
17
Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)
1
07.11
18
Составление простых слогов и слов со звуком Д
1
12.11
19
Звук Й. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
1
14.11
20
Выделение звука в словах (в начале, середине, в конце слова)
1
19.11
21
Составление простых слогов и слов со звуком Й
1
21.11
22
Звук Ж. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
1
26.11
23
Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)
1
28.11
24
Составление простых слогов и слов со звуком Ж
1
03.12
25
Звук Б. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
1
05.12
26
Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова).
1
10.12
27
Составление простых слогов и слов со звуком Б
1
12.12
28
Звук Ч. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов
1
17.12
29
Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)
1
19.12
30
Составление простых слогов и слов со звуком Ч
1
24.12
31
Звук Ф. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов
3 четверть
1
26.12
32
Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)
1
14.01
33
Составление простых слогов и слов со звуком Ф.
1
16.01
34
Звук Е. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
1
21.01
35
Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)
1
23.01
36
Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)
1
28.01
37
Буква Ь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
1
30.01
38
Выделение буквы в словах (в середине, в конце слова)
1
04.02
39
Составление простых слов с буквой Ь
1
06.02
40
Глобальное чтение, буквы Г, Д, Й, Ж, Б, Ч, Ф, Е, Ь (18ч) Буква Г. Письмо буквы Г. Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия.
1
11.02
41
Буква Г. Письмо буквы Г. Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия.
1
13.02
42
Буква Д. Письмо буквы Г. Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия.
1
18.02
43
Буква Д. Письмо буквы Г. Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия.
1
20.02
44
Буква Й. Письмо буквы Й. Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Обобщающие понятия.
1
26.02
45
Буква Й. Письмо буквы Й. Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Обобщающие понятия.
1
27.02
46
Буква Ж. Письмо буквы Ж. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.
1
04.03
47
Буква Ж. Письмо буквы Ж. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.
1
06.03
48
Буква Б. Письмо буквы Б. Слова, обозначающие состояния, свойства (признаки) действий.
1
11.03
49
Буква Б. Письмо буквы Б. Слова, обозначающие состояния, свойства (признаки) действий.
1
13.03
50
Буква Ч. Письмо буквы Ч. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.
1
18.03
51
Буква Ч. Письмо буквы Ч. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.
1
20.03
4 четверть
Звукоподражание (27ч)
52
Буква Ф. Письмо буквы Ф. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.:
1
01.04
53
Буква Ф. Письмо буквы Ф. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов
1
03.04
54
Буква Е. Письмо буквы Е. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.
1
08.04
55
Буква Е. Письмо буквы Е. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.
1
10.04
56
Буква Ь. Письмо буквы Ь. Слова, обозначающие количество объектов/субъектов.
1
15.04
57
Буква Ь. Письмо буквы Ь. Слова, обозначающие количество объектов/субъектов.
1
17.04
Стимуляция произнесения слов (6ч) (часов:6)
58
Знакомство со словами-названиями игрушек, частей тела, предметов туалета, предметов обихода, их назначением
1
22.04
59
Знакомства со словами – названиями предметов одежды, обуви, посуды, мебели, их назначением.
1
24.04
60
Знакомство со словами-названиями животных, явлений окружающей среды, их назначением
1
29.04
61
Знакомство со словами-названиями, которые находятся в близком и в более далеком окружении (во дворе, саду, лесу, на улице)
1
30.04
62
Умение находить по слову педагога один предмет среди нескольких
1
06.05
63
Уметь узнавать и называть «Что тебе нужно, чтобы чистить зубы?
1
08.05
Итоговые уроки (5ч) (часов:5)
64
Чтение и письмо простых слогов и слов с изученными буквами
13.05
65
Чтение и письмо простых слогов и слов с изученными буквами