kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушение разития речи значительно препятствует и ограничивает полноценное общение ребенка. Для этого организована специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных  ребенку пределов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»

(СОШ № 2 г. Белоярский)





 











Рабочая программа

по учебному предмету

Речь и альтернативная коммуникация

для обучающейся 3 класса

Ивановой Снежаны

на 2018 – 2019 учебный год












Составитель: Дробышева Татьяна Владимировна

учитель первой квалификационной категории









Пояснительная записка

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Программно-методический материал представлен двумя разделами:

«Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации».

Обучающие задачи по коммуникации направленны на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение этих средств осуществляется индивидуально в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», а навык использования освоенных средств формируется на уроках в рамках предмета «Коммуникация».

Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова.

Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова. Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее употреблением. В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. .

Задачи:

-учить понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений, рисунков;

-развивать умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом;

-развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения и фиксировать взгляд на лице партнёра;

-учить пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями, либо другим доступным способом;

- учить понимать и выполнять словесные инструкции (на, дай, возьми);

- продолжать учить реагировать на своё имя;

Коррекционные задачи:

- создавать у детей предпосылки к развитию речи;

- формировать артикуляционные способности;

-формировать умение произносить гласные звуки (а, о, у, и) и соотносить их с определёнными игрушками;

- формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики;

- учить понимать обращённую речь;

- формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого;

- побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств

- учить пониманию речи и жестов;

- развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.

Основные формы и методы обучения -

это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры., Чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.

На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью. (вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Обучащиеся учатся:

Установление зрительного контакта с взрослым

Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника.

Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы).

Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова.

Обращение с просьбой о помощи.

Выражение согласия и несогласия.

Выражение благодарности.

Соблюдение очередности в разговоре.

Ответы на вопросы.

Задавание вопросов.

Соблюдение дистанции в разговоре.

Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния.

Прощание с собеседником.

Цель обучения

Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств

вербальной и альтернативной коммуникации.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Возможные результаты образования данной категории обучающихся:

1. Овладеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:

 Понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных

графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.

 Пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.), коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.

2. Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач:

 Потребность в коммуникации;

 Вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;

 Использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

 Использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;

 Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста;

 Использовать доступные жесты для передачи сообщений;

 Общаться с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.);

3. Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка:

 Понимать слова, обозначающие объекты, их признаки, действия, явления природы, рукотворного мира и др.;

 Использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

4. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:

 Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

 Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

5. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:

 Узнавать и различать напечатанные буквы;

 Писать печатные буквы, слова.



Речь и альтернативная коммуникация


№ п/п


Содержание

Кол-во. часов


Дата


Стимуляция произнесения согласных звуков (5ч)



1

Чтение слогов со звуком[м].

1

 03.09

2

Чтение слогов со звуком[х]. Чтение слогов со звуком[х].

1

05.09

3

Чтение слогов со звукам[з] и [с]. Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

10.09

4

 Чтение слогов со звуком[ш] Составление предложений по картинке

1

12.09

5

 Чтение слогов и слов со звуками [н], [п], [т]. Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

17.09

6

Жестово-образные игры Явления природы. Игра «Лепим снеговика»

1

19.09

7

 Жестово-образные игры. Явления природы. Игра «Мороз».

1

24.09

8

Ритмические упражнения. Явления природы

1

26.09

9

Жестово-образные игры. «Я в школе». Ролевая игра «Учитель и ученики"

1

 01.10

10

Жестово-образные игры. Это – Я. Игра «Хозяйка с базара домой принесла…»

1

 03.10

11

Жестово-образные игры. Это – Я. Инсценировка стихотворения Ю. Тувима

1

 08.10

12

Ритмические упражнения. Это –Я. Я играю.

1

 10.10

13

Звук Г. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

1

 15.10

14

Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)

1

 17.10

15


 Составление простых слогов и слов со звуком Г


1

 22.10

16

 Звук Д. Употребление отдельных звуков звукоподражаний, звуковых комплексов.

1

 24.10


2 четверть



17

 Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)

1

 07.11

18

Составление простых слогов и слов со звуком Д

1

 12.11

19

Звук Й. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

1

 14.11

20

 Выделение звука в словах (в начале, середине, в конце слова)

1

 19.11

21

Составление простых слогов и слов со звуком Й

1

 21.11

22

Звук Ж. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

1

 26.11

23

Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)

1

28.11

24

 Составление простых слогов и слов со звуком Ж

1

 03.12

25

Звук Б. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

1

 05.12

26

 Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова).

1

 10.12

27

Составление простых слогов и слов со звуком Б

1

 12.12

28

Звук Ч. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

1

 17.12

29

Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)

1

 19.12

30

 Составление простых слогов и слов со звуком Ч

1

24.12

31

Звук Ф. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

3 четверть

1

26.12

32

Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)

1

 14.01

33


 Составление простых слогов и слов со звуком Ф.

1

 16.01

34


 Звук Е. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

1

21.01

35


 Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)

1

 23.01


36


 Выделение звука в словах (в начале слова, в середине, в конце слова)

1

 28.01

37

Буква Ь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

1

30.01

38


 Выделение буквы в словах (в середине, в конце слова)


1

04.02

39

Составление простых слов с буквой Ь

1

06.02

40


 Глобальное чтение, буквы Г, Д, Й, Ж, Б, Ч, Ф, Е, Ь (18ч) Буква Г. Письмо буквы Г. Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия.


1

11.02

41

Буква Г. Письмо буквы Г. Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия.

1

13.02

42

Буква Д. Письмо буквы Г. Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия.

1

18.02

43

Буква Д. Письмо буквы Г. Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия.

1

20.02

44

Буква Й. Письмо буквы Й. Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Обобщающие понятия.

1

 26.02

45

Буква Й. Письмо буквы Й. Слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Обобщающие понятия.

1

 27.02

46

Буква Ж. Письмо буквы Ж. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.

1

04.03

47

Буква Ж. Письмо буквы Ж. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.

1

06.03

48

Буква Б. Письмо буквы Б. Слова, обозначающие состояния, свойства (признаки) действий.

1

11.03

49

Буква Б. Письмо буквы Б. Слова, обозначающие состояния, свойства (признаки) действий.

1

13.03

50

Буква Ч. Письмо буквы Ч. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.

1

18.03

51

Буква Ч. Письмо буквы Ч. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.

1

20.03


4 четверть




Звукоподражание (27ч)



52

Буква Ф. Письмо буквы Ф. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.:

1

01.04

53

Буква Ф. Письмо буквы Ф. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов

1

03.04

54

Буква Е. Письмо буквы Е. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.

1

08.04

55

Буква Е. Письмо буквы Е. Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов.

1

10.04

56

Буква Ь. Письмо буквы Ь. Слова, обозначающие количество объектов/субъектов.

1

15.04

57

Буква Ь. Письмо буквы Ь. Слова, обозначающие количество объектов/субъектов.

1

17.04


Стимуляция произнесения слов (6ч) (часов:6)



58

Знакомство со словами-названиями игрушек, частей тела, предметов туалета, предметов обихода, их назначением

1

22.04

59

Знакомства со словами – названиями предметов одежды, обуви, посуды, мебели, их назначением.

1

24.04

60

Знакомство со словами-названиями животных, явлений окружающей среды, их назначением 

1

29.04

61

Знакомство со словами-названиями, которые находятся в близком и в более далеком окружении (во дворе, саду, лесу, на улице)

1

30.04

62

Умение находить по слову педагога один предмет среди нескольких

1

06.05

63

Уметь узнавать и называть «Что тебе нужно, чтобы чистить зубы?

1

08.05


Итоговые уроки (5ч) (часов:5)



64

Чтение и письмо простых слогов и слов с изученными буквами


13.05

65

Чтение и письмо простых слогов и слов с изученными буквами

1

15.05

66

Итоговый мониторинг 

1

20.05

67

Повторение изученного

1

2205

68

Повторение изученного

1

27.05




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация

Автор: Дробышева Татьяна Владимировна

Дата: 04.02.2020

Номер свидетельства: 538375

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1(дополнительный), 1-4 класс 2 вариант"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_uchebnomu_predmetu_rech_i_alternativnaia_kommunikatsiia_1"
    ["file_id"] => string(6) "595131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639717403"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Алтернативная речь. 5класс"
    ["seo_title"] => string(26) "alternativnaia_rech_5klass"
    ["file_id"] => string(6) "598241"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1642580373"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности по английскому языку «English face to face»"
    ["seo_title"] => string(77) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_angliiskomu_iazyku_english_face_to_face"
    ["file_id"] => string(6) "585096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1628408289"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Программа по занимательному часу Лепим яблоко в 1 ГУО классе"
    ["seo_title"] => string(66) "proghramma-po-zanimatiel-nomu-chasu-liepim-iabloko-v-1-guo-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "299267"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456488789"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства