Просмотр содержимого документа
«Алтернативная речь. 5класс»
Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
МО учителей старших классов
Протокол № __ от ________
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат»
Комарова О.Л. приказом от _______ № ___
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
5класс (2 вариант)
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Комарова О.Л.
учитель русского языка
Петровка,2020г
Содержание
Пояснительная записка
Место предмета в учебном плане
Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы по предмету
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Календарно – тематическое планирование
Приложение
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Адаптированной Основной Общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС для обучающихся с УО. Нарушение речи обучающихся с умеренной умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку кризисных новообразований, свидетельствующих о вступлении ребенка в дошкольный период детства (возникновение и развитие Я -позиции и Я -образа, стремление к самостоятельности, потребность в признании собственных достижений окружающими, выделение сверстника и взаимодействия с ним и пр.). Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами).
Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей с умеренной умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей (как в дошкольном, так и в школьном возрасте) страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния. В программе «Речь и альтернативные коммуникации» определены основные задачи коррекционно-педагогической работы по развитию речи школьников с умеренной умственной отсталостью. При этом учитывается речевая активность обучающихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала. Среди видов деятельности выделяются игровая, предметнопрактическая, трудовая и элементарная учебная. В программе выделяются следующие основные задачи, которые предстоит решать педагогу в процессе обучения детей предмету «Развитие речи и окружающий мир»:
формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»);
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);
учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения; формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний); - развивать фразовую речь;
формировать умение составлять с помощью взрослого простейший словесный отчет о выполненных действиях;
формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня глаза — я умею смотреть», «это мои руки — я умею...» и т. д.);
привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица педагога (перед зеркалом и без него) и его действиям;
развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
формировать первоначальные представления о микро социальном окружении;
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности обучающихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной обучающимся социально-бытовой деятельности;
- использовать малые формы фольклора для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности; знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям вместе с педагогом.
Все эти задачи в той или иной степени необходимо решать в процессе работы с обучающимися с умеренной умственной отсталостью. Однако первостепенная задача учителя — организовать речевую среду, пробудить речевую активность обучающегося, интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у него предметные и предметноигровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящие и указательные жесты и т. д. Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение обучающимся средств общения (речевых и не-речевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача обучения предмету «Развитие речи и альтернативные коммуникации», а коммуникативный принцип построения уроков является ведущим. Речевая активность обучающихся поддерживается и поощряется на всех уроках. Однако не следует забывать и том, что важная роль в работе с обучающимися отводится обучению их восприятию и пониманию выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.
Для развития регулирующей и исполнительской функций речи обучающихся рекомендуется работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами. Использование пиктограмм, позволяющих составлять несложные рассказы «из личного опыта», давать «словесный» отчет о выполненных действиях в процессе продуктивных видов деятельности, положено в основу обучения предмету «Развитие речи и окружающий мир». Темы уроков по развитию речи, по ознакомлению с окружающим природным и социальным миром обучающихся с умеренной умственной отсталостью находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Окружающий природный мир», «Математические представления», « Окружающий социальный мир», « Человек», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» и в реализации задач коррекционно-адаптационной области.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Задачи обучения:
1. преодоление речевой замкнутости, формирование умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, решении бытовых задач;
2. развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать просьбы и желания;
3. развитие слухового внимания;
4. привитие навыков учебной деятельности;
5. формирование умения слушать сказки и простые короткие рассказы;
6. формирование умения называть слова по предметным картинкам, соотносить их с натуральным объектом;
7. расширение активного словаря;
8. развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками.
Особые образовательные потребности школьников
К особым образовательным потребностям, являющимися общими для всех обучающихся с умственной отсталостью относятся:
1. раннее получение специальной помощи средствами образования;
2. обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
3. научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
4. доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования
5. систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
6. обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;
7. использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
8. развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой
9. стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:
1. созданием «обходных путей»; использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным, «пошаговым» обучением;
2. обязательной индивидуализацией обучения;
3. формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
4. обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
5. дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
6. организацией обучения в разновозрастных классах;
7. организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка, и его семьи / законных представителей, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома / места проживания).
Особенности обучения
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания и др. В дальнейшем, в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
В основу программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития положены следующие принципы:
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей
- онтогенетический принцип;
- принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития всеми видами доступной им предметно - практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни.
2. Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021учебный год, годовым календарным учебным графиком рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 68 часов - 34 учебных недели (2 часа в неделю).
3. Планируемые результаты освоения программы (предметные, БУД, личностные)
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития применительно к варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Предметные:
• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними;
• понимать смысл обращенной речи, рисунков;
• уметь вступать в контакт, используя невербальные и вербальные средства;
• показывать и называть части тела (голова, руки, ноги, глаза, рот, уши и т.д.);
• показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;
• выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;
• устанавливать аналогии.
Личностные
• управление своими эмоциями в различных ситуациях;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие мотивов учебной деятельности;
• проявлять любознательность, желание узнавать новое;
• принятие и освоение роли обучающейся;
• ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 5 класса
Обучающиеся должны научиться
передавать мысли с помощью символов, жестов
называть, показывать, подбирать пиктограммы: части тела, части головы, члены семьи, игрушки, животные, профессии, явления природы, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося
узнавать заданный цвет, соотносить с цветовым эталоном
составлять простые высказывания по картинке, серии картинок (3-5) альтернативными средствами
Обучающиеся должны: научиться:
подготавливать рабочее место
выполнять совместно с учителем простые
выполнять артикуляционную гимнастику
взаимодействовать со сверстниками.
5.Содержание программы по предмету.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
«Коммуникация»
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики .Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (один, два).
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (один, два).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (один, два).
«Чтение и письмо»
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
6. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.
Основные технологии обучения
В условиях реализации программы актуальными становятся следующие технологии:
Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрации, метод пиктограмм.
Практические методы: упражнения, практические работы, дидактические игры, экскурсии.
Виды деятельности учащихся на уроке:
Игровая;
предметно-практическая;
трудовая;
элементарная учебная деятельность
Основная форма проведения урока: Дидактическая игра.
Учебно – методический комплекс:
Дидактические пособия: «Посуда», «Мебель», «Игрушки», «Одежда», «Обувь» «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Явления природы». 2) Карточки с напечатанными словами, графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
Литература.
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков,В.И.Липакова и др.; под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011
. 2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПБ.: КАРО, 2007. 3
. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок!: Упражнения с пиктограммами: М.: ДРОФА, 2007. 4. БаряеваЛ.Б.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: КАРО, 2002. 5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами:М.: ДРОФА, 2007
7.Календарно – тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативные коммуникации»
№п.п
Тема урока
Кол-во часов
дата
Виды деятельности
БУД
1
Установление контакта с собеседником, приветствие.
1
Установление контакта с собеседником
Р: следовать предложенному плану
2
Моё имя. Реагирование на собственное имя
1
установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния
П: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать жест, изображение, устное высказывание)
3
«Покажи кто?»
Узнавание (различение) напечатанных слов –свое имя.
1
Называть (реагировать на) свое имя, фамилию, называть имена других детей по фотографии, понимать значение слов «моё», «не моё».
К: слушать и понимать простую инструкцию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельностии быту
4
Сказка про имена.
Узнавание (различение) напечатанных слов –имена членов семьи.
1
Слушать сказку, внимательно слушать учителя.
5
Привлечение к себе внимания (словом, жестом).
1
Выражение своих желаний (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)
Л: осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
Р: осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
Импрессивная речь
6
Обобщающее понятие: «Семья»
Узнавание (различение) напечатанных слов –имена членов семьи
1
Подражают выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове
П: выделять элементарные свойства предметов
7
Узнавание (различение) имён членов семьи.
1
8
Узнавание обучающихся класса
1
Повторяют за учителем отдельные звуки, звукокомплексы в индивидуальном и групповом порядке
К: взаимодействовать со сверстниками
9
Узнавание и называние» слов категории «Семья».
Узнавание (различение) напечатанных слов –имена членов семьи
1
Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (семья, мама, папа, дети, класс, ручка, школа
Р: способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать свое место в нем, принимать соответствующие возрасту социальные роли
10
Узнавание (различение) школьных принадлежностей.
1
Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (семья, мама, папа, дети, класс, ручка, школа
Л: способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать свое место в нем, принимать соответствующие возрасту социальные роли
Экспрессивная речь
11
«Повтори за мной».
1
Использование средств невербальной коммуникации (сообщение собственного имени посредством напечатанного слова
Р: способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать свое место в нем, принимать соответствующие возрасту социальные роли
12
«Называние» отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
1
сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова
П: делать простейшие обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале
13
«Называние» простых по звуковому составу слов.
1
К: вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе
14
«Называние» своего имени.
1
использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов
15
Узнавание и называние» слов категории «Школа».
1
Чтение и письмо
16
Развитие зрительного восприятия (конструирование).
Узнавание (различение) напечатанных слов .
1
Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги
2 четверть
14
1
Выражение своих желаний (словом, предложением).
1
Установление контакта с собеседником.
2
Узнавание игрушек
1
Коммуникация с использованием вербальных (ответы на вопрос звуком, словом, предложением) и невербальных средств
Л: способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать свое место в нем, принимать
7
«Называние» слов категории «Птицы».
1
Участие в играх-имитациях, сопровождаемых текстом песенок и потешек.
К: взаимодействовать со сверстниками
8
Угадай кто?»
1
Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий
П: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать жест, изображение, устное высказывание)
Чтение и письмо
9
Время года. Зима
Узнавание (различение) напечатанных слов.
1
Рассматривать сюжетные картинки, находить нужный объект по словесной инструкции
К: слушать и понимать простую инструкцию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельностии быту
10
Звук и буква Ии
1
11-12
Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки.
2
Выполнять аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной».
Л: осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
13-14
Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке.
2
Повторение за учителем пальчиковой гимнастики под словесные инструкции и музыку
Р: осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника
15-16
Рисование прямых наклонных линий по двум точкам.
2
Внимательно слушают рассказы со слов учителя, аудио
К: взаимодействовать со сверстникамиЛ
17-18
Печатание букв А, О, У.
Узнавание (различение) напечатанных слов
2
Формирование зрительных эталонов букв А, У, М, О:
П: выделять элементарные свойства предметов
19-20
Печатание буквы М.
Узнавание (различение) напечатанных слов
2
нахождение заданной буквы среди других букв или знаков;; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек.
Р: способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать свое место в нем,
4 четверть(17 часов)
Импрессивная речь
1
Понимание слов, обозначающих действия предмета.
1
Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия.
Р: следовать предложенному плану
2
Понимание слов, обозначающих признак предмета.
1
Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов.
К: слушать и понимать простую инструкцию на доступном для обучающегося уровне