РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1(дополнительный), 1-4 класс 2 вариант
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1(дополнительный), 1-4 класс 2 вариант
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на 1 (доп.), 1-4 классы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1(дополнительный), 1-4 класс 2 вариант»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
1(дополнительный), 1-4 класс
2 вариант
Составитель:
Шлыкова А.С., учитель начальных классов первой квалификационной категории
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на 1 (доп.), 1-4 классы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общение - неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму;
Обучать навыкам чтения и письма.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках речи и альтернативной коммуникации решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общая характеристика учебного предмета
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка.
В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе средств как вербальной, так и невербальной коммуникации. Особенностью учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» является обучение детей речи и коммуникации, включающие целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Специфика учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» состоит в развитии речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги.
У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности.
У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников, организованное включение в общение.
Процесс обучения по предмету организуется в форме урока.
Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной степенью умственной отсталостью вне зависимости от возраста. Каждая тема проходит в обучении несколько раз, с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывать действия с ними.
В процессе работы дети с умеренной степенью умственной отсталостью овладевают умениями: действовать совместно с взрослым; выполнять задания по подражанию и по образцу; действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу взрослого; называть или показывать картинку, изображение буквы.
Описание места учебного предмета в учебном процессе
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 2), включен в предметную область «Язык и речевая практика».
1 (доп.) класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
всего
Количество часов в неделю
3
3
3
2
2
13
Количество часов в год
99
99
102
68
68
436
Личностные и предметные результаты освоения предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
Личностные результаты
1 (дополнительный класс):
осознавать свою принадлежность к определённому полу;
осознавать себя как «Я»;
участвовать в процессе общения и совместной деятельности;
овладевать начальными навыками адаптации;
осваивать доступные социальные роли (обучающегося, сына (дочери);
развивать мотивацию учебной деятельности;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
1 класс:
осознавать свою принадлежность к определённому полу;
осознавать себя как «Я»;
участвовать в процессе общения и совместной деятельности;
уважительно относиться к окружающим;
овладевать начальными навыками адаптации;
осваивать доступные социальные роли (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя);
иметь мотивацию к учебной деятельности;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
испытывать эстетические чувства.
2 класс:
осознавать свою принадлежность к определённому полу;
осознавать себя как «Я»;
участвовать в процессе общения и совместной деятельности;
уважительно относиться к окружающим;
овладевать начальными навыками адаптации;
осваивать доступные социальные роли (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя;
иметь мотивацию к учебной деятельности;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
испытывать эстетические потребности, ценности и чувства.
3 класс:
осознавать свою принадлежность к определённому полу;
осознавать себя как «Я»;
участвовать в процессе общения и совместной деятельности;
уважительно относиться к окружающим;
овладевать начальными навыками адаптации;
осваивать доступные социальные роли (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя);
иметь мотивацию к учебной деятельности;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
испытывать эстетические потребности, ценности и чувства;
иметь социально ориентированный взгляд на окружающий мир;
в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
быть эмоционально отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей.
4 класс:
осознавать свою принадлежность к определённому полу;
осознавать себя как «Я»;
участвовать в процессе общения и совместной деятельности;
уважительно относиться к окружающим;
овладевать начальными навыками адаптации;
осваивать доступные социальные роли (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя);
иметь мотивацию к учебной деятельности;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
испытывать эстетические потребности, ценности и чувства;
иметь социально ориентированный взгляд на окружающий мир;
быть эмоционально отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
иметь установки на безопасный, здоровый образ жизни;
иметь мотивацию к труду, работе на результат;
бережно относиться к материальным и духовным ценностям.
Планируемые предметные результаты
1 (дополнительный ) класс:
понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
понимать обращенную речь, смысл рисунков, фотографий, других графических знаков;
вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдать общепринятые правила коммуникации;
использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательных реакции для выражения индивидуальных потребностей;
пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
1 класс:
понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
понимать обращенную речь, смысл рисунков, фотографий, других графических знаков;
вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдать общепринятые правила коммуникации;
использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательных реакции для выражения индивидуальных потребностей;
пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
2 класс:
Содержание учебного предмета
Содержание предмета представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел: "Коммуникация"
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы звуком (словом, предложением). Задавание вопросов предложением. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств. Зависимая коммуникация: формирование, интерпретация и формулирование сообщения с помощью партнера. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Раздел: "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации"
Импрессивная речь
Непреднамеренное обучение в естественных ситуациях. Наблюдение за действиями учителя. Называние предметов и явлений. Побуждение к действию, игры-имитации, игры на повторение и подражание. Соотнесение объектов с изображением и словом, обозначающим объект. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание предложений. Понимание содержания элементарного текста.
Экспрессивная речь
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки). Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством мануальных знаков и графических символов при помощи зависимой или независимой коммуникации. Сообщение имен членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации. Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического символа или мануального знака для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
транспорт, птицы и др. Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др. Использование напечатанного слова, графического символа или мануального знака для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др. Использование графического символа или мануального знака для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.) Составление простых предложений с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа о прошедших, планируемых
событиях с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа о себе с использованием графического, предметного символа или мануального знака.
Раздел: "Чтение и письмо"
Элементы глобального чтения. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как дополнительного средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения). Письменные упражнения («письмо» точек, линий (прямые с наклоном), без наклона (горизонтальные, вертикальные), извилистые (волнистая, улитка и т.д.); крестики, кружки; чередование.
Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает четыре направления, в каждом из которых представлены тематические блоки. Каждый блок содержит определенные задачи по формированию у обучающихся личностно-предметных и базовых умений в коммуникации.
Структурный компонент блоков направлен на развитие у обучающихся понимания и речевой активности, интереса к чтению взрослым коротких произведений и соотнесение смысла содержания текста с иллюстрациями, потребности к использованию пишущих предметов в соответствии с функциональным назначением. Сформированные умения обеспечивают коммуникативную активность обучающихся в учебном процессе.
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях.
Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. При этом их последовательность на каждом уроке может варьироваться.
Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к коммуникативным проявлениям в ситуациях коллективного взаимодействия.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
Наименование раздела
Кол-во часов
Основные виды деятельности
1 дополнительный
1
Я и моя семья
15
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
- Использование звукового комплекса как средства коммуникации.
- Использование слога как средства коммуникации .
- Использование слова как средства коммуникации.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
- Использование взгляда как средства коммуникации.
- Использование мимики как средства коммуникации.
- Использование жеста как средства коммуникации.
- Использование звучащего предмета как средства коммуникации.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
- Понимание слова, обозначающего собственное имя
- Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов
- Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
- Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
- Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.).
- Понимание простых предложений.
Экспрессивная речь
- Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
- Называние собственного имени.
- Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
- Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
Коммуникация с использованием невербальных средств.
- Использование взгляда как средства коммуникации
- Использование мимики как средства коммуникации
- Использование жеста как средства коммуникации
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
- Понимание слова, обозначающего собственное имя
- Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов
- Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
- Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
- Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
- Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)
- Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
- Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.)
- Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)
- Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)
- Понимание простых предложений
Экспрессивная речь
- Называние собственного имени
- Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
- Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
- Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)
- Называние (употребление) простых предложений
Начальные навыки чтения и письма
- Упражнения для развития тонкой моторики рук.
- «Рисуночное письмо».
- Жестовые игры
- Ритмические упражнения.
- Узнавание (различение) образов графем (букв)
- Узнавание звука в слоге (слове)
- Соотнесение звука с буквой
- Узнавание буквы в слоге (слове)
- Называние буквы
- Чтение слога (слова)
- Написание буквы (слога, слова, предложения)
Глобальное чтение
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий
2
Школа
6
3
Природа и человек
46
4
Мир вокруг нас
33
3 класс
1
Я и моя семья
10
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
- Использование слова как средства коммуникации
- Использование предложения как средства коммуникации
Коммуникация с использованием невербальных средств.
- Использование взгляда как средства коммуникации
- Использование мимики как средства коммуникации
- Использование жеста как средства коммуникации
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
- Понимание слова, обозначающего собственное имя
- Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов
- Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
- Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
- Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
- Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)
- Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
- Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.)
- Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)
- Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)
- Понимание простых предложений
- Понимание сложных предложений
Экспрессивная речь
- Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов
- Называние собственного имени
- Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
- Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
- Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
- Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)
- Называние (употребление) простых предложений
- Называние (употребление) сложных предложений
- Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям
- Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок
- Составление рассказа о себе
Начальные навыки чтения и письма
- Упражнения для развития тонкой моторики рук.
- «Рисуночное письмо».
- Жестовые игры
- Ритмические упражнения.
- Узнавание (различение) образов графем (букв)
- Узнавание звука в слоге (слове)
- Соотнесение звука с буквой
- Узнавание буквы в слоге (слове)
- Называние буквы
- Чтение слога (слова)
- Написание буквы (слога, слова, предложения)
Глобальное чтение
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий
2
Школа
5
3
Природа и человек
32
4
Мир вокруг нас
21
4 класс
1
Я и моя семья
10
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
- Использование слова как средства коммуникации
- Использование предложения как средства коммуникации
Коммуникация с использованием невербальных средств.
- Использование взгляда как средства коммуникации
- Использование мимики как средства коммуникации
- Использование жеста как средства коммуникации
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
- Понимание слова, обозначающего собственное имя
- Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов
- Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
- Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
- Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)
- Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
- Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.)
- Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)
- Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)
- Понимание сложных предложений
- Понимание содержания текста
Экспрессивная речь
- Называние собственного имени
- Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
- Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
- Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
- Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)
- Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)
- Называние (употребление) простых предложений.
- Называние (употребление) сложных предложений.
- Ответы на вопросы по содержанию текста.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Составление рассказа о прошедших (планируемых) событиях.
- Составление рассказа о себе.
- Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями.
Начальные навыки чтения и письма
- Упражнения для развития тонкой моторики рук.
- «Рисуночное письмо».
- Жестовые игры
- Узнавание (различение) образов графем (букв)
- Узнавание звука в слоге (слове)
- Соотнесение звука с буквой
- Узнавание буквы в слоге (слове)
- Называние буквы
- Чтение слога (слова)
- Написание буквы (слога, слова, предложения)
Глобальное чтение
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий
2
Школа
5
3
Природа и человек
32
4
Мир вокруг нас
21
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
магнитная доска;
фланелеграф;
куклы бибабо, рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей;
набор для лепки (пластилин);
- конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).
графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; - сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
книги с иллюстрациями сказок («Репка», «Колобок», «Теремок». В. Сутееева «Кто сказал мяу?» и др.);
настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);
технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; - аудио и видеоматериал.