kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" в 5 классе (вариант 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФАООП разработана для обучающихся с ОВЗ (вариант 2). Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" рассчитана на 5 ч в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" в 5 классе (вариант 2)»


Областное казенное

общеобразовательное учреждение

"Школа- интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья "5"г.Курска


РАССМОТРЕНО:


на заседании М/О

Протокол № ___5_____

от «06» июня 2024 г.

Председатель М/О ________


На заседании МС

Протокол № ____5____

от «06» июня 2024 г.

СОГЛАСОВАНО:


Зам. директора по УВР

_________ О.В. Ефименко

УТВЕРЖДАЮ:


Директор ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска

________________Л.Н. Ермакова

«07» __июня__2024___ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Речь и альтернативные коммуникации»

В 5 «Б» классе

на 2024-2025 учебный год







Учитель: Парамонова Татьяна Яковлевна


Квалификационная категория: б/к





Курск, 2024 г.




Речь и альтернативная коммуникация

Составитель: Парамонова Татьяна Яковлевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”,

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ от 11.03.2016 № ВК 452/07.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);

  • Санитарно-эпидемиологическими правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников”;

  • Приказом Минтруда России от 18.10.2013г №544н (с изм. от 25.12.2014г) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 06..04.2023г. N 240 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

  • Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

  • АООП ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска;

  • Положение о рабочей программе учителя;

  • Учебный план ОКОУ «Школа-интернат № 5» г. Курска на 2024-2025 учебный год.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

  • Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

  • Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

  • Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.

Общая характеристика учебного предмета

Для обучающихся, получающих образование по варианту АООП, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления, отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У них затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

На уроках речи и альтернативной коммуникации используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;

  • Репродуктивный;

  • Беседа;

  • Наблюдение;

  • Упражнение;

  • Практическая работа;

  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);

  • Объяснительный / репродуктивный

  • Инструктивный / практический

  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;

  • Индивидуальная работа;

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения. На изучение данного предмета по индивидуальной программе отводится 5 часов в неделю.

Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения:

  • Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Потребность в коммуникации.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.

  • Знать 15 букв, уметь читать слоги, слова с изученными буквами.

  • Содержание учебного предмета

  • Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в четвёртом классе представлена разделами «Повторение», «Звуки и буквы», «Письмо». В раздел «Повторение» включены темы, которые были слабо усвоены детьми:

  • Удержание кисти и карандаша. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины. Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с изученными буквами.

  • В раздел «Чтение и письмо» входит изучение букв, дети учатся соотносить звук и букву, читать слоги, слова и предложения. Данный раздел представлен темами: Буква ь. Письмо буквы ь. Чтение слов с ь. выделение мягких звуков. Звук и буква е. Письмо буквы е. Составление и чтение слогов, слов с буквой е. Письмо буквы е. Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Звук и буква я. Чтение и письмо буквы я. Составление и чтение слогов, слов с буквой я. Звук и буква ю. Письмо буквы ю. Составление и чтение слогов слов с буквой ю. Письмо буквы ю. Звук и буква ё. Письмо буквы ё. Составление и чтение слов со звуком [ё]. Составление и чтение слов с изученными буквами. Звук и буква ч. Письмо буквы ч. Составление и чтение слогов, слов с буквой ч. Звук и буква ф. Письмо буквы ф. Составление и чтение слогов, слов с буквой ф. Дифференциация звуков в – ф . Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов Звук и буква ц. Письмо буквы ц. Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов. Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой ц, предложений с этими словами. Звук и буква э. чтение и письмо буквы э. Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений. Звук и буква щ. Чтение и письмо буквы щ. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Упражнение в составлении и чтение слов из слогов с буквами ш, щ; чтение предложений. Звук ъ. Письмо буквы ъ. Чтение слов с ъ. Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами. При изучении букв дети учатся обводить буквы по контуру, по трафарету, писать самостоятельно.

  • В раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)» входят темы: называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений.

  • Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь)» содержит тему «Понимание содержания текста».

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения. На изучение данного предмета по индивидуальной программе отводится 5 часов в неделю.

Система оценки достижения возможных результатов

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

Оценка «2»– не выполняет, помощь не принимает.

Оценка «3»– выполняет совместно с педагогом при тактильной помощи или после частичного выполнения педагогом.

Оценка «4»– выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу, по поэтапной словесной инструкции.

Оценка «5»– выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Оценка достижений предметных результатов по составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

Оценка «2»– не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

Оценка «3»– воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.

Оценка «4»– воспроизводит по наглядным опорам, по подсказке с незначительными ошибками; воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

Оценка «5»– воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

Тематический план курса

п/п

Темы разделов

Количество

часов

Коммуникация

29

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

53

Чтение и письмо.

78


Итого

160

Сводная таблица по видам контроля

Класс- 5 «Б»

Количество часов в неделю – 5 часов


I чет

II чет

III чет

IVчет

год

по плану

1

1

1

1

1

контрольных работ






практических работ






экскурсии












6. Тематическое планирование



Наименование раздела программы, тема урока

Колич. часов

Дата прове-дения

Характеристика видов

деятельности обучающихся

Основные понятия словарь

Наглядные материалы

Приме-чания


Коммуникация






1

Здравствуй, школа!

1


Учиться поддерживать беседу.

Школа, учебные принадлежности, урок, перемена

Картинки «1 сентября», раскраски


2

Обращение.

1


Учиться обращаться к взрослым и сверстникам.

Имя, отчество.

Сюжетные картинки


3

Обращение с просьбой о помощи.

1


Учиться обращаться к взрослым и сверстникам с просьбой о помощи.

Пожалуйста






Карточки-картинки


4

Использование слов благодарности.

1


Учиться благодарить.

Спасибо, благодарю, огромное спасибо, большое спасибо

Карточки со словами благодарности


5

Слова, обозначающие предметы. Овощи, фрукты, ягоды.

1


Узнавание, называние, сортировка.

Картофель, капуста, морковь, лук, свёкла; яблоко, груша, банан, малина, клубника, смородина, крыжовник.

Предметные картинки, лото.


6

Слова, обозначающие предметы. Дикие и домашние животные.

1


Узнавание, называние, сортировка

Волк, лиса, медведь, заяц, свинья, лошадь, коза, овца, корова.

Предметные картинки, настольный театр, наборы сказочных персонажей; домино.


7

Слова, обозначающие предметы. Кто? Что?

1


Узнавание, называние, сортировка.

Заяц, девочка, рыба, медведь, собака, кошка, учитель, сыр, яблоко, рука, тетрадь, стол.

Предметные картинки, лото.


8

Слова, обозначающие предметы. Дикие и домашние животные.

1


Узнавание, называние, сортировка.

Волк, лиса, медведь, заяц, свинья, лошадь, коза, овца, корова.

Предметные картинки, настольный театр, наборы сказочных персонажей; домино.


9

Слова, обозначающие действия. Мои обязанности.

1


Беседа

Пишу, читаю, плаваю, играю, бегаю, убираю, мою.

Сюжетные картинки, фото детей.


Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

10

Слог. Слоговые цепочки.

2


Составлять и читать слоги, слоговые цепочки. Писать по обводке слоги.

Слог, буква, звук

Разрезная азбука


11

Слово как единица речи.

1


Составлять, читать, записывать слова.

Слог, слово

Разрезная азбука


12

Слово. Определение слов в ряду других слов.

1


Составлять, читать, записывать слова.

Слог, слово

Разрезная азбука, карточки для глобального чтения


13

Понимание обобщающих понятий

1


Называть отдельные предметы, которые обобщены одним словом. Подбирать обобщающее слово для группы предметов.

Обобщение

Картинки предметов


14

Слово. Изменение слов «один», «много».

1


Различать понятие «один», «много».

Один предмет, несколько предметов, много предметов

Картинки предметов и одного предмета


Чтение и письмо

15

Буква А. Чтение и написание слогов и слов.

1


Умение соотносить звук и букву. Учиться читать и писать буквы.

Буква, звук, слог, слово

Предметные картинки, разрезная азбука


16

Составление и чтение слогов, слов с буквой А.

1


Читать и писать слоги и слова.

Буква, звук, слог, слово

Предметные и сюжетные картинки


17

Буква О. Чтение и написание слогов и слов

1


Умение соотносить звук и букву. Учиться читать и писать буквы.

Буква, звук, слог, слово






Предметные картинки, разрезная азбука


18

Составление и чтение слогов, слов с буквой О.

1


Читать и писать слоги и слова.

Буква, звук, слог, слово

Предметные и сюжетные картинки


19

Буква У. Чтение и написание слогов и слов.

1


Умение соотносить звук и букву. Учиться читать и писать буквы.

Буква, звук, слог, слово




Предметные картинки, разрезная азбука


20

Составление и чтение слогов, слов с буквой У.

1


Читать и писать слоги и слова.

Буква, звук, слог, слово

Предметные и сюжетные картинки


21

Буква М. Чтение и написание слогов и слов

1


Умение соотносить звук и букву. Учиться читать и писать буквы.

Буква, звук, слог, слово

Предметные картинки, разрезная азбука


22

Составление и чтение слогов, слов с буквой М.

1


Читать и писать слоги и слова.

Буква, звук, слог, слово

Предметные и сюжетные картинки


23

Буква С. Чтение и написание слогов и слов.

1


Умение соотносить звук и букву. Учиться читать и писать буквы.

Буква, звук, слог, слово

Предметные картинки, разрезная азбука


24

Составление и чтение слогов, слов с буквой С.

1


Читать и писать слоги и слова.

Буква, звук, слог, слово

Предметные и сюжетные картинки


25

Буква Х. Чтение и написание слогов и слов.

1


Читать и писать слоги и слова.

Буква, звук, слог, слово

Предметные картинки, разрезная азбука


26

Составление и чтение слогов, слов с буквой Х.

1


Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву.

Буква, звук, слог, слово

Предметные и сюжетные картинки


27

Составление, чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами.

1


Читать и писать слоги и слова.

Буква, звук, слог, слово

Предметные картинки, разрезная азбука


Коммуникация

28

Различение неречевых и речевых звуков.

1


Слушать и различать речевые и неречевые звуки.

Звук

Аудиозапись звуков


29

Имитация неречевых и речевых звуков

1


Повторять речевые и неречевые звуки.

Звук

Аудиозапись звуков


Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

30

Понимание слов, указывающих на предмет.

1


Узнавание, называние, сортировка.

Вопросы Кто? Что?

Предметные картинки, лото.


31

Понимание слов, обозначающих признак предмета

1


Узнавание, называние, сортировка.

Вопросы Какой? Какая? Какое?

Предметные картинки, лото.


32

Понимание слов, обозначающих действия предмета

1


Узнавание, называние, сортировка.

Вопросы Что делать? Что сделать?

Предметные картинки, лото.


33

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние.

1


Узнавание, называние, сортировка.

Вопросы Когда? Как? Где?

Предметные картинки, лото.


34

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов.

1


Узнавание, называние, сортировка.

Один, несколько, много

Предметные


картинки

35

Контрольная работа «Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки»

1






Чтение и письмо

36

Буква Ш. Чтение и написание слогов и слов.

1


Читать и писать слоги и слова.

Буква, звук, слог, слово.


Предметные картинки, разрезная азбука


37

Дифференциация букв и звуков Ш-С.

1


Чтение, письмо

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки


38

Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов с буквой Ш.

1


Читать и писать слоги и слова.

Буква, звук, слог, слово.


Карточки, разрезная азбука, предметные картинки


39

Буква Л. Чтение и написание слогов и слов.

1



Чтение, письмо

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки


40

Составление и чтение слогов, слов с буквой Л.

1


Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву.

Буква, звук, слог, слово.

Предметные и сюжетные картинки


42

Звук и буква Ы. Чтение и письмо буквы Ы.

1


Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки


43

Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений.

1


Читать и писать слоги и слова.

Буква, звук, слог, слово.






Касса букв, карточки, картинки


44

Звук и буква Н. Чтение и письмо буквы Н.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки


45

Буква Н. Чтение и написание слогов и слов с буквой Н.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Предметные и сюжетные картинки


46

Звук Р. Письмо буквы Р.

1


Составление и чтение слогов, слов с буквой Х.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки


47

Чтение слов с Р.

1


Читать и писать слоги и слова.



Буква, звук, слог, слово.

Предметные и сюжетные картинки


48

Звук К. Письмо буквы К.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки


49

Буква К. Чтение и написание слогов и слов.

1


Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву.

Буква, звук, слог, слово.

Предметные и сюжетные картинки


50

Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.










Предметные и сюжетные картинки




Коммуникация

51

Поддержание диалога на заданную тему. «Моя семья», «Я иду в магазин», «Правила дорожного движения», «Моя школа» и др.)

4


Учиться поддерживать разговор, отвечать на вопросы.

Слова, обозначающие предмет, действие, признак.

Предметные и сюжетные картинки


Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)

52

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета.

2


Умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.

Глаголы

Карточки, сюжетные картинки


53

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета.

2


Умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства

Прилагательные

карточки, сюжетные картинки


54

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

2


Умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства

Наречия

Карточки, сюжетные картинки


55

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

2


Учиться различать количественные и порядковые числительные.

Числительные

Карточки, сюжетные картинки


56

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

2


Учиться употреблять предлоги в речи.

Предлоги

Карточки, сюжетные картинки


57

Называние (употребление) простых предложений.

2


Учиться составлять простые предложения с опорой на карточки и картинки.

Предложение, слово.

Карточки, сюжетные картинки


Чтение и письмо

58

Звук П. Письмо буквы П.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки


59

Буква П. Чтение и написание слогов и слов.

1


Читать и писать слоги и слова.

Буква, звук, слог, слово.

Предметные картинки, разрезная азбука


60

Административная контрольная работа за 1 полугодие «Чтение и письмо изученных слогов, слов»

1






61

Звук Т. Письмо буквы Т.

1


Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки


62

Буква И. Чтение и написание слогов и слов.

1


Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки


63

Составление и чтение слогов, слов с буквой И.

1


Читать и писать слоги и слова.

Буква, звук, слог, слово.

Предметные и сюжетные картинки


64

Буква З. Чтение и написание слогов и слов.

1


Составление и чтение слогов, слов с буквой Х.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки


65

Составление и чтение слогов, слов с буквой З.

1


Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву.

Буква, звук, слог, слово.

Предметные картинки, разрезная азбука


66

Дифференциация букв и звуков З-С.

1


Различать звуки З-С.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки


67

Составление и чтение слогов, слов с изученными буквами.

1


Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву.

Буква, звук, слог, слово.

Предметные картинки, разрезная азбука


Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь)

68

Понимание содержания текста.

3



Слово, предложение, текст, заголовок

Карточки, сюжетные картинки


Чтение и письмо

69

Буква Ж. Составление, чтение, письмо слогов и слов: жук, жар.

2


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


70

Буква Й. Составление, чтение, письмо слов: зай-ка, май-ка.

1


Чтение, письмо

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


71

Дифференциация И-Й.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


72

Составление, чтение и письмо слогов: ий, ый.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


73

Дифференциация Ж-Ш.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


74

Слог ЖИ. Слова: жир, жил, шишки.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


75

Слоги ЖИ-ШИ.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


Коммуникация

76

Слушание стихотворений о временах года. Соотнесение текста и картинки. (Лето, осень, зима, весна).

2


Слушание, беседа.

Лето, осень, зима, весна.

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


77

Слушание рассказов о животных. Соотнесение текста и картинки. (Дикие и домашние животные).

2


Слушание, беседа.

Слово, предложение.

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

78

Понимание слов, указывающих на предмет.

2


Узнавание, называние, сортировка

Вопросы Кто? Что?

Предметные картинки, лото.


79

Понимание слов, обозначающих признак предмета.

2


Узнавание, называние, сортировка

Вопросы Какой? Какая? Какое?

Предметные картинки, лото.


80

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

2


Узнавание, называние, сортировка

Вопросы Что делать? Что сделать

Предметные картинки, лото.


Чтение и письмо


81

Буквы Б, Д. Составление, чтение, письмо слов и слогов: дам-там, вода- вата.

2


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово

Сюжетные картинки, разрезная азбука.

82

Буквы Г, К. Составление, чтение, письмо слов и слогов: но-ги, ру-ки, гу-си, ку-ры.

2


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


83

Мягкий знак.

1


Чтение и письмо.

Буква, звук, слог, слово

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


84

Мягкий знак в словах: угол- уголь, хор-хорь.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слово, слог

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


85

Сравнение слов, отличающихся одной буквой: сто-стол, вол-волк.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


86

Буква Е. Составление, чтение, письмо слов и слогов: лес, небо, пень, ель, есть.

2


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


87

Работа над ошибками. Буква Ё. Составление, чтение, письмо слогов и слов: мёл. вёл, нёс, ёлка, ёжик, моё.

2


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


88

Буква Я. Составление, чтение, письмо слов и слогов: я-ма, я-го-ды яб-ло-ко, мя-та, мя-чик, пят-ка.

2


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


89

Дифференциация А-Я.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


90

Буква Ю. Составление, чтение, письмо слов и слогов: рою, мою, пою, люк, люстра.

2


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


91

Дифференциация- У-Ю.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


92

Дифференциация Ё-О.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


93

Контрольная работа «Письмо изученных букв, чтение слогов, слов»

1






Коммуникация

94

Беседа по картинке «Дом в деревне»

1


Слушание, беседа, просмотр видеосюжета.

Слово, предложение, текст.

Сюжетные картинки, разрезная азбука, видеоматериалы.


95

Слушание рассказа «Лодыри». Беседа по содержанию.

1


Слушание, беседа.

Слово, предложение, текст.

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


96

Слушание рассказа «Зоопарк». Беседа по содержанию.

1


Слушание, беседа.

Слово, предложение, текст.

Слушание, беседа.


97

Слушание рассказа «Опасная работа». Беседа по содержанию.

1


Слушание, беседа, просмотр видеосюжета.

Слово, предложение, текст.

Сюжетные картинки, разрезная азбука, видеоматериалы.


98

Слушание рассказа «Чучело». Беседа по содержанию.

1


Слушание рассказа «Чучело». Беседа по содержанию.

Слово, предложение, текст.

Сюжетные картинки, разрезная азбука.


Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

99

Называние (употребление) простых предложений.

2


Составление простых предложений по опорам.

Слово, предложение.

Сюжетные и предметные картинки


100

Называние (употребление) сложных предложений.

1


Составление сложных предложений по опорам.

Слово, предложение.

Сюжетные и предметные картинки


101

Ответы на вопросы по содержанию текста.

2


Ответы на вопросы учителя с опорой на картинки.

Предложение, вопрос, текст

Картинки


102

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.


3


Составление предложений, рассказа с помощью учителя.

Предложение, текст, тема

Сюжетные картинки


103

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.


3


Составление предложений, рассказа с помощью учителя.

Предложение, текст, тема

Сюжетные картинки


104

Составление рассказа о себе.

1


Составление предложений, рассказа с помощью учителя.

Предложение, текст, тема

Сюжетные картинки



105

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

2


Пересказ по вопросам учителя

Предложение, текст, тема

Фотографии, рисунки, пиктограммы


Чтение и письмо

106

Буква Ч. Составление, чтение, письмо слогов и слов: оч-ки, ча-сы, чип-сы.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово. Очки, часы, чипсы.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


107

Слоги ЧА-ЧУ.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.



108

Буква Ф. Составление, чтение, письмо слогов и слов: туф-ли, ка-фе, ко-фе.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово. Туфли, кафе, кофе.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


109

Дифференциация В-Ф.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово. Туфли, кафе, кофе.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


110

Буква Ц. Составление, чтение, письмо слогов и слов: ку-ри-ца, яй-цо, за-яц.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово. Курица, яйцо, заяц.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


111

Административная контрольная работа «Чтение и письмо слогов, слов»

1






112

Разделительный твёрдый знак.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


113

Дифференциация С-Ц.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


114

Буква Э. Составление, чтение, письмо слогов и слов: этаж, экран, этот.

1


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово. Этаж, экран, этот.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


115

Чтение и письмо букв, слогов, слов.

3


Чтение, письмо.

Буква, звук, слог, слово.

Карточки, разрезная азбука, предметные картинки.


Коммуникация

116

Рассказ «Моя Родина – Россия». Слушание, чтение отдельных слов.

2


Слушание, беседа, раскрашивание.

Слово, предложение, текст.

Сюжетные картинки, разрезная азбука. Набор для рисования. Аудиоматериалы.


117

Сотрудничество в общении.

1


Беседа, обращение к собеседнику.

Слово, вопрос, просьба

Картинки, карточки


118

Поддержание диалога на заданную тему.

2


Беседа, обращение к собеседнику.

Слово, вопрос, просьба

Картинки, карточки


Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

119

Составление предложений.

2


Составление предложений по опорам.

Предложение, слово, вопрос, ответ

Картинки, карточки


120

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении.

1


Анализ предложений, составление предложений.

Предложение, слово, вопрос, ответ

Картинки, карточки


121

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

1


Составление предложений рассказа.

Предложение, слово, вопрос, ответ

Картинки, карточки


122

Составление рассказа о прошедших событиях.

2


Составление предложений рассказа.

Предложение, слово, вопрос, ответ

Картинки, карточки




Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом.

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

4) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

Чтение прямых и обратных слогов.

Учебно-методическое обеспечение

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;

  • Комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.

  • А. Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2009.

  • Аксенова А. К. Дидактический материал. Добукварный период, 1 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М.: Просвещение, 2009.

  • Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

  • Карточки Г. Домана.

Материально-техническое обеспечение

  • графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

  • электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;

  • аудио и видеоматериалы.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Татьяна Яковлевна Парамонова

Дата: 20.08.2024

Номер свидетельства: 655104

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1(дополнительный), 1-4 класс 2 вариант"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_uchebnomu_predmetu_rech_i_alternativnaia_kommunikatsiia_1"
    ["file_id"] => string(6) "595131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639717403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства