Курск, 2024 г.
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Для обучающихся, получающих образование по варианту АООП, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления, отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У них затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения. На изучение данного предмета по индивидуальной программе отводится 5 часов в неделю.
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения. На изучение данного предмета по индивидуальной программе отводится 5 часов в неделю.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
Оценка «2»– не выполняет, помощь не принимает.
Оценка «3»– выполняет совместно с педагогом при тактильной помощи или после частичного выполнения педагогом.
Оценка «4»– выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу, по поэтапной словесной инструкции.
Оценка «5»– выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
Оценка «2»– не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
Оценка «3»– воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
Оценка «4»– воспроизводит по наглядным опорам, по подсказке с незначительными ошибками; воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
Оценка «5»– воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
№ | Наименование раздела программы, тема урока | Колич. часов | Дата прове-дения | Характеристика видов деятельности обучающихся | Основные понятия словарь | Наглядные материалы | Приме-чания |
| Коммуникация | | | |
1 | Здравствуй, школа! | 1 | | Учиться поддерживать беседу. | Школа, учебные принадлежности, урок, перемена | Картинки «1 сентября», раскраски | |
2 | Обращение. | 1 | | Учиться обращаться к взрослым и сверстникам. | Имя, отчество. | Сюжетные картинки | |
3 | Обращение с просьбой о помощи. | 1 | | Учиться обращаться к взрослым и сверстникам с просьбой о помощи. | Пожалуйста | Карточки-картинки | |
4 | Использование слов благодарности. | 1 | | Учиться благодарить. | Спасибо, благодарю, огромное спасибо, большое спасибо | Карточки со словами благодарности | |
5 | Слова, обозначающие предметы. Овощи, фрукты, ягоды. | 1 | | Узнавание, называние, сортировка. | Картофель, капуста, морковь, лук, свёкла; яблоко, груша, банан, малина, клубника, смородина, крыжовник. | Предметные картинки, лото. | |
6 | Слова, обозначающие предметы. Дикие и домашние животные. | 1 | | Узнавание, называние, сортировка | Волк, лиса, медведь, заяц, свинья, лошадь, коза, овца, корова. | Предметные картинки, настольный театр, наборы сказочных персонажей; домино. | |
7 | Слова, обозначающие предметы. Кто? Что? | 1 | | Узнавание, называние, сортировка. | Заяц, девочка, рыба, медведь, собака, кошка, учитель, сыр, яблоко, рука, тетрадь, стол. | Предметные картинки, лото. | |
8 | Слова, обозначающие предметы. Дикие и домашние животные. | 1 | | Узнавание, называние, сортировка. | Волк, лиса, медведь, заяц, свинья, лошадь, коза, овца, корова. | Предметные картинки, настольный театр, наборы сказочных персонажей; домино. | |
9 | Слова, обозначающие действия. Мои обязанности. | 1 | | Беседа | Пишу, читаю, плаваю, играю, бегаю, убираю, мою. | Сюжетные картинки, фото детей. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
10 | Слог. Слоговые цепочки. | 2 | | Составлять и читать слоги, слоговые цепочки. Писать по обводке слоги. | Слог, буква, звук | Разрезная азбука | |
11 | Слово как единица речи. | 1 | | Составлять, читать, записывать слова. | Слог, слово | Разрезная азбука | |
12 | Слово. Определение слов в ряду других слов. | 1 | | Составлять, читать, записывать слова. | Слог, слово | Разрезная азбука, карточки для глобального чтения | |
13 | Понимание обобщающих понятий | 1 | | Называть отдельные предметы, которые обобщены одним словом. Подбирать обобщающее слово для группы предметов. | Обобщение | Картинки предметов | |
14 | Слово. Изменение слов «один», «много». | 1 | | Различать понятие «один», «много». | Один предмет, несколько предметов, много предметов | Картинки предметов и одного предмета | |
Чтение и письмо |
15 | Буква А. Чтение и написание слогов и слов. | 1 | | Умение соотносить звук и букву. Учиться читать и писать буквы. | Буква, звук, слог, слово | Предметные картинки, разрезная азбука | |
16 | Составление и чтение слогов, слов с буквой А. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово | Предметные и сюжетные картинки | |
17 | Буква О. Чтение и написание слогов и слов | 1 | | Умение соотносить звук и букву. Учиться читать и писать буквы. | Буква, звук, слог, слово | Предметные картинки, разрезная азбука | |
18 | Составление и чтение слогов, слов с буквой О. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово | Предметные и сюжетные картинки | |
19 | Буква У. Чтение и написание слогов и слов. | 1 | | Умение соотносить звук и букву. Учиться читать и писать буквы. | Буква, звук, слог, слово | Предметные картинки, разрезная азбука | |
20 | Составление и чтение слогов, слов с буквой У. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово | Предметные и сюжетные картинки | |
21 | Буква М. Чтение и написание слогов и слов | 1 | | Умение соотносить звук и букву. Учиться читать и писать буквы. | Буква, звук, слог, слово | Предметные картинки, разрезная азбука | |
22 | Составление и чтение слогов, слов с буквой М. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово | Предметные и сюжетные картинки | |
23 | Буква С. Чтение и написание слогов и слов. | 1 | | Умение соотносить звук и букву. Учиться читать и писать буквы. | Буква, звук, слог, слово | Предметные картинки, разрезная азбука | |
24 | Составление и чтение слогов, слов с буквой С. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово | Предметные и сюжетные картинки | |
25 | Буква Х. Чтение и написание слогов и слов. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово | Предметные картинки, разрезная азбука | |
26 | Составление и чтение слогов, слов с буквой Х. | 1 | | Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву. | Буква, звук, слог, слово | Предметные и сюжетные картинки | |
27 | Составление, чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово | Предметные картинки, разрезная азбука | |
Коммуникация |
28 | Различение неречевых и речевых звуков. | 1 | | Слушать и различать речевые и неречевые звуки. | Звук | Аудиозапись звуков | |
29 | Имитация неречевых и речевых звуков | 1 | | Повторять речевые и неречевые звуки. | Звук | Аудиозапись звуков | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
30 | Понимание слов, указывающих на предмет. | 1 | | Узнавание, называние, сортировка. | Вопросы Кто? Что? | Предметные картинки, лото. | |
31 | Понимание слов, обозначающих признак предмета | 1 | | Узнавание, называние, сортировка. | Вопросы Какой? Какая? Какое? | Предметные картинки, лото. | |
32 | Понимание слов, обозначающих действия предмета | 1 | | Узнавание, называние, сортировка. | Вопросы Что делать? Что сделать? | Предметные картинки, лото. | |
33 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние. | 1 | | Узнавание, называние, сортировка. | Вопросы Когда? Как? Где? | Предметные картинки, лото. | |
34 | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов. | 1 | | Узнавание, называние, сортировка. | Один, несколько, много | Предметные | |
картинки |
35 | Контрольная работа «Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки» | 1 | | | | | |
Чтение и письмо |
36 | Буква Ш. Чтение и написание слогов и слов. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово. | Предметные картинки, разрезная азбука | |
37 | Дифференциация букв и звуков Ш-С. | 1 | | Чтение, письмо | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки | |
38 | Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов с буквой Ш. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки | |
39 | Буква Л. Чтение и написание слогов и слов. | 1 | | Чтение, письмо | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки | |
40 | Составление и чтение слогов, слов с буквой Л. | 1 | | Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву. | Буква, звук, слог, слово. | Предметные и сюжетные картинки | |
42 | Звук и буква Ы. Чтение и письмо буквы Ы. | 1 | | Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки | |
43 | Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово. | Касса букв, карточки, картинки | |
44 | Звук и буква Н. Чтение и письмо буквы Н. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки | |
45 | Буква Н. Чтение и написание слогов и слов с буквой Н. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Предметные и сюжетные картинки | |
46 | Звук Р. Письмо буквы Р. | 1 | | Составление и чтение слогов, слов с буквой Х. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки | |
47 | Чтение слов с Р. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово. | Предметные и сюжетные картинки | |
48 | Звук К. Письмо буквы К. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки | |
49 | Буква К. Чтение и написание слогов и слов. | 1 | | Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву. | Буква, звук, слог, слово. | Предметные и сюжетные картинки | |
50 | Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Предметные и сюжетные картинки | |
| | Коммуникация |
51 | Поддержание диалога на заданную тему. «Моя семья», «Я иду в магазин», «Правила дорожного движения», «Моя школа» и др.) | 4 | | Учиться поддерживать разговор, отвечать на вопросы. | Слова, обозначающие предмет, действие, признак. | Предметные и сюжетные картинки | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь) |
52 | Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. | 2 | | Умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства. | Глаголы | Карточки, сюжетные картинки | |
53 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. | 2 | | Умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства | Прилагательные | карточки, сюжетные картинки | |
54 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | 2 | | Умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства | Наречия | Карточки, сюжетные картинки | |
55 | Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). | 2 | | Учиться различать количественные и порядковые числительные. | Числительные | Карточки, сюжетные картинки | |
56 | Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). | 2 | | Учиться употреблять предлоги в речи. | Предлоги | Карточки, сюжетные картинки | |
57 | Называние (употребление) простых предложений. | 2 | | Учиться составлять простые предложения с опорой на карточки и картинки. | Предложение, слово. | Карточки, сюжетные картинки | |
Чтение и письмо |
58 | Звук П. Письмо буквы П. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки | |
59 | Буква П. Чтение и написание слогов и слов. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово. | Предметные картинки, разрезная азбука | |
60 | Административная контрольная работа за 1 полугодие «Чтение и письмо изученных слогов, слов» | 1 | | | | | |
61 | Звук Т. Письмо буквы Т. | 1 | | Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки | |
62 | Буква И. Чтение и написание слогов и слов. | 1 | | Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки | |
63 | Составление и чтение слогов, слов с буквой И. | 1 | | Читать и писать слоги и слова. | Буква, звук, слог, слово. | Предметные и сюжетные картинки | |
64 | Буква З. Чтение и написание слогов и слов. | 1 | | Составление и чтение слогов, слов с буквой Х. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки | |
65 | Составление и чтение слогов, слов с буквой З. | 1 | | Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву. | Буква, звук, слог, слово. | Предметные картинки, разрезная азбука | |
66 | Дифференциация букв и звуков З-С. | 1 | | Различать звуки З-С. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки | |
67 | Составление и чтение слогов, слов с изученными буквами. | 1 | | Учиться читать и писать буквы. Умение соотносить звук и букву. | Буква, звук, слог, слово. | Предметные картинки, разрезная азбука | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь) |
68 | Понимание содержания текста. | 3 | | | Слово, предложение, текст, заголовок | Карточки, сюжетные картинки | |
Чтение и письмо |
69 | Буква Ж. Составление, чтение, письмо слогов и слов: жук, жар. | 2 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
70 | Буква Й. Составление, чтение, письмо слов: зай-ка, май-ка. | 1 | | Чтение, письмо | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
71 | Дифференциация И-Й. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
72 | Составление, чтение и письмо слогов: ий, ый. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
73 | Дифференциация Ж-Ш. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
74 | Слог ЖИ. Слова: жир, жил, шишки. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
75 | Слоги ЖИ-ШИ. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
Коммуникация |
76 | Слушание стихотворений о временах года. Соотнесение текста и картинки. (Лето, осень, зима, весна). | 2 | | Слушание, беседа. | Лето, осень, зима, весна. | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
77 | Слушание рассказов о животных. Соотнесение текста и картинки. (Дикие и домашние животные). | 2 | | Слушание, беседа. | Слово, предложение. | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
78 | Понимание слов, указывающих на предмет. | 2 | | Узнавание, называние, сортировка | Вопросы Кто? Что? | Предметные картинки, лото. | |
79 | Понимание слов, обозначающих признак предмета. | 2 | | Узнавание, называние, сортировка | Вопросы Какой? Какая? Какое? | Предметные картинки, лото. | |
80 | Понимание слов, обозначающих действия предмета. | 2 | | Узнавание, называние, сортировка | Вопросы Что делать? Что сделать | Предметные картинки, лото. | |
Чтение и письмо | |
81 | Буквы Б, Д. Составление, чтение, письмо слов и слогов: дам-там, вода- вата. | 2 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово | Сюжетные картинки, разрезная азбука. |
82 | Буквы Г, К. Составление, чтение, письмо слов и слогов: но-ги, ру-ки, гу-си, ку-ры. | 2 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
83 | Мягкий знак. | 1 | | Чтение и письмо. | Буква, звук, слог, слово | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
84 | Мягкий знак в словах: угол- уголь, хор-хорь. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слово, слог | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
85 | Сравнение слов, отличающихся одной буквой: сто-стол, вол-волк. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
86 | Буква Е. Составление, чтение, письмо слов и слогов: лес, небо, пень, ель, есть. | 2 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
87 | Работа над ошибками. Буква Ё. Составление, чтение, письмо слогов и слов: мёл. вёл, нёс, ёлка, ёжик, моё. | 2 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
88 | Буква Я. Составление, чтение, письмо слов и слогов: я-ма, я-го-ды яб-ло-ко, мя-та, мя-чик, пят-ка. | 2 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
89 | Дифференциация А-Я. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
90 | Буква Ю. Составление, чтение, письмо слов и слогов: рою, мою, пою, люк, люстра. | 2 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
91 | Дифференциация- У-Ю. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
92 | Дифференциация Ё-О. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
93 | Контрольная работа «Письмо изученных букв, чтение слогов, слов» | 1 | | | | | |
Коммуникация |
94 | Беседа по картинке «Дом в деревне» | 1 | | Слушание, беседа, просмотр видеосюжета. | Слово, предложение, текст. | Сюжетные картинки, разрезная азбука, видеоматериалы. | |
95 | Слушание рассказа «Лодыри». Беседа по содержанию. | 1 | | Слушание, беседа. | Слово, предложение, текст. | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
96 | Слушание рассказа «Зоопарк». Беседа по содержанию. | 1 | | Слушание, беседа. | Слово, предложение, текст. | Слушание, беседа. | |
97 | Слушание рассказа «Опасная работа». Беседа по содержанию. | 1 | | Слушание, беседа, просмотр видеосюжета. | Слово, предложение, текст. | Сюжетные картинки, разрезная азбука, видеоматериалы. | |
98 | Слушание рассказа «Чучело». Беседа по содержанию. | 1 | | Слушание рассказа «Чучело». Беседа по содержанию. | Слово, предложение, текст. | Сюжетные картинки, разрезная азбука. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
99 | Называние (употребление) простых предложений. | 2 | | Составление простых предложений по опорам. | Слово, предложение. | Сюжетные и предметные картинки | |
100 | Называние (употребление) сложных предложений. | 1 | | Составление сложных предложений по опорам. | Слово, предложение. | Сюжетные и предметные картинки | |
101 | Ответы на вопросы по содержанию текста. | 2 | | Ответы на вопросы учителя с опорой на картинки. | Предложение, вопрос, текст | Картинки | |
102 | Составление рассказа по одной сюжетной картинке. | 3 | | Составление предложений, рассказа с помощью учителя. | Предложение, текст, тема | Сюжетные картинки | |
103 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 3 | | Составление предложений, рассказа с помощью учителя. | Предложение, текст, тема | Сюжетные картинки | |
104 | Составление рассказа о себе. | 1 | | Составление предложений, рассказа с помощью учителя. | Предложение, текст, тема | Сюжетные картинки | |
105 | Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). | 2 | | Пересказ по вопросам учителя | Предложение, текст, тема | Фотографии, рисунки, пиктограммы | |
Чтение и письмо |
106 | Буква Ч. Составление, чтение, письмо слогов и слов: оч-ки, ча-сы, чип-сы. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. Очки, часы, чипсы. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
107 | Слоги ЧА-ЧУ. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | | |
108 | Буква Ф. Составление, чтение, письмо слогов и слов: туф-ли, ка-фе, ко-фе. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. Туфли, кафе, кофе. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
109 | Дифференциация В-Ф. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. Туфли, кафе, кофе. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
110 | Буква Ц. Составление, чтение, письмо слогов и слов: ку-ри-ца, яй-цо, за-яц. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. Курица, яйцо, заяц. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
111 | Административная контрольная работа «Чтение и письмо слогов, слов» | 1 | | | | | |
112 | Разделительный твёрдый знак. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
113 | Дифференциация С-Ц. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
114 | Буква Э. Составление, чтение, письмо слогов и слов: этаж, экран, этот. | 1 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. Этаж, экран, этот. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
115 | Чтение и письмо букв, слогов, слов. | 3 | | Чтение, письмо. | Буква, звук, слог, слово. | Карточки, разрезная азбука, предметные картинки. | |
Коммуникация |
116 | Рассказ «Моя Родина – Россия». Слушание, чтение отдельных слов. | 2 | | Слушание, беседа, раскрашивание. | Слово, предложение, текст. | Сюжетные картинки, разрезная азбука. Набор для рисования. Аудиоматериалы. | |
117 | Сотрудничество в общении. | 1 | | Беседа, обращение к собеседнику. | Слово, вопрос, просьба | Картинки, карточки | |
118 | Поддержание диалога на заданную тему. | 2 | | Беседа, обращение к собеседнику. | Слово, вопрос, просьба | Картинки, карточки | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
119 | Составление предложений. | 2 | | Составление предложений по опорам. | Предложение, слово, вопрос, ответ | Картинки, карточки | |
120 | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. | 1 | | Анализ предложений, составление предложений. | Предложение, слово, вопрос, ответ | Картинки, карточки | |
121 | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. | 1 | | Составление предложений рассказа. | Предложение, слово, вопрос, ответ | Картинки, карточки | |
122 | Составление рассказа о прошедших событиях. | 2 | | Составление предложений рассказа. | Предложение, слово, вопрос, ответ | Картинки, карточки | |
В соответствии с требованиями к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.
Чтение прямых и обратных слогов.