kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литературное чтение на родном (русском) языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа "Родной (русский) язык и литературное чтение на родном (русском) языке"  предназначена для учителей начальной школы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родной (русский) язык и литературное чтение на родном (русском) языке"»















СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Председатель Управляющего совета директор образ. учреждение

Учреждения город

________________________________ _______________________

ФИО ФИО

Пр. № ___ от 20__ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТАМ

«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

(начальное общее образование)








Разработчик программы:

Моисеева О.И.,

и.о. зам. директора по УВР

ГБОУ ООШ №2





Октябрьск, 2020

Содержание


1. Целевой раздел …........................................................................................................3 1.1.Пояснительная записка…………………..……………………….............................3

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке…………………….……8

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов……………………….14

2.Содержательный раздел ….………………………………………….........................15

3.Организационный раздел……………………………………………………………16

3.1. Тематическое планирование курса ««Родной (русский) язык»………………..16

3.2. Тематическое планирование курса «Литературное чтение на родном (русском) языке…………………………………………………………………………………….21

3.3.Система условий реализации учебной программы………………………………28

3.3.1.Сетевой график (дорожная карта)по формированию необходимой системы условий………………………………………………………………………………….28

3.3.2. Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение реализации ООП……………………………………………………………………………………..29







1. Целевой раздел



1.1. Пояснительная записка

Данная программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы №2 городского округа Октябрьск Самарской области разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебным предметам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке», входящим в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Нормативно-правовую и методическую основу изучения родных языков из числа языков народов России при получении начального общего образования составляют:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 года);

  4. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

  5. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».

  6. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».

7. Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  1. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

  2. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

  3. Методические рекомендации по разработке и оформлению примерных образовательных программ предметной области «Родной язык и родная литература», разработанные Институтом развития родных языков народов Российской Федерации ФГАОУ ДРО ЦРГОП и ИТ и утвержденные Министерством просвещения РФ 25 марта 2020.

  4. Примерные рабочие программы по учебным предметам «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», размещенные на сайте fgosreestr.ru в разделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».

Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельных обязательных предметных областей по родному языку и литературному чтению на родном языке, родному языку и родной литературе и соответствующих им предметных результатов.

Таким образом, предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» является обязательной для изучения в рамках обязательной части учебного плана ООП НОО.

Изучение курса «Родной (русский) язык» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

- изучение исторических фактов развития языка;

- расширение представлений о различных методах познания языка;

- включение учащихся в практическую речевую деятельность.

Изучение курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в

начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование читательской компетентности, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа художественных, научно-популярных текстов;

- развитие интереса к чтению, осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

- формирование первых представлений о литературном процессе как движении от фольклора к литературе; знакомство с образцами советской и современной детской литературы, с произведениями Самарских авторов.

Характеристика учебного курса.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Специфика изучения учебных предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» заключается в том, что для развития выразительного чтения, разыгрывания, пересказа, анализа языковых средств выразительности привлечены произведения фольклора, советских и современных писателей и поэтов, а также мастеров слова Самарского края.

В преподавании учебных предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» используются разнообразные методы и формы обучения.

Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера, мини-исследования явлений родного языка и родной литературы реализуются через проектные задачи для закрепления и обобщения изученного материала.

Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. При организации занятий учитывается возможность взаимодействия с библиотеками, музеями, театром, творческими коллективами, писателями и поэтами.

Место учебных предметов в учебном плане

В соответствии с рекомендациями Координационного совета УМО в системе общего образования Самарской области минимально необходимое (допустимое) количество часов на изучение предметов «Родной (русский) язык», «Литературное чтение на родном (русском) языке» во втором классе на уровне начального общего образования (в том числе при режиме пятидневной учебной недели) составляет:

- «Родной (русский) язык» - не менее 17 часов в год;

- «Литературное чтение на родном (русском) языке» - не менее 17 часов в год.

Существенная особенность предметной области состоит в том, что в первом классе 23 учебные недели из 33 учебных недель осуществляется обучение письму в рамках предмета «Русский язык» и обучение грамоте в рамках предмета «Литературное чтение», поэтому изучение предметов обязательной предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» начинается со второго класса.

Источником для перераспределения часов для предмета «Родной (русский) язык» является часть учебных часов, отведенных на изучение предмета «Русский язык», за счет уроков повторения, закрепления, обобщения, уроков, предназначенных для изучения раздела «Лексика», а также резервных часов по предметам «Русский язык».

Источником для перераспределения часов для предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» является часть учебных часов, отведенных на изучение предмета «Литературное чтение», за счет уроков, предназначенных для изучения разделов учебника, а также резервных часов по предмету «Литературное чтение».

Распределение часов в недельном учебном плане начального общего образования


Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

I

II

III

IV

Обязательная часть

1 полу-годие

2 полу­годие

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

5

4

5

4

4

Литературное чтение

4

4

3

4

3

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной (русский) язык


1




Литературное чтение на родном (русском) языке



1





1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета

«Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке

Программа изучения предмета «Родной (русский) язык» обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты


Обучающийся получит возможность для формирования личностных результатов:

- представления о своей этнической принадлежности;

- развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа - русский язык;

- положительного отношения к языковой деятельности;

- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

-развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;

- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты


Обучающийся получит возможность для формирования регулятивныхУУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;

- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;

-проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность для формированияпознавательныхУУД:

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей;

- пользоваться словарями и справочным материалом;

- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию или прочитанный текст);

- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов

- языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативныхУУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение и аргументировать его;

-работать в группе, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

Предметные результаты

1.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

-осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

-соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

-соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

-обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

2.Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

-произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

-осознание смыслоразличительной роли ударения.

3.Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

-выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

-проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

-выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

-редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

4.Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

-выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, исправление нарушений сочетаемости подлежащего и сказуемого;

5.Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

-соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

-соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста.

6.Совершенствование умений пользоваться словарями:

-использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

-использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

-использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

-использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

-использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.

7.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

-владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

-владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

-уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

-создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

-оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

8.Соблюдение основных норм русского речевого этикета:

-различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

Программа изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

-формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я - гражданин Российской Федерации, я - россиянин), её историю и культуру;

-формирование на основе восприятия художественных текстов духовно - нравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку, к культуре других народов;

-воспитание бережного отношения к миру: к природе, к людям, ко всему живому на Земле.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

-овладение умением смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов;

-формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков;

-формирование умения синтезировать - составлять целое из частей;

-формирование умения выбирать основания и критерия для классификации объектов.

Регулятивные УУД:

-целеполагать - предлагать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

-планировать, т.е. составлять план и последовательность действий;

-прогнозировать - предвосхищать результат;

-контролировать - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД

-понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой - либо предмет или вопрос;

-учитывать разные мнения; умение обосновать собственное;

-уметь договариваться, находить общее решение,

-уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности.

Предметные результаты

1. Развитие интереса к чтению, осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.

2.Воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного.

3.Формирование первых представлений о литературном процессе как движении от фольклора к литературе; знакомство с образцами русского фольклора, советской и современной детской литературы, с произведениями самарских авторов.

Виды речевой и читательской деятельности:

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

-читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

-ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл;

-для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные образы; этически оценивать поступки персонажей; определять основные события и устанавливать их последовательность;

-для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение.

Круг детского чтения (для всех видов текстов):

-составлять аннотацию на прочитанное произведение по заданному образцу.

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов):

-отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

-сравнивать различные тексты, используя понятия «фольклор» и «авторская литература».

Творческая деятельность (только для художественных текстов):

-создавать по аналогии собственный текст в жанре загадки, небылицы;

-работая в группе, создавать продукт в виде книжки-самоделки.

1.3. Система оценки результатов освоения предмета


Система оценки результатов освоения предмета представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Оценка достижения предметных результатов по предметам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» ведётся в ходе текущего и итогового оценивания. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего оценивания, учитываются при определении итоговой оценки.

Текущее оценивание освоения учебной программы осуществляется учителем на уроках в течение всего времени, отведенного на изучение предмета. Отметка ставится за выполнение учебной задачи, показывающей овладение конкретными действиями (умениями) по пятибалльной шкале.

Формами текущего оценивания является индивидуальный, групповой и фронтальный опрос. В качестве итоговой работы предлагается групповая проектная задача, которая предполагает изготовление продукта.

Оценивание выполнения представленных проектных заданий осуществляется по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им. Это могут быть такие критерии:

1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;

2) доказательность представленного материала, обоснованность выводов;

3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;

4) чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;

5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.

По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл. Используется такой подход к выставлению баллов:

2 балла

1 балл

0 баллов

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень


Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода.

Безусловно, большинству обучающихся сложно сразу самостоятельно выполнять проектные задания, поэтому можно использовать и разнообразные проверочные задания, в том числе в тестовой форме.

2. Содержательный раздел

Предметы «Русский (родной) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» предусматривают изучение родного русского языка из числа языков народов Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»).

Содержание предметной области направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Курс родного (русского) языка имеет частный характер и опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с содержательными линиями регулярного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-­ориентированный характер.

В программе учебного предмета «Родной (русский) язык» выделены три основные содержательные линии.

1.Русский язык: прошлое и настоящее.

Включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.

2.Язык в действии.

Линия ориентирована на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

3.Секреты речи и текста.

Содержание связано с совершенствованием видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников, расширением практики применения правил речевого этикета.

Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на регулярный курс литературного чтения для начальной школы, поддерживает его, сохраняя преемственность в основных подходах.

Выделены три основные содержательные линии программы учебного предмета.

1.Фольклор и литература.

Линия ориентирована на знакомство с теми жанрами литературы, которые берут свое начало в народном творчестве. Сравнение авторских и народных произведений помогает освоить их специфику.

2.Литература и духовный мир Человека.

Содержание направлено на развитие речевой и читательской деятельности, на осознание духовно-нравственных ценностей, на воспитание бережного отношения к Миру и к Человеку посредством освоения смыслов произведения.

3.Стихия русского литературного языка.

Содержание линии связано с совершенствованием умений воспринимать и интерпретировать содержание различных произведений советской и современной детской литературы, делать первые наблюдения над формой текста, над языковой стихией литературного произведения.

В преподавании учебных предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» используются разнообразные методы и формы обучения. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера, мини-­исследования явлений родного языка и родной литературы реализуются через проектные задачи. Для закрепления и обобщения изученного материала проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. При организации занятий учитывается возможность взаимодействия с библиотеками, музеями, театром, творческими коллективами, писателями и поэтами.

3.Организационный раздел

3.1. Тематическое планирование курса «Родной (русский) язык».

2 класс. 1-е полугодие.

п/п

Тема

Кол-во

часов

Характеристика основных

видов деятельности

обучающихся

Раздел 1. «Русский язык: прошлое и настоящее» 6 часов

1.1

Слова, называющие игры, забавы, игрушки.

1

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

1.2

Слова, называющие предметы традиционного русского быта.

1

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

1.3

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда.

1

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, фразеологизмов, связанных с изученными темами

1.4

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.

1

учатся сравнивать значение русских пословиц и поговорок, фразеологизмов, связанных с изученными темами

1.5

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

1

находят в тексте фразеологизмы; объясняют значение фразеологизмов; учатся уместно употреблять крылатые слова в речи.

1.6

Проектное задание: «Почему это так называется?».

1

выполняют проектное задание

Раздел 2. «Язык в действии» 6 часов

2.1

-

2.2

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

2

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения;

2.3

Смыслоразличительная роль ударения. Работа со словарем ударений.

1

работают со словарем ударений

2.4

Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте.

1

работают со словарем ударений;

на основе отрывков поэтических текстов наблюдают за изменением места ударения

2.5

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

1

работают с толковым словарем;

наблюдают за сочетаемостью слов

2.6

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

1

работают с различными фрагментами стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением;

работа со словарём ударений

Раздел 3. «Секреты речи и текста» 5 часов

3.1

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба,похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и другое.

1

участвуют в различных видах диалога;

упражняются в различных приемах общения.

3.2

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

1

знакомятся с нормами речевого этикета;

формами обращения, использованием обращений ты и вы


3.3

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-­научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

1

знакомятся с нормами устного ответа;

учатся отвечать на вопросы, используя развёрнутый ответ, ответ-добавление





3.4

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

1

находят в деформированном тексте начало рассказа ипродолжают составлять рассказ; устанавливают связь событий и соединяют события линией, записывают рассказ.

3.5

Проектное задание: «Создание текста: развёрнутое толкование значения слова».

1

самостоятельно создают текст, развёрнутое толкование значения слова;

уметь презентовать свою работу



Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)


Лексика. Лексическое значение слова.

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Фразеология. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Фонетика и орфоэпия.

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)

Культура речи. Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

В курсе русского языка рекомендуется осуществлять интеграцию в рамках уроков развития речи при подборе языкового материала для совершенствования у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развития языковой интуиции и включения учащихся в практическую речевую деятельность.

Содержательные линии программы учебного предмета «Родной (русский) язык» также должны быть реализованы в 3-4 классах в рамках изучения следующих разделов учебного курса «Русский язык»:

Третий год обучения.

Линия «Русский язык: прошлое и настоящее» - через разделы «Наша речь и наш язык», «Слово в языке и речи», «Состав слова», где работа по пониманию слова как единства звучания и значения может проводиться для расширения знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.

Линия «Язык в действии» - в разделах «Слово в языке и речи», «Слово и слог. Звуки и буквы», «Состав слова», «Правописание частей слова», «Части речи», «Имя существительное», «Правописание частей слова» с целью формирования и развития ответственного, осознанного и грамотного отношения к использованию родного (русского языка) во всех сферах жизни.

Линия «Секреты речи и текста» - посредством работы по развитию речи в разделах «Развитие речи», «Текст. Предложение. Словосочетание» при создании собственных текстов и корректировании заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности родного (русского) языка, при знакомстве с основными видами изложений и сочинений.

Четвёртый год обучения.

Линия «Русский язык: прошлое и настоящее» - интегрируется с разделами «Наша речь и наш язык», «Слово в языке и речи», «Развитие речи».

Линия «Язык в действии» - с разделами «Наша речь и наш язык», «Слово в языке и речи», «Части речи», «Глагол», «Развитие речи».

Линия «Секреты речи и текста» - с разделами «Наша речь и наш язык», «Развитие речи», «Текст. Предложение. Словосочетание».

При реализации рабочей программы «Русский язык» на уровне начального общего образования (в 3-4 классах) учитель делает в ней пометки о реализации той или иной темы и в рамках изучения предмета «Родной (русский) язык».

3.2. Тематическое планирование курса «Литературное чтение на родном (русском) языке». 2 класс. 2-е полугодие.


Раздел, тема

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Раздел1. «Писатели - детям» 5 часов

1.1

«Книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро». Афоризмы о чтении и книге. О пользе чтения - языком плаката.

1

будут учиться находить афоризмы о чтении и книге в дополнительной литературе, объяснять их смысл;работать с книгой, её понятийным аппаратом


1.2

Загадка авторская и народная. Е. Серова загадки «Подскажи словечко».

1

знакомство с авторскими и народными загадками (признаки загадок, их сходство и различие);

учиться отгадывать загадки;

придумывать свои загадки

1.3

К. Чуковский «От двух до пяти». Детское словотворчество.

1

развивать полноценное читательское восприятие;

читать по ролям;

знакомство с фразеологизмом, как языковым явлением;

учиться определять главную мысль рассказа.

1.4









А. Барто «Болтунья». Прием контраста.

1

работать с текстом произведения;

учиться читать выразительно вслух и про себя;

выполнять задания под руководством учителя;

познакомятся с приёмом контраста

1.5

С. Михалков «Фома».

1

воспринимать произведение на слух;

формировать умение читать молча, упражняться в выразительном чтении текста стихотворения;

анализировать характер героя;

находить юмор в стихотворении.

Раздел 2. «Я и мои друзья» 3 часа

2.1

Что такое совесть? Рассказ А. Гайдара «Совесть».

1

работать с текстом произведения;

учиться читать выразительно вслух и про себя;

отвечать на вопросы по содержанию выполнять задания под руководством учителя;

выполнять анализ характера героини;

читать рассказ по ролям


2.2

Г. Остер «Меня нет дома», «Где лучше бояться», «Одни неприятности». Рассказ или сказка?

1

узнают характерные признаки сказки и рассказа;

учиться различать сказку и рассказ;

работать с текстом произведения;

учиться читать выразительно вслух и про себя;







2.3

Мир детства в стихах С. Махотина: «Вот так встреча!», «Воскресенье», «Что я ему скажу?», «Я больше не буду», «Добрые слова».

1

работать со стихотворным текстом произведения;

учиться читать выразительно вслух и про себя;

определять общее в стихах;

под руководством учителя составлять аннотацию к сборнику по образцу;


Раздел 3. «Люблю природу русскую. Весна» 2 часа

3.1

Капризы погоды в рассказе Н. Сладкова «Апрельские шутки» и стихотворении Р. Рождественского «Странный февраль».

1

формировать полноценное восприятие текста художественного произведения;

сравнивать стихотворение и рассказ;

выполнять задания по содержанию произведения самостоятельно и под руководством учителя



3.2

Как работает прием олицетворения? Е. Ярышевская «Зима возвращается». В. Лунин «Весна».

1

читать выразительно стихотворные произведения;

находить олицетворения в стихотворении;

подбирать интонацию, выразительно читать

Раздел 4. «И в шутку и всерьез» 4 часа


4.1

Небылицы народные и авторские. Б. Заходер «Вот что значит запятая».

1

знать, что такое небылица;

различать небылицы авторские и народные;

читать выразительно небылицы;

сочинять небылицы

4.2

Портрет писателя. Г. Кружков «Слетело с ветки яблоко», необычные стихи про черепаху, про волка.

1

выразительно читать произведения;

составлять аннотацию к сборнику по образцу

4.3

Чудеса языка. М. Яснов «Чудетство», «Горести- печалести», «Радость».

1

выразительно читать произведение;

видеть чудеса языка в поэзии;

находить новые слова в произведении и объяснять их значение

4.4

Что дороже всех сокровищ? С. Эйдлин «Клад»

1

знать о творчестве самарского поэта;

выразительно читать произведение;

находить ответы на вопросы в тексте;


Раздел 5. «Мир вокруг тебя» 3 часа

5.1

Они сражались за Родину, за мир. Военная тема в стихотворении Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны», К. Симонова «Родина».

1

работать с текстом произведения;

учиться читать выразительно вслух и про себя;

отвечать на вопросы по содержанию выполнять задания под руководством учителя;


5.2

Большой хрупкий мир.

М. Исаковский «Вишня». Э. Шим «Черемуха».

1

наблюдать за характером лирического героя;

понимать смысл монолога «Черёмуха»;

выявлять общее в произведениях

5.3

Проектная задача «Современные писатели - детям». Создание сборника произведений.

1

при помощи дополнительной литературы создавать сборник произведений современных писателей;

уметь презентовать свою работу

Содержание учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

В программе выделены три основные содержательные линии учебного предмета, которые проходят через все разделы программы.

Линия сравнения авторских произведений и произведений фольклора («Фольклор и литература») ориентирована на знакомство с теми жанрами литературы, которые берут свое начало в русском народном творчестве. Сравнение авторских и народных произведений помогает освоить их специфику.

Содержание линии «Литература и духовный мир Человека» направлено на осознание духовно-нравственных ценностей русского народа, на воспитание патриотизма, бережного отношения к Миру и к Человеку посредством освоения смыслов произведения.

Содержание линии «Стихия русского литературного языка» связано с совершенствованием умений воспринимать и интерпретировать содержание различных произведений советской и современной детской литературы, делать первые наблюдения над формой текста, над языковой стихией литературного произведения.

1.Фольклор и литература.

Пословицы русского народа. Загадки народные и авторские. Выявление закона построения загадки: в основе описание объекта, явления (описываю, не называя). Сравнение народной и авторской загадки (какая из них более понятна, почему). Понятия «фольклор» и «литература». Сочинение загадок.

Небылица как жанр фольклора. Как устроена небылица. Назначение небылицы: развеселить слушателя, удивить его. Авторская небылица Б.Заходера «Вот что значит запятая». Понятия «фольклор» и «литература». Сочинение небылицы.

2.Литература и духовный мир Человека.

«Книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро». Афоризмы, пословицы о чтении и книге.

Любовь к Родине в стихах советских поэтов: К Симонова «Родина», Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны». Слушание стихотворений о войне, о Родине. Беседа о любви к Отечеству, к малой Родине. Русские народные пословицы о Родине.

Рассказ А. Гайдара «Совесть». Беседа о нравственных качествах человека. Поиск ответа на вопрос «что такое совесть». Анализ характера героини. Чтение рассказа по ролям.

Стихотворения С.Михалкова, А.Барто о детях. Анализ характера героя. Слушание, выразительное чтение. Выявление эмоционального тона: трагическое или комическое. Юмор в стихотворении.

Мир современного ребенка в стихотворениях современного поэта С.Р.Махотина. Определение общего в стихах: все вместе они рассказывают о герое, его друзьях, родителях, увлечениях, о бедах и радостях, о нравственном выборе. Собирательная характеристика лирического героя. Составление аннотации на сборник стихов С. Махотина по образцу.

Знакомство со стихотворением самарского поэта С. Эйдлина «Клад». Поиск ответа на ключевой вопрос: что всего на свете дороже. Выразительное чтение стихотворения. Краткая биография поэта.

3.Стихия русского литературного языка.

К. Чуковский «От двух до пяти» (фрагменты). Чтение по ролям и обсуждение детских высказываний из книги «От двух до пяти». Знакомство с фразеологизмом как языковым явлениям. Выявление смысла фразеологизмов в детских высказываниях.

Как работает прием олицетворения. Стихотворения современных поэтов Е. Ярышевской, В. Лунина. Наблюдения за картиной мира, созданной поэтом: мастер слова оживляет мир, например, зиму представляет забывчивой дамой. Нахождение общего в стихотворениях (прием олицетворения). Подбор интонации, выразительное чтение.

Стихи для детей Г. Кружкова. Эксперименты с названиями и содержанием в стихах про волка, про черепаху. Выразительное чтение. Составление аннотации на сборник стихов Г. Кружкова по образцу.

Чудеса языка в поэзии М. Яснова «Чудетство», «Горести-печалести». Новые слова и их значение в стихотворениях.

Мир вокруг тебя. М. Исаковский «Вишня». Э. Шим «Черемуха». Наблюдение за характером лирического героя М. Исаковского. Смысл монолога Черемухи в рассказе Э. Шима. Выявление общего в произведениях: трепетное, бережное отношение к миру, к человеку.

Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» логикой построения, а также в отборе содержания связан с регулярным курсом литературного чтения на протяжении всего обучения на указанном уровне общего образования. Линия сравнения фольклорных и авторских текстов продолжается в 3 и 4 классе при изучении сказок, народных и авторских. Содержание линии «Литература и духовный мир Человека» может раскрываться, углубляться при изучении произведений писателей- классиков, советских писателей, чьи творения направлены, в первую очередь, наосознание духовно-нравственных ценностей русского народа. Линия «Стихия русского литературного языка» имеет логическое продолжение в регулярном курсе «Литературное чтение», когда при работе с текстом обсуждаются вопросы формы: жанровая специфика, средства художественной выразительности.

В курсе литературного чтения в рамках внеклассного чтения, чтения на лето необходимо предлагать в том числе и произведения писателей и поэтов, чья судьба и творчество были связаны с Самарской областью или Поволжьем.

При реализации рабочей программы «Литературное чтение» на уровне начального общего образования (в 3-4 классах) учитель делает в ней пометки о реализации той или иной темы и в рамках изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке».

3.3.Система условий реализации учебной программы

3.3.1.Сетевой график (дорожная карта)

по формированию необходимой системы условий


п/п

Мероприятие

Сроки

1

Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС

Постоянно

2

Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования для реализации учебной программы по курсам «Родной (русский) язык», «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Декабрь

3

Разработка:

  • образовательных программ (индивидуальных и др.);

  • учебного плана;

  • рабочих программ учебных предметов «Родной (русский) язык», «Литературное чтение на родном (русском) языке»

  • годового календарного учебного графика и т.д.

Август, ежегодно

4

Размещение на сайте ОО информационных материалов о реализации программы «Родной (русский) язык», «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Постоянно

5

Наличие доступа ОО к электронным образовательным ресурсам, размещённым в федеральных и региональных базах данных

Постоянно



3.3.2. Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение реализации ООП


п/п

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение реализации ООП

1.

1. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

2. Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

3. Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

4. Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

5. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.

6.Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Самыкина С.В., Незваненко Н.В., СИПКРО, Самара,2020

2.

Интернет-ресурсы

Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. http://www.vidahl.agava.ru/

Детские электронные книги и презентации http://www.viki.rdf.ru

Детское аудио (сказки, песни, стихи, рассказы спектакли)http://audioskazki.detsky-mir.com/

Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru

Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1

Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

Российский общеобразовательный портал для детей и взрослых.http://www.solnet.ee

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

Сайт «Инфоурок»https://infourok.ru/prezentaciya-russkiy-bit-i-predmeti-utvari-3031635.html

Сайт "Лукошко сказок"http://www.lukoshko.net

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya

Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

Фото-галерея сайта Началка.com http://www.nachalka.com/photo/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm





























3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литературное чтение на родном (русском) языке"

Автор: Моисеева Ольга Ивановна

Дата: 06.12.2020

Номер свидетельства: 565648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "101023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402403410"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "103918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402648945"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "220909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434960765"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "8 класс, рабочие программы по русскому языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(62) "8-klass-rabochiie-proghrammy-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "225906"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439975451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства