kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету ЗОЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для использования в работе учителей коррекционных школ 8 вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету ЗОЖ»

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности » для 11 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат»;

- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;

- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;

- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Цель программы: освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навы­ков и умений, обеспечивающих адекватное безопасное поведение в реальной жизни.  

Задачи программы :

-Формировать у ребёнка понятия о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком .

-Формировать умения выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его (умение элементарно описывать свое самочувствие, (способность привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания), используя невербальные и вербальные средства общения;

-Формировать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представление о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека;

-Обучать алгоритмам: умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутам и основным действиям, сопровождающих учащихся, в доступном им предметном мире, назначения предметов, пра­вилам их безопасного использования;

-Формировать у ребёнка готовность проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков.

-Развивать устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения..

-Стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях.

-Воспитывать доброжелательное отношения друг к другу при разрешении проблемных, игровых ситуаций, связанных с охраной здоровья

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.



2.Общая характеристика учебного предмета

Обучение организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе. На уроках у учащихся формируются элементарные навыки самообслуживания (с частичной помощью педагогов, а затем и с элементами самостоятельности), культурно-гигие­нические навыки (выполняемые совместно с педагогом, по под­ражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы), а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни (плохо — хорошо, полезно — вредно для здоровья), о безопасности жизнедеятельности.

На уроках учащихся учат применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире:

  • невербальные и вербальные средства общения, необходи­мые для самообслуживания, выполнения культурно-гигиени­ческих процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений);

  • предметы и материалы, необходимые для становления и развития навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежду, посуду) с использованием специальных символов (картинки, пиктограммы), с которыми учащиеся многократно знакомятся в различных бытовых и игро­вых ситуациях;

  • навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками,

учебными вещами и т. п.;

  • алгоритм действий, который дается учащимся поэтапно и с помощью наглядных схем (мнемотаблицы, алгоритмические предписания в виде пиктограмм и т. п.);

  • наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального автомобиля, например пожарного, скорой по­мощи, предупреждающие, запрещающие, информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе);

  • правила поведения в различных экстремальных ситуаци­ях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;

  • информационно-бытовые знания, обеспечивающие ком­фортное проживание в социуме.

В процессе изучения предмета «Здоровье и основы безопас­ности жизнедеятельности (ОБЖ)» учащиеся должны: усвоить по­нятийный аппарат (название предметов, действий с ними); четко представлять последовательность операций с бытовыми предме­тами, при этом знать правила безопасности; уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях; освоить модели межличностного об­щения в различных ситуациях.

Занятия по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» проводятся 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению полученных знаний.

Индивидуальные формы работы на уроках органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Цель: освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навы­ков и умений, обеспечивающих адекватное безопасное поведение в реальной жизни.  

Задачи :

-Формировать у ребёнка понятия о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком .

-Формировать умения выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его (умение элементарно описывать свое самочувствие, (способность привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания), используя невербальные и вербальные средства общения;

-Формировать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представление о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека;

-Обучать алгоритмам: умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутам и основным действиям, сопровождающих учащихся, в доступном им предметном мире, назначения предметов, пра­вилам их безопасного использования;

-Формировать у ребёнка готовность проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков.

-Развивать устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения..

-Стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях.

-Воспитывать доброжелательное отношения друг к другу при разрешении проблемных, игровых ситуаций, связанных с охраной здоровья

Принципы организации учебного процесса:

- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения.

-Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- Принцип сотрудничества с семьей;

- Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

-Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Принцип учета возрастных границ. Реализация этого принципа предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.

- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания – предусматривает отбор разделов и тематического содержания из примерных основных общеобразовательных программ, разработанных для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Акцент следует делать на те разделы, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющегося нарушения, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей. Интеграция разделов и тем осуществляется путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.

- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц – предполагает продуманную регламентацию объема изучаемого материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его освоения и учета реальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в его усвоении. Необходимость реализации этого принципа обусловлена своеобразным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала.

- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.

Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.

- Принцип соблюдения линейности и концентричности. Реализация этого принципа заключается в необходимости расположения тем по каждому разделу в определенной последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема, при этом каждая последующая часть программы является продолжением предыдущей (линейность). При концентрическом построении индивидуальной программы осваиваемый материал повторяется путем возвращения к пройденному вопросу, что дает возможность более прочного его усвоения, расширения и закрепления определенных представлений и понятий.

- Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении.

- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР. Этот принцип направлен на реализацию основных содержательных линий развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование ведущих видов деятельности и др.

- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает предоставление возможности реализации подобного рода программы всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями, педагогами-предметниками, родителями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами.

- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание, передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и интеграции в общество.

- Принцип единства диагностики и коррекции. Проектированию программы, как отмечалось выше, предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого составляется первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цель и задачи работы с ребенком. В то же время реализация программы требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребенка, его поведении, деятельности и в целом в уровне достижений того или иного ребенка. Результаты диагностики позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в содержание программы для обеспечения ее оптимальной реализации в коррекционно-педагогической работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

Методы:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2.Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Метод мониторинга;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Направления коррекционной работы:

– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;

- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

- одним из показателей активности ребенка является его положительное отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;

- у ребенка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а терпеливо дожидаясь ответной реакции;

- взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не делает за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам;

- с поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную;

   На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие должно иметь явно выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано и пространство помещения – определенные задания связаны с определенным местом или предметом.

Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые нравятся ребенку). Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.

Содержание обучения на уроках «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» очень разнообразно, что определяется многооб­разием различных дефектов, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях ,результатах детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком от­дельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные уп­ражнения и игры.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоцио­нальной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп­лялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.


3. Место учебного предмета в учебном плане


Образовательная область, к которой относится учебный предмет «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» - «Окружающий мир».

Сроки изучения учебного предмета - 1год.

Количество часов на изучение предмета - 1 час в неделю (34 часа в год).

Количество учебных недель-34.

Программа состоит из разделов курса, тем различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.

Количество часов по четвертям:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

8часов

8 часов

11 часов

8 часов

34 часа



4.Содержание учебного предмета

Содержание данной адаптированной основной общеобразовательной рабочей программы состоит из следующих разделов:

-Формирование культурно-гигиенических навыков и эле­ментарных представлений о здоровом образе жизни.

-Уход за жилищем.

-Питание.

-Безопасность в доме , на улице, в природе.


Раздел: «Формирование культурно-гигиенических навыков и эле­ментарных представлений о здоровом образе жизни» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. формирование умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т. д; Формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды; использование во время еды столовых приборов, питьё из кружки, накладывание пищи в тарелку, пользование салфеткой; формирование навыков обслуживания себя в туалете. Навыки, связанные с гигиеной тела. части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы);предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.

Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).

Раздел: «Уход за жилищем» предполагает:

наблюдения за трудом уборщицы в шко­ле. Рассматривание иллюстраций об уборке помещений.Практические действия по сметанию крошек со стола, мытью стола.Практические действия по уборке класса с помощью учителя по определенному алгоритмическому предписанию в виде карти­нок и пиктограмм: подготовка тряпочки для влажной уборки, вы­тирание пыли на подоконнике, на столе, протирание доски и т. п. Обучение учащихся действиям с пылесосом. Уточнение значений пиктограмм «убирать со стола», «подметать», «пылесос», «пыле­сосить». Называние действий с использованием вербальных и не­вербальных средств общения. Формирование представлений учащихся о необходимости уборки квартиры для сохранения здоровья че­ловека. Знакомство с понятием «пыль в доме». Упражнения в пе­реноске, раскатывании и скатывании коврика . Способы уборки пыли: влажной тряпочкой, специальными средствами и т. п. Способы чистки ковров. Упражнения в уходе за ковриком: чистка пылесосом (при активном участии учителя). Беседы о необходи­мости чистки мягких изделий: ковров, пледов, подушек для со­хранения их чистоты.Дидактические упражнения с бытовыми предметами: узнава­ние и называние (посуда, гигиенические средства, телевизор, утюг, пылесос, гладильная доска). Использование вербальных и невербальных средств коммуникации (пиктографических кодов, словесных и жестовых обозначений) для называния и показа этих предметов. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Раздел «-Питание»-уточнение и закрепление знаний учащимися пра­вил поведения во время еды: надевать специальные фартуки (по необходимости), удерживать ложку, чашку, брать в ложку требу­емое количество еды, есть аккуратно, жевать медленно, пользо­ваться салфеткой во время еды и после приема пищи. Составле­ние рассказов по пиктограммам. Беседы с учащимися о роли воды в жизни человека, расте­ний, животных. Роль воды для питания человека. Чистая и гряз­ная вода. Вода, которую можно употреблять в пищу. Знакомство со знаками безопасности: «Питьевая вода», «Запрещается ис­пользовать в качестве питьевой воды». Понятия «сырая вода» и «кипяченая вода». Вода для приготовления пищи. Упражнения, в которых учащиеся обучаются включать элек­трический чайник, понимать сигнал «Вода вскипела», наливать из чайника в чашку кипяток (с обучением мерам безопасности).

Раздел «Безопасность в доме , на улице, в природе»- . Правила пра­вильного и безопасного пользования туалетом. Пиктограмма «туалет». Упражнения в открывании и закрывании двери. Отра­ботка алгоритма и словесное пояснение необходимости правиль­ного, аккуратного использования кнопок слива на смывном бач­ке. Рассказ учителя о последствиях неправильного их использо­вания. Упражнения на ориентировку в пространстве комнаты, во время переноса различных предметов Прогулки с учащимися по школе и на пришкольном участке, рассматривание растений (комнатных и уличных) с пояснениями о способах ухода за ними и безопасного обращения с ними. Ядо­витые растения. Продолжение ознакомления учащихся во время экскурсий и специально созданных образовательных ситуациях с элемен­тарными правилами поведения на улице, с дорожными знаками. Закрепление названий и умений ориентироваться по ним сов­местно со учителем (см. шестой класс).Уточнение представлений учащихся о труде пожарных, со­трудников ГИБДД, их значимости для безопасности окружаю­щих. Моделирование обучающих ситуаций, в которых учащиеся играют роли людей этих профессий, выполняют действия по пре­дупреждению опасности или по ее ликвидации. Ориентировка в пространстве и познавательные действия с ма­териалами, необходимыми для организации игр на темы безопас­ности в различных ситуациях: реальных (на основе предметной и предметно-игровой деятельности); отраженных в знаках (светофор, дорожные знаки, знаки пожарной безопасности), в образных иг­рушках; условных, символических (в воображаемой игровой ситу­ации). Расширение знаний обучающихся ,создание проблемных ситуаций по правилам безопасного поведения (на улице, в доме, в природе) в сюжетных подвижных играх с использованием отдельных элементов комплектов «Азбу­ка пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука железной дороги». Аудиальные упражнения (отработка реакций на звуки), поз­воляющие скорректировать поведение учащихся на улице. «Чте­ние» звуков улицы для формирования у учащихся контроля ситу­ации: местонахождение источника звука (движущийся транспорт, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофо­ра); сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков; восприятие звуков разной громкости (с использованием CD-дисков «Звуки улицы», «Театральные шумы» и др.). (Инте­грация с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)Упражнения, в ходе которых активизируется использование учащимися вербальных и невербальных средств общения по теме «Безопасность», закрепляется понимание слов улица, дорога, пе­шеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный пере­ход, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, пожарная ма­шина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, информационные знаки: больница, детский сад и др.

5.Требования к уровню подготовки обучающихся


Личностные результаты:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

  • Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.

  • Понимание личной ответственности за свои поступки.

Предметные результаты:

-Представление о собственном теле, отнесение себя к определенному полу.

-Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

-Представление о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

-Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

-Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

-Умение поддерживать здоровый образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья.

-Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

-Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

-Умение следить за своим внешним видом.

- Навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным предметам и ситуациям.

- Умение представлять последовательность операций с бытовыми предметами, при этом знать правила безопасности.

- Умение вести себя на улице, дороге, транспорте .

- Умение вести себя в чрезвычайных ситуациях.


Базовые учебные действия.

Познавательные УД

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Коммуникативные УД

  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

  • Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

  • Слушать и понимать речь других.

Регулятивные

  • Уметь организовывать своё рабочее место, удобно располагать учебники, письменные принадлежности и другие предметы на парте.

  • Работать в заданном темпе.

  • Проверять работу по образцу(по возможности).

  • Выполнять работу по несложному алгоритму.

  • Доводить начатое дело до конца.

  • Проговаривать последовательность действий на урок

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Учащиеся должны знать:

-Соблюдать правила личной гигиены-

-Соблюдать правила безопасности, передвигаясь на транспорте;

-Знать правила первой медицинской помощи при кровотечении, отравлении, тепловом ударе;

-Правила дорожного движения

Учащиеся 2 группы (помощь педагога) должны уметь:

-Правильно выполнять личную гигиену;

-Уметь оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, отравлении, тепловом ударе;

-Соблюдать правила дорожного движения


6.Характеристика класса по учебным ЗУНам

Трудности обучения у детей 8 класса : овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Им требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания, выполняют задания по инструкции, образцу и помощи взрослого. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой школы-интерната. Все задания выполняются с помощью взрослого.

На уроках учащиеся будут овладевать элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Работа будет осуществляться на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).


7. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

В результате освоения предметного содержания курса «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» у учащихся 8 класса сформируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Текущий контроль по изучению каждого основного раздела, будет проводиться в форме обобщающего урока в конце большой темы с учетом индивидуальных возможностей детей. Оценка достижений обучающихся будет осуществляться по пятибалльной системе. Два раза в год оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться с помощью Мониторинга по карте прохождения индивидуальной программы обучения.



8. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тематические блоки, темы


Количество часов

дата

Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания

Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы


1 четверть-

8










1



2


3


4


5


6





7




8

Формирование культурно-гигиенических навыков и эле­ментарных представлений о здоровом образе жизни.


Инструктаж по ТБ. Что такое ОБЖ. 1 ч


Средства личной гигиены.


Входящий контроль


Уход за зубами и ушами


Правила ухода за волосами


Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора). Гимнастика для глаз.


Контрольная работа



Правила здорового образа жизни.







1



1


1


1


1



1





1



1










08.09.22



15.09.22


22.09.22


29.09.22


06.10.22



13.10.22





20.10.22



27.10.22

Воспитывать доброжелательное отношение у учащихся друг к другу при разрешении проблемных, игровых ситуаций, связанных с охраной здоровья посредством проведения бесед и практических работ по данному разделу

Беседы на темы:

"Здоровый образ жизни", "вредные привычки", их влияние на качество жизни, источники здоровья.

«Влияние "вредных привычек" на органы человека, на основные системы жизнеобеспечения организма человека.»

« Гигиена, функции гигиены в жизни человека. Правила гигиены. Значение гигиены для человека. Личная и общественная гигиена.»


«Основные виды спортивной деятельности, ведущие к здоровому образу жизни.»

Беседа и упражнения «Чистые руки».

Беседа и упражнение «Здоровые волосы».

Практическая работаЗакрепление представлений о мытье рук и   головы, средства.

Беседа о чистой одежде.

Практическая работа

Одежда. Упражнение о необходимости носить чистую одежду.

Упражнения в определении способа ухода за одеждой.

  1. ИНФОУРОК Занятия по формированию ЗОЖ с детьми с ТМНР "Наше здоровье в наших руках"

ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_pri_rabote_s_detmi_s_tyazhelymi_mnozhestvennymi_narusheniyami_razvitiya.doc 55.5


II четверть-

8






1





2







3



4



5








6








Питание


Роль еды для организма человека. Правила поведения за столом во время приема пищи.


Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Причины отравления. Первая медицинская помощь



Холодильник. Правила хранения продуктов.


Сроки реализации по обозначению на упаковке.


Роль воды в жизни человека, растений и животных. Виды воды: чистая, грязная, питьевая, не питьевая, кипяченая. Знакомство со знаками безопасности.


Знакомство с электрическим чайником. Правила безопасности . Практическое занятие по использованию чайника. Упражнения в выборе чая (россыпь, в пакетиках) и способов его заварки.








1






1






1



1




1







1



10.11.22






17.11.22






24.11.22



01.12.22





08.12.22






15.12.22












Формирование культурно-гигиенических навыков и эле­ментарных представлений о здоровом образе жизни путём проведения бесед и практических работ по данному разделу

Практическая работа Встреча с докторами природы. Беседа о лекарственных растениях (календула, ромашка, одуванчик, малина, подорожник). Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровячков. Анализ ситуаций.


Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра

Практическая работа

«Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Практическая работа

Рассматривают картинки с изображением продуктов питания, раскладывают по группам (хлебные, молочные, мясные, овощи); на доступном уровне анализируют и делают вывод (с помощью учителя) о правилах приема пищи; повторяют правила хранения продуктов.

Беседы о питании бутербродами и их место в рационе здорового питания.

prodlenka.org›metodicheskie…vkusnom…poleznom-pitan


Применение здоровьесберегающих технологий на уроках...

урок.рф›presentation/25213.html



  1. Внеурочный курс "Азбука здоровья" для обучающихся


znanio.ru›Библиотека›…-kurs-azbuka-zdorovya…



pedsovet.su›Файлы›Классов


Презентация к уроку социально-бытовая ориентировка, 8класс, тема "Экономика ...

Презентация - тест применяется на уроках СБО .. Салат "Полянка"



7.



8




Правила безопасного поведения у водоема.


Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.



1



1





22.12.22



29.12.22















III четверть


11




1




1




1




1



1



1




1




1





1




1



1






12.01.23




19.01.23




26.01.23




02.02.23



09.02.23



16.02.23




23.02.23




02.03.23





09.03.23




16.03.23



23.03.23



Стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях через проведение бесед и практических работ по данному разделу

Практическая работа

Рассматривают сюжетные картинки с изображением опасных ситуаций и обсуждают их на доступном уровне.  Отрабатывают алгоритм перехода дороги в ходе дидактических и ролевых игр    




Безопасная домашняя среда для детей с

ТМНР

ped-kopilka.ru›blogs…s-tjazhelymi…narushenijami-v…



Презентация "Безопасность детей в природной среде"

uchitelya.com›Педагогика›…-bezopasnost-detey-v…


Презентация «Правила безопасности для детей».

maam.ru›detskijsad/pravila-bezopasnosti-dlja…



Презентация "Как вести себя с незнакомыми людьми"

Презентация "Опасные незнакомцы" - окружающий мир...

kopilkaurokov.ru›Окружающий мир›Презентации 122›prezentatsiia_opasnye…





1.






2




3




4



5



6




7




8





9




10



11


Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.


Знакомство с дорожными знаками. Азбука дорожного движения. 1 ч


Наш город и его транспорт. 1 ч



Правила безопасного поведения на улице. 1


Пожар. Причины возникновения пожара.


Основные правила пожарной безопасности



Действия при возникновении пожара в школе. 1 ч


Какими бывают чрезвычайные ситуации. Защита человека в чрезвычайных ситуациях


Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Оказание первой медицинской помощи..1 ч


Болезни, их причины, связь с образом жизни.


Режим дня. Зачем он нужен человеку



IV четверть-

Уход за жилищем.



8




1

Уход за жилищем.

Уборка помещений для сохранения здоровья человека.

1

06.04.23

Формировать у учащихся навыки умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутам и основным действиям, сопровождающих учащихся, в доступном им предметном мире, назначения предметов, пра­вилам их безопасного использования посредством проведения бесед и практических работ по данному разделу

Практические работы:

Рассматривают картинки с изображением швабер, тряпки и ведра . Отрабатывают с помощью пиктограмм и на практике алгоритм мытья пола.

Практические действия с бытовыми  приборами

 кофеварка, электрический чайник.

Упражнения в выборе средств для стирки белья.

Стиральный порошок, жидкие средства.

Упражнения по уходу за одеждой с помощью  щеток.


Презентация на тему: Формирование...


prodlenka.org›Презентация на тему: " Формирование культурно-гигиенических навы…




pedsovet.su›Файлы›Классов


Презентация к уроку социально-бытовая ориентировка, 8класс, тема "Экономика ...

Презентация - тест применяется на уроках СБО .. Салат "Полянка"



Презентация "Как вести себя с незнакомыми людьми"


nsportal.ru››Здоровый образ жизни›…-s-neznakomymi-ly



Презентация "Опасные незнакомцы" - окружающий мир...


kopilkaurokov.ru›Окружающий мир›Презентации

2

Уход за жилищем.

Уборка помещений для сохранения здоровья человека.

1

13.04.23

3

Бытовые предметы: телевизор, утюг, пылесос. Правила безопасности


1

20.04.23

4

Животные вокруг нас. Меры безопасности при общении с домашними и дикими животным

1

27.04.23

5

Особенности поведения с незнакомым и людьми


1

04.05.23

6

Повторение. Что такое здоровье и здоровый образ жизни

1

11.05.23

7

Контрольная работа

1

18.05.23

8

Как вести себя в чрезвычайных ситуациях


1

25.05.23


9.График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ

Формы текущего контроля:



Дата проведения

1.

Входящий контроль

22.09.22

2.

Контрольная работа за 1 четверть

20.10.22

3.

Контрольная работа за 2 четверть

22.12.22

4

Контрольная работа за 3 четверть

16.03.23

5

Контрольная работа за 4 четверть

18.05.23

Виды контроля: индивидуальный



10..Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программно-методическое обеспечение:

-Примерная адаптированная основная общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

-Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой;

Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник. 3-4 класс. - М., Просвещение.

Ижевский П.В. «Основы безопасности жизнедеятельности». Рабочая тетрадь. 3 класс.- М., Просвещение.

Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. «Основы безопасности жизнедеятельности». Методические рекомендации. 1-4 класс.- М., Просвещение,

Волков В. М. Азбука безопасности : советы старого милиционера / В. М. Волков // Карапуз. — 2002. — N 10. — С.2-20: и

Детская энциклопедия : помоги себе и другим, или безопасностьв чрезвычайных ситуациях : [познават. журн. для девочек и мальчиков] / [авт. -сост.: Ю. Воробьев, Ю. Гуллер, В. Пучков]. — М.: Аргументы и факты, 2005. — 72 с.: ил.

(Книга рассказывает о том,что такое чрезвычайная ситуация: пожар, наводнение, нападение животных, поведение с незнакомыми людьми)

Латкин В. Н. Личная безопасность школьника : памятка / В. Н. Латкин, Б. И. Мишин, С. В. Петров. — 2-е изд., перераб. — М.: ЭНАС, 2009. —Общие правила личной безопасности

Орлова З. Как вести себя в толпе / Зинаида Орлова // Детская энциклопедия АиФ. — 2009. — N 11. — С. 19-21.

Правила поведения детей в местах большого скопления людей.

Радзиевская Л И. Азбука безопасности / Л. И. Радзиевская. — М.: Оникс ;Санкт-Петербург Литература, 2008. — 95 с. Общие правила безопасности для дошкольников и младших школьников. Соколова Ю. А. Правила безопасности / Ю. А. Соколова ; худ.: В. Трубицын. — М.: Эксмо, 2007. — 47 с.: ил.

Азбука безопасности для младших школьников.

Цвилюк Г. Е. Азы безопасности : книга для детей и родителей / Цвилюк Г. Е. — М.: Просвещение, 1994. — 63 с.: ил.


Печатные пособия:

Таблицы ,предметные, сюжетные картинки


Учебно-практическое оборудование:

-предметные и сюжетные картинки,

-пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д.

-коммуникативные символы;

-картины, наглядные пособия;- предметов различной̆ формы, величины, цвета;

-электронные презентации;

-дид.игры по разделам

Технические средства обучения:

-Персональный компьютер;

-Мультимедийный проектор (по возможности);

-Сканер, принтер,


15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по предмету ЗОЖ

Автор: Ирина Владимировна Алексеева

Дата: 03.05.2023

Номер свидетельства: 630761

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "рабочая программа педагога по физической культуре для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-piedaghogha-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "135193"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416862136"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "ФГОС. Рабочая программа по физической культуре в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(63) "fgos-rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "115917"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412174430"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Рабочая программа по предмету ЗОЖ"
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaia_programma_po_predmetu_zozh"
    ["file_id"] => string(6) "592679"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1637910482"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Планирование уроков технологии в соответствии с требованием ФГОС "
    ["seo_title"] => string(71) "planirovaniie-urokov-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-triebovaniiem-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "137647"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417414370"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Воспитательная система класса "Мы выбираем жизнь" "
    ["seo_title"] => string(51) "vospitatiel-naia-sistiema-klassa-my-vybiraiem-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "239314"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444755525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства