Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету ЗОЖ»
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального Закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3;
2. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.;СПб-2011.
3. Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Годового учебного календарного графика общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2021-22 уч. год.;
5.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26.
Цель программы: освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное безопасное поведение в реальной жизни.
Задачи программы :
-Формировать у ребёнка понятия о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком .
-Формировать умения выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его (умение элементарно описывать свое самочувствие, (способность привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания), используя невербальные и вербальные средства общения;
-Формировать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представление о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека;
-Обучать алгоритмам: умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутам и основным действиям, сопровождающих учащихся, в доступном им предметном мире, назначения предметов, правилам их безопасного использования;
-Формировать у ребёнка готовность проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков.
-Развивать устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения..
-Стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях.
-Воспитывать доброжелательное отношения друг к другу при разрешении проблемных, игровых ситуаций, связанных с охраной здоровья
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Материал по предмету подобран в соответствии с программой, учебником Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. «Основы безопасности жизнедеятельности». Методические рекомендации. 1-4 класс.- М., Просвещение ,построен от простого к сложному, в конце проводится закрепление, повторение материала.
Изменения в тематике, распределении часов, преподаваемого материала осуществляется, в связи с разновозрастным составом класса и психофизиологическими особенностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.Общая характеристика учебного предмета
Обучение организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе. На уроках у учащихся формируются элементарные навыки самообслуживания (с частичной помощью педагогов, а затем и с элементами самостоятельности), культурно-гигиенические навыки (выполняемые совместно с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы), а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни (плохо — хорошо, полезно — вредно для здоровья), о безопасности жизнедеятельности.
На уроках учащихся учат применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире:
невербальные и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений);
предметы и материалы, необходимые для становления и развития навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежду, посуду) с использованием специальных символов (картинки, пиктограммы), с которыми учащиеся многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях;
навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками,
учебными вещами и т. п.;
алгоритм действий, который дается учащимся поэтапно и с помощью наглядных схем (мнемотаблицы, алгоритмические предписания в виде пиктограмм и т. п.);
наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального автомобиля, например пожарного, скорой помощи, предупреждающие, запрещающие, информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе);
правила поведения в различных экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;
информационно-бытовые знания, обеспечивающие комфортное проживание в социуме.
В процессе изучения предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» учащиеся должны: усвоить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними); четко представлять последовательность операций с бытовыми предметами, при этом знать правила безопасности; уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях; освоить модели межличностного общения в различных ситуациях.
Занятия по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» проводятся 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению полученных знаний.
Индивидуальные формы работы на уроках органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Цель: освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное безопасное поведение в реальной жизни.
Задачи :
-Формировать у ребёнка понятия о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком .
-Формировать умения выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его (умение элементарно описывать свое самочувствие, (способность привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания), используя невербальные и вербальные средства общения;
-Формировать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представление о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека;
-Обучать алгоритмам: умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутам и основным действиям, сопровождающих учащихся, в доступном им предметном мире, назначения предметов, правилам их безопасного использования;
-Формировать у ребёнка готовность проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков.
-Развивать устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения..
-Стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях.
-Воспитывать доброжелательное отношения друг к другу при разрешении проблемных, игровых ситуаций, связанных с охраной здоровья
Принципы организации учебного процесса:
- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения.
-Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- Принцип сотрудничества с семьей;
- Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
-Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип учета возрастных границ. Реализация этого принципа предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания– предусматривает отбор разделов и тематического содержания из примерных основных общеобразовательных программ, разработанных для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Акцент следует делать на те разделы, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющегося нарушения, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей. Интеграция разделов и тем осуществляется путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.
- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц – предполагает продуманную регламентацию объема изучаемого материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его освоения и учета реальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в его усвоении. Необходимость реализации этого принципа обусловлена своеобразным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала.
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.
Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.
- Принцип соблюдения линейности и концентричности. Реализация этого принципа заключается в необходимости расположения тем по каждому разделу в определенной последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема, при этом каждая последующая часть программы является продолжением предыдущей (линейность). При концентрическом построении индивидуальной программы осваиваемый материал повторяется путем возвращения к пройденному вопросу, что дает возможность более прочного его усвоения, расширения и закрепления определенных представлений и понятий.
- Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении.
- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР. Этот принцип направлен на реализацию основных содержательных линий развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование ведущих видов деятельности и др.
- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает предоставление возможности реализации подобного рода программы всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями, педагогами-предметниками, родителями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами.
- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание, передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и интеграции в общество.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Проектированию программы, как отмечалось выше, предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого составляется первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цель и задачи работы с ребенком. В то же время реализация программы требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребенка, его поведении, деятельности и в целом в уровне достижений того или иного ребенка. Результаты диагностики позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в содержание программы для обеспечения ее оптимальной реализации в коррекционно-педагогической работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2.Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Метод мониторинга;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является его положительное отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;
- у ребенка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а терпеливо дожидаясь ответной реакции;
- взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не делает за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам;
- с поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную;
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие должно иметь явно выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано и пространство помещения – определенные задания связаны с определенным местом или предметом.
Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые нравятся ребенку). Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.
Содержание обучения на уроках «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях ,результатах детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд),), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.
В процессе освоения содержания учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Образовательная область, к которой относится учебный предмет «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» - «Окружающий мир».
Сроки изучения учебного предмета - 1год.
Количество часов на изучение предмета - 1 часа в неделю (34 часа в год).
Количество учебных недель-34.
Программа состоит из разделов курса, тем различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.
Количество часов по четвертям:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего за год
8 часов
8 часов
11 часов
7 часов
34 часа
4.Содержание учебного предмета
Содержание данной адаптированной основной общеобразовательной рабочей программы состоит из следующих разделов:
-Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни.
-Уход за жилищем.
-Питание.
-Безопасность в доме , на улице, в природе.
Раздел:«Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. формирование умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т. д; Формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды; использование во время еды столовых приборов, питьё из кружки, накладывание пищи в тарелку, пользование салфеткой; формирование навыков обслуживания себя в туалете. Навыки, связанные с гигиеной тела. части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы);предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.
Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя .
Раздел:«Уход за жилищем» предполагает:
наблюдения за трудом уборщицы в школе. Рассматривание иллюстраций об уборке помещений. Практические действия по сметанию крошек со стола, мытью стола. Практические действия по уборке класса с помощью учителя по определенному алгоритмическому предписанию в виде картинок и пиктограмм: подготовка тряпочки для влажной уборки, вытирание пыли на подоконнике, на столе, протирание доски и т. п. Обучение учащихся действиям с пылесосом. Уточнение значений пиктограмм «убирать со стола», «подметать», «пылесос», «пылесосить». Называние действий с использованием вербальных и невербальных средств общения. Формирование представлений учащихся о необходимости уборки квартиры для сохранения здоровья человека. Знакомство с понятием «пыль в доме». Упражнения в переноске, раскатывании и скатывании коврика . Способы уборки пыли: влажной тряпочкой, специальными средствами и т. п. Способы чистки ковров. Упражнения в уходе за ковриком: чистка пылесосом (при активном участии учителя). Беседы о необходимости чистки мягких изделий: ковров, пледов, подушек для сохранения их чистоты. Дидактические упражнения с бытовыми предметами: узнавание и называние (посуда, гигиенические средства, телевизор, утюг, пылесос, гладильная доска). Использование вербальных и невербальных средств коммуникации (пиктографических кодов, словесных и жестовых обозначений) для называния и показа этих предметов.
Раздел «-Питание»-уточнение и закрепление знаний учащимися правил поведения во время еды: надевать специальные фартуки (по необходимости), удерживать ложку, чашку, брать в ложку требуемое количество еды, есть аккуратно, жевать медленно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи. Составление рассказов по пиктограммам. Беседы с учащимися о роли воды в жизни человека, растений, животных. Роль воды для питания человека. Чистая и грязная вода. Вода, которую можно употреблять в пищу. Знакомство со знаками безопасности: «Питьевая вода», «Запрещается использовать в качестве питьевой воды». Понятия «сырая вода» и «кипяченая вода». Вода для приготовления пищи. Упражнения, в которых учащиеся обучаются включать электрический чайник, понимать сигнал «Вода вскипела», наливать из чайника в чашку кипяток (с обучением мерам безопасности).
Раздел «Безопасность в доме , на улице, в природе»- . Правила правильного и безопасного пользования туалетом. Пиктограмма «туалет». Упражнения в открывании и закрывании двери. Отработка алгоритма и словесное пояснение необходимости правильного, аккуратного использования кнопок слива на смывном бачке. Рассказ учителя о последствиях неправильного их использования. Упражнения на ориентировку в пространстве комнаты, во время переноса различных предметов Прогулки с учащимися по школе и на пришкольном участке, рассматривание растений (комнатных и уличных) с пояснениями о способах ухода за ними и безопасного обращения с ними. Ядовитые растения. Продолжение ознакомления учащихся во время экскурсий и специально созданных образовательных ситуациях с элементарными правилами поведения на улице, с дорожными знаками. Закрепление названий и умений ориентироваться по ним совместно со учителем (см. шестой класс).Уточнение представлений учащихся о труде пожарных, сотрудников ГИБДД, их значимости для безопасности окружающих. Моделирование обучающих ситуаций, в которых учащиеся играют роли людей этих профессий, выполняют действия по предупреждению опасности или по ее ликвидации. Ориентировка в пространстве и познавательные действия с материалами, необходимыми для организации игр на темы безопасности в различных ситуациях: реальных (на основе предметной и предметно-игровой деятельности); отраженных в знаках (светофор, дорожные знаки, знаки пожарной безопасности), в образных игрушках; условных, символических (в воображаемой игровой ситуации). Расширение знаний обучающихся ,создание проблемных ситуаций по правилам безопасного поведения (на улице, в доме, в природе) в сюжетных подвижных играх с использованием отдельных элементов комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука железной дороги». Аудиальные упражнения (отработка реакций на звуки), позволяющие скорректировать поведение учащихся на улице. «Чтение» звуков улицы для формирования у учащихся контроля ситуации: местонахождение источника звука (движущийся транспорт, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора); сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков; восприятие звуков разной громкости (с использованием CD-дисков «Звуки улицы», «Театральные шумы» и др.). (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)Упражнения, в ходе которых активизируется использование учащимися вербальных и невербальных средств общения по теме «Безопасность», закрепляется понимание слов улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, пожарная машина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, информационные знаки: больница, детский сад и др.
Данный предмет для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. Уроки по предмету для учащихся проводятся с учетом особенностей развития ребенка. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся и учитывающих определенную динамику развития по сравнению с предыдущими годами обучения. Усвоению материала способствует отбор словесного материала для объяснения, закрепления, повторения; методического аппарата (правил, инструкций, заданий, вопросов); иллюстраций, схем, таблиц и т.д.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом я разделила класс на 2 группы:
5.Ттебования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся 1 группы должны знать:
-Соблюдать правила личной гигиены при небольшой помощи взрослых
-Соблюдать правила безопасности, передвигаясь на транспорте под контролем педагога;
- Правила перехода дороги с помощью педагога;
-Знать правила первой медицинской помощи при кровотечении, отравлении, тепловом ударе с помощью педагога;
-Правила дорожного движения с помощью педагога;
- Основные понятия — «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания) с помощью педагога.
Учащиеся (помощь педагога) должны уметь и знать:
-Соблюдать правила личной гигиены при небольшой помощи взрослых
- Правильно переходить дорогу, перекресток;
-Соблюдать правила безопасности, передвигаясь на транспорте под контролем педагога;
- вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа с помощью педагога;
-Правила выполнения личной гигиены под руководством взрослого;
-Соблюдать правила безопасности, передвигаясь на транспорте под контролем педагога;
- Правила перехода дороги с помощью педагога;
-Правила дорожного движения с помощью педагога;
- Основные понятия — «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания) с помощью педагога.
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
В результате освоения предметного содержания курса «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» у учащихся 9 класса сформируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Текущий контроль по изучению каждого основного раздела, будет проводиться в форме обобщающего урока в конце большой темы с учетом индивидуальных возможностей детей.Оценка достижений обучающихся будет осуществляться по пятибалльной системе. Два раза в год оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться с помощью Мониторинга по карте прохождения индивидуальной программы обучения.
7. Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа для 9 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» - 34 часа, количество занятий в неделю – 1час.
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечания
1 четверть
8
1.
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Инструктаж по ТБ. Что такое ОБЖ.
Диагностика.
1
02.09.21
Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя.
2.
Средства личной гигиены.
1
09.09.21
Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно
3.
Уход за руками и лицом.
1
16.09.21
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.
4.
Уход за зубами и ушами.
1
23.09.21
Слушают объяснений учителя, учатся правильно выполнять инструкции учителя
5.
Правила ухода за волосами.
1
30.09.21
Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно
6.
Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора). Гимнастика для глаз.
1
07.10.21
Действуют по подражанию, учатся выполнять действия самостоятельно
Слушают учителя. Отвечают на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения.
8.
Правила здорового образа жизни.
1
21.10.21
Слушают объяснений учителя, учатся правильно выполнять инструкции учителя
II четверть
8
Питание.
Полезные и вредные продукты.
1
11.11.21
Слушают учителя, правильно отвечают на вопросы учителя, работа по картинкам.
9.
Роль еды для организма человека. Правила поведения за столом во время приема пищи.
1
18.11.21
Коррекция эмоциональной сферы через формирование учебной мотивации.
10.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Причины отравления. Первая медицинская помощь
1
25.11.21
Слушают учителя, правильно отвечают на вопросы учителя, действуют по подражанию, с помощью взрослого
11.
Холодильник. Правила хранения продуктов.
Сроки реализации по обозначению на упаковке.
1
02.12.21
Слушают объяснений учителя, учатся правильно выполнять инструкции учителя
12.
Роль воды в жизни человека, растений и животных. Виды воды: чистая, грязная, питьевая, не питьевая, кипяченая. Знакомство со знаками безопасности.
1
09.12.21
Коррекция пространственного восприятия через подбор слова к картинке.
13.
Знакомство с электрическим чайником. Правила безопасности . Практическое занятие по использованию чайника. Упражнения в выборе чая (россыпь, в пакетиках) и способов его заварки.
1
16.12.21
Слушают объяснений учителя, действуют по подражанию
14.
Правила безопасного поведения у водоема.
1
23.12.21
Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно
III четверть-11 часов
15.
Безопасность в доме, на улице, в природе.
Знакомство с дорожными знаками. Азбука дорожного движения.
1
13.01.22
Слушают объяснений учителя, учатся правильно выполнять инструкции учителя при выполнение упражнений. Работа с картинками.
16.
Наш город и его транспорт.
1
20.01.22
Коррекция пространственного восприятия через подбор слова к картинке.
17.
Правила безопасного поведения на улице.
1
27.01.22
Коррекция мышление на основе упражнений в анализе и синтезе
18.
Пожар. Причины возникновения пожара.
1
03.02.22
Коррекция эмоциональной сферы через формирование учебной мотивации.
19.
Основные правила пожарной безопасности.
1
10.02.22
Расширение круга общих представлений об окружающем мире.
20
Действия при возникновении пожара в школе.
1
17.02.22
Коррекция эмоциональной сферы через формирование учебной мотивации.
21
Какими бывают чрезвычайные ситуации.
1
24.02.22
Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании.
22
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
1
03.03.22
Коррекция эмоциональной сферы через формирование учебной мотивации.
23
Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Оказание первой медицинской помощи..
1
10.03.22
Коррекция мышления через анализ, сравнение
24
Болезни, их причины, связь с образом жизни.
1
17.03.22
Повторяют правила мытья рук перед едой, после туалета, после прогулки. Пользоваться предметами личной гигиены.
25
Практическое занятие по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.
1
24.03.22
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.
IV четверть-7 часов
Уход за жилищем.
26
Уборка помещений для сохранения здоровья человека.
1.
07.04.22
Коррекция зрительной, тактильной памяти на основе упражнений в запоминании.
27
Способы уборки. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.
1.
14.04.22
Слушают учителя. Отвечают на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения.
28
Бытовые предметы: телевизор, утюг, пылесос. Правила безопасности.
1.
21.04.22
Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого.
29
Животные вокруг нас. Меры безопасности при общении с домашними и дикими животными.
1.
28.04.22
Выполняют по образцу педагога отдельную операцию при проведении предметно- практических работ
30
Особенности поведения с незнакомыми людьми.
1
05.05.22
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении
31
Повторение. Что такое здоровье и здоровый образ жизни.
1
12.05.22
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении
32
Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация. Диагностика.
1
19.05.22
Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении.
9.График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ
№
Формы текущего контроля:
Срок проведения
1.
Диагностика.
02.09.21
2.
Диагностика.
19.05.22
Виды контроля: индивидуальный
10..Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение:
(Книга рассказывает о том,что такое чрезвычайная ситуация: пожар, наводнение, нападение животных, поведение с незнакомыми людьми)
Азбука безопасности для младших школьников.
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник. 3-4 класс. - М., Просвещение.
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. «Основы безопасности жизнедеятельности». Методические рекомендации. 1-4 класс.- М., Просвещение,
Волков В. М. Азбука безопасности : советы старого милиционера / В. М. Волков // Карапуз. — 2002. — N 10. — С.2-20: и
Детская энциклопедия: помоги себе и другим, или безопасностьв чрезвычайных ситуациях: [познават. журн. для девочек и мальчиков] / [авт. -сост.: Ю. Воробьев, Ю. Гуллер, В. Пучков]. — М.: Аргументы и факты, 2005. — 72 с.: ил.
Ижевский П.В. «Основы безопасности жизнедеятельности». Рабочая тетрадь. 3 класс.- М., Просвещение.
Латкин В. Н. Личная безопасность школьника : памятка / В. Н. Латкин, Б. И. Мишин, С. В. Петров. — 2-е изд., перераб. — М.: ЭНАС, 2009. —Общие правила личной безопасности
Орлова З. Как вести себя в толпе / Зинаида Орлова // Детская энциклопедия АиФ. — 2009. — N 11. — С. 19-21.
Правила поведения детей в местах большого скопления людей.
-Примерная адаптированная основная общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
-Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой;
Радзиевская Л И. Азбука безопасности / Л. И. Радзиевская. — М.: Оникс ;Санкт-Петербург : Литература, 2008. — 95 с. Общие правила безопасности для дошкольников и младших школьников. Соколова Ю. А. Правила безопасности / Ю. А. Соколова ; худ.: В. Трубицын. — М.: Эксмо, 2007. — 47 с.: ил.
Цвилюк Г. Е. Азы безопасности : книга для детей и родителей / Цвилюк Г. Е. — М.: Просвещение, 1994. — 63 с.: ил.
Печатные пособия:
Таблицы ,
предметные, сюжетные картинки
Учебно-практическое оборудование:
-дид.игры по разделам
-картины, наглядные пособия;- предметов различной̆ формы, величины, цвета;
-коммуникативные символы;
-пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д.