kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка предназначена для проведения уроков в коррекционной школе 8 вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"»

Пояснительная записка

Учебный план по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;

  • Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

  • Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";

  • Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования  Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)

  • Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;

  • Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";

  • Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обу­чения (письмо Управления специального образования Мини­стерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);

  • Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";

  • Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);

  • Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";

  • Письмо комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области №И-12/7298 от 25.06.2019 «Разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому»;

  • Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.);

  • Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Данная программа составлена  на основании индивидуальных особенностей учащихся, а также согласно  предложениям и рекомендациям вПМПк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями),  утверждена приказом школы-интерната __№ 3 от 20 сентября 2019 г.

Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образовании, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении. Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является одним из важных общеобразовательных предметов, так как готовит обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии к жизни и общению в социуме. Программа отражает этапы реализации программы, описывает условия успешности работы. В программе дана общая характеристика учебного предмета, информационное и программно- методическое обеспечение, планируемые результаты, содержание учебного предмета. В программе разработано календарно - тематическое планирование занятий по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса.



Цель программы:


формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

  • сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

  • научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

  • развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

  • формирование умения понимать обращенную речь.

  • формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.

создание условий способствующих сенсорно - моторному развитию детей.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных функций у «особых» детей;

2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;

3.Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей 



2.Общая характеристика учебного процесса:


Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» позволяет формировать у них потребности в общении, развивать сохранные речевые механизмы, а также научить использовать альтернативные средства коммуникации и социального общения.

При составлении программы учитывались психофизиологические особенности детей с тяжелой умственной отсталостью.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей находится глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, у них значительно запаздывает. У некоторых тяжело умственно отсталых детей речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают вполне определенный смысл. Многие дети страдают грубыми аномалиями периферического артикуляторного аппарата, недостаточностью дыхания и т.д.

У тяжело умственно отсталых детей, особенно младшего школьного возраста, резко отстает от нормы одна из основных функций речи — регулирующая. Инструкции взрослого воспринимаются детьми крайне неточно и не определяют содержание и последовательность осуществляемой ими деятельности.

Одной из дисциплин, позволяющих развивать психофизические функции, в частности, речь и коммуникационные способности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, является «Речь и альтернативная коммуникация».

Применяются следующие методы обучения: демонстра­ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни­ком, самостоятельная работа и др. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.

Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.

При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении т.д..

Технологии, используемые в образовательном процессе

  • личностно-ориентированные,

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,

  • игровые и др.


3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация»обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели. Данный предмет относится к предметной области «Язык и речевая практика»

4.Содержание учебного предмета

№ п/п

Содержательная линия

Количество часов

Педсредства, технологии решения коррекционных задач

1

Коммуникация

10

Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.

Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.

2

Импрессивная речь

.6

3

Экспрессивная речь

8

4

Чтение и письмо


14





5. Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны уметь:

  • Владеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  • Понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

  • Пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

  • Использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;

  • Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

  • Узнавать и различать напечатанные буквы.

  • Писать/ печатать изученные буквы, слова.
          Учащиеся должны знать:

  • Усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

  • Значение слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • При глобальном чтении – смысл узнаваемого слова.



6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)

Предметом итоговой оценки освоения учащегося 1 класса является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.

  1. Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

  1. Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

- частичное усвоение нового опыта;

- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

  1. Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

- нечувствительность учащегося к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.


7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»



п/п

Тема

урока

Количество часов

Дата

Примечание

Коммуникация – 5 часов

1

Установление контакта с собеседником, приветствие

1



2

Моё имя. Реагирование на собственное имя

1



3

Урок-игра: «Покажи, кто?»

1


Кто позвал?

Кто сделал?

4

Сказка про имена

1



5

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

1



Импрессивная речь – 3 часа

6

Развитие слухового внимания

1



7

Обобщающее понятие: «Семья». Узнавание (различение) имён членов семьи

1



8

Обобщающее понятие: «Школа. Класс». Узнавание (различение) школьных принадлежностей

1


Собери портфель,

Чудесный мешочек

Экспрессивная речь – 5 часов

9

«Называние» отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

1


Повтори за мной

10

«Называние» простых по звуковому составу слов.

1



11

«Называние» своего имени.

1



12

«Называние» слов категории «Семья»

1



13

«Называние» слов категории «Школа»

1



Чтение и письмо – 4 часа

14

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1



15

Что такое буква?

1



16

Подготовка руки к письму (трафареты)

1



17

Рассказы про осень

1



Коммуникация – 5 часов

18

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением)

1


Зеркало

19

Ответы на вопросы словом (предложением)

1


Что пропало?

20

Использование в речи этикетных выражений

1



21

Задавание вопросов предложением

1



22

Игра: «Общение». Слушание сказки «Теремок»

1


Поставь по порядку

Импрессивная речь – 3 часа

23

Развитие слухового внимания. Слушание сказки «Курочка Ряба»

1



24

Обобщающая категория: «Игрушки»

1



25

Обобщающая категория: «Одежда. Обувь»

1


Найди пару

Экспрессивная речь – 3 часа

26

«Называние» слов категории «Игрушки»

1


Послушай и повтори

27

«Называние» слов категории «Одежда. Обувь»

1


Исключи лишнее

28

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Сказка «Колобок»

1



Чтение и письмо – 10 часов

29

Звук и буква Аа.

1



30

Рисование вертикальных линий от начальной точки

1



31

Рисование горизонтальных линий от начальной точки

1



32

Звук и буква Уу

1



33

Повторение. Звук и буква А, У

1



34

Звук и буква Мм

1



8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Программно-методическое обеспечение:



  • Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой – 8-ое изд. – М.; Просвещение, 2013.

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебно-практическое оборудование:


  • Графические средства для альтернативной коммуникации:

  • таблицы букв,

  • карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,

  • наборы букв,

  • коммуникативные таблицы и тетради для общения;

  • сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

  • Касса букв и слогов.

  • Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.

  • Таблицы к основным разделам грамматического материала.

  • Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов.




Технические средства обучения:

  • Магнитофон

  • телевизор









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Автор: Гресева Татьяна Ивановна

Дата: 30.01.2020

Номер свидетельства: 537928

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1(дополнительный), 1-4 класс 2 вариант"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_uchebnomu_predmetu_rech_i_alternativnaia_kommunikatsiia_1"
    ["file_id"] => string(6) "595131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639717403"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Рабочая программа 2 год обучения по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ТМНР (2 вариант)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_2_god_obucheniia_po_uchebnomu_predmetu_rech_i_alternativnaia"
    ["file_id"] => string(6) "650468"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1715665299"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" в 5 классе (вариант 2)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_rech_i_alternativnye_kommunikatsii_v_5_kl"
    ["file_id"] => string(6) "655104"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1724145386"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности по английскому языку «English face to face»"
    ["seo_title"] => string(77) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_angliiskomu_iazyku_english_face_to_face"
    ["file_id"] => string(6) "585096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1628408289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2430 руб.
1700 руб.
2430 руб.
1770 руб.
2530 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства