Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"»
Пояснительная записка
Учебный план по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Письмо комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области №И-12/7298 от 25.06.2019 «Разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому»;
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.);
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Данная программа составлена на основании индивидуальных особенностей учащихся, а также согласно предложениям и рекомендациям вПМПк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями), утверждена приказом школы-интерната __№ 3 от 20 сентября 2019 г.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образовании, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении. Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является одним из важных общеобразовательных предметов, так как готовит обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии к жизни и общению в социуме. Программа отражает этапы реализации программы, описывает условия успешности работы. В программе дана общая характеристика учебного предмета, информационное и программно- методическое обеспечение, планируемые результаты, содержание учебного предмета. В программе разработано календарно - тематическое планирование занятий по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса.
Цель программы:
формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
формирование умения понимать обращенную речь.
формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.
создание условий способствующих сенсорно - моторному развитию детей.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных функций у «особых» детей;
2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;
3.Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей
2.Общая характеристика учебного процесса:
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» позволяет формировать у них потребности в общении, развивать сохранные речевые механизмы, а также научить использовать альтернативные средства коммуникации и социального общения.
При составлении программы учитывались психофизиологические особенности детей с тяжелой умственной отсталостью.
В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей находится глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, у них значительно запаздывает. У некоторых тяжело умственно отсталых детей речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают вполне определенный смысл. Многие дети страдают грубыми аномалиями периферического артикуляторного аппарата, недостаточностью дыхания и т.д.
У тяжело умственно отсталых детей, особенно младшего школьного возраста, резко отстает от нормы одна из основных функций речи — регулирующая. Инструкции взрослого воспринимаются детьми крайне неточно и не определяют содержание и последовательность осуществляемой ими деятельности.
Одной из дисциплин, позволяющих развивать психофизические функции, в частности, речь и коммуникационные способности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, является «Речь и альтернативная коммуникация».
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении т.д..
Технологии, используемые в образовательном процессе
личностно-ориентированные,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые и др.
3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация»обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели. Данный предмет относится к предметной области «Язык и речевая практика»
4.Содержание учебного предмета
№ п/п
Содержательная линия
Количество часов
Педсредства, технологии решения коррекционных задач
1
Коммуникация
10
Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.
Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.
2
Импрессивная речь
.6
3
Экспрессивная речь
8
4
Чтение и письмо
14
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны уметь:
Владеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
Пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
Использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;
Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
Узнавать и различать напечатанные буквы.
Писать/ печатать изученные буквы, слова. Учащиеся должны знать:
Усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Значение слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
При глобальном чтении – смысл узнаваемого слова.
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)
Предметом итоговой оценки освоения учащегося 1 класса является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.
Положительная динамика - 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:
- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Частично положительная динамика - 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:
- частичное усвоение нового опыта;
- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;
- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.
- нечувствительность учащегося к новому опыту;
- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
№ п/п
Тема
урока
Количество часов
Дата
Примечание
Коммуникация – 5 часов
1
Установление контакта с собеседником, приветствие
1
2
Моё имя. Реагирование на собственное имя
1
3
Урок-игра: «Покажи, кто?»
1
Кто позвал?
Кто сделал?
4
Сказка про имена
1
5
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)
1
Импрессивная речь – 3 часа
6
Развитие слухового внимания
1
7
Обобщающее понятие: «Семья». Узнавание (различение) имён членов семьи
«Называние» отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов
1
Повтори за мной
10
«Называние» простых по звуковому составу слов.
1
11
«Называние» своего имени.
1
12
«Называние» слов категории «Семья»
1
13
«Называние» слов категории «Школа»
1
Чтение и письмо – 4 часа
14
Развитие зрительного восприятия (конструирование)
1
15
Что такое буква?
1
16
Подготовка руки к письму (трафареты)
1
17
Рассказы про осень
1
Коммуникация – 5 часов
18
Выражение своих желаний звуком (словом, предложением)
1
Зеркало
19
Ответы на вопросы словом (предложением)
1
Что пропало?
20
Использование в речи этикетных выражений
1
21
Задавание вопросов предложением
1
22
Игра: «Общение». Слушание сказки «Теремок»
1
Поставь по порядку
Импрессивная речь – 3 часа
23
Развитие слухового внимания. Слушание сказки «Курочка Ряба»
1
24
Обобщающая категория: «Игрушки»
1
25
Обобщающая категория: «Одежда. Обувь»
1
Найди пару
Экспрессивная речь – 3 часа
26
«Называние» слов категории «Игрушки»
1
Послушай и повтори
27
«Называние» слов категории «Одежда. Обувь»
1
Исключи лишнее
28
Составление рассказа по сюжетным картинкам. Сказка «Колобок»
1
Чтение и письмо – 10 часов
29
Звук и буква Аа.
1
30
Рисование вертикальных линий от начальной точки
1
31
Рисование горизонтальных линий от начальной точки
1
32
Звук и буква Уу
1
33
Повторение. Звук и буква А, У
1
34
Звук и буква Мм
1
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение:
Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой – 8-ое изд. – М.; Просвещение, 2013.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебно-практическое оборудование:
Графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв,
карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
наборы букв,
коммуникативные таблицы и тетради для общения;
сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
Касса букв и слогов.
Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.
Таблицы к основным разделам грамматического материала.
Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов.