Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ФГОС НОО "Школа России".»
Пояснительнаязаписка к рабочей программе по окружающему миру 4 класс ФГОС НОО.
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Приказ Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373"
Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629; от 08 мая 2019 г. №233);
Основная образовательная программа начального общего образования Новошахтинской школы-интерната на 2019-2020 учебный год
Программа начального общего образования. Окружающий мир. М.: Просвещение, 2012.
Авторская программа по окружающему миру для основной школы (1-4 классы), автор А. А. Плешаков. М.: Планета, 2013.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального государственного образовательного
стандарта, примерной программы начального общего образования и авторской программы автор А. А. Плешаков. М.: Планета, 2013
Для реализации программы используется учебник автора: автор А. А. Плешаков. Москва. - «Просвещение», 2015 г.
График прохождения программного материала
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
16 часов
15 часов
19 час
16 часов
66 часов
Программа рассчитана на 2 часа – федеральный компонент.
На изучение окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов, 2 учебных часа в неделю. В соответствии с
годовым календарным графиком по плану- 66 часов. (2 часа-объединены темы уроков в разделе «Современная Россия»).
Цели и задачи курса:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её
природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоения программы (личностные, метапредметные,предметные).
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
-представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
-представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
-овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
-понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
-познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
-представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
-эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
-этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
Учащиеся получат возможность научиться:
-способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
-установке на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
-бережному отношению к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построению элементарных производственных цепочек, осмыслению вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Учащийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
-выделять из темы урока известные знания и умения;
-планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
-планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
Учащиеся получат возможность научиться:
-сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные.
Учащийся научится:
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
-находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
-понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
-анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
-проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
Учащиеся получат возможность научиться:
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
-располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь»
-моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные.
Учащийся научится:
-включаться в диалог с учителем;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
Учащиеся получат возможность научиться:
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД ипр.) по теме проекта.
Предметные результаты.
Учащийся научится:
-понимать особую роль России в мировой истории,
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
-различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
-приводить примеры народов России;
-сравнивать город и село, городской и сельский дома;
-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
-оценивать отношение людей к окружающему миру;
-различать объекты и явления неживой и живой природы;
-находить связи в природе, между природой и человеком;
-проводить наблюдения и ставить опыты;
-измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
-определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
-сравнивать объекты природы, делить их на группы;
-ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
Учащиеся получат возможность научиться:
-находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
-соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
-различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
-прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
-узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
-различать виды транспорта;
-приводить примеры учреждений культуры и образования;
-определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
-различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
-правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
-соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
-различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
-соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
-правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
-приводить примеры семейных традиций;
-соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
-ориентироваться на местности разными способами;
-различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
-различать водоёмы, узнавать их по описанию;
-читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
-находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
-различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета.
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9ч + 1 ч резерв)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
График выполнения практической части программы.
№
п/п
Название раздела (блока)
Кол-во часов на изучение раздела (блока)
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль
Контрольная работа.
Проверочная работа.
1.
Диагностическая контрольная работа.
23.09
2.
Природа России
10 часов
18.11
3.
Родной край – часть большой страны
15 часов
26.12
4.
Страницы истории России
20 часов
16.03
5.
23.04
6.
21.05
Календарно-тематическое планирование по курсу «Мир вокруг нас»
4 класс УМК «Школа России» - 68 ч.
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
По плану
По факту
I четверть – 16 часов
1.
Земля и человечество (9 ч.)
Мир глазами астронома.
Стр. 4
1
02.09
2.
Планеты Солнечный системы.
Стр 9
1
05.09
3.
Звёздное небо – Великая книга Природы.
Стр 16
1
09.09
4.
Мир глазами географа.
Стр 22
1
12.09
5.
Мир глазами историка.
Стр 29
1
16.09
6.
Когда и где?
Стр 36
1
19.09
7.
Диагностическая контрольная работа.
1
23.09
8.
Мир глазами эколога.
Стр 41
1
26.09
9.
Сокровищница Земли под охраной человека.
Стр 48
1
30.09
10.
Повторение и закрепление пройденного по разделу «Земля и человечество»
1
03.10
«Природа России» (10 ч.)
11.
Равнины и горы России.
Стр 60
1
07.10
12.
Моря, озера и реки России.
Стр 66
1
10.10
13.
Природные зоны России.
Стр 71
1
14.10
14.
Зона арктических пустынь.
Стр 76
1
17.10
15.
Тундра.
Стр 84
1
21.10
16.
Леса России.
Лес и человек.
Стр 95
1
24.10
2 четверть – 15 часов
17.
Зона степей.
Стр 110
1
07.11
18.
Пустыни.
Стр 118
1
11.11
19.
У Черного моря.
Стр 126
1
14.11
20.
Контрольная работа по теме «Природа России».
1
1811
«Родной край – часть большой страны» (15ч.)
21.
Работа над ошибками, допущенными в К/Р.
Наш край.
Стр 138
1
21.11
22.
Поверхность нашего края.
Стр 139
1
25.11
23.
Водные богатства нашего края.
Стр 145
1
28.11
24.
Наши подземные богатства.
Стр 149
1
02.12
25.
Земля – кормилица.
Стр 160
1
05.12
26.
Жизнь леса
Стр 164
1
09.12
27.
Жизнь луга.
Стр 170
1
12.12
28.
Жизнь в пресных водах.
Стр 178
1
16.12
29.
Заочные экскурсии в природные сообщества
Родного края.
1
19.12
30.
Растениеводство в нашем крае.
Животноводство в нашем крае.
Стр 187,195
1
23.12
31.
Контрольная работа по теме: «Родной край – часть большой страны».
1
26.12
3 четверть – 19 час
32.
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Презентация проектов.
1
09.01
33.
Обобщение изученного по разделу «Родной край – часть большой страны».
1
13.01
34.
Начало истории человечества.
У ч 2 стр 4
1
16.01
35.
Мир древности: далекий и близкий.
Стр 8
1
20.01
36.
Средние века: время рыцарей и замков.
Стр 15
1
23.01
37.
Новое время: встреча Европы и Америки.
Стр 22
1
27.01
38.
Новейшее время: история продолжается сегодня.
Стр 28
1
30.01
39.
Презентация проектов.
1
03.02
«Страницы истории России» (20 ч)
40.
Жизнь древних славян.
Стр 34
1
06.02
41.
Во времена Древней Руси.
Стр 40
1
10.02
42.
Страна городов.
Стр 46
1
13.02
43.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
1
17.02
44.
Трудные времена на Русской земле.
1
20.02
45.
Русь расправляет крылья.
1
27.02
46.
Куликовская битва.
1
02.03
47.
Иван Третий.
1
05.03
48.
Мастера печатных дел.
Патриоты России.
1
12.03
49.
Контрольная работа по теме «Древняя Русь».
1
16.03
50.
Работа над ошибками, допущенными в К/Р.
Пётр Великий.
1
19.03
4 четверть – 16 часов
51.
Михаил Васильевич Ломоносов.
1
30.03
52.
Екатерина Великая.
1
02.04
53.
Отечественная война 1812 года.
1
06.04.
54.
Страницы истории XIX века.
1
09.04.
55.
Россия вступает в ХХ век.
1
13.04.
56.
Страницы истории 1920-1930 годов.
1
16.04
57.
Великая война и великая Победа.
1
20.04
58.
Промежуточная аттестация
1
23.04
59.
Страна, открывшая путь в космос.
1
27.04.
60.
Презентация проектов.
1
30.04
61.
Основной закон России и права человека.
1
07.05
62.
Мы – граждане России.
1
11.05
63.
Славные символы России.
1
14.05
64.
Такие разные праздники.
1
18.05
65.
Контрольная работа по теме «Современная Россия».
1
21.05
66.
Работа над ошибками, допущенными в К/Р.
Путешествие по России.
1
25.05
Общая характеристика учебного курса «Окружающий мир»
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета, благодаря интеграции естественно-научных и социально гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического воспитания и образования, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. В учебниках и учебных пособиях реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предусмотрено формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Материально-техническое обеспечение.
№
п/п
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Количество
1.
Печатные пособия
1.1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
1 Д
1.2.
Примерная программа начального общего образования. Окружающий мир. М.: Просвещение, 2012.
1 Д
1.3.
УМК.
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015.
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс : пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015.
3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы / А. А. Плешаков. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2015.
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2015.
5. Плешаков А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015.
1 К
1.4.
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков).
1.Плешаков А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
Учебный фильм «Безопасное поведение в транспорте».
1 Д
7
Презентация «Ориентирование на местности»
1 Д
8
Видеоурок «Планета Земля».
1 Д
9
Мультипликационный фильм Русского Географического Общества «Город на Неве»
1 Д
Мультипликационный фильм Русского Географического Общества «Путешествие по Москве»
1 Д
3.
Технические средства обучения
3.1.
Компьютер.
1 Д
Условные обозначения
Д- демонстрационный экземпляр,
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
Образовательные ресурсы.
Для учителя
1. Плешаков А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2015.
3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014.
Электронные образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
http://fsu.edu.ru/p1.html
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
http://www.rost.ru
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
http://www.ict.edu.ru
Газета "Начальная школа"
http://nsc.1september.ru
Для обучающихся
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015.
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Тесты. 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2015.
4. Плешаков А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015.
5. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс (Диск CD-ROM), автор Плешаков А. А.
6. Электронные образовательные ресурсы:
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
www.lbz.ru
Школьная пресса: информационный портал
http://portal.lgo.ru
Приложение 1.
Система оценки индивидуальных достижений обучающихся.
Во IV классе знания и умения учащихся по ознакомлению с окружающим миром оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
При устных ответах Оценка «5» ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире. Раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, и полно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарном изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы — рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышения.
Приложение 2. КИМ
Контрольно-измерительные материалы
по окружающему миру
в 4классе
Входная диагностическая работа по окружающему миру
Фамилия, имя …………………………………………………………………………...
1. Как называется наука о животных?
1) ботаника
2) зоология
3) астрономия
2. Что отличает человека от других живых существ:
а) движение б) рост в) разум г) дыхание
3. Что относится к характеристике страны:
а) цвет кожи
б) государственные символы
в) национальные песни
г) жизнь под одной крышей
4. Укажи культурное травянистое растение:
а) лук б) крапива в) осот г) одуванчик
5. Укажи животное, которое относится к рыбам.
1) дельфин 2) бегемот 3)карп
6. Какое животное относится к группе насекомых:
а) паук б) дождевой червь в) стрекоза г) рак
7. Какой орган относится к кровеносной системе:
а) почки б) лёгкие в) сердце г) мозг
8. Какое полезное ископаемое используется как топливо:
а) глина б) известняк в) торф г) гранит
9. Из чего делают бензин:
а) из торфа б) из нефти в) из железной руды г) из природного газа
10. Какое растение относится к зерновым культурам:
1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?
а) история Новейшего времени;
б) история древнего мира;
в) первобытная история.
2. В глубине пещер первобытный человек изображал:
а) животных; б) людей; в) растительность.
3. На берегах какой реки возникло Египетское государство?
а) Нил; б) Дон; в) Нева.
4. Кто, согласно легенде, основал город Рим?
а) Рем; б) Ромул; в) Марс.
5. В Средневековье буддизм возник
а) в Европе; б) в Индии; в) на Ближнем Востоке.
6. В Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли:
а) рыцарь; б) ковбой; в) оруженосец.
7. Какой материк называют Новым Светом?
а) Африка; б) Америка; в) Антарктида.
8. Кто написал картину «Сикстинская мадонна»?
а) Рафаэль Санти; б) Леонардо да Винчи;
в) Даниэль Дефо.
9. С какого года мы ведем отсчет истории Новейшего времени?
а) 1917; б) 1920; в) 1900.
10. Это техническое изобретение XX века:
а) паровоз; б) автомобиль; в) компьютер.
Вариант II
1. Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?
а) история Средних веков;
б) история Новейшего времени;
в) история Древнего мира.
2. Первые орудия труда первобытного человека были из:
а) камня; б) металла; в) дерева.
3. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида-...
а) Эхнатон; б) Хеопс; в) Тутанхамон.
4. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
а) Акрополь; б) Агора; в) Академия.
5. Здания для молитв у мусульман называются:
а) церкви,соборы;
б) буддистские храмы;
в) мусульманские мечети.
6. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом, назывались:
а) литеры; б) литавры; в) лавры.
7. Кто открыл Америку?
а) Фернан Магеллан; б) Христофор Колумб;
в) Михаил Лазарев.
8. Кто автор книги «Робинзон Крузо»?
а) Даниэль Дефо; б) Жюль Верн; в)Рафаэль Санти.
9. Кто первым побывал на Южном полюсе?
а) Роберт Пири; б) Фернан Магеллан;
в) Руаль Амундсен.
Вариант III
1. Следы существования первобытных людей археологи находят:
а) в Восточной Африке; б) в Северной Америке; в) в Центральной Европе.
2. Чем занимались мужчины в первобытном обществе?
а) выкапывали съедобные корешки;
б) ходили на охоту, рыбалку;
в) поддерживали огонь.
3. Существо с телом льва и головой человека, «охранявший» гробницы египетских фараонов:
а) Сфинкс; б) Апис; в) Хеопс.
4. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?
а) гладиаторские бои;
б) театральные представления;
в) конные бега.
5. Здание для молитв у христиан называется:
а) мусульманские мечети;
б) церкви, соборы;
в) буддистские храмы.
6. Книгопечатание появилось:
а) в Средневековье;
б) в Новое время;
в) в Древнем Египте.
7. Великий путешественник, который доказал, что Земля имеет форму шара?
а) Фаддей Беллинсгаузен; б) Михаил Лазарев; в) Фернан Магеллан.
8. Кто автор книги «Дети капитана Гранта»?
а) Жюль Берн; б) Даниэль Дефо; в) Рафаэль Санти.
9. Кто был первым космонавтом?
а) Алексей Леонов; б) Юрий Гагарин; в) Валентина Терешкова.
10. В XX веке было изобретено самое разрушительное оружие в истории:
а) атомное; б) химическое; в) бактериологическое.
Тест №20 «Жизнь древних славян»
Вариант I
1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) семьями;
б) в одиночку;
в) племенами.
3.Посуду делали Древние славяне из:
а) глины;
б) металла;
в) дерева.
4. Богом грома и молнии у Древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
Вариант II
1. Поселение древних славян раскинулось:
а) в западной части Европы;
б) в восточной части Европы;
в) в центральной Европе.
2. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) из кирпича;
в) из столбов деревьев.
3. Праздник Ивана Купалы:
а) в честь воды;
б) в честь Солнца;
в) в честь Земли.
4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:
а) земледелием;
б) бортничеством;
в) рыболовством
Тест №21 «Трудные времена на Руси»
Вариант I
1.Поход монголо-татар возглавил хан...
а) Чингисхан;
б) Батый;
в) Темучин.
2.Какой город первым оказался на их пути?
а) Рязань;
б) Владимир;
в) Новгород.
3.Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?
а) Новгород;
б) Рязань;
в) Козельск.
4.Что выплачивала Русь Золотой Орде?
а) выкуп;
б) налог;
в) дань.
Вариант II
1.Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли...
а) монголы;
б) шведы;
в) рыцари-крестоносцы.
2.Разбил шведов на реке Неве князь...
а) Александр;
б) Ярослав;
в) Владимир.
3.Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?
а) Мудрый;
б) Невский;
в) Вещий.
4. Когда состоялось Ледовое побоище?
а) 5 апреля 1242 года;
б) 20 мая 1242 года;
в) 5 апреля 1421 года.
Тест №22 «Русь расправляет крылья»
Вариант I
1. Какой монгольский хан привел свои войска к реке Угра?
а) Мамай;
б) Батый;
в) Ахмат.
2. Около какой реки происходила Куликовская битва?
а) Угра;
б) Дон;
в) Волга.
3. Сражение на Куликовом поле состоялось...
а) 8 сентября 1380 года;
б) летом 1380 года;
в) осенью 1480 года.
4. Главный храм на Руси:
а) Троицкий монастырь;
б) Грановитая палата;
в) Успенский собор.
Вариант II
1. Зависимость Руси от Орды закончилась...
а) в 1480 году;
б) в 1380 году;
в) в 1242 году.
2. При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?
а) Иван Калита;
б) Дмитрий Донской;
в) Иван III.
3. Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при...
а) Иване Калите;
б) Дмитрии Донском;
в) Иване III.
4. Объединение разрозненных княжеств на Руси –
эта задача стояла при правлении...
а) Дмитрия Донского;
б) Ивана Калиты;
в) Ивана III.
Тест №23 «Отечественная война 1812года»
Вариант I
1. Во Франции в XVIII веке к власти пришел полководец...
а) Багратион;
б) Наполеон;
в) де Толли.
2. Французская армия вторглась в Россию в...
а) 1821 году;
б) 1818 году;
в) 1812 году.
3. В честь победы над Наполеоном был построен...
а) Петропавловский собор;
б) Храм Христа Спасителя;
в) Спасо-Преображенский собор.
4. После окончания Отечественной войны 1812 года в Москве на Красной площади соорудили памятник...
а) Минину и Пожарскому;
б) Медный всадник;
в) Екатерине II.
Вариант II
1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен...
а) М.И. Кутузов;
б) А.В. Суворов;
в) Ф.Ф. Ушаков.
2. Бородинская битва произошла...
а) 26 января 1812 года;
б) 26 августа 1821 года;
в) 26 августа 1812 года.
3. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?
а) оставить Москву;
б) дать под стенами Москвы еще одно сражение;
в) признать Наполеона победителем.
4. Война 1812 года называется Отечественной потому, что...
а) главное сражение произошло под Москвой;
б) на войну поднялся весь народ;
в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.
Тест №24 «По страницам истории Отечества»
Вариант I
1.Русский князь, который прибил свой щит к воротам Царьграда.
а) Игорь;
б) Олег;
в) Владимир.
2.Славянскую азбуку создали...
а) Кирилл и Мефодий;
б) Минин и Пожарский;
в) Иоганн Гутенберг.
3.Что выплачивала Русь Орде?
а) Налог;
б) Выкуп;
в) Дань.
4.Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле?
а) Дмитрий;
б) Владимир;
в) Ярослав.
5.На какой реке русская рать с Иваном III встретилась с войском хана Ахмата?
а) Нева;
б) Угра;
в) Дон.
6.В каком году был заложен город на Неве?
а) 1703;
б) 1803;
в) 1817.
7.Город Санкт-Петербург начал строиться с...
а) Петропавловского собора;
б) Крондштата;
в) Петропавловской крепости.
8.Кто из военачальников стал генералиссимусом?
а) Ф.Ф. Ушаков;
б) А.В. Суворов;
в) М.И. Кутузов.
9.Когда началась Первая мировая война?
а) в 1914;
Вариант I I
1.Как стали называть в Древней Руси князя Владимира?
а) Долгорукий;
б) Невский;
в) Красное Солнышко.
2.В Древнем Новгороде городом управляли...
а)посадники;
б) вече;
в) бояре.
3.На какой реке князь Александр побил шведов?
а) Дон;
б) Днепр;
в) Нева.
4.Кокой город стал центром княжества при Иване Калите?
а) Москва;
б) Киев;
в) Новгород.
5.Как прозвали князя Дмитрия после Куликовской битвы?
а) Невским;
б) Донским;
в) Мудрым.
6.В каком году Романовы вступили на престол?
а) 1613;
б) 1720;
в) 1813.
7.По предложению Ломоносова в Москве открыли...
а) Музей;
б) Университет;
в) Парк.
8.Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности?
а) Петр I;
б) Николай II;
в) Александр II
Контрольные работы
Первое полугодие 4 класс
Контрольная работа по окружающему миру за 2 четверть
Дай определение:
1. Суховей – это _________________________________________________________1 балл
2. Сталактит – это _______________________________________________________ 1 балл
3. В какой природной зоне есть песчаные бури? _____________________________ 1 балл
4. Перечисли известные тебе виды карт _____________________________________ 1 балл ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
5. Виды равнин: _________________________________________________________1 балл
6. Виды почв в России: ___________________________________________________1 балл
7. Составные части почвы: ________________________________________________1 балл ___________________________________________________________________________
8. Один из природных факторов, разрушительно влияющий на горные породы и почву, это - _________________________________________________________________1 балл
9. Углубление, с пологими, поросшими растениями склонами, это - _____________1 балл
10. Составь цепь питания на лугу:_______________________________________________ ____________________________________________________________________ 1 балл
11. Опиши погодные условия в зоне степей: _______________________________________ __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 1 балл
12.Заполни таблицу: 3 балла
Название зоны Зима Лето Растения Животные Заповедники
Критерии оценивания: «5» - 14 баллов «4» - 11 - 13 баллов «3» - 8 – 10 баллов «2» - выполнена половина или менее половины работы от 1 – 7 баллов.
Ответы: 1.Суховей – сухой и горячий ветер. 2.Сталактит – сосулька в подземной пещере, растущая сверху вниз. 3. В зоне пустынь. 4. Виды карт: физическая, карта полушарий, карта природных зон, политическая, политико-административная, карта города или села. 5. Плоская, холмистая. 6. Подзолистая, черноземная, болотистая. 7. Перегной, воздух, вода, глина, песок. 8. Вода. 9. Балка. 10. 11. Непродолжительная зима с небольшими морозами и незначительным количеством осадков; короткая бурная весна в большим количеством влаги в почве; солнечное жаркое лето, с сильными ветрами – суховеями, незначительными осадками и частыми засухами.
2 полугодие 4 класс
Контрольная работа по окружающему миру в 4 классе
за 3 четверть.
Ответь на вопросы:
1. Какое государство было образовано не в период Древнего мира? __________________________________________________________________
2. Сколько лет продолжалась эпоха Средневековья?______________________________
3. Какая религия появилась раньше других? ______________________________________
4. Назови три основные религии мира:__________________________________________
5. Период Нового времени продолжался с ________г. по ____________г.г
6. Какую территорию заселили восточные славяне?_________________________________
7. От каких народов христианство пришло на Русь?_____________________________
8. Вече – это_________________________________________________________________
9. Что являлось центром древнерусского города ?________________________________ 10. В каком веке была разработана первая славянская азбука?________________________ 11. Где происходило Ледовое побоище?___________________________________ 12. В каком году произошла Куликовская битва?___________________________________ 13. Кто стал первым царем России?_____________________________________ 14. В каком году наступил конец зависимости Руси от золотой Орды?________________
Критерии оценивания: «5» - выполнены все 14 заданий «4» - выполнено 12-13 заданий (1-2 ошибки) «3» - выполнено 8-11 заданий (3-6 ошибок) «2» - выполнено 7 заданий ( 7 ошибок и более) Ответы: 1. Древняя Русь 2. 1000 лет 3. Буддизм 4. Ислам, христианство, буддизм. 5. С 1500-1900г. 6. Восточноевропейскую равнину. 7. От греков. 8. Вече – собрание всех горожан. 9. Кремль. 10. В 9 веке. 11. На Неве. 12. В 1380г. 13. Иван Грозный 14. 1480г.