Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ФГОС НОО "Школа России".»
Пояснительная записка Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 245 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
• Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241)
• Приказ от 31.12.2015 №1577 « О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
• Основная образовательная программа начального общего образования для 1-4 классов Новошахтинской школы-интерната на 2021-2022 учебный год.
• Программа воспитания ГБОУ РО Новошахтинской школы-интерната от 31.08.2021г. №226
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова (А. А. Плешаков. М.: Планета, 2013.)
Для реализации программы используется учебник автора Плешакова А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб. Для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
Программа рассчитана на 2 часа – федеральный компонент 68 ч. В соответствии с годовым календарным графиком на 2021-2022 год 68 часов.
Цели предмета окружающего мира:
- Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой;
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи предмета окружающего мира:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоения программы (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
-приводить примеры народов России;
-сравнивать город и село, городской и сельский дома;
-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
-оценивать отношение людей к окружающему миру;
-различать объекты и явления неживой и живой природы;
-находить связи в природе, между природой и человеком;
-проводить наблюдения и ставить опыты;
-измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
-определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
-сравнивать объекты природы, делить их на группы;
-ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
-находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
-соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
-различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
-прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
-узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
-различать виды транспорта;
-приводить примеры учреждений культуры и образования;
-определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
-различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
-правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
-соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
-различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
-соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
-правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
-приводить примеры семейных традиций;
-соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
Обучающийся получит возможность научится:
-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
-ориентироваться на местности разными способами;
-различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
-различать водоёмы, узнавать их по описанию;
-читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
-находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
-различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны. Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
-выделять из темы урока известные знания и умения;
-планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
Обучающийся получит возможность научится:
-планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. По усмотрению учителя);
-сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные.
Обучающийся научится:
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
-находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
-понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
-анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
-проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научится:
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
-располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь»
-моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
-включаться в диалог с учителем;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Обучающийся получит возможность научится:
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД ипр.) По теме проекта.
Личностные результаты
Обучающийся научится:
-более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
-представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
-представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
-овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
-понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
-познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
-представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
Обучающийся получит возможность научится:
-эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
-этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
-бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Содержание учебного предмета
Где мы живём? (4 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 часов)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 часов)
Город, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты
График выполнения практической части программы
№ п/п
Изучаемый материал
Кол-во часов на изучение раздела (блока)
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль
Диагностические работы
Проверочные работы
Где мы живём.
4 ч.
22.09
10.09
Природа.
20 ч.
26.11
Жизнь города и села.
10 ч.
14.01
Здоровье и безопасность.
9 ч.
16.02
Общение.
7 ч.
16.03
Путешествие.
17 ч.
18.05
Заключение.
1 ч.
Тематическое планирование.
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
1 четверть (18 часов)
по плану
по факту
Где мы живем (4ч)
Родная страна. Государственные символы Российской Федерации.
1
01.09
Город и село. Проект «Родной город».
1
03.09
Природа и рукотворный мир.
1
08.09
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?»
1
10.09
Природа(20ч)
Неживая и живая природа.
1
15.09
Явления природы. Знакомство с устройством термометра.
1
17.09
Диагностическая контрольная работа. Что такое погода.
1
22.09
Живая природа осенью.
1
24.09
В гости к осени.
Модуль «Правильное питание», тема 1: «Если хочешь быть здоров»
Модуль «Правильное питание», тема 9: «Время есть булочки»
1
09.03
Мы – зрители и пассажиры.
1
11.03
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».
1
16.03
–
Путешествия (17ч) Посмотри вокруг.
1
18.03
4 четверть – (17часов)
Ориентирование на местности.
1
30.03
Ориентирование на местности.
1
01.04
Формы земной поверхности.
1
06.04
Водные богатства.
1
08.04
В гости к весне.
1
13.04
В гости к весне.
1
15.04
Россия на карте.
1
20.04
Проект «Города России».
1
22.04
Путешествие по Москве.
1
27.04
Московский Кремль.
1
29.04
Город на Неве.
1
04.05
Путешествие по планете.
1
06.05
Путешествие по материкам.
1
11.05
Страны мира. Проект «Страны мира».
1
13.05
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
1
18.05
–
68.
Впереди лето
2
20.05
25.05
Модуль «Школьный урок»
№
Тема (раздел)
Кол-во часов
Формы построения уроков
Материально-техническое (оборудование)
Воспитательный потенциал раздела
1.
Где мы живём.
4 часа
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Урок контроля,
Мультимедийный комплекс
Электронное приложение к учебнику
Формирование основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
2.
Природа.
20 часов
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Урок контроля
Мультимедийный комплекс
Электронное приложение к учебнику
Воспитание бережного отношения к природе через учебные тексты, переживание чувства красоты в природе, гармонии, стремление к идеалу, описание многообразия и общих признаков растений.
Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Работа с Красной книгой России.
Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).
Формирование основ экологической грамотности тесно связано усвоение правил нравственного поведения в мире природы и людей.
Соблюдение правил техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ.
3.
Жизнь города и села.
10 часов
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Урок контроля
Мультимедийный комплекс
Электронное приложение к учебнику
Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Формирование научного мировоззрения, убеждений. Формирование позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместного планирования своих действий и реализации планов, поиска и систематизировать нужную информацию. Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.
4.
Здоровье и безопасность.
9 часов
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Урок контроля
Мультимедийный комплекс
Электронное приложение к учебнику
Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни.
Использование знаний биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, культуры питания. Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат.
5.
Общение.
7 часов
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Урок контроля
Мультимедийный комплекс
Электронное приложение к учебнику
Формирование представлений о нравственных нормах, освоение культуры поведения в семье, школе, в общественных местах.
Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе.
Привлечение внимания к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через создание специальных тематических проектов.
6.
Путешествия.
17 часов
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Урок контроля
Мультимедийный комплекс
Электронное приложение к учебнику
Воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Формирование элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.