АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Каяушенская начальная общеобразовательная школа, филиал МБОУ РСОШ № 1
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО __________ /С.В. Шунк/ Протокол № ___ от «___»______20__ г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР _______ /Д.Р.Зайцева/ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________ /Т.Л. Барбье/ Приказ № ___ от «___»________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Математика
для учащихся 1класса
начального общего образования
на 2021 -2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе сборника
рабочих программ «Школа России»
Научный руководитель учебно – методического комплекса «Школа России»,
канд. пед. наук, лауреат премии Президента РФ в области
образованияА.А.Плешаков
Москва «Просвещение», 2019г.
Составитель: Бочарникова Н.А.., учитель начальных классов
первая категории
2021г.
Пояснительная записка
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ≪МАТЕМАТИКА≫ НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Младший школьник достигает планируемых результатов обу-
чения в соответствии со своими возможностями и способностя-
ми. На его успешность оказывают влияние темп деятельности
ребёнка, скорость психического созревания, особенности форми-
рования учебной деятельности (способность к целеполаганию,
готовность планировать свою работу, самоконтроль и т. д.).
Планируемые результаты освоения программы по математи-
ке, представленные по годам обучения, отражают, в первую оче-
редь, предметные достижения обучающегося. Также они вклю-
чают отдельные результаты в области становления личностных
и метапредметных действий и умений, которые могут быть до-
стигнуты на этом этапе обучения. Тем самым подчёркивается,
что становление личностных новообразований и универсальных
учебных действий осуществляется средствами математического
содержания курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — Рос-
сии;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края;
— уважение к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене обще-
ства, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и пра-
вилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— признание индивидуальности каждого человека;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
— неприятие любых форм поведения, направленных на при-
чинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— уважительное отношение и интерес к художественной куль-
туре, восприимчивость к разным видам искусства, традици-
ям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художествен-
ной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и дру-
гих людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, от-
ветственное потребление и бережное отношение к резуль-
татам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценность научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира;
— познавательные интересы, активность, инициативность, лю-
бознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные
1) базовые логические действия:
— сравнивать объекты, устанавливать основания для сравне-
ния, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому при-
знаку;
— определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматривае-
мых фактах, данных и наблюдениях на основе предложен-
ного педагогическим работником алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знако-
мых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состо-
янием объекта (ситуации) на основе предложенных педаго-
гическим работником вопросов;
— с помощью педагогического работника формулировать цель,
планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выби-
рать наиболее подходящий (на основе предложенных кри-
териев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное иссле-
дование по установлению особенностей объекта изучения и
связей между объектами (часть — целое, причина — след-
ствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами
на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, из-
мерения, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном
источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного педаго-
гическим работником способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни-
ков, родителей (законных представителей) несовершенно-
летних обучающихся) правила информационной безопасно-
сти при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представле-
ния информации.
Коммуникативные
1) общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо-
ции в соответствии с целями и условиями общения в зна-
комой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблю-
дать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зре-
ния;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставлен-
ной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуж-
дение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, пла-
каты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин-
дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных ша-
гов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на пред-
ложенные образцы.
Регулятивные
1) самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для по-
лучения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления
ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0
до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядко-
вый номер объекта;
— находить числа, большие/меньшие данного числа на задан-
ное число;
— выполнять арифметические действия сложение и вычита-
ние в пределах 20;
— называть и различать компоненты действий сложения (сла-
гаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое,
разность);
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вы-
читание: выделять условие и требование (вопрос), записы-
вать решение (в виде арифметического действия) и ответ;
— сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними со-
отношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
— знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр
и соотношение между ними; измерять длину отрезка;
— измерять длину отрезка с помощью линейки, сравнивать
длины на основе измерения;
— различать число и цифру, текст и текстовую задачу;
— распознавать геометрические фигуры: куб, шар; круг, тре-
угольник, прямоугольник (квадрат), прямую, отрезок, точку;
— изображать с помощью линейки геометрические фигуры:
отрезок, прямую, треугольник, прямоугольник (квадрат),
многоугольник;
— устанавливать между объектами соотношения: слева/спра-
ва, сверху/снизу, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
распознавать объект и его отражение;
— на нелинованной бумаге изображать от руки и с помощью
инструментов треугольник, многоугольник, круг;
— на клетчатой бумаге копировать изображения, составлен-
ные из точек и отрезков;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) эле-
ментарные логические высказывания;
— группировать (классифицировать) объекты по заданному
признаку или самостоятельно установленному признаку;
находить и называть закономерности в ряду объектов по-
вседневной жизни;
— различать строки и столбцы таблицы, читать таблицы (из
двух-трёх столбцов), вносить одно-два данных в таблицу,
извлекать одно или несколько данных из строки, столбца.
Учебно-тематический план рабочей программы учебного курса
«Математика»
Номер раздела | Наименование раздела | Продолжительность изучения раздела в часах |
1. | Числа и действия над ними | 60ч.+10ч. рез.=70 ч. |
2. | Величины и действия над ними | 7ч. |
3. | Текстовые задачи | 16 ч. +4 ч. рез =20 ч. |
4. | Пространственные представления и геометрические фигуры | 20 ч. |
5. | Работа с информацией | 15 ч |
| итого | 132 ч. |
Календарно-тематический планирование
№п\п | Тема урока | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
| Пространственные представления и геометрические фигуры | 9 ч | | |
1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества | 1 | | |
2. | Счет предметов. | 1 | | |
3. | Отношения «столько же», «больше», «меньше» | 1 | | |
4. | Пространственные представления «вверх», «вниз» «налево», «направо» | 1 | | |
5. | Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | 1 | | |
6. | Порядковые отношения «стоять перед», «следовать за», «находиться между» | 1 | | |
7. | Сравнение групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | | |
8- 9. | Закрепление знаний по теме «Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления» | 2 | | |
| Числа и действия над ними | 6 ч | | |
10. | Много. Один. Цифра 1. Числа 1, 2. Цифра 2 | 1 | | |
| | | | |
11 | Число и цифра 3. Число и цифра 4. | 1 | | |
12. | Знаки: +, –, =. | 1 | | |
| | | | |
13. | Отношения «длиннее», «короче» «одинаковые по длине» | 1 | | |
14. | Число и цифра 5 | 1 | | |
15. | Числа от 1 до 5. Состав числа 5 Страничка для любознательных | 1 | | |
| | | | |
| Пространственные представления и геометрические фигуры | 5 ч. | | |
16. | Точка. Прямая линия. Отрезок. | 1 | | |
17-18. | Ломаная линия. | 2 | | |
19-20. | Закрепление изученного | 2 | | |
| Числа и действия над ними | 1 ч. | | |
21. | Знаки: (больше), = (равно) «Равенство», «неравенство» | 1 | | |
| | | | |
| Пространственные представления и геометрические фигуры | 3 ч. | | |
| | | | |
22-24. | Многоугольники.куб.шар | 3 | | |
| Числа и действия над ними | 4 ч | | |
25. | Числа 6, 7. Письмо цифры 6,7 | 1 | | |
| | | | |
26. | Числа 8, 9. Письмо цифры 8,9 | 1 | | |
| | | | |
27. | Число 10. | 1 | | |
28. | Закрепление и обобщение знаний по теме «Числа от 1 до 10.» Проект « Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». | 1 | | |
| | | | |
| Величины | 3 ч. | | |
29-31. | Сантиметр | 3 | | |
| Числа и действия над ними | 6ч | | |
32. | Увеличить на…. Уменьшить на …. | 1 | | |
33. | Число 0. Сложение и вычитание с числом 0 Страничка для любознательных | 1 | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
34. | Сложение и вычитание вида +1, □-1 | 1 | | |
35. | Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1 | 1 | | |
36. | Сложение и вычитание вида +2, -2 | 1 | | |
37. | Название чисел при сложении (слагаемые, сумма) | 1 | | |
| Текстовые задачи | 3 ч | | |
38-39 | Задача .Структура задачи(условие, вопрос) | 2 | | |
40 | Составление и решение задач на сложение и вычитание по рисунку, по схематическому рисунку, по записи решения. | 1 | | |
| Числа и действия над ними | 1 ч | | |
41. | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц | 1 | | |
| | | | |
| Текстовые задачи | 3 ч | | |
42-44. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов) | 3 | | |
| Числа и действия над ними | 3 ч | | |
45. | Повторение пройденного. Странички для любознательных. | 1 | | |
| | | | |
46 | Сложение и вычитание вида □+3, □-3 | 1 | | |
47 | Прибавить и вычесть число 3. Приемы вычислений | 1 | | |
| | | | |
| Пространственные представления и геометрические фигуры | 3 ч | | |
48-50 | Сравнение длин отрезков | 3 | | |
| Числа и действия над ними | 1 ч | | |
51. | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц | 1 | | |
| | | | |
| Текстовые задачи | 9 ч | | |
52-53 | Решение задач | 2 | | |
54-55 | Решение текстовых задач. Дополнение условия задачи числом, постановка вопросов. | 2 | | |
56-57 | Решение текстовых задач | 2 | | |
58 | Решение текстовых задач | 1 | | |
59-60 | Повторение пройденного. Странички для любознательных. | 2 | | |
| Числа и действия над ними | 9 ч | | |
61 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | | |
62 | Проверочная работа № 1. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). | 1 | | |
63 | Анализ результатов проверочной работы. Повторение изученного. | 1 | | |
64. | Повторение пройденного (вычисления вида □±1,2,3) | 1 | | |
65. | Повторение пройденного (вычисления вида □±1,2,3 | 1 | | |
66. | Повторение пройденного (вычисления вида □±1,2,3) | 1 | | |
67. | Сложение и вычитание вида ±4 . | 1 | | |
68 | Сложение и вычитание вида ±4 . | 1 | | |
69. | Сложение и вычитание вида ±4 .Составление и заучивание таблиц | 1 | | |
| Текстовые задачи | 3 ч | | |
70-72. | Задачи на разностное сравнение чисел | 3 | | |
| Работа с информацией | 15 ч | | |
| | | | |
73-74. | Переместительное свойство сложения | 2 | | |
75-76 | Сравнение двух или более предме- тов. | 2 | | |
77-78 | Группировка объектов по задан- ному или самостоятельно установ- ленному признаку | 2 | | |
| | | | |
79-80 | Верные (истинные) и неверные (лож- ные) элементарные логические вы- сказывания. | 2 | | |
81-83 | Чтение таблицы (из двух-трёх столб- цов); | 3 | | |
84-85 | Извлечение одного или не- скольких данных из строки, столб- ца; внесение одного-двух данных в таблицу | 2 | | |
86-87 | Нахождение и называние законо- мерности в ряду объектов повседнев- ной жизни. | 2 | | |
| Числа и действия над ними | 2 ч | | |
88. | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □+5, +6 | 1 | | |
89. | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +8 +9 | 1 | | |
| | | | |
| Текстовые задачи | 2 ч | | |
90-91. | Решение текстовых задач | 2 | | |
| Числа и действия над ними | 12 ч. | | |
92 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
93 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | |
94. | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей | 1 | | |
95 | Вычитание в случаях вида 6-□ 7-□ | 1 | | |
96 | Вычитание в случаях вида 8-□ 9-□ | 1 | | |
97 | Вычитание в случаях вида 10-□ | 1 | | |
98 | Состав чисел 6, 7,8,9,10 | 1 | | |
99. | Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания | 1 | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
100. | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились | 1 | | |
| | | | |
101 | Названия и последовательность чисел | 1 | | |
102. | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц | 1 | | |
103. | Чтение и запись чисел второго десятка | 1 | | |
| Величины | 4 ч | | |
104-107. | Дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром. | 4 | | |
| Числа и действия над ними | 25 ч | | |
108-110 | Случаи сложения и вычитания вида 10+7, 17-7, 17-10 | 3 | | |
111. | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
112. | Контроль и учет знаний по теме «Числа от 1 до 20». | 1 | | |
113. | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток | 1 | | |
114. | Случаи сложения +2, +3+4 | 1 | | |
115 | Случаи сложения +5+6+7 | 1 | | |
116. | Случаи сложения + 8, + 9 | 1 | | |
117. | Состав чисел второго десятка. | 1 | | |
118. | Таблица сложения. | 1 | | |
| | | | |
119. | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
120. | Приём вычитания числа по частям. | 1 | | |
121. | Случаи вычитания 11 – | 1 | | |
122. | Случаи вычитания 12 – | 1 | | |
123. | Случаи вычитания 13 – | 1 | | |
124. | Случаи вычитания 14 – | 1 | | |
125. | Случаи вычитания 15 – | 1 | | |
126. | Случаи вычитания 16– . | 1 | | |
127. | Случаи вычитания 17 –, 18 – | 1 | | |
128. | Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» Проект «Математика вокруг нас: размер, цвет. Узоры, орнаменты» | 1 | | |
129 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
130. | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 20» (тест) | 1 | | |
131. | Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | 1 | | |
132 | Проверка знаний | 1 | | |
| | | | |
Всего уроков | 132 | | |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Бахтина С.В. Поурочные разработки по математике к УМК М. И. Моро 1 класс , Москва «Экзамен» 2012г.
Моро М. И. Математика : учебник для 1 кл. нач. шк. : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2008г.
Моро М. И. Тетрадь по математике № 1, 2 для 1 кл. нач. шк. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2014г.
С.И. Волкова Математика. Устные упражнения,1 кл., пособие для учителей общеобразовательных учреждений,- Москва «Просвещение» 2012г.
С.И. Волкова Математика. Контрольные работы,1 кл., пособие для учителей общеобразовательных учреждений,- Москва «Просвещение» 2015г.
С.И. Волкова Математика. Проверочные работы,1 кл., пособие для учащихся общеобразовательных организаций,- Москва, «Просвещение» 2015г.
С.И. Волкова, М.И.Моро Для тех, кто любит математику. 1 кл., пособие для учащихся общеобразовательных организаций,- Москва, «Просвещение» 2014г.
Печатные пособия
Волкова С.И. Математика.Комплект таблиц для начальной школы. 1 класс
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1.Электронное приложение к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1 класс» (диск)
Технические средства
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска
3. Ноутбук.
4. Проектор
5. Экран
Демонстрационные пособия.
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10: от 1 до 20; от 1 до 100.
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (линейки, циркули).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины).
Учебно-практическое оборудование
Объекты (предметы для счёта).
Пособия для изучения состава чисел.
Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
Интернет ресурсы:
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob-no=25662
http://school-russia.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9864
http://school-russia.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9865
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob-no=25714
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob-no=30913
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
Дата | Что изменено | Страница | Подпись директора |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |