kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу "Брянский край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана по курсу "Брянский край" для 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Брянский край"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дивовская средняя общеобразовательная школа» Мглинского района Брянской области


Рассмотрено на заседании МО протокол № ___ от

«___» ___________2019г

_______ /Кривошеева Л. П../


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Дивовская СОШ»

___________/Зайцева А. Е../

«___» ________________2019г


«Утверждено» Директор МБОУ «Дивовская СОШ» ____________/Пузанов Е.Б. ./ Протокол № ________ от« ____»____________2019г













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по курсу «Брянский край»

для 1-4 классов









Разработал: учитель начальных классов Левая Ирина Анатольевна













2019- 2020 учебный год


Рабочая программа учебного курса «Брянский край» для 1-4 классов разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России №373 от 06.10.2009 г.) с изменениями;

- рекомендаций Департамента образования и науки Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край»;

- учебного плана МБОУ «Дивовская СОШ»

Курс введен в план внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного направления.

Программа данного курса рассчитана на четыре года обучения (1 час в неделю). Курс включает 33 занятия в 1 классе и по 34 занятия во 2-4 классах.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание методических рекомендаций Пряниковой Н. Е., Шик Н.В., Лупоядова В.Н., Лупоядовой Л.Ю. и на учебники:

«С азбукой по родному краю» Учебное пособие для 1-х классов общеобразовательных школ, автор Пряникова Н. Е., Шик Н.В..- Брянск: «Курсив», 2012;

«Природа родного края» Учебное пособие для 2-х классов общеобразовательных школ, автор Пряникова Н. Е., Шик Н. В. - Брянск: «Курсив». 2012;

«История родного края» Учебное пособие для 3-х классов общеобразовательных школ, авторы Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю. - Брянск: «Курсив», 2012;

«Культура родного края» Учебное пособие для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ. авторы Лупоядов В. Н., Лупоядова Л. Ю.- Брянск: «Курсив», 2012.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона. Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.

Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Цель краеведческого курса «Брянский край» - расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

Практическая реализация данного курса находит выражение:

1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;

2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;

3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.

Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, авторы старались дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию его природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.

При изучении курса «С азбукой по родному краю» 1 класс

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать исторические объекты.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять исторические рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать свои высказывания с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой исторические предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

При изучении курса «Природа родного края» 2 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Природа родного края», к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию окружающего мира;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– смысловому восприятию познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты

В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

При изучении курса «История родного края» 3 класс

Личностные результаты освоения учащимися содержания курса:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­нальной принадлежности; 
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к культуре родного края
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
- отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
- самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- находить несколько вариантов решения проблемы
- устанавливать причинно-следственные связи
- находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- навыки работы в сотрудничестве: 
- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
- умение выдвигать гипотезы
Предметные результаты:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

При изучении курса «Культура родного края» 4 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия.

- объяснять что связывает тебя с малой родиной.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

любить историю своего края.

рассказывать о том, как жили наши предки,

иметь преставление о достопримечательностях нашего края,

знать символы области, историю своего имени.

Коммуникативные универсальные учебные действия

вести диалог;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты

К концу года ученик научится:

- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;

- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации и т.д.;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков;

- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику родного края;

К концу года ученик получит возможность научиться:

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Брянском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета; работать с картой;

- находить на карте свой край и город; устанавливать причинно-следственные связи;

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формирования мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно­познавательные, внешние и внутренние мотивы; привития чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия; самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;

- работать в семейных архивах, готовить и выступать с сообщениями;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Содержание курса «С азбукой по родному краю» 1 класс

Азбука – к мудрости ступенька.

Учимся разгадывать ребусы и загадки.

Сказки Брянского леса.

Животный мир Брянской области.

Природа родного края.

Поэтическая Брянщина.

Происхождение названий городов, сел и рек Брянской области.

Из истории Брянского края..

Герб Брянской области.

Легенды Брянского края.

Памятники природы.

К истокам слова.

Суровые годы войны.

Учимся работать с картой Брянской области.

Занимательное азбуковедение.

Методы и формы работы:

-        словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

-        наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

-        практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса  «С азбукой по родному краю» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся   познавательных   процессов,   речи,   эмоциональной   сферы   и способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса «С азбукой по родному краю»  является возможность реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы, используются и подкрепляются умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.

Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, наблюдения за объектами и явлениями природы, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы тематических плакатов; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно  использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Содержание курса «Природа родного края» 2 класс

Раздел 1. В гостях у осени(9ч)

В гостях у осени. Краски осени. В царстве растений. Осенние прогулки по брянскому лесу.

Загадки. Пословицы, поговорки об осени. Для самых любознательных. Соображалки. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. В царстве рыб. Народные приметы осени.

Происхождение названий месяцев

Раздел 2. В гости к зиме (9ч)

В гости к Зиме. Зимние месяцы. Народный зимний календарь. Для самых любознательных. Новый год. Зимние слова. Февраль в народном календаре. Жизнь животных зимой. Для самых любознательных. Белая книга. Растения зимой. Зимние мотивы — стихи, песни, забавы. Как относятся к деревьям разных народо

Раздел 3. В гости к весне (9ч)

В гости к Весне. К истокам слова. Растения весной. Первоцветы Брянского края. Береза — символ России. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! Верные друзья. Звери весной. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Первые насекомые

Раздел 4. В гостях у лета (7ч)

В гостях у Лета. К истокам слова. Признаки хорошей погоды. Ненастья. Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга? В лес по ягоды пойдем. Охраняемые природные территории и объекты

Методы и формы работы:

- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;

- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

- сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека;

- работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

- наблюдать над зимними погодными явлениями;

- обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

- исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

- определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;

- распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

- наблюдать поведение зимующих птиц;

- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением первоцветов, появлением первых птиц и т.д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;

- сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе ними;

- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

- приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);

- работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;

- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

- работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой,

использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи

работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

- работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

- работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Содержание курса «История родного края» 3 класс

О чем рассказывает наука история. Богиня Клио - покровительница науки истории. Брянская область.

История времени. « Лента времени». События на ленте времени. Календарь Древней Руси.

Исторические источники. Исторические памятники Брянской области. Чашин курган - колыбель города Брянска.

Ареология-наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. Виды археологических памятников.

Славянская письменность. Письменные источники. Летописи. «Повесть временных лет». Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита.

Геральдика. Основные формы гербовых щитов. Правила гербоведения.

Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Флаг, города Брянска. Флаг Брянской области. Гимн Брянской области.

Моя родословная. Наука генеология. Генеологическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.

Мое имя. Наука ономастика. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.

Имена на карте. Наука топонимика. Как люди выбирали названия. Названия населенных пунктов на географической карте.

Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Историческая карта. Соседи древних славян.

Откуда пошла Русь. Династия Рюриковичей.

Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. Древний город. Древние города Брянского края.

Не посрамим Русской земли. Основные крепости на Брянской земле. Севская крепость. Куликовская битва.

Брянский край при Петре 1. Жители Брянского края в боевых сражениях при Петре 1. Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение.

Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края. Брянская область сегодня.

Содержание курса «Культура Брянского края». 4 класс

Как жили славяне (3ч)

Занятия славян. Язычество древних славян

Принятие христианства на Руси. (2ч)

Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.

Крестьянский дом. (2ч)

Мастера Злынки. Резные кружева.

Занятия крестьян. (9ч)

Не боги горшки обжигают. Долог день до вечера. По одёжке встречают. Делу время, потехе час.

Жители России (1ч)

«Что даёт мой край стране» (3ч)

Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод.

Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы - город текстильщиков.

Парки и усадьбы (2ч)

Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им. А.К.Толстого. «Соловьи. Городской парк Трубчевска – на родине Бояна.

Дорогие мои земляки (2ч)

Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И.Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская.

Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия (2ч)

По памятным местам. Партизанская поляна и др. (5ч)

Образование, спорт, искусство, литература сегодня (3ч)

Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина.

Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам…











Тематическое планирование внеурочной деятельности

«Азбука родного края» для 1 класса

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Введение. «3емля Пересвета» Гласные буквы А, а, гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи.

1


2

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Родной наш Брянск

1


3

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»

1


4

Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.

1


5

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.

1


6

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й' э]. Реки Брянской области.

1


7

Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й' о]. Памятники природы.

1


8

Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.

1


9

Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка..

1


10

Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.

1


11

Согласные буквы Й, й, обозначающие согласный звук [й']. И. Швец «Наша Брянская область».

1


12

Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,, Красный Рог, Карачев.

1


13

Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.

1


14

Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.

1


15

Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.

1


16

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

1


17

Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п']. Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет.

1


18

Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино.

1


19

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с']. Брянский Сусанин.

1


20

Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

1


21

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

1


22

Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.

1


23

Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.

1


24

Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края

1


25

Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.

1


26

Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село Шеломы.

1


27

Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ']. Сещенское подполье.

1


28

Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.

1


29

Гласная буква ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края.

1


30

Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.

1


31

Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

1


32

Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й'у]. На стоянку первобытного человека в Юдиново.

1


33

Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й' а]. Яловка. Брянск - наш край родной.

1








Тематическое планирование внеурочной деятельности «Природа родного края» для 2 класса

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

В гостях у осени. Краски осени

1


2

В царстве растений

1


3

Осенние прогулки

по брянскому лесу

1


4

Загадки. Пословицы, поговорки об осени

1


5

Для самых любознательных. Соображалки



6

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме

1


7

В царстве рыб

1


8

Народные приметы

осени

1


9

Происхождение названий месяцев

1


10

В гости к Зиме.

Зимние месяцы

1


11

Народный зимний календарь

1


12

Для самых любознательных. Новый год

1


13

Зимние слова. Февраль в народном календаре

1


14

Жизнь животных

зимой

1


15

Для самых любознательных. Белая книга

1


16

Растения зимой








1


17

Зимние мотивы — стихи, песни, забавы

1


18

Как относятся к деревьям разных народов

1


19

В гости к Весне. К истокам слова

1


20

Растения весной

1


21

Первоцветы Брянского края

1


22

Береза — символ России

1


23

Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья!

1


24

Верные друзья

1


25

Звери весной

1


26

Проснулись ящерицы,

змеи, лягушки

1


27

Первые насекомые

1


28

В гостях у Лета. К истокам слова

1


29

Признаки хорошей погоды. Ненастья

1


30

Как образуется дождь?

1


31

Почему бывают грозы?

1


32

Отчего бывает радуга?

1


33

В лес по ягоды пойдем

1


34

Охраняемые природные территории и объекты

1




Тематическое планирование внеурочной деятельности «История родного края» для 3 класса



№п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

О чем рассказывает наука история

1


2

История времени.

1


3

Календарь Древней Руси

1


4

Исторические источники.

1


5

Чашин курган − колыбель города Брянска.

1


6

Археология − наука древностей.

1


7

Археологические памятники Брянской области.

1


8

Как жили древние люди.

1


9

Славянская письменность. Брянские города в русских летописях.

1


10

Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве.

1


11

Геральдика.

1


12

Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области.

1


13

Как написан гимн Брянской области.

1


14

Моя родословная.

1


15

Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.

1


16

Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.

1


17

Имена на карте.

1


18

Как люди выбирали названия

1


19

Откуда мы родом.

1


20

Славяне на территории Брянского края.

1


21

Вщиж.

1


22

Соседи древних славян

1


23

Откуда пошла Русь. Первые русские князья

1


24

Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.

1


25

Древний город..

1


26

Древние города Брянского края

1


27

Не посрамим русской земли. Севская крепость.

1


28

Куликовская битва.

1


29

Брянский край при Петре I

1


30

Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народная ополчение.

1


31

Брянский край в годы Великой Отечественной войны.

1


32

Юные герои Брянского края

1


33

Брянская область сегодня

1


34

Экскурсии в краеведческий (школьный) музей, по историческим местам

1






































Тематическое планирование внеурочной деятельности «Культура родного края» для 4 класса



№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Вводный урок. Что такое культура.

1


2

Как жили славяне

1


3

Занятия славян

1


4

Язычество древних славян

1


5

Принятие христианства на Руси.

1


6

Храмы Брянского края.

1


7

Свенский Успенский монастырь. Свенская икона Божьей матери.

1


8

Крестьянский дом.

1


9

Мастера Злынки. Резные кружева.

1


10

Занятия крестьян.

1


11-12

Не боги горшки обжигают.

2


13

Долог день до вечера.

1


14-15

По одёжке встречают.

2


16

Мир крестьянской семьи



17-18

Делу время, потехе час.

2


19

Народные игрушки

1


20

Жители России

1


21

Что дает мой край стране. Брянский машиностроительный завод. Брянский Арсенал

1


22

Дятьково. Дятьковский хрусталь.

1


23

Клинцы город текстильщиков.

1


24

Свенская ярмарка.

1


25

«Рысаки из Локтя». Локотский конезавод.

1


26

Памятные места Брянского края. Городской парк Трубчевска − родина певца Бояна.

1


27

Парк музей имени А. К. Толстого. Музей имени А. К. Толстого в Красном Роге.

1


28

Музей – заповедник Ф, И. Тютчева «Овстуг»

1


29

Музеи Брянского края. Брянский краеведческий музей Трубчевский краеведческий музей. Музей братьев Ткачёвых.

1


30

Брянск театральный

1


31

Дворец детского и юношескогого творчества имени Ю.А.Гагарина

1


32

Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам…

1


33

Прогулка-экскурсия по улицам родного города (села)

1


34

Итоговое занятие «Я люблю тебя, родной край».

1







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по курсу "Брянский край"

Автор: Левая Ирина Анатольевна

Дата: 05.11.2019

Номер свидетельства: 525755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности "География Брянского края""
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_geografiia_brianskogo_kraia"
    ["file_id"] => string(6) "497553"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1548703321"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа по курсу "Брянский край""
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia_programma_po_kursu_brianskii_krai_1"
    ["file_id"] => string(6) "562357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1604436077"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа кружка "Культура Брянского края" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_proghramma_kruzhka_kul_tura_brianskogho_kraia_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "344343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474199944"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по географии 6-9 классы. "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-6-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "231664"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442587781"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по истории для учащихся 8 класса"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-istorii-dlia-uchashchikhsia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "254946"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447846090"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства