Программа разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядов, Л.Ю.Лупоядова. Рекомендован Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
Рабочая программа подкреплена учебником «Природа родного края»: учебное пособие для 2 класса/ В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2016.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Природа родного края"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Киваевская средняя общеобразовательная школа
Клинцовского района Брянской области
Проверено
Зам.директора по ВР
_______ И.А.Прудникова
Протокол №__ от ___________
Утверждаю
Директор школы
_______ Н.В. Ахремцева
Пр. №___ от _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Природа родного края»
Составил
учитель начальных классов первая квалификационная категория
Черняк Елена Васильевна
2022-2023 учебный год
1.. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова. Рекомендован Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
Рабочая программа подкреплена учебником «Природа родного края»: учебное пособие для 2 класса/ В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.- Брянск: «Курсив», 2016.
Уровень рабочей программы: базовый стандарт.
Цель и задачи курса
Главная цель курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим во-просам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без¬ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Главная задача курса –расширить кругозор учащихся, глубже изучить природу родного края, пробудить интерес к окружающей природе
Адресность
Рабочая программа составлена для 2 общеобразовательного класса. На изучение курса во 2 классе отводится 0,5 час в неделю 17 ч.
В течение года, возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Брянский край. Природа родного края» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Природа родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Учащийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Учащийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Учащийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
В процессе освоения содержания курса у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты живой природы;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Результаты обучения
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- неживую и живую природу;
- сезонные явления природы;
- последовательность смены времен года и названия месяцев;
- зависимость природных явлений от смены времен года;
- народные и научные предсказания погоды
- дикорастущие и культурные растения родного края;
- диких и домашних животных;
- насекомых, рыб, птиц, зверей родного края;
- правила поведения в природе;
- охраняемые объекты и территории родного края;
- основные сведения о своем городе.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
- различать объекты неживой и живой природы;
- классифицировать объекты природы по существенным признакам;
- рассказывать о явлениях живой природы, устанавливать взаимосвязи;
- приводить примеры погодных явлений;
- вести наблюдение за погодой, фиксировать результаты;
- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
- выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные группы растений и животных;
- узнавать животных на рисунке, описывать их по плану;
- узнавать растения на рисунке, описывать их по плану;
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
- извлекать информацию из разных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
• установления связи между сезонными изменениями в живой природе;
• ухода за растениями;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• оценки бережного или потребительского отношения к природе;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
3.Содержание учебного предмета, курса
Тема 1 Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»
Тема 2 В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»
Осенние прогулки по брянскому лесу Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Для самых любознательных. Соображалки Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3 В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 4.В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 5.Народные приметы осени Неживая и живая природа.
Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».
Тема 6В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес»
Народный зимний календарь Предсказание погоды по народным приметам
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.
Для самых любознательных. Новый год
работа над скороговорками и народными приметами.
Зимние слова. Февраль в народном календаре
Тема 7.Жизнь животных зимой Кабан - дикий родственник домашней свиньи.
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок.
Тема 8Растения зимой Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»
Как относятся к деревьям разных народов Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Тема 9.В гости к Весне. К истокам слова Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок.
Тема 10. Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.
Первоцветы Брянского края Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).
Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево»
Тема 11.Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Брянской области.
Верные друзья
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 12.Звери весной
Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
Первые насекомые
Тема 13В гостях у Лета. К истокам слова
Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 14. Как образуется дождь?
Почему бывают грозы? «
Тема 15.Отчего бывает радуга?
Тема 16. В лес по ягоды пойдем
Работа над народными приметами.
Тема 17. Охраняемые природные территории и объекты
Конкурс «Знатоки сказок».
Тематическое планирование
№ п/п
Тема раздела, урока
Кол-во часов
Раздел 1. В гостях у осени (5ч)
1
В гостях у осени. Краски осени
1
2
В царстве растений
Осенние прогулки по брянскому лесу
Загадки. Пословицы, поговорки об осени
Для самых любознательных. Соображалки
1
3
В царстве животных. Кто и как готовится к зиме
1
4
В царстве рыб
1
5
Народные приметы осени
1
Раздел 2. В гости к зиме (3ч)
6
В гости к Зиме. Зимние месяцы
Народный зимний календарь
Для самых любознательных. Белая книга
Зимние слова. Февраль в народном календаре
1
7
Жизнь животных зимой
Для самых любознательных. Белая книга
1
8
Растения зимой. Зимние мотивы — стихи, песни, забавы Как относятся к деревьям разных народов
1
Раздел 3. В гости к весне (4ч)
9
В гости к Весне. К истокам слова
1
10
Растения весной
Первоцветы Брянского края
Береза — символ России
1
11
Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья!
Верные друзья
1
12
Звери весной Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
Первые насекомые
1
Раздел 4. В гостях у лета (5ч)
13
В гостях у Лета. К истокам слова
Признаки хорошей погоды. Ненастья
1
14
Как образуется дождь? Почему бывают грозы?
1
15
Отчего бывает радуга?
1
16
В лес по ягоды пойдем
1
17
Охраняемые природные территории и объекты
1
4. Календарно-тематическое планирование
Раздел 1. В гостях у осени (5ч)
№
урока
п/п
Раздел программы.
Тема урока.
Кол-во
часов
дата
Характеристика деятельности учащихся
по по
плану факту
1
В гостях у осени. Краски осени
1
Работа с учебником, иллюстрациями, дополнительной литературой. Задания на усвоение понятий. Устный опрос
2
В царстве растений
Осенние прогулки по брянскому лесу
Загадки. Пословицы, поговорки об осени
Для самых любознательных. Соображалки
1
Представлять публично результаты своей деятельности, доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей. Решение проблемы. Фронтальный опрос
Осуществлять поиск информации из различных источников, делать выводы и аргументировать их фактами, решать проблемные задачи. Выступление с сообщением
3
В царстве животных. Кто и как готовится к зиме
1
Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос
4
В царстве рыб
1
5
Народные приметы осени
Происхождение названий месяцев
1
Уметь сопоставлять знакомые факты, рассуждать и делать выводы
Фронтальный опрос
Раздел 2. В гости к зиме (3ч)
6
В гости к Зиме. Зимние месяцы
Народный зимний календарь
Для самых любознательных. Белая книга
Зимние слова. Февраль в народном календаре
1
Работа с учебником, иллюстрациями, дополнительной литературой. Задания на усвоение понятий. Устный опрос
Уметь составлять народный зимний календарь, использовать элементы природы. Выступление с сообщением
Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос
7
Жизнь животных зимой
Для самых любознательных. Белая книга
1
Уметь работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения. Кроссворд
Уметь работать с текстом учебника аргументировать свою точку зрения.
Фронтальный опрос. Промежуточный контроль
8
Растения зимой
Зимние мотивы — стихи, песни, забавы
Как относятся к деревьям разных народов
1
Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос
Раздел 3. В гости к весне (4ч)
9
В гости к Весне. К истокам слова
1
Уметь работать с текстом, обобщать, выбирать главное, анализировать и делать выводы. Фронтальный, индивидуальный опрос
10
Растения весной
Первоцветы Брянского края
Береза — символ России
1
Уметь работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения. Кроссворд
11
Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья!
Верные друзья
1
Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение
12
Звери весной
Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
Первые насекомые
1
Уметь анализировать, сопоставлять факты, самостоятельно работать с дополнительной литературой. Фронтальный опрос
Раздел 4. В гостях у лета (5ч)
13
В гостях у Лета. К истокам слова
Признаки хорошей погоды. Ненастья
1
Уметь рассуждать на предложенную тему, аргументировать, предлагать. Итоговый контроль
Устный опрос. Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты
14
Как образуется дождь?
Почему бывают грозы?
1
Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение
Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение
15
Отчего бывает радуга?
1
Уметь рассуждать на предложенную тему, аргументировать, предлагать
16
В лес по ягоды пойдем
1
Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение
17
Охраняемые природные территории и объекты
1
Уметь анализировать, сопоставлять факты, самостоятельно работать с дополнительной литературой
5. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Библиотечный фонд
Природа родного края. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных школ Н.Е. Пряникова.- Брянск: «Курсив» 2012