Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Моя информационная культура"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №57» г. Брянска
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________ Супрун Н.В.
Протокол № _
от «__» _______ 2022 г.
«Согласовано»
зам. директора по УВР
_________Котова Т.А.
«__» ________ 2022 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №57
____________ Ткаченко Т.Н.
«__» ________ 2022 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Моя информационная культура» для 1а класса
учителя Трушко Марины Валерьевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол № _ от «__» _______ 2022 г.
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом авторской программы Н.И. Гендиной, д-р пед. наук, профессора, Е.В. Косолаповой, канд. пед. наук, научного сотрудника НИИ информационных технологий социальной сферы Кем ГИК.
Модуль курса «Моя информационная культура» базируется на концепции, разработанной в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
Суть концепции формирования информационной культуры личности сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения детей и молодёжи.
«Детские газеты и журналы», «Словари. Справочники. Энциклопедии», «Структура книги. Справочный аппарат», «Дневники. Очерки. Воспоминания»; «Исследовательская практика», «Тренинг», «Мониторинг». Общий объём модуля «Основы информационной культуры школьника» в 1классе рассчитан на 33 часа.
Одним из условий плодотворной работы с информацией является систематическая, целенаправленная информационная подготовка младших школьников. Особое значение в формировании информационной культуры личности имеет сохранение преемственности и гармонического сочетания двух культур: культуры традиционной, библиотечной, книжной и культуры новой, электронной, экранной.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя информационная культура» разработана для 1 класса на основе авторской программы Л.А. Пономаревой, Е.С.Галанжиной М. «Планета» 2019.
Рабочая программа составлена на 33 учебных часа (из расчёта 1 час в неделю, 33 учебные недели) в соответствии с годовым учебным планом МБОУ СОШ №57 г.Брянска.
Целью изучения интегрированного курса «Моя информационная культура» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
Основные задачи:
-содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
-формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
-создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные:
Регулятивные результаты:
-способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
-планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
-контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
-определять и формулировать цель деятельности;
-работать по предложенному плану;
-уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
-совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные результаты:
-использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
-владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные результаты:
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
Содержание тем учебного курса
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа.
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.
Тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Планируемые результаты
Виды и формы контроля
Дата
План
Факт
Вот и осень пришла.
озаглавливать текст; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать текстовую информацию в табличную.
ФО
В саду
озаглавливать текст; располагать информацию в таблице в соответствии с заданием; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
ФО
Мы играем
анализировать графическую информацию; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; находить ошибки в табличных данных и исправлять их; соотносить числовые данные.
ФО
В роще и в саду.
озаглавливать текст; текст; располагать информацию в таблице в соответствии с заданием; чертить таблицу по заданным параметрам; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и преобразовывать ее в диаграмму.
ФО
Собираем урожай
анализировать графическую информацию; строить простейшую столбчатую диаграмму; анализировать табличную информацию; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; выполнять задание по инструкции.
ФО
Про грибы
находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с табличной информацией; строить речевое высказывание на основе анализа прочитанного текста; правильно ориентироваться в таблице.
ФО
Осень ,непогодушка.
озаглавливать текст; анализировать информацию, представленную в виде текста, таблицы, диаграммы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; выполнять анализ и обобщение представленной информации.
ФО
Знаки вокруг нас.
анализировать информацию, представленную в виде знака-рисунка; сопоставлять свои умозаключения с жизненным опытом и обобщать их; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
ФО
На уроке.
анализировать полученную информацию; принимать и сохранять учебную задачу; работать по инструкции; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать с табличными данными; строить столбчатую диаграмму; выполнять задание по инструкции
ФО
На перемене.
находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить речевое высказывание на основе анализа прочитанного текста; строить столбчатую диаграмму; анализировать информацию, представленную в виде рисунка; самостоятельно создавать информационный объект.
ФО
Грамоте учиться-всегда пригодиться.
составлять кластер, используя полученную информацию; анализировать информацию, представленную в виде диаграммы; вносить данные в таблицу, используя информацию с диаграммы
ФО
Домашние питомцы
строить грамотное речевое высказывание в устной форме; соотносить графические объекты и их названия; сопоставлять табличную информацию и данные круговой диаграммы; самостоятельно строить столбчатую диаграмму.
ФО
Вот и зима пришла
работать с линейной диаграммой; заполнять таблицу; строить грамотное речевое высказывание в устной форме, отвечая на поставленные вопросы; анализировать табличные данные;
ФО
Первоклассники
озаглавливать текст; анализировать круговую и столбчатую диаграмму; используя данные круговой диаграммы, восстанавливать деформированный текст; используя данные столбчатой диаграммы, заполнять пропуски в тексте; самостоятельно строить столбчатую диаграмму.
ФО
У природы нет плохой погоды.
аргументировать свою точку зрения; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить грамотное речевое высказывание в устной форме; преобразовывать информацию из одного вида в другой; по табличным данным строить столбчатые диаграммы.
ФО
Знай минутам цену, а секундам счет.
озаглавливать текст; составлять кластер на основе прочитанной текстовой информации; анализировать информацию, представленную в виде нестандартной диаграммы.
ФО
Скоро новый год.
строить грамотное, связное речевое высказывание в устной форме на заданную тему; работать в парах и группах; анализировать информацию, представленную в виде линейной и круговой диаграммы.
ФО
Зимние забавы.
анализировать графическую информацию; используя текстовую информацию, вносить необходимые данные в таблицу; выполнять простейшие логические умозаключения; обобщать и представлять собранную информацию
ФО
Зимняя сказка.
совершенствовать навыки смыслового чтения; называть столбцы таблицы в соответствии с имеющейся в них информацией; анализировать информацию, представленную инфографикой; сопоставлять и представлять собранную информацию.
ФО
Зимние виды спорта
анализировать данные столбчатой диаграммы; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать с круговой диаграммой (дополнять легенду, достраивать диаграмму)
ФО
На катке
работать с инфографикой; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы; строить грамотное речевое высказывание в устной форме; отвечать на поставленные вопросы и аргументировать свои ответы.
ФО
На уроке математике
строить логические умозаключения, используя графическую информацию; работать по алгоритму; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы
ФО
Мы-туристы.
анализировать табличную информацию; делать на основе полученной информации правильные умозаключения, применяя знания, полученные на уроках; работать с текстом; используя текстовую информацию, заполнять кластер.
ФО
В мире животных
озаглавливать текст; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы
ФО
Сказка ложь, да в ней намек.
совершенствовать навыки смыслового чтения находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы;
ФО
На уроке математике
работать со столбчатой диаграммой; работать по инструкции; работать с круговой диаграммой; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать данные диаграммы в табличную информацию.
ФО
Ну и Африка.
находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебного задания; составлять кластер; сопоставлять разного вида информацию; работать по инструкции.
ФО
На лугу.
находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебного задания; преобразовывать текстовую информацию в табличную; анализировать табличные данные; строить столбчатые диаграммы; работать по инструкции.
ФО
На даче.
анализировать табличную информацию; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить логические умозаключения.
ФО
Знакомые незнакомцы.
анализировать текстовую информацию и на ее основе составлять кластер; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; работать с нестандартной линейной диаграммой; строить грамотное речевое высказывание в устной форме.
ФО
Одна умная голова ста голов стоит.
анализировать текстовую информацию и на ее основе составлять кластер; работать с табличной информацией; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать по алгоритму.
ФО
В зоопарке.
находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; работать с текстом; находить в тексте информацию, необходимую для заполнения кластера; использовать для заполнения таблицы дополнительные источники информации и знания.
ФО
Приключения в цветочном городе.
совершенствовать навыки смыслового чтения; восстанавливать деформированный текст; анализировать столбчатую диаграмму; работать с нестандартной линейной диаграммой; применять полученные знания для решения учебных задач.
ФО
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения:
Интерактивная доска
Документ-камера
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы:
Л.А. Пономаревой, Е.С.Галанжиной Рабочая тетрадь «В мире информации». 1 класс
Л.А. Пономаревой, Е.С.Галанжиной Методические рекомендации к рабочей тетради «В мире информации». – М.: Планета