Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Математика" (1 класс)»
Рабочая программа
по учебному предмету
«МАТЕМАТИКА»
1 класс
(срок реализации программы 2020-2021 учебный год)
Составитель: ШМО учителей начальных классов
Чебоксары, 2020
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающихся будет сформировано:
- положительное отношение к учёбе в школе, к предмету математики;
- интерес к урокам математики;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- общее представление о моральных нормах поведения;
- осознание сути новой социальной роли ученика: положительное отношение к учебному предмету «Математика», умение отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;
- развитие навыков сотрудничества: освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;
- первоначального представления о знании и незнании;
- понимания значения математики в жизни человека;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
- уважения к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательного отношения к людям;
- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
- составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая
последовательность выполнения действий; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
-— выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
— фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
— анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
- использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
- читать простое схематическое изображение;
- понимать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2—5 знаков или символов, 1—2 операций);
- на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;
- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
- под руководством учителя проводить аналогию;
- понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урокарассматриваемого вопроса;
- строить небольшие математические - устной форме (2—3 предложения);
- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;
- выделять несколько существенных признаков объектов;
- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
- понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- принимать участие в работе парами и группами;
- воспринимать различные точки зрения;
- воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
- понимать необходимость использования правил вежливости;
- использовать простые речевые средства;
- контролировать свои действия в классе;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини. пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения;
- следить за действиями других участников учебной деятельности;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- адекватно использовать средства устного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и величины
Обучающиеся научатся:
— различать понятия «число» и «цифра»; читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр; понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»); сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («»), «меньше» («
Обучающиеся получат возможность научиться:
– практически измерять величины: массу, вместимость.
Арифметические действия
Обучающиеся научатся:
— понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием; — складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток; — складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания; применять таблицу сложения в пределах 20; выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20; вычислять значение числового выражения в одно—два действия на сложение и вычитание (без скобок).
Обучающиеся получат возможность научиться:
— понимать и использовать терминологию сложения и вычитания; применять переместительное свойство сложения; понимать взаимосвязь сложения и вычитания; сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях; выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение; составлять выражения в одно–два действия по описанию в задании.
Работа с текстовыми задачами
Обучающиеся научатся:
— восстанавливать сюжет по серии рисунков; составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ; изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка; различать математический рассказ и задачу; выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на...», «меньше на...»; составлять задачу по рисунку, схеме; понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом; различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
Обучающиеся получат возможность научиться:
— рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы; соотносить содержание задачи и схему к ней; составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу; составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению; рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающиеся научатся:
— понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.); — распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат; — изображать точки, прямые, кривые, отрезки; — обозначать знакомые геометрические фигуры буквами русского алфавита; — чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная; — распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии; — изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры;
Геометрические величины
Обучающиеся научатся:
– определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки; — применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) – и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м; — выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).
Работа с информацией
Обучающиеся научатся:
— получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа; дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью; изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме;
Обучающиеся получат возможность научиться:
— читать простейшие готовые схемы, таблицы; выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сравнение и счет предметов
Признаки отличия, сходства предметов. Сравнение предметов по форме, размерам и другим признакам: одинаковые — разные; большой — маленький, больше — меньше, одинакового размера; высокий — низкий, выше — ниже, одинаковой высоты; широкий — узкий, шире — уже, одинаковой ширины; толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковой толщины; длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковой длины. Форма плоских геометрических фигур: треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая. Распознавание фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Выполнение упражнений на поиск закономерностей. Расположение предметов в пространстве: вверху — внизу, выше — ниже, слева — справа, левее — правее, под, у, над, перед, за, между, близко — далеко, ближе — дальше, впереди — позади. Расположение предметов по величине в порядке увеличения (уменьшения). Направление движения: вверх — вниз, вправо — влево. Упражнения на составление маршрутов движения и кодирование маршрутов по заданному описанию. Чтение маршрутов. Как отвечать на вопрос «Сколько?». Счет предметов в пределах 10: прямой и обратный. Количественные числительные: один, два, три и т. д. Распределение событий по времени: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Упорядочивание предметов. Знакомство с порядковыми числительными: первый, второй... Порядковый счет.
Множества и действия над ними
Множество. Элемент множества. Части множества. Разбиение множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками. Равные множества. Сравнение численностей множеств. Сравнение численностей двух-трех множеств предметов: больше — меньше, столько же (поровну). Что значит столько же? Два способа уравнивания численностей множеств. Разностное сравнение численностей множеств: На сколько больше? На сколько меньше? Точки и линии. Имя точки. Внутри. Вне. Между. Подготовка к письму цифр.
Числа от 1 до10. Число 0. Нумерация
Название, образование, запись и последовательность чисел от 1 до 10. Отношения между числами (больше, меньше, равно). Знаки «», « Число 0 как характеристика пустого множества. Действия сложения и вычитания. Знаки «+» и «–». Сумма. Разность. Стоимость. Денежные единицы. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., их набор и размен. Прямая. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. Треугольник, его вершины и стороны. Прямоугольник, квадрат. Длина отрезка. Измерение длины отрезка различными мерками. Единица длины: сантиметр. Обозначения геометрических фигур: прямой, отрезка, треугольника, четырехугольника.
Числа от 1 до10. Число 0. Нумерация. Сложение и вычитание
Числовой отрезок. Решение примеров на сложение и вычитание с помощью числового отрезка. Примеры в несколько действий без скобок. Игры с использованием числового отрезка. Способы прибавления (вычитания) чисел 1, 2, 3, 4 и 5. Задача. Состав задачи. Решение текстовых задач в 1 действие на нахождение суммы, на нахождение остатка, на разностное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Сложение и вычитание отрезков. Слагаемые и сумма. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Прибавление 6, 7, 8 и 9. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Нахождение неизвестного слагаемого. Вычитание 6, 7, 8 и 9. Таблица сложения в пределах 10. Задачи в 2 действия. Масса. Измерение массы предметов с помощью весов. Единица массы: килограмм. Вместимость. Единица вместимости: литр.
Числа от 11 до 20. Нумерация
Числа от 11 до 20. Название, образование и запись чисел от 11 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Отношение порядка между числами второго десятка.
Числа от 11 до 20. Нумерация. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Правила нахождения неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Таблица сложения до 20. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Вычитание с переходом через десяток. Вычитание двузначных чисел. Решение составных задач в 2 действия.
Единица длины: дециметр. Сложение и вычитание величин.
III. Тематическое планирование
№
темы
Название разделов
Кол-во часов
Форма контроля
КИМЫ
1
Сравнение и счёт предметов
12
Диагностическая работа
Математика. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. А. Медникова. — М. : Просвещение, 2015
КИМы для текущей и итоговой диагностики образовательных результатов
2
Множества
9
Контрольная работа № 1 по теме «Множества и действия с ними»
3
Числа от 1 до 10. Число 0
Нумерация
25
Контрольная работа № 2 по теме «Числа от 1 до 10»
Контрольная работа № 3 по теме «Нумерация»
4
Числа от 1 до 10. Число 0.
Сложение и вычитание
58
Контрольная работа № 4 по теме «Задачи»
Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание».
Контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание».
5
Числа от 11 до 20
Нумерация
2
6
Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание.
26
Контрольная работа № 7 по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»
Итоговая контрольная
работа за 1 класс.
Итого
132
Поурочное планирование уроков математики в 1 классе
4 часа в неделю, всего 132 часа в год
№
Разделы
Тема урока
Кол-во часов
1
Сравнение и счёт предметов( 12)
Какая бывает форма
1
2
Разговор о величине
1
3
Расположение предметов
1
4
Количественный счёт предметов
1
5
Порядковый счёт предметов
1
6
Чем похожи? Чем различаются?
1
7
Расположение предметов по размеру
1
8
Столько же. Больше. Меньше
1
9
Что сначала? Что потом?
1
10-11
На сколько больше? На сколько меньше?
2
12
Урок повторения и самоконтроля
1
13
Множества (9 ч)
Множество. Элемент множества
1
14-15
Части множества
2
16-17
Равные множества
2
18
Точки и линии
1
19-20
Внутри. Вне. Между
2
21
Урок повторения и самоконтроля.
Контрольная работа № 1 по теме «Множества»
1
22
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (25ч)
Число и цифра 1
1
23
Число и цифра 2
1
24
Прямая и её обозначение
1
25
Рассказы по картинкам
1
26
Знаки « + » (плюс), « » (минус),
« » (равно)
1
27
Отрезок и его обозначение
1
28
Число и цифра 3
1
29
Треугольник
1
30
Число и цифра 4
1
31
Четырёхугольник. Прямоугольник
1
32
Сравнение чисел
1
33
Число и цифра 5
1
34
Число и цифра 6
1
35
Замкнутые и незамкнутые линии
1
36
Урок повторения и самоконтроля.
Контрольная работа № 2 по теме «Числа от 1 до 10»
1
37
Сложение
1
38
Вычитание
1
39
Число и цифра 7
1
40
Длина отрезка
1
41
Число и цифра 0
1
42-44
Числа 8, 9 и 10
3
45
Урок повторения и самоконтроля.
Контрольная работа № 3 по теме «Нумерация»
1
46
Числа от 1 до 10. Число 0.
Сложение и вычитание (58)
Числовой отрезок
1
47
Числовой отрезок
1
48
Прибавить и вычесть 1
1
49
Решение примеров +1, -1
1
50
Примеры в несколько действий
1
51
Прибавить и вычесть 2
1
52
Решение примеров +2, -2
1
53
Задача
1
54
Прибавить и вычесть 3
1
55
Решение примеров +3, -3
1
56
Сантиметр
1
57
Прибавить и вычесть 4
1
58
Решение примеров +4, -4
1
59
Столько же
1
60
Столько же и ещё… .Столько же, но без…
1
61-63
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц
3
64
Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 4 по теме «Задачи»
1
65
Прибавить и вычесть 5
1
66-68
Решение примеров +5, -5
3
69-70
Задачи на разностное сравнение
2
71-72
Масса
2
73-74
Сложение и вычитание отрезков
2
75-77
Слагаемые. Сумма
3
78
Переместительное свойство сложения
1
79-80
Решение задач
2
81
Прибавление 6, 7, 8 и 9
1
82
Решение примеров +6, +7,+ 8, +9
1
83-86
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность
4
87
Урок повторения и самоконтроля.
Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание».
1
88-89
Задачи с несколькими вопросами
2
90-92
Задачи в два действия
3
93
Литр
1
94
Нахождение неизвестного слагаемого
1
95
Вычитание 6, 7, 8 и 9
1
96-97
Решение примеров -6, -7,- 8, -9
2
98-100
Таблица сложения
3
101-102
Уроки повторения и самоконтроля.
2
103
Контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание»
1
104
Анализ контрольной работы. Повторение
1
105
Числа от 11 до 20. Нумерация (2ч)
Образование чисел второго десятка
1
106
Двузначные числа от 10 до 20
1
107-108
Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание (26ч
Сложение и вычитание вида 10+2, 12-10, 12-2
2
109-110
Дециметр
2
111-113
Сложение и вычитание без пере-
хода через десяток
3
114
Уроки повторения и самоконтроля.
1
115
Контрольная работа № 7 по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»