kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса «Моя первая экология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Моя первая экология»»

Пояснительная записка.


Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе

нормативно-правовой базы:

 Закон РФ «Об образовании»;

 Устав школы;

 Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011-2015 г.г.;

 Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

 Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.


Рабочая программа составлена на основе программы курса Самковой В. А.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Общая характеристика курса.

«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.

Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.

Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.

Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.

Ценностные ориентиры содержания занятий.

Содержание программы курса «Моя первая экология» направлено на:

 развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

 формирование представлений о природе как универсальной ценности;

 изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

 развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

 развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

 формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

 вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.


Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Во 2-4 классах всего 34 часа в год. В 1 классе всего 33 часа в год.

Содержание программы.

1-2 классы.

«Экология в красках и формах»

№ п/п


Тема раздела


Кол-во часов

Универсальные учебные действия


1 кл.




2 кл

1

Первые шаги по тропинке открытий.

5

5

 работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;

 записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления;

 вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество);

 применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

 выполнять измерения различных величин;

 составлять план простейшего исследования.

2

Геометрия живой природы

4

5

 выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

 соотносить форму и свойства различных природных объектов;

 выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

 применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;

 устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.

3

Природа в наших ощущениях.

5

5

 изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;

 проводить наблюдения за природными объектами;

 работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;

 изготавливать простейшие модели приборов;

 составлять описания объекта изучения;

 выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм;

 оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта

4

Природа и её обитатели.

7

8

 планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;

 составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

 находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

5

Лесные ремёсла.

12

11

 приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;

 различать предметы наиболее известных народных промыслов;

 приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

3-4 классы.

«Дом, в котором я живу»

№ п/п


Тема раздела


Кол-во часов

Универсальные учебные действия


1 кл.




2 кл

1

Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда

6

6

 формирование элементарных представлений об экологии жилища;

 формирование понятия о доме в его прямом и переносном значении;

 приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды;

 знать причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии;

 знать что такое браконьерство;

 составлять план простейшего исследования.

2

О городах и горожанах: человек в городе.

4

4

 рассказывать о возникновении первых поселений;

 называть какие происходят изменения естественной (природной) среды в городе;

 знать экологические проблемы города;

 указывать, как город влияет на образ жизни человека;

 оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

3

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы.

6

7

 формирование представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом, разнообразие систем, биологические системы;

 моделировать экосистемы;

 знать, как человек влияет на природные экосистемы;

 называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

4

В сетях жизни: многообразие экологических связей

6

6

 знать простейшую классификацию экологических связей;

 иметь элементарные представления о пищевой пирамиде;

 иметь представления о способах общения животных;

 оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

5

Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы

12

11

 иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических проблем;

 иметь представление, что такое заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы;

 знать охраняемые государством природные территории своего родного края;

 знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде;

 составлять план исследования;

 оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.



Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса «Моя первая экология» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

 развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

 развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

 воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

 формирование мотивации дальнейшего изучения природы.


Метапредметные результаты:

 овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

 освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

 формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

 развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.


Предметные результаты:

ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование

элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;


трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;

эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.

Календарно-тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Дата занятия

Название раздела

Тема занятия

план

факт

Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда.

1

01.09-08.09



«Что нам стоит дом построить…»


2

11.09-15.09


«А у нас в квартире газ, а у вас?»


3

18.09 -22.09


Дом – это не только стены.


4

25.09-29.09


«Своя рубашка ближе к телу»


5

02.10-06.10


«Своя рубашка ближе к телу»


6

16.10-20.10


Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.

О городах и горожанах: человек в городе.


7

23.10-27.10



«Сначала человек строит город, а потом…»

8

30.10-03.11


Будущее города – город будущего.


9

06.11-10.11


Будущее города – город будущего.


10

13.11-17.11


Экскурсия на природу.


О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы.

11

27.11-01.12


















Под пологом леса.


12

04.12-08.12


«Всяк кулик своё болото хвалит»


13

11.12-15.12


Для кого пуста пустыня?


14

18.12-22.12


О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных.

15

25.12-29-12


Там, где ступала нога человека


16

08.01-12.01


Там, где ступала нога человека


17

15.01-19.01


Экскурсия на природу


В сетях жизни: многообразие

18

22.01-26.01


экологических связей.


О нитях, сплетающихся в сети


19

29.01-02.02


О нитях, сплетающихся в сети


20

05.02-09.02


«Информатика» для волка


21

12.02-16.02


Школа под открытым небом.


22

19.02-23.02


Школа под открытым небом.


23

0503-09.03


Экскурсия на природу

Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.


24

12.03-16.03



Глобальная экология

25

19.03-23.03


Утилизация и переработка отход ов

26

26.03-30.03


Проект «Наш общий дом – планета Земля»

27

02.04-06.04


Проект «Наш общий дом – планета Земля»

28

16.04-20.04


Проект «Наш общий дом – планета Земля»

29

23.04-28.04


Экскурсия. Заповедные места родного края

30

30.04-04.05


Экскурсия. Заповедные места родного края

31

07.05-11.05


Экскурсия. Заповедные места родного края

32

14.05-18.05


Экскурсия. Заповедные места родного края

33

21.05-25.05


Экскурсия. Заповедные места родного края

34

28.05-30.05


Экскурсия. Заповедные места родного края

















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

  1. Компьютер

  2. Мульдимедийный проектор

  3. Интерактивная доска

.4. Цифровой фотоаппарат.



Список литературы

для педагога:

1.Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004

2.Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009

3.Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004



для детей и родителей:

1.Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

2.Лихолат Т. В. Наблюдаем и трудимся: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф


Специфическое сопровождение (оборудование):

Глобус, компас.

Модели форм поверхности Земли.

Модели систем органов организма человека.

Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).

Электронно-программное обеспечение:

Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого сод













8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса «Моя первая экология»

Автор: Громова Наталья Васильевна

Дата: 24.08.2018

Номер свидетельства: 476315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "298661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456386099"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по биологии  7 класс В.В.Латюшин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-v-v-latiushin"
    ["file_id"] => string(6) "168616"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423252240"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "рабочая программа побиологии 7 класс "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-pobiologhii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "183818"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425955941"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства