«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Моя первая экология»»
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе
нормативно-правовой базы:
Закон РФ «Об образовании»;
Устав школы;
Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011-2015 г.г.;
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Рабочая программа составлена на основе программы курса Самковой В. А.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса.
«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Содержание программы курса «Моя первая экология» направлено на:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Во 2-4 классах всего 34 часа в год. В 1 классе всего 33 часа в год.
Содержание программы.
1-2 классы.
«Экология в красках и формах»
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
Универсальные учебные действия
1 кл.
2 кл
1
Первые шаги по тропинке открытий.
5
5
работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;
записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления;
вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество);
применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
выполнять измерения различных величин;
составлять план простейшего исследования.
2
Геометрия живой природы
4
5
выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
соотносить форму и свойства различных природных объектов;
выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
3
Природа в наших ощущениях.
5
5
изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
проводить наблюдения за природными объектами;
работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;
изготавливать простейшие модели приборов;
составлять описания объекта изучения;
выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм;
оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта
4
Природа и её обитатели.
7
8
планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
5
Лесные ремёсла.
12
11
приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
различать предметы наиболее известных народных промыслов;
приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
3-4 классы.
«Дом, в котором я живу»
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
Универсальные учебные действия
1 кл.
2 кл
1
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда
6
6
формирование элементарных представлений об экологии жилища;
формирование понятия о доме в его прямом и переносном значении;
приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды;
знать причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии;
знать что такое браконьерство;
составлять план простейшего исследования.
2
О городах и горожанах: человек в городе.
4
4
рассказывать о возникновении первых поселений;
называть какие происходят изменения естественной (природной) среды в городе;
знать экологические проблемы города;
указывать, как город влияет на образ жизни человека;
оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
3
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы.
6
7
формирование представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом, разнообразие систем, биологические системы;
моделировать экосистемы;
знать, как человек влияет на природные экосистемы;
называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
иметь элементарные представления о пищевой пирамиде;
иметь представления о способах общения животных;
оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
5
Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы
12
11
иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических проблем;
иметь представление, что такое заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы;
знать охраняемые государством природные территории своего родного края;
знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде;
составлять план исследования;
оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Моя первая экология» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование
элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п
Дата занятия
Название раздела
Тема занятия
план
факт
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда.
1
01.09-08.09
«Что нам стоит дом построить…»
2
11.09-15.09
«А у нас в квартире газ, а у вас?»
3
18.09 -22.09
Дом – это не только стены.
4
25.09-29.09
«Своя рубашка ближе к телу»
5
02.10-06.10
«Своя рубашка ближе к телу»
6
16.10-20.10
Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.
О городах и горожанах: человек в городе.
7
23.10-27.10
«Сначала человек строит город, а потом…»
8
30.10-03.11
Будущее города – город будущего.
9
06.11-10.11
Будущее города – город будущего.
10
13.11-17.11
Экскурсия на природу.
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы.
11
27.11-01.12
Под пологом леса.
12
04.12-08.12
«Всяк кулик своё болото хвалит»
13
11.12-15.12
Для кого пуста пустыня?
14
18.12-22.12
О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных.
15
25.12-29-12
Там, где ступала нога человека
16
08.01-12.01
Там, где ступала нога человека
17
15.01-19.01
Экскурсия на природу
В сетях жизни: многообразие
18
22.01-26.01
экологических связей.
О нитях, сплетающихся в сети
19
29.01-02.02
О нитях, сплетающихся в сети
20
05.02-09.02
«Информатика» для волка
21
12.02-16.02
Школа под открытым небом.
22
19.02-23.02
Школа под открытым небом.
23
0503-09.03
Экскурсия на природу
Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.
24
12.03-16.03
Глобальная экология
25
19.03-23.03
Утилизация и переработка отход ов
26
26.03-30.03
Проект «Наш общий дом – планета Земля»
27
02.04-06.04
Проект «Наш общий дом – планета Земля»
28
16.04-20.04
Проект «Наш общий дом – планета Земля»
29
23.04-28.04
Экскурсия. Заповедные места родного края
30
30.04-04.05
Экскурсия. Заповедные места родного края
31
07.05-11.05
Экскурсия. Заповедные места родного края
32
14.05-18.05
Экскурсия. Заповедные места родного края
33
21.05-25.05
Экскурсия. Заповедные места родного края
34
28.05-30.05
Экскурсия. Заповедные места родного края
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Компьютер
Мульдимедийный проектор
Интерактивная доска
.4. Цифровой фотоаппарат.
Список литературы
для педагога:
1.Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
2.Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
3.Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004
для детей и родителей:
1.Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
2.Лихолат Т. В. Наблюдаем и трудимся: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Глобус, компас.
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого сод