Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к курсу История казачества»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«История казачества Ставрополья»
Ступень обучения (класс) - начальное общее, 2-4 класс
Количество часов: 34 Уровень – базовый
Автор - составитель Сергеева Елена Викторовна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП НОО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение, 2011 г.) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
г. Михайловск
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «История казачества» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП НОО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в классе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.
Опыт показывает, что дети часто не готовы воспринимать знания духовно-нравственного характера. Поэтому нужно попытаться через знакомые им образы показать все доброе и красивое в нашем порой жестоком мире. Постепенно нужно подвести ребенка к мысли, что традиции добра и красоты связаны с прошлым их предков-казаков. Эти традиции отражены в поселениях и жилищах, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах. Культура казачества Ставрополья богата и разнообразна.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Количество часов, выделенных на изучение курса 34, количество недельных часов – 1.Продолжительность учебного занятия 40 минут. При проведении встреч с земляками, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.
Направленность данной дополнительной образовательной программы: духовно – нравственная.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, воспитания у юных казаков высокого чувства патриотизма и гражданской ответственности, формирования чувство уважения, гордости, бережного отношения к малой родине, краю, Отечеству на основе местных традиций и ценностей. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Программа предназначена для организации различных форм работы с обучающимися в классах казачьей направленности, желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры ставропольского казачества. Она призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия терского казачества подрастающему поколению, на основе изучения традиций, истории края, культурного наследия предков.
Цельпрограммы: воспитание социально адаптированной, творчески мыслящей, духовно богатой, физически развитой личности, владеющей основами культуры поведения, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе культурного наследия терских казаков.
Задачи:
- формировать у детей желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (жить по совести); развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека; воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;
- приобщать детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом; дать знания в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности; развивать физические способности обучающихся, используя заложенный в них потенциал.
Программа рассчитана на 4 года (время обучения в начальной школе). При переходе детей в среднее звено школы необходима преемственность.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
1) Данная рабочая программа рассчитана на - 34 часа (33 ч - 1 класс) за год обучения.
2) Тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста обучающихся. Педагог, реализующий программу, волен самостоятельно выбирать последовательность изучения блоков, последовательность изучения учебных тем внутри блока.
3) Знания по христианской культуре сообщаются в ознакомительном порядке и способствуют формированию нравственных позиций ребенка.
4) Данная программа предназначена для обучающихся 1-4 классов и объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры терского казачества.
Особенности реализации программы.
Данная деятельность организуется в форме курса внеурочной деятельности общекультурной направленности. В школе созданы классы казачьей направленности. Выделены отдельные кабинеты, оснащенные техническим оборудованием (компьютер, интерактивная доска).
Программа включает в себя 135 занятий - 33 учебных часа (1-ый класс), по 34 учебных часа (2 - 4 классы) - и рассчитана на четыре года обучения.
Занятия должны быть эмоциональными. Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
В программе запланированы мероприятия по воспитанию уважительного отношения к пожилым людям; общение казачат с заслуженными казаками казачьих обществ, знатоками казачьей истории и обычаев.
Формы внеурочной воспитательной деятельности.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Основные формы работы:
занятие-встреча;
занятие-экскурсия;
занятие-праздник;
занятие-творческий проект;
беседа;
викторина;
практическое занятие.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий для развития духовно-нравственного воспитания личности.
Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.
Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), занятия третьего и четвёртого года обучения носят активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).
Планируемые результаты освоения
курса «История казачества Ставрополья»
Рабочая программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества;
Обучающийся получит возможность научиться:
- формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве народов, культур и религий;
- формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживанию к чувствам других людей;
- развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Обучающийся получит возможность научиться:
- формированию умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации.
- готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Коммуникативные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; умения строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
Обучающийся получит возможность научиться:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Познавательные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Обучающийся получит возможность научиться:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
Предметные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- активная жизненная позиция;
- практические навыки следования традициям казачества, умения участвовать в казачьих обрядах, способности украсить свой быт в народном стиле.
Обучающийся получит возможность научиться:
- рассказывать о своём казачьем роде;
- выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими терскому казачеству.
Способы проверки результатов.
Подводя итоги педагогического воздействия, важно помнить, что речь идет о воздействии на нравственную сторону личности, особого мира, куда не всегда пускают другого человека. Ситуация облегчается тем, что младший школьник сам стремиться к выяснению оценок взрослого, ориентируются на его мнение. Взрослый, таким образом, осуществляет социальный контроль.
В творческом уровне можно дать разработать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам. Составить кроссворды, ребусы, загадки, тематические сборники интересных фактов, сочинить стихотворные формулировки. Кроссворды, тесты можно также применять на любых этапах проверки знаний. Обучающиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, тесты с помощью карт, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития.
При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.
Игры дополнят традиционные формы обучения, будут способствовать активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. В игре можно вовлечь каждого ребёнка в активную работу.
Формы подведения итогов.
Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.
На занятиях проводятся мастерские, на которых ребята создают свою творческую работу, обосновывая свой выбор, игры, правила, способствующие самовоспитанию, заочные экскурсии, круглый стол, встречи с ветеранами, инсценировки, конкурсы рисунков.
На все итоговые занятия приглашаются родители, которые помогают украсить помещение и атрибуты для занятия. В результате проведенного итогового занятия ребенок должен почувствовать моральное удовлетворение от радости, которую он доставил другим людям, иметь желание продолжить начатую деятельность.
Содержание курса внеурочной деятельности.
1-ый год обучения (33 часа)
Раздел 1. Терские казаки.
Зачем мы изучаем курс «История казачества Ставрополья». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.
Раздел 2. Традиции и обычаи терских казаков
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Ставрополье.
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
Раздел 4. Православие в жизни терского казачества.
Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции: Рождество Христово. Казачьи традиции: Светлое Христово Воскресение
Раздел 5. Терское казачье войско: история и современность.
Как казаки на Ставрополье пришли. Терское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Раздел 6. Традиционная культура терского казачества.
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры терских казачат. Казачьи пословицы.
Казачья станица. Традиции и обычаи терских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Ставропольского казачества.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Ставрополье.
Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
Раздел 4. Православие в жизни терского казачества.
Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель терского казачьего войска. Святые, особо почитаемые среди терских казаков. Икона в храмах и жилищах.
Раздел 5. Терское казачье войско: история и современность.
Терские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Терского казачьего войска. Наше казачье общество.
Раздел 6. Традиционная культура терского казачества.
Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Песенная культура терских казаков.
3-ий год обучения (34 часа)
Раздел 1. Терские казаки.
Народы Ставрополья. Добрососедство. Нравственные качества терского казака. Сила духа и доблесть казаков.
Раздел 2. Традиции и обычаи терских казаков
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды терского казачества.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Ставрополье.
Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы терских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество терских казаков.
Раздел 4. Православие в жизни терского казачества.
Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Раздел 5. Терское казачье войско: история и современность.
Переселение казаков на Ставрополье. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм терских казаков. Поминовения казаков Терского казачьего войска. Терское казачье войско в наши дни. Отделы Терского казачьего войска. Атаман Терского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Ставрополья.
Раздел 6. Традиционная культура терского казачества.
Устное народное творчество терских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор терских казаков. Танцевальная культура терских казаков.
4-ый год обучения (34 часа)
Раздел 1. Терские казаки.
Территория проживания, язык, культура терских казаков. Казачьи войска России.
Раздел 2. Традиции и обычаи терских казаков.
Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Ставропольского казачества.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Ставрополье.
Традиционные ремесла и промыслы терских казаков. Декоративно-прикладное творчество терских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
Раздел 4. Православие в жизни терского казачества.
Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Ставрополья и России. Традиции и обычаи терских казаков по Православному календарю.
Раздел 5. Терское казачье войско: история и современность.
Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Терского казачьего войска. Терское казачье войско в наши дни. Управление Терским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Терского казачьего войска. Сохранение истории терского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Терского казачьего войска.
Раздел 6. Традиционная культура терского казачества.
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Ставрополье. История семьи в истории родной Ставрополья. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор терских казаков. Терский казачий хор.