Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Группы продленного дня"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
группы продлённого дня
__в 1 классе
срок реализации данной программы 2020-2021 учебный год
Составитель: Бабанина Мария Юрьевна
I. Пояснительная записка
Рабочая программа группы продлённого дня для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Уставом школы; учебным планом МАОУ «СОШ№11», с рекомендациями Примерной программы начального общего образования
Основная цель первых месяцев работы ГПД в первом классе - помочь ребятам адаптироваться к новому для них статусу школьника.
Задачи ГПД:
Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы.
Расширять нравственное представление детей о своем поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношению к Родине.
Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе. Организация досуга.
Воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде
Развивать творческие способности детей на основе чтения, изобразительной деятельности музыкальных и театральных занятиях
Развивать физические способности детей. Особое внимание уделять здоровью учащихся путем правильно составленному режиму дня.
Организация мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
Повысить образовательный и культурный уровень детей путем внеклассной деятельности.
Подготовить младших школьников к обучению в средней школе.
Организация занятий по самоподготовке младших школьников.
Развитие интересов, способностей и дарований школьников, воспитание у них интереса к знаниям, пытливости и любознательности, инициативы и самостоятельности.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность приобщения первоклассников к полезной целесообразной деятельности.
Ценность развития творческих возможностей личности, развития способностей, организаторских умений.
Ценность расширения кругозора первоклассников в ГПД, интеллектуальных способностей, физических возможностей.
Ценность организации дифференцированного подхода в обучении детей.
Ценность согласованных действий учителя и воспитателя ГПД для создания условий высокого качества успеваемости, обучения и воспитания детского коллектива.
Ценность организации выполнения домашнего задания, направленного на развитие самостоятельной деятельности учащихся.
Ценность совместного творчества классного руководителя, воспитателя ГПД, родителей и детей.
Ценность воспитательных бесед, решения текущих проблем на интересующую тему.
Ценность КТД.
Ценность создания в ГПД наиболее благоприятных условий для улучшения состояния здоровья детей.
Ценность формирования внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимости заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Ценность воспитания патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность занятий в ГПД по развитию навыков культурных качеств коммуникативной личности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На проведение занятий в ГПД в 1 классе отводится 7,5 часов в неделю по 1,5 часа в день.
Общая характеристика учебного предмета:
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимание и дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе.
Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. В связи с этим возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в ГПД в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся. На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особенно актуальным.
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.
Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:
расширение границ учебной работы;
углубление содержания учебных предметов;
получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
закрепление и повторение изученного на уроках материала;
упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятий после предварительного обсуждения.
Совместно с воспитателем ГПД обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с воспитателем ГПД
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью воспитателя ГПД.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе повторения материала.
В диалоге с воспитателем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами является формирование следующих умений.
Изучать нормы поведения в школе, в семье, в общественных местах;
выполнять правила поведения в школе, правила дорожного движения,
участвовать в играх, викторинах по ПДД,ЗОЖ, конкурсах рисунков;
воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, выполнять правила бережного отношения к природе, к школьному имуществу, к личным вещам .
Развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры ;
поддерживать стремление к сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир ( принимать участие в конкурсах рисунков, уроках творчества);
выполнять условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся с целью воспитания стремления к здоровому образу жизни;
знать и выполнять правила личной гигиены младших школьников;
формировать убеждение в важности и красоте физической культуры;
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся3:
– воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
– различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
– ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
– различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
– различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
– определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
– устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
– описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
– сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
– анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
– участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Примерная рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов.
Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
Поэтапное формирование коллектива учащихся 1 классых:
I этап. Диагностический
Задачи:
1. Выявление склонностей и интересов обучающихся в классе.
2. Выявление личностных качеств личности.
3. Анализ полученных результатов диагностики.
4. Ожидаемый результат.
5. Определение направлений деятельности.
II этап. Организационный
Задачи: 1. Определение партнеров, заключение соглашений на совместную деятельность: ДК, детская библиотека.
3.Создание программы занятости детей в свободное от занятий время.
III этап. Деятельностный этап
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
- участвуют во всех организуемых мероприятиях;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
IV этап. Аналитический
- Анализ деятельности классного коллектива, реализации проекта, выявление положительных и
отрицательных моментов в ходе реализации проекта.
- Подведение итогов.
- Выявление активных участников программы.
-Награждение в конце каждой четверти.
Работа, организуемая воспитателями групп продленного дня, направлена воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, Мы учим ребят делить радости и неудачи на всех, стремимся привить чувства товарищества, взаимопомощи и понимания, чтобы наши дети росли в атмосфере искреннего уважения и сотрудничества.
Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка.
Прогнозируемые результаты
1.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
2) Воспитание нравственных чувств:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Здоровьесберегающее направление:
здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни школьник.
Работа, организуемая воспитателем группы продленного дня, направлена на воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Мы учим ребят делить радости и неудачи на всех, стремимся привить чувства товарищества, взаимопомощи и понимания, чтобы наши дети росли в атмосфере искреннего уважения и сотрудничества.
КАЛЕНДАРНО - Тематическое планирование
№ уро-ка
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Вид контроля Входной (В), тематический (Т), итоговый (И)
Примечание
1 четверть
сентябрь
1
Режим в ГПД
Прогулки и игры на свежем воздухе.
Беседа: «В здоровом теле – здоровый дух».
2
Экскурсия по школе. Знакомство с правилами поведения (ПП) учащихся в школе, классе, на переменах.
Памятка “Правила поведения в школе” (в классном уголке).
3
Просмотр диафильма «Вежливые слова».
4
ОБЖ Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации. Правила пожарной безопасности. Эвакуация из классной комнаты, коридора, санузла во время перемены.
5
ПДД Беседа « Светофор наш верный друг»
6
Правила поведения на перемене. Беседа. Подвижные игры.
7
Экскурсия в медицинский кабинет «С заботой о здоровье детей»
8
Экскурсия «Во дворе школы». Правила поведения во дворе школы.
9
Просмотр диафильма «Репка. Русская народная сказка».
10
Беседа «Твой распорядок дня»
11
Экологическая игра «Лукошко грибника»
12
Путешествие в осень. Экскурсия.
13
Беседа по ПДД «Дорога в школу».
14
Просмотр диафильма «Гуси - лебеди».
15
Вместе весело играть. Подвижные игры.
16
Беседа «Доброе слово и кошке приятно»
17
Беседа о честности и правдивости. Пословицы о правде.
18
Практическое занятие. “Правила дежурства в столовой”
Памятка “Правила дежурства в столовой” (уголок)
19
Поделки из осенних листьев
20
Беседа «О дружбе, доброте и отзывчивости»
21
ППБ Беседа «Безопасное обращение с электрическими приборами»
День Здоровья. «Будь здоров». Беседа.
22
Просмотр диафильма «Теремок».
октябрь
23
Мероприятие «Наши дедушки и бабушки. Порадовать близких - как это просто» .Изготовление подарков – сувениров для бабушек и дедушек.
24
Просмотр диафильма «Мойдодыр».
25
Лепим из пластилина «Овощи». Беседа о пользе овощей.
26
ПДД Беседа «Близко – далеко, быстро – медленно»
27
Конкурс рисунков « С днем учителя!»
28
Просмотр диафильма «Колобок».
29
«Все профессии нужны, все профессии важны», беседа с игровой программой.
30
День Республики Башкортостан. Конкурс рисунков на тему: «Мой край родной».
31
Подвижные игры на свежем воздухе.» Третий лишний!», «Море волнуется…».
32
Об аккуратности. Беседа.
33
Книжкина больница.
Правила работы с книгой (уголок).
34
Стихи русских поэтов об осени.
35
Беседа «Умей жить в коллективе».
36
Просмотр диафильма «Как муравей домой спешил».
37
ОБЖ «Что такое здоровье».
38
ПДД. Школьник – как участник дорожного движения.
39
Просмотр диафильма «Винни - Пух».
40
Правила поведения во время осенних каникул. Беседы по ТБ и ПДД.
ноябрь
41
Обж . Как беречь здоровье
42
ППД Беседа «Где мы будем играть».
43
Просмотр диафильма «Кто что даёт».
44
Лепим из пластилина сказку.
45
Беседа «Я и моя семья». Конкурс рисунков.
46
Значение правильной осанки.
47
Экскурсия в городскую библиотеку.
48
Аппликация «Машина»
49
Посвящение первоклассников в школьники. Праздник.
50
Личная гигиена
51
Просмотр диафильма «Лиса и волк».
52
ПДД Светофоры
53
Почемучки хотят всё знать. Беседа
54
«Мой друг – носовой платок».
55
День Матери
Чтение рассказа В.Осеевой «Злая мать и добрая тётя». Конкурс рисунков о маме.
56
«Пернатые друзья осенью».
57
Беседа «Как мы общаемся в группе»
58
Просмотр диафильма «Млекопитающие».
59
Поздняя осень. Экскурсия.
декабрь
60
«Здоровье – это ценность, которую нужно беречь смолоду»
61
Экскурсия «Декабь – год кончает, зиму начинает». Загадки о зиме
62
Подвижные игры.
Беседа: «В здоровом теле – здоровый дух».
63
ПДД Дорожные знаки
64
Аппликация «Снеговик»
65
«10.12-День прав человека». Беседа.
66
Правила этикета.
67
Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
68
ОБЖ «Как мы ведем себя в перемену»
69
«В лесу родилась ёлочка». Беседа о бережном отношении к деревьям.
70
Каждой вещи свое место.
71
ПДД Пешеходный переход
72
Операция «Говорящий портфельчик».
73
ОБЖ Беседа «Чтобы ёлка не сгорела».
74
Просмотр диафильма «Поросёнок в колючей шубке».
75
«Беседа о вредных привычках».
76
Изготовление ёлочных украшений.
77
Беседа – обмен информацией о праздновании Нового года.
78
Изготовление снежинок, гирлянд для украшения класса.
79
КВН «Сказки водят хоровод»
80
Праздник «Здравствуй, Новый год!» Инструктаж по ТБ, ПДД.
3 четверть
ЯНВАРЬ
81
Родной край. Как я провёл каникулы. Конкурс рисунков.
82
Игры на свежем воздухе:»На снежной горке», «Быстрые и меткие».
83
По страницам любимых произведений. Ларчик со сказками. Чтение художественной книги.
84
ПДД Как рождаются опасные ситуации на дороге.
85
Игры на свежем воздухе:»Снежками в круг», «Под обстрелом».
86
Викторина здоровья. Здоровая пища для всей семьи.
87
Внеклассное занятие по математике.
88
КТД «Птичьи столовые»
89
ОБЖ Беседа «Правила поведения на льду».
90
Игры на свежем воздухе На снежной горке»,, «Защитим снеговиков».
1. Уроки Кирилла и Мефодия. 1 класс. – М. : Кирилл и Мефодий, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Кузя и сила природы. – М. : Медиа Хауз, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Интернет-ресурсы.
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp/ru/course/category.php?id=15
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
3. Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа : http://www.gramota.ru
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193