Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е.
«внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).
Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
всестороннее воспитание ребенка;
специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе шести образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.
Связь предшкольного и начального образования
Общие цели:
создание условий гармоничного развития личности
обеспечение готовности ребенка к школьному обучению
преемственность ступеней образования
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
формирование положительного отношения к школе.
развитие личности каждого ребенка,
формирование его готовности к систематическому обучению,
преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;
воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность.
учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, акту- альность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей программы дошкольной подготовки «Предшкольная подготовка».
Приём детей осуществляется по заявлению родителей. Предшкольная подготовка организуется с января по май. Занятия проводятся 1 раз в неделю (четверг - с 16.30-17.20)
Занятия преимущественно ведут педагоги начальных классов, которым предстоит в следующем учебном году работать с первоклассниками.
Каждое занятие длится 30 минут. Перерыв между занятиями – 5-10 минут. В день проводится 3 занятия.
На занятиях чередуются виды деятельности, соблюдаются нормы САНПиНов к образовательному процессу в дошкольном возрасте.
Правовая основа организации групп предшкольной подготовки:
Закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012.
Письмо Министерства образования РФ "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по предоставлению гражданам - потребителям услуг дополнительной необходимой и достоверной информации о
деятельности государственных (муниципальных) дошкольных
образовательных организаций и общеобразовательных организаций") №08- 950 от 18.07.2013
. Письмо Министерства образования РФ "О федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования" № 08-736 от 17.06.2013
Устав МБОУ СОШ №17
Договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
Программа предшкольной подготовки:
№
Название учебного занятия
Всего часов
1.
Обучение слоговому чтению и развитие речи
18
2.
Математика
18
3.
Укрепление мускульной силы руки и пальцев
18
Содержание курса:
Звуки:
понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
звуковой анализ состава слогов и слов;
чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Буквы:
знакомство с буквами;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
согласные и гласные буквы;
соотнесение букв и звуков.
Слоги:
понятие «слог», слоговой анализ слов;
подбор слов на заданное количество слогов;
выделение в словах первого и последнего слогов;
подбор слов на заданный слог;
составление прямых и обратных слогов.
Слова:
выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
составление слова из звуков и слогов, их первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком.
Планируемые результаты:
К концу курса обучающие должны уметь:
*достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова
с определенным звуком, определять место звука в слове;
* свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
*темп чтения не менее 30 слов
* правильно согласовывать слова в предложении;
* понимать смысл прочитанного;
* составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать
предложение нужным по смыслу словом и т.п.;
*ориентироваться на странице книги;
* правильно использовать предлоги;
* правильно произносить звуки.
Курс Укрепление мускульной силы руки и пальцев
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:
- недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальцев);
- однообразие, монотонность организации обучения;
- маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.
Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная система ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.
Основная цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.
Для достижения данной цели в процессе обучения предстоит решать следующие задачи.
- формирование прочных навыков самостоятельного письма печатными буквами;
- ознакомление с прописными буквами;
- освоение основных элементов русского прописного письма.
- развитие мелкой моторики пальцев рук путем работы с карандашом, выполнение графических заданий, пальчиковых игр, штриховки и др.;
- создание условий для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворенности от работы;
- развитие абстрактного мышления детей, формируя навыки работы со знаками – символами;
- развитие мыслительных процессов детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое мышление, творческие способности.
- вызывать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
- вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно»;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.
Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.
Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)
На занятиях используются:
пальчиковая гимнастика;
веселые подвижные игры (речь + движения);
штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;
обводки по трафарету или шаблону;
печатание букв, слогов, слов, цифр.
Планируемые результаты
К концу курса предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
«-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса;
-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Курс Математика
Курс предназначен для развития математических представлений детей при подготовке к школе и направлен на развитие личности ребенка, развитие его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил. Курс представляет собой начальное звено непрерывного курса математики, обеспечивающий преемственность между дошкольным и начальным образованием, исключающий дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению в школе, а так же устраняющий разноуровневую подготовку детей к обучению в 1 классе.
Данная программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе построена в соответствии с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы начального курса математики школьного образования и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. При разработке учитывались принципы и подходы для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые первоначальные математические знания, умения и навыки необходимые для обучения математики в 1 классе начальной школы.
В соответствии с этим, цельюпрохождения данного курса является овладение первоначальными математическими знаниями, формирование ценностных представлений об окружающем мире, расширение кругозора, интеллектуальных и личностных качеств.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
Создавать условия для увеличения объема внимания и памяти.
3) Формировать мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
Развивать образное и вариативное мышление, фантазии, воображения, творческих способностей.
Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключении
6) Способствовать умению целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Создавать условия для формирования первоначальных умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Ценностными ориентирами программы являются:
1) в области регулятивных учебных действий - развитие умений поставить цель, определить последовательность своих действий, предвосхитить результат своих действий, сравнить полученный результат с запланированным или с предъявленным образцом, оценить и откорректировать результат своих действий;
2) в области познавательных учебных действий: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
3) в области коммуникативных учебных действий – умение работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
4) в области личностных результатов – воспитание интереса к предмету, к творчеству, развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»
Особенностью данной программы является:
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Учитель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями-"домиками". Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается - ведь расстояние одно и то же? В результате исследования, дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему используется большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Занятие не сводятся к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособие используется в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же "открытие" должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Если для проведения физкультминутки используется речевка, слова ее обычно разучиваются с детьми заранее.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!
Для решения этой задачи в учебное пособие включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звездочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из предметов "яблоко", "мяч", "кубик" лишний предмет, дети могут назвать кубик, так как он отличается от двух других формой; лишним может быть яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы - игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик - красные. Работая с фигурами "Геометрического лото", дети могут подобрать разные фигуры, отличающиеся от маленького желтого квадрата одним признаком - маленький желтый круг, большой желтый квадрат, маленький синий квадрат и т.д.
Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрес-сообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми (принцип деятельности);
обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Основное содержание программы:
Общие понятия:
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... ,меньше на ...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
Распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам, выполнять классификацию;
Сопоставлять множество предметов по их численности путём составления пар предметов.
Анализировать свои действия;
Действовать в соответствии с заданными правилами;
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Числа и операции над ними:
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания
Прогнозировать результаты вычислений;
Оценивать правильность предъявленных вычислений;
Применять изученные способы учебной работы, действуя в соответствии с заданными правилами;
Использовать знаково-символические средства для моделирования ситуации;
Конструировать последовательность «шагов « решения задачи;
Аргументировать свою позицию, учитывая разные мнения;
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов;
Пространственно-временные представления:
Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Применять изученные способы учебной работы, действуя в соответствии с заданными правилами;
Использовать знаково-символические средства для моделирования ситуации;
Включаться в групповую работу.
Выявлять закономерности в установлении последовательности;
Аргументировать свою позицию, учитывая разные мнения;
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов;
Геометрические фигуры и величины:
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство сгеометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное иопосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Универсальные учебные действия:
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделироватьобъёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлятьразвернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Планируемые результаты:
К концу курса предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения*:
уровень А - планируемый минимум образования; уровень Б – желаемый уровень.
Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
Умение соотносить цифру с количеством предметов.
Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
Уровень А
Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
Умение находить части целого и целое по известным частям.
Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Уровень Б
Умение продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки ,
Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах .10. на основе предметных действий.
Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков;
Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц:
Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади;
Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых
Структура программы
Данная программа состоит из трех разделов:
обучение слоговому чтению и развитие речи;
математика;
работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
Режим занятий
Еженедельно(четверг) по три занятия (18 недель)
Всего 54 часа
Продолжительность занятия – 25-30 минут
Формы проведения занятий
инсценировка;
ролевая игра;
конкурс;
предметная игра;
сочетание всех элементов на одном
Оценочные материалы достижения планируемых результатов освоения
программыпредшкольнойподготовки
Диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса впредшкольной группе вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2балла — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно
6 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2балла — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год - в начале и конце учебного года для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает
этапа.
Этап1
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Эго позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,5. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,5 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в подготовительной к школе группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей.
Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширеныили сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
наблюдение;
проблемная (диагностическая) ситуация;
беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
индивидуальная;
подгрупповая;
групповая.
Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Материал: развивающая игра «Сложи узор», схема выкладывания.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Выложи, пожалуйста, такого краба (показываем схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же краб? И по цвету, и по форме?»
Материал: одежда ребенка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).
Форма проведения: групповая.
Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на схеме».
Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям, в том числе изображенным.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: картина с изображением ссоры детей (картину приложить или указать источник и точное название картины).
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что изображено на картине? Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?»
Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Ребята, мы будем играть в «больницу». Кто хочет кем быть? Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная
Материал: фонарик необычной формы с динамо машиной для подзарядки.
Задание: Положить в группе до прихода детей. Когда ребенок найдет и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.
Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.
Форма проведения: индивидуальная, подгрулповая.
Задание: «Нужно сравнить два мяча. Чем отличаются эти мячи?»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: машинка необычной конструкции / гараж трехуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребенок/дети проявят интерес, спросить: «Что это такое? Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно еще использовать?»
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: игрушка — инопланетянин, различные виды конструктора, разные материалы (бумага, пробки, коробочки, шишки, пластилин, краски, кисточки, палочки).
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока все рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.
Задание: «Давайте сыграем песенку „Во поле березка...“ {любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».
Образовательная область «Физическое развитие»
Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка Незнайка, таблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это — быть здоровым».
Календарно - тематическое планирование
занятий подготовительного курса (54часа)
Обучение слоговому чтению и развитие речи (18 часов)
№ п/п
Тематика занятия
Количество
часов
Дата
1
Звук и буква: А.
1
2
Звук и буква: М.
1
3
Звуки и буквы: Р, О.
1
4
Звуки и буквы: Ш, Ы.
1
5
Звуки и буквы: И, У, Н.
1
6
Звуки и буквы: С, К, Т.
1
7
Звуки и буквы: Л, В – согласные, звонкие; буква Е обозначает двойной звук.
1
8
Звуки и буквы: Б, П.
1
9
Звуки и буквы: З, Д.
1
10
Звуки и буквы: Г, Я.
1
11
Звук и буква: Ч и буква Ь.
1
12
Звуки и буквы: Ж, Е.
1
13
Звуки и буквы: Й, Х.
1
14
Звуки и буквы: Ц, Ю.
1
15
Звуки и буквы: Э, Щ.
1
16
Звук и буква: Ф.
1
17
Ъ и Ь – разделительные знаки.
1
18
Развитие навыка слогового чтения.
1
ИТОГО
18
Математика (18 часов)
№ п/п
Тематика занятия
Количество
часов
Дата
1
Счёт предметов. Числа от 0 до3. Цифра 0.
1
2
Числа от 0 до5. Число и цифра 1. Знаки +, - , =.
1
3
Число и цифра 2. Состав числа 2.
1
4
Число и цифра 3. Состав числа 3.
1
5
Число и цифра 4. Состав числа 4.
1
6
Число и цифра 5. Состав числа 5.
1
7
Счёт предметов от 0 до 5.
1
8
Число и цифра 6. Состав числа 6.
1
9
Число и цифра 7. Состав числа 7.
1
10
Число и цифра 8. Состав числа 8.
1
11
Число и цифра 9. Состав числа 9.
1
12
Число и цифра 10. Состав числа 10.
1
13
Числа натурального ряда.
Прибавить и вычесть 2.
1
14
Счёт предметов. Прибавить и отнять 3.
2
15
Числа от 0 до 10.Прибавить и вычесть 4.
2
16
Порядковый счёт от 0 до 10.
1
ИТОГО
18 ч.
Укрепление мускульной силы руки и пальцев(18 часов).
№ п/п
Тематика занятия
Количество
часов
Дата
Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей.
1
Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей.
1
Наклонная линия, круг, овал.
1
Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной в сочетании с кругом.
1
Наклонная в рабочей строке и прямая с закруглением внизу ( по точечному образцу).
1
Наклонная и волнистая линия. Рабочая строка. Широкая строка.
1
Высота рабочей линии. Элемент, который выходит за рабочую линию в верхнюю широкую.
1
Разлиновка тетради по письму. Наклон.
1
Отработка наклона, письмо в широкой и узкой линиях.
1
Рабочая строка. Широкая строка в тетради с направляющей линией.
1
Наклон в тетради с направляющей линией. Овал.
1
Овал большой и маленький. Наклон в тетради с направляющей линией.
1
Разлиновка тетради по письму: широкая и узкая строка, наклонная линия.
1
Работа в тетради с направляющей линией.
1
Широкая и узкая линии в тетради по письму.
1
Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку.
1
17.
Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные .
1
18.
Овал, наклонная с закруглением вверх, наклонная и дугообразная линия.
1
ИТОГО
18
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Главное назначение курса «Предшкольная подготовка» состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус.
Программа дошкольной подготовки предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Программапредполагаетосвоение дошкольниками роли ученика, знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил, формирование комплекса умений:
умение внимательно слушать и понимать обращенную речь.
отвечать на поставленные вопросы.
подчиняться правилам в дидактических играх, в работе в парах и группах.
формирование единых стартовых возможностей будущих первоклассников.
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.
формирование готовности ребенка к систематическому обучению
обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность.
сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу.
коррекция проблем дезадаптации у некоторых детей.
повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Средства, необходимые для реализации программы:
Учебно-тематическое планирование;
Рабочие тетради, альбом
Слоговые таблицы
Счетный материал
Демонстрационный материал
Презентации к занятиям
Список литературы:
Авдеева Н.А. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и родителей. М., 2000
Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 2010
Дьяченко О.М., Астенькова Н.Ф, Булычева А.И. и др. Дети, в школу собирайтесь: книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 2000
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2015.
Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2008.
Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М., 2010.
Гризик Т.И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2016.
Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) – Волгоград: Учитель, 2010.
Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. – Издательский дом «Литера», 2012.
Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно- практических материалов. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина и др. М.: Баласс, 2008.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Ценарёва Н.Н. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе: диагност
школьно-значимых функций первоклассников. Методическое пособие.
- М.: Вентана-Граф, 2010.
14.. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления». М.: Дрофа, 2010