Рабочая программа предназначена для ГКП «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
3 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
4 Конституция РФ
5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.
6 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)
7 Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3
8 Устав МБОУ гимназии №3
9 Положение о ГКП «Будущий первоклассник»
Общая характеристика предмета.
Предлагаемая программа является первой попыткой организовать целенаправленную работу по обучению детей 5,5-6,5 лет общению. Хотя в дошкольных учреждениях уделяется немало внимания развитию речи, однако специально разработанной системы по обучению общению нет.
Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.
Общение ребенка со взрослым начинается очень рано. По утверждению психологов, с самого первого дня рождения (В. Штерн), а потребность в доброжелательном общении у здорового малыша возникает примерно в 2-2,5 месяца. (М. Лисина) Нельзя не учитывать, что современный ребенок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, грампластинки, магнитофон, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.
Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка. Поэтому дошкольные учреждения могут оказать в этом отношении существенную помощь семье.
В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ребенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как поприветствовать или попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит - быть внимательным слушателем; существуют ли правила общения и т.д. Этим и другим вопросам и посвящен курс дошкольной риторики.
Направленность: коммуникативное развитие, культура речевого поведения.
Актуальность: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Основные цели программы:
во-первых, развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;
во-вторых, развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания;
в-третьих, использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;
в-четвертых, разгрузка довольно насыщенной программы по риторике для начальной школы.
Задачи программы:
учить видеть дошкольников в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обращаемся к собеседнику;
способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;
познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;
совершенствовать невербальные средства общения;
подготовить дошкольников к восприятию курса «Детская риторика».
В соответствии с целями и задачами курса основные линии программы таковы:
нравственный аспект речевого поведения;
речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);
средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т.д.)
культура слушания;
невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения).
Принципы программы
В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Технологии обучения
Здоровьесберегающая, игровая.
Виды и формы контроля
Вводный, текущий, итоговый,
Фронтальный ,комбинированный, устный
Наблюдение, самостоятельная работа.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Всего 36 часов; в неделю 1 час.
Предметное содержание
В программе дошкольного курса риторики выделяются три части, которые взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой:
I. Общение.
Что такое общение? Для чего люди общаются? Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?). Правила общения. Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Слушание. Слушать - значит понимать.
П. Речевой этикет.
Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.
III. Техника речи.
Речевое дыхание. Четкость дикции. Чистоговорки и скороговорки, Интонация. Голос - наш помощник.
Результаты освоения программы
оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно _ так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.);
ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;
внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
Достижения ребенка
Исходя из сказанного выше, у ребенка 5,5-6,5 лет необходимо формировать следующие речевые умения:
оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.)
ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;
внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
соотносить вербальные и невербальные средства общения.
Для реализации программного содержания используются следующие издания:
1. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с комментариями). – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
2. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» Методические рекомендации к программе для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Выявить уровень развития детей педагог может как с помощью приведенного выше перечня умений, так и с помощью пособия «Диагностика развития и воспитание дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по риторике общения »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрено:
Руководитель МО учителей начальных классов
_____ (Станишевская О.Б)
Протокол №___ от
«__» ______________ 2014 г.
Рекомендовано:
Методическим Советом МБОУ гимназии №3
_________________________
Протокол №___ от
«__» ______________ 2014 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ гимназии №3
___________(Ананских А.М.)
Приказ №___ от
«__» ______________ 2014 г.
Рабочая программа
курса «Риторика общения»
в группе кратковременного пребывания
«Будущий первоклассник»
Составила: педагог-психолог
Плотникова Т.Н.
Грязи 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для ГКП «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
3 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
4 Конституция РФ
5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.
6 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)
7 Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3
8 Устав МБОУ гимназии №3
9 Положение о ГКП «Будущий первоклассник»
Общая характеристика предмета.
Предлагаемая программа является первой попыткой организовать целенаправленную работу по обучению детей 5,5-6,5 лет общению. Хотя в дошкольных учреждениях уделяется немало внимания развитию речи, однако специально разработанной системы по обучению общению нет.
Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.
Общение ребенка со взрослым начинается очень рано. По утверждению психологов, с самого первого дня рождения (В. Штерн), а потребность в доброжелательном общении у здорового малыша возникает примерно в 2-2,5 месяца. (М. Лисина) Нельзя не учитывать, что современный ребенок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, грампластинки, магнитофон, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.
Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка. Поэтому дошкольные учреждения могут оказать в этом отношении существенную помощь семье.
В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ребенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как поприветствовать или попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит - быть внимательным слушателем; существуют ли правила общения и т.д. Этим и другим вопросам и посвящен курс дошкольной риторики.
Направленность: коммуникативное развитие, культура речевого поведения.
Актуальность: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Основные цели программы:
во-первых, развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;
во-вторых, развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания;
в-третьих, использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;
в-четвертых, разгрузка довольно насыщенной программы по риторике для начальной школы.
Задачи программы:
учить видеть дошкольников в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обращаемся к собеседнику;
способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;
познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;
совершенствовать невербальные средства общения;
подготовить дошкольников к восприятию курса «Детская риторика».
В соответствии с целями и задачами курса основные линии программы таковы:
нравственный аспект речевого поведения;
речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);
средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т.д.)
культура слушания;
невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения).
Принципы программы
В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Технологии обучения
Здоровьесберегающая, игровая.
Виды и формы контроля
Вводный, текущий, итоговый,
Фронтальный ,комбинированный, устный
Наблюдение, самостоятельная работа.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Всего 36 часов; в неделю 1 час.
Предметное содержание
В программе дошкольного курса риторики выделяются три части, которые взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой:
I. Общение.
Что такое общение? Для чего люди общаются? Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?). Правила общения. Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Слушание. Слушать - значит понимать.
П. Речевой этикет.
Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.
III. Техника речи.
Речевое дыхание. Четкость дикции. Чистоговорки и скороговорки, Интонация. Голос - наш помощник.
Результаты освоения программы
оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно _ так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.);
ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;
внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
Достижения ребенка
Исходя из сказанного выше, у ребенка 5,5-6,5 лет необходимо формировать следующие речевые умения:
оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.)
ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;
внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
соотносить вербальные и невербальные средства общения.
Для реализации программного содержания используются следующие издания:
1. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с комментариями). – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
2. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» Методические рекомендации к программе для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Выявить уровень развития детей педагог может как с помощью приведенного выше перечня умений, так и с помощью пособия «Диагностика развития и воспитание дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).
Календарно-тематическое планирование по курсу «Риторика общения»