kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по риторике общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для ГКП «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г

 2   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.

 

 3 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

4 Конституция РФ

5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.

 

6 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)

7 Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3

8 Устав МБОУ гимназии №3

9 Положение о ГКП «Будущий первоклассник»

 

 

 

Общая характеристика предмета.

 

Предлагаемая программа является первой попыткой органи­зовать целенаправленную работу по обучению детей 5,5-6,5 лет об­щению. Хотя в дошкольных учреждениях уделяется немало вни­мания развитию речи, однако специально разработанной систе­мы по обучению общению нет.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знако­мить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несом­ненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Общение ребенка со взрослым начинается очень рано. По ут­верждению психологов, с самого первого дня рождения (В. Штерн), а потребность в доброжелательном общении у здо­рового малыша возникает примерно в 2-2,5 месяца. (М. Лисина) Нельзя не учитывать, что современный ребенок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает ра­дио, грампластинки, магнитофон, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овла­девают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.

Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого по­ведения ребенка. Поэтому дошкольные учреждения могут оказать в этом отношении существенную помощь семье.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрос­лыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ре­бенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как по­приветствовать или попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит - быть внимательным слу­шателем; существуют ли правила общения и т.д. Этим и другим вопросам и посвящен курс дошкольной риторики.

Направленность: коммуникативное развитие, культура речевого поведения.

Актуальность: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Основные цели программы:

  • во-первых, развитие у дошкольников осознанного отноше­ния к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;
  • во-вторых, развитие у детей чувства коммуникативной целе­сообразности высказывания;
  • в-третьих, использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;
  • в-четвертых, разгрузка довольно насыщенной программы по риторике для начальной школы.

 

 Задачи программы:

  1. учить видеть дошкольников в слове не только средство об­щения, но и орудие, способное влиять на собеседника как поло­жительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обраща­емся к собеседнику;
  2. способствовать разрушению психологического барьера, воз­никающего при общении ребенка с собеседником в разных рече­вых ситуациях;
  3. познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;
  4. совершенствовать невербальные средства общения;
  5. подготовить дошкольников к восприятию курса «Детская риторика».

 

В соответствии с целями и задачами курса основные линии программы таковы:

  • нравственный аспект речевого поведения;
  • речевой этикет в разных ситуациях общения (формы привет­ствия и прощания, формы выражения благодарности и извине­ния, разговор по телефону и др.);
  • средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т.д.)
  • культура слушания;
  • невербальные средства общения (мимика, жесты, телодви­жения).

 

 

Принципы программы

 В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью,  а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

 

Технологии обучения

Здоровьесберегающая, игровая.

 

Виды и формы контроля

  • Вводный, текущий, итоговый,
  • Фронтальный ,комбинированный, устный
  • Наблюдение, самостоятельная работа.

 

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

  • Всего 36 часов; в неделю 1 час.

 

 

Предметное содержание

 

В программе дошкольного курса риторики выделяются три части, которые взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой:

I. Общение.

Что такое общение? Для чего люди общаются? Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?). Правила общения. Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Слушание. Слушать - значит понимать.

П. Речевой этикет.

Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.

III. Техника речи.

Речевое дыхание. Четкость дикции. Чистоговорки и скороговорки, Интонация. Голос - наш помощник.

 

 

 

Результаты освоения программы

 

  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно _ так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.);
  • ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко -  тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;
  • внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;

 

Достижения ребенка

 

Исходя из сказанного выше, у ребенка 5,5-6,5 лет необходимо формировать следующие речевые умения:

  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведе­ние другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так вер­но выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.)
  • ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы рече­вого этикета будет использовать;
  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;
  • внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
  • соотносить вербальные и невербальные средства общения.

 

Для реализации программного содержания используются следующие издания:

1. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с комментариями). – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

2. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» Методические рекомендации к программе для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

 

Выявить уровень развития детей педагог может как с помощью приведенного выше перечня умений, так и с  помощью пособия «Диагностика развития и воспитание дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по риторике общения »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области





Рассмотрено:


Руководитель МО учителей начальных классов


_____ (Станишевская О.Б)


Протокол №___ от

«__» ______________ 2014 г.


Рекомендовано:


Методическим Советом МБОУ гимназии №3


_________________________


Протокол №___ от

«__» ______________ 2014 г.


Утверждаю:


Директор МБОУ гимназии №3


___________(Ананских А.М.)


Приказ №___ от

«__» ______________ 2014 г.







Рабочая программа


курса «Риторика общения»


в группе кратковременного пребывания

«Будущий первоклассник»




Составила: педагог-психолог

Плотникова Т.Н.







Грязи 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для ГКП «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.

3 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

4 Конституция РФ

5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.

6 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)

7 Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3

8 Устав МБОУ гимназии №3

9 Положение о ГКП «Будущий первоклассник»





Общая характеристика предмета.


Предлагаемая программа является первой попыткой органи­зовать целенаправленную работу по обучению детей 5,5-6,5 лет об­щению. Хотя в дошкольных учреждениях уделяется немало вни­мания развитию речи, однако специально разработанной систе­мы по обучению общению нет.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знако­мить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несом­ненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Общение ребенка со взрослым начинается очень рано. По ут­верждению психологов, с самого первого дня рождения (В. Штерн), а потребность в доброжелательном общении у здо­рового малыша возникает примерно в 2-2,5 месяца. (М. Лисина) Нельзя не учитывать, что современный ребенок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает ра­дио, грампластинки, магнитофон, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овла­девают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.

Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого по­ведения ребенка. Поэтому дошкольные учреждения могут оказать в этом отношении существенную помощь семье.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрос­лыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ре­бенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как по­приветствовать или попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит - быть внимательным слу­шателем; существуют ли правила общения и т.д. Этим и другим вопросам и посвящен курс дошкольной риторики.

Направленность: коммуникативное развитие, культура речевого поведения.

Актуальность: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.



Основные цели программы:

  • во-первых, развитие у дошкольников осознанного отноше­ния к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;

  • во-вторых, развитие у детей чувства коммуникативной целе­сообразности высказывания;

  • в-третьих, использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;

  • в-четвертых, разгрузка довольно насыщенной программы по риторике для начальной школы.


Задачи программы:

    1. учить видеть дошкольников в слове не только средство об­щения, но и орудие, способное влиять на собеседника как поло­жительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обраща­емся к собеседнику;

    2. способствовать разрушению психологического барьера, воз­никающего при общении ребенка с собеседником в разных рече­вых ситуациях;

    3. познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;

    4. совершенствовать невербальные средства общения;

    5. подготовить дошкольников к восприятию курса «Детская риторика».


В соответствии с целями и задачами курса основные линии программы таковы:

  • нравственный аспект речевого поведения;

  • речевой этикет в разных ситуациях общения (формы привет­ствия и прощания, формы выражения благодарности и извине­ния, разговор по телефону и др.);

  • средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т.д.)

  • культура слушания;

  • невербальные средства общения (мимика, жесты, телодви­жения).



Принципы программы

В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью,  а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.


Технологии обучения

Здоровьесберегающая, игровая.


Виды и формы контроля

  • Вводный, текущий, итоговый,

  • Фронтальный ,комбинированный, устный

  • Наблюдение, самостоятельная работа.


Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

  • Всего 36 часов; в неделю 1 час.



Предметное содержание


В программе дошкольного курса риторики выделяются три части, которые взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой:

I. Общение.

Что такое общение? Для чего люди общаются? Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?). Правила общения. Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Слушание. Слушать - значит понимать.

П. Речевой этикет.

Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.

III. Техника речи.

Речевое дыхание. Четкость дикции. Чистоговорки и скороговорки, Интонация. Голос - наш помощник.




Результаты освоения программы


  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно _ так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.);

  • ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;

  • внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;


Достижения ребенка


Исходя из сказанного выше, у ребенка 5,5-6,5 лет необходимо формировать следующие речевые умения:

  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведе­ние другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так вер­но выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.)

  • ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы рече­вого этикета будет использовать;

  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;

  • внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;

  • соотносить вербальные и невербальные средства общения.


Для реализации программного содержания используются следующие издания:

1. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с комментариями). – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

2. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» Методические рекомендации к программе для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)


Выявить уровень развития детей педагог может как с помощью приведенного выше перечня умений, так и с помощью пособия «Диагностика развития и воспитание дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).


Календарно-тематическое планирование по курсу «Риторика общения»

на 2014-2015 уч. год.


занятия

Тема занятия

Кол-во уроков

Дата
проведения

Приме

чание


план

факт


1

Знакомьтесь!

1

01.09.14



2

Что такое общение

1

08.09.14



3

Что такое общение

1

15.09.14



4

Для чего люди общаются

1

22.09.14



5

Для чего люди общаются

1

29.09.14



6

Общение бывает разным

1

06.10.14



7

Устное общение

1

13.10.14



8

«Говорит она беззвучно...»

1

20.10.14



9

Письменное общение

1

27.10.14



10

Зачем быть вежливым?

1

03.11.14



11

Здравствуйте!

1

10.11.14



12

До свидания

1

17.11.14



13

Кто? Кому? Зачем? Как?

1

24.11.14



12

Твой голос

1

01.12.14



14

Тихо или громко?

1

08.12.14



15

Поспешишь - людей насмешишь

1

15.12.14



16

Не сломай язык

1

22.12.14



17

Каким тоном?

1

29.12.14



18

Благодарность

1

12.01.15



19

«От улыбки стало всем светлей...»

1

19.01.15



20

Можно ли общаться без слов?

1

26.01.15



21

Отгадай, что я сказал!

1

02.02.15



22

Как обратиться к собеседнику?

1

10.02.15



23

Как обратиться с просьбой?


1

16.02.15



24

В магазине

1

02.03.15




25

Не забудь извиниться!

1

09.03.15




26

Алло! Алло!

1

16.03.15




27

Ты - слушатель

1

23.03.15




28

Какой ты слушатель?

1

31.03.15




29

Правила общения

1

06.04.15




30

Правила общения

1

13.04.15




31

«День рожденья только раз в году»

1

20.04.15




32

Ты - зритель

1

27.04.15




33

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь

1

11.05.15




34

Человек без друзей, что дерево без корней

1

18.05.15




35-36

Играем и вспоминаем

2

25.05.15





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Рабочая программа по риторике общения

Автор: Плотникова Татьяна Николаевна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по учебному предмету "Детская риторика" для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-dietskaia-ritorika-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "127132"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415275050"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа внеурочной деятельности по Детской риторике 4 класс "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-dietskoi-ritorikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "233510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443116074"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная сила слов" "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnaia-sila-slov"
    ["file_id"] => string(6) "157562"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421603495"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Рабочая программа по внеурочной деятельности по социальному направлению  «Учимся общаться» для 1 класса"
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaiaproghrammapovnieurochnoidieiatielnostiposotsialnomunapravlieniiuuchimsiaobshchatsiadlia1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "271653"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451725693"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 2 класса. "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ritorika-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "244957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446037268"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства