kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по риторике общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для ГКП «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г

 2   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.

 

 3 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

4 Конституция РФ

5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.

 

6 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)

7 Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3

8 Устав МБОУ гимназии №3

9 Положение о ГКП «Будущий первоклассник»

 

 

 

Общая характеристика предмета.

 

Предлагаемая программа является первой попыткой органи­зовать целенаправленную работу по обучению детей 5,5-6,5 лет об­щению. Хотя в дошкольных учреждениях уделяется немало вни­мания развитию речи, однако специально разработанной систе­мы по обучению общению нет.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знако­мить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несом­ненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Общение ребенка со взрослым начинается очень рано. По ут­верждению психологов, с самого первого дня рождения (В. Штерн), а потребность в доброжелательном общении у здо­рового малыша возникает примерно в 2-2,5 месяца. (М. Лисина) Нельзя не учитывать, что современный ребенок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает ра­дио, грампластинки, магнитофон, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овла­девают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.

Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого по­ведения ребенка. Поэтому дошкольные учреждения могут оказать в этом отношении существенную помощь семье.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрос­лыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ре­бенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как по­приветствовать или попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит - быть внимательным слу­шателем; существуют ли правила общения и т.д. Этим и другим вопросам и посвящен курс дошкольной риторики.

Направленность: коммуникативное развитие, культура речевого поведения.

Актуальность: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Основные цели программы:

  • во-первых, развитие у дошкольников осознанного отноше­ния к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;
  • во-вторых, развитие у детей чувства коммуникативной целе­сообразности высказывания;
  • в-третьих, использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;
  • в-четвертых, разгрузка довольно насыщенной программы по риторике для начальной школы.

 

 Задачи программы:

  1. учить видеть дошкольников в слове не только средство об­щения, но и орудие, способное влиять на собеседника как поло­жительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обраща­емся к собеседнику;
  2. способствовать разрушению психологического барьера, воз­никающего при общении ребенка с собеседником в разных рече­вых ситуациях;
  3. познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;
  4. совершенствовать невербальные средства общения;
  5. подготовить дошкольников к восприятию курса «Детская риторика».

 

В соответствии с целями и задачами курса основные линии программы таковы:

  • нравственный аспект речевого поведения;
  • речевой этикет в разных ситуациях общения (формы привет­ствия и прощания, формы выражения благодарности и извине­ния, разговор по телефону и др.);
  • средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т.д.)
  • культура слушания;
  • невербальные средства общения (мимика, жесты, телодви­жения).

 

 

Принципы программы

 В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью,  а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

 

Технологии обучения

Здоровьесберегающая, игровая.

 

Виды и формы контроля

  • Вводный, текущий, итоговый,
  • Фронтальный ,комбинированный, устный
  • Наблюдение, самостоятельная работа.

 

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

  • Всего 36 часов; в неделю 1 час.

 

 

Предметное содержание

 

В программе дошкольного курса риторики выделяются три части, которые взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой:

I. Общение.

Что такое общение? Для чего люди общаются? Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?). Правила общения. Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Слушание. Слушать - значит понимать.

П. Речевой этикет.

Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.

III. Техника речи.

Речевое дыхание. Четкость дикции. Чистоговорки и скороговорки, Интонация. Голос - наш помощник.

 

 

 

Результаты освоения программы

 

  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно _ так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.);
  • ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко -  тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;
  • внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;

 

Достижения ребенка

 

Исходя из сказанного выше, у ребенка 5,5-6,5 лет необходимо формировать следующие речевые умения:

  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведе­ние другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так вер­но выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.)
  • ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы рече­вого этикета будет использовать;
  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;
  • внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
  • соотносить вербальные и невербальные средства общения.

 

Для реализации программного содержания используются следующие издания:

1. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с комментариями). – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

2. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» Методические рекомендации к программе для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

 

Выявить уровень развития детей педагог может как с помощью приведенного выше перечня умений, так и с  помощью пособия «Диагностика развития и воспитание дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по риторике общения »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области





Рассмотрено:


Руководитель МО учителей начальных классов


_____ (Станишевская О.Б)


Протокол №___ от

«__» ______________ 2014 г.


Рекомендовано:


Методическим Советом МБОУ гимназии №3


_________________________


Протокол №___ от

«__» ______________ 2014 г.


Утверждаю:


Директор МБОУ гимназии №3


___________(Ананских А.М.)


Приказ №___ от

«__» ______________ 2014 г.







Рабочая программа


курса «Риторика общения»


в группе кратковременного пребывания

«Будущий первоклассник»




Составила: педагог-психолог

Плотникова Т.Н.







Грязи 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для ГКП «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.

3 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

4 Конституция РФ

5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.

6 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)

7 Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3

8 Устав МБОУ гимназии №3

9 Положение о ГКП «Будущий первоклассник»





Общая характеристика предмета.


Предлагаемая программа является первой попыткой органи­зовать целенаправленную работу по обучению детей 5,5-6,5 лет об­щению. Хотя в дошкольных учреждениях уделяется немало вни­мания развитию речи, однако специально разработанной систе­мы по обучению общению нет.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знако­мить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несом­ненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Общение ребенка со взрослым начинается очень рано. По ут­верждению психологов, с самого первого дня рождения (В. Штерн), а потребность в доброжелательном общении у здо­рового малыша возникает примерно в 2-2,5 месяца. (М. Лисина) Нельзя не учитывать, что современный ребенок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает ра­дио, грампластинки, магнитофон, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овла­девают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.

Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого по­ведения ребенка. Поэтому дошкольные учреждения могут оказать в этом отношении существенную помощь семье.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрос­лыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ре­бенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как по­приветствовать или попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит - быть внимательным слу­шателем; существуют ли правила общения и т.д. Этим и другим вопросам и посвящен курс дошкольной риторики.

Направленность: коммуникативное развитие, культура речевого поведения.

Актуальность: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.



Основные цели программы:

  • во-первых, развитие у дошкольников осознанного отноше­ния к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;

  • во-вторых, развитие у детей чувства коммуникативной целе­сообразности высказывания;

  • в-третьих, использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;

  • в-четвертых, разгрузка довольно насыщенной программы по риторике для начальной школы.


Задачи программы:

    1. учить видеть дошкольников в слове не только средство об­щения, но и орудие, способное влиять на собеседника как поло­жительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обраща­емся к собеседнику;

    2. способствовать разрушению психологического барьера, воз­никающего при общении ребенка с собеседником в разных рече­вых ситуациях;

    3. познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;

    4. совершенствовать невербальные средства общения;

    5. подготовить дошкольников к восприятию курса «Детская риторика».


В соответствии с целями и задачами курса основные линии программы таковы:

  • нравственный аспект речевого поведения;

  • речевой этикет в разных ситуациях общения (формы привет­ствия и прощания, формы выражения благодарности и извине­ния, разговор по телефону и др.);

  • средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т.д.)

  • культура слушания;

  • невербальные средства общения (мимика, жесты, телодви­жения).



Принципы программы

В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью,  а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.


Технологии обучения

Здоровьесберегающая, игровая.


Виды и формы контроля

  • Вводный, текущий, итоговый,

  • Фронтальный ,комбинированный, устный

  • Наблюдение, самостоятельная работа.


Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

  • Всего 36 часов; в неделю 1 час.



Предметное содержание


В программе дошкольного курса риторики выделяются три части, которые взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой:

I. Общение.

Что такое общение? Для чего люди общаются? Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?). Правила общения. Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Слушание. Слушать - значит понимать.

П. Речевой этикет.

Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.

III. Техника речи.

Речевое дыхание. Четкость дикции. Чистоговорки и скороговорки, Интонация. Голос - наш помощник.




Результаты освоения программы


  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно _ так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.);

  • ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;

  • внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;


Достижения ребенка


Исходя из сказанного выше, у ребенка 5,5-6,5 лет необходимо формировать следующие речевые умения:

  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведе­ние другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так вер­но выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.)

  • ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы рече­вого этикета будет использовать;

  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;

  • внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;

  • соотносить вербальные и невербальные средства общения.


Для реализации программного содержания используются следующие издания:

1. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с комментариями). – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

2. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» Методические рекомендации к программе для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)


Выявить уровень развития детей педагог может как с помощью приведенного выше перечня умений, так и с помощью пособия «Диагностика развития и воспитание дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).


Календарно-тематическое планирование по курсу «Риторика общения»

на 2014-2015 уч. год.


занятия

Тема занятия

Кол-во уроков

Дата
проведения

Приме

чание


план

факт


1

Знакомьтесь!

1

01.09.14



2

Что такое общение

1

08.09.14



3

Что такое общение

1

15.09.14



4

Для чего люди общаются

1

22.09.14



5

Для чего люди общаются

1

29.09.14



6

Общение бывает разным

1

06.10.14



7

Устное общение

1

13.10.14



8

«Говорит она беззвучно...»

1

20.10.14



9

Письменное общение

1

27.10.14



10

Зачем быть вежливым?

1

03.11.14



11

Здравствуйте!

1

10.11.14



12

До свидания

1

17.11.14



13

Кто? Кому? Зачем? Как?

1

24.11.14



12

Твой голос

1

01.12.14



14

Тихо или громко?

1

08.12.14



15

Поспешишь - людей насмешишь

1

15.12.14



16

Не сломай язык

1

22.12.14



17

Каким тоном?

1

29.12.14



18

Благодарность

1

12.01.15



19

«От улыбки стало всем светлей...»

1

19.01.15



20

Можно ли общаться без слов?

1

26.01.15



21

Отгадай, что я сказал!

1

02.02.15



22

Как обратиться к собеседнику?

1

10.02.15



23

Как обратиться с просьбой?


1

16.02.15



24

В магазине

1

02.03.15




25

Не забудь извиниться!

1

09.03.15




26

Алло! Алло!

1

16.03.15




27

Ты - слушатель

1

23.03.15




28

Какой ты слушатель?

1

31.03.15




29

Правила общения

1

06.04.15




30

Правила общения

1

13.04.15




31

«День рожденья только раз в году»

1

20.04.15




32

Ты - зритель

1

27.04.15




33

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь

1

11.05.15




34

Человек без друзей, что дерево без корней

1

18.05.15




35-36

Играем и вспоминаем

2

25.05.15





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Рабочая программа по риторике общения

Автор: Плотникова Татьяна Николаевна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по учебному предмету "Детская риторика" для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-dietskaia-ritorika-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "127132"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415275050"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа внеурочной деятельности по Детской риторике 4 класс "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-dietskoi-ritorikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "233510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443116074"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная сила слов" "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnaia-sila-slov"
    ["file_id"] => string(6) "157562"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421603495"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Рабочая программа по внеурочной деятельности по социальному направлению  «Учимся общаться» для 1 класса"
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaiaproghrammapovnieurochnoidieiatielnostiposotsialnomunapravlieniiuuchimsiaobshchatsiadlia1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "271653"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451725693"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 2 класса. "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ritorika-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "244957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446037268"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства