Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета …………………… 6
Раздел 2. Содержание учебного предмета ……………………………………………... 8
Раздел 3. Тематическое планирование ………………………………………………..... 13
Критерии оценивания……………………………………………………………………..16
на заседание ШМО
учителей начальных классов
Протокол № ____
от «____» ___________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана для обучающегося 1-А класса в условиях обучения на дому и на основании следующих нормативно-правовых и учебно-методических документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
Методические рекомендации МОНМ РК от 01.09.2015 № 01-14/254 «Об организации обучения по медицинским показаниям по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому и в медицинской организации»;
Совместный приказ Министерства образования, науки и молодежи и Министерства здравоохранения Республики Крым от 03.03.2016 № 281, от 16.03.2016 № 265 «Об утверждении Положения об организации обучения на дому или медицинской организации обучающхся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей – инвалидов по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Крым»;
Приказ управления образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района от 30.03.2016 г. № 160/01-03 «Об утверждении Положения об организации обучения на дому обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей – инвалидов по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях Джанкойского района»;
Заключение ЦПМПК от 24 мая 2016 года №39;
Адаптированная основная общеобразовательная программа, 1-4 кл.,2016 г;
Индивидуальный учебный план обучающегося с ОВЗ на текущий уч. год;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированных (основных) образовательных программ по учебным предметам, курсам, факультативам, в том числе внеурочной деятельности, для детей с ОВЗ в МОУ «Рощинская школа» Джанкойского района Республики Крым, 2016 г.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей
обучающегося.
. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлена на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников; социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
В младших классах изучение предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
― уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― развитие навыков устной коммуникации;
― формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Программа разработана в соответствии с психофизическимиособенностями детей с ограниченными возможностями здоровья. На основании заключения ЦПМПК от 24 мая 2016 года №39 рекомендовано обучение по АООП по варианту 1 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от19 декабря 2014 г. №1599) с 2016-2017 учебного года.
Психофизические особенности и индивидуальные возможности
обучающегося.
В структуре психики (ФИО) отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка. Меньший потенциал у мальчика обнаруживается в развитии мышления. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у Артема в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или фактов.
Присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, начинает выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации также отличается целым рядом специфических особенностей: он лучше запоминает внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Недостатки памяти проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения. Особенности познавательной деятельности мальчика проявляются и в особенностях их внимания,которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Также в процессе обучения обнаружились трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно и интересно ему, то внимание может определенное время поддерживаться на должном .
Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Значительные недостатки в развитии речевой деятельности, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической.
Моторная сфера имеет нарушения. Наибольшие трудности Артем испытывает при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.
Проявляются и нарушения эмоциональной сферы. Эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности. Предпочитает выбирать путь, не требующий волевых усилий.
Следует отметить отсутствие независимости и самостоятельности в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения.
РАЗДЕЛ 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, ценностей гражданина России;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) проявление готовности к самостоятельной жизни;
12) освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Предметные результаты
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей)
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков на слух и в произношении;
деление слов на слоги для переноса;
· анализ слова по звуковому составу, составление слова из букв и слогов разрезной азбуки;
· списывание с классной доски и с букваря прочитанных и разобранных слогов, слов и предложений.
· чтение наизусть 1-2 коротких четверостиший, разученных с голоса учителя.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами;
запись под диктовку слов, предложений, небольшого текста;
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов).
РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Добукварный период (18 часов)
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи.Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у,м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
7. Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
Букварный период
(42 часа)
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Букварный период
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап .Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап .Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
· Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
· Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
· Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
· Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
· Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
· Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
· Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
· Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
· Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
· Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
· Чтение предложений из двух-трех слов.
· Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
· Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
· Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
· Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
· Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
· Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
· Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
· Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
· Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
· Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
· Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
· Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
· Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Устная речь
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.
Повторение изученного за год (6 часов).
РАЗДЕЛ 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс: 1-А
Количество часов по учебному плану:
всего 66 часов, в неделю 2 часа.
Табличное представление тематического планирования
№
Наименование разделов и тем
Учебные часы
Добукварный период (18 часов)
1
Элементы букв. Пользование карандашом.
1
2
Элементы букв. Пользование ручкой
1
3
Ручка. Рисование палочек
1
4
Ручка. Рисование геометрических фигур
1
5
Обведение по шаблону геометрических фигур
1
6-7
Рисование несложного орнамента
2
8-9
Рисование знакомых предметов и их распределение по цвету, форме, величине
2
10
Обведение по трафарету знакомых предметов (яблоко, груша, огурец, морковь)
1
11
Проведение прямых линий по пунктирам в разных направлениях
1
12
Проведение прямых линий, непрерывных линий по наклонной
1
13
Орнамент из палочек и их сочетаний
1
14
Орнамент из геометрических фигур
1
15
Рисование по линейке: линии, палочки наклонные и вертикальные. Соединение палочек в разных сочетаниях
1
16
Обведение клеток по образцу, точкам самостоятельно
Рисование геометрических фигур, на их основе знакомых предметов
1
Букварный период (42 часа)
19-20
Элементы букв А, О
2
21
Написание буквы А, а
1
22
Написание быквы О.о
1
23
Элементы буквы У
1
23
Написание букву У.у
1
24
Элементы буквы М, м
1
25-26
Написание буквы М,м
2
27
Написание слогов -ма, -му, -мо
1
28
Элементы и написание буквы С.с
1
29
Слоги -са, -су, -со.
1
30
Написание слов ма-ма, са-ма
1
31
Элементы и написание буквы Х,х
1
32
Слоги -ха, -хо, -ах, -ох
1
33
Элементы и написание буквы Л,л. Слоги -ла, -ло, -лу
1
34
Элементы и написание буквы Ы,ы. Слоги –мы, -сы
1
34
Написание слов мал, малы
1
35
Буквы Н, н. Слоги –на, -но, -ну
1
36
Буква Р, р. Слоги –ра, -ро, -ру
1
37
Чередование букв р – л
1
38
Буква П, п Слоги -па, -по, -пу
1
39
Буква К, к. Слоги –ка, -ко, -ку
1
40
Написание слов мо-ло-ко, ко-ро-ва
1
41
Написание буквы Т, т. Слоги –та, -ту, -то.
1
42
Написание буквы И, и. Слоги с буквой и.
1
43
Написание буквы З,з. Слоги с буквой З,з.
1
44
Буква В, в. Написание слогов с буквой в.
1
45
Буквы ж, ш. Слоги –жи, -ши
1
46
Буква Б, б. Слоги с буквой б.
1
47
Буква Г,г. Слоги с буквой г.
1
48
Буква Д, д. Слоги с буквой д
1
49
Буква Й . Слоги с буквой Й
1
50
Буква Е.е. Слоги с буквой е
1
51
Буква ь. Слоги с
буквой ь
1
52
Буква Ё,ё. Слоги с буквой ё
1
53
Буква Я.я. Слоги с буквой я
1
54
Буква Ю.ю. Слоги с буквой ю
1
55
Буква Ц, ц. Слоги с буквой ц
1
56
Буква Ч, ч. Слоги с буквой ч
1
57
Буква Щ, щ. Слоги с буквой щ
1
58
Буква Ф, ф. Слоги с буквой ф
1
59
Буква Э, э. Слоги с буквой э.
1
60
Буква ъ. Слоги с буквой ъ
1
Повторение изученного за год (6 часов)
61
Написание простых словосочетаний
1
62
Написание слов и коротких предложений под диктовку
1
63
Списывание коротких предложений с печатного и письменного текста
1
64
Повторение и обобщение знаний
1
65-66
Резерв
2
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценку предметных результатовцелесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в I-м классе, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные».
По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов:
задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции;
выполнено с опорой на образец;
задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.