РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для обучающихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ФГОС НОО I вариант
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для обучающихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ФГОС НОО I вариант
Преподавание предмета «русский язык» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием учебного предмета «русский язык» ФГОС ОВЗ.Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «русский язык» в 1 классе в объеме 99 часов (3 часа в неделю)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для обучающихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ФГОС НОО I вариант»
«Рассмотрено на заседании МО учителей -дефектологов
Руководитель МО
__________/Фахрединова Л.Ф/.
ФИО
Протокол № ___
от «__» __________2017г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №1 г. Ртищево»
__________/Абдулаева Е.В./
ФИО
«__»____________2017г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №1 г. Ртищево»
__________/Попова Н.А. /
ФИО
Приказ № ___
от «__» __________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Сергеевой Галины Анатольевны
учителя первой квалификационной категории
по русскому языку для обучающихся 1 класса
с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения)
ФГОС НОО I вариант
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2017 г.
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Русский язык» для 1к класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. No1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО и ООО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В. В. Воронковой: - М.: Просвещение, 2010,
АООП НОО обучающихся с УО Вариант 1,
Положения о РП обучающихся с ОВЗ 2016г.
Букваря Аксёновой А.К, Комаровой С.В, Шишковой М.И. ФГОС ОВЗ Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях. Москва «Просвещение».2017.
Изучение русского языка в 1 к классу направлено на достижение обучающимися следующей цели:
приобретать практические навыки устной и письменной речи, орфографические и пунктуационные навыки;
Основные задачи предмета «русский язык»
учить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова, предложения, при письме опираться на звукобуквенный анализ;
повысить уровень общего речевого развития;
Корреционно-развивающие:
-коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция-развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция-развитие памяти; коррекция и развитие внимания;
-развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
-коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, воспитание самостоятельности принятия решения;
-коррекция и развитие речи: развитие фонематического восприятия, коррекция монологической и диалогической речи, развитие лексико-грамматических средств языка;
Преподавание предмета «русский язык» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием учебного предмета «русский язык» ФГОС ОВЗ.
Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «русский язык» в 1 классе в объеме 99 часов (3 часа в неделю)
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предмета.
Планируемые результаты
К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы относятся:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
К метапредметным результатам освоения адаптированной рабочей программы относятся
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
пополнение словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний;
Достаточный уровень:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу.
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Содержание учебного предмета
Добукварный период
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный период
Обучение письму Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова…
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение.
Слово и слог. Перенос слов.Ударение (общее представление)
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки.
2. Учебно – тематическое планирование по русскому языку
Класс 1 «к»
Учитель Сергеева Г.А.
Количество часов
Всего 99 часов; в неделю 3 часа.
Контрольное списывание-1
Планирование составлено на основе:
1.Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы под ред. В.В. Воронковой. - М: «Просвещение», 2015.
2 Букваря Аксёновой А.К, Комаровой С.В, Шишковой М.И. ФГОС ОВЗ Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях. Москва «Просвещение».2017.
№
п/п
Содержание (тема раздела, уроков)
Кол-во часов
Дата
Инновационная деятельность направления:
-духовно-нравственное,
-патриотическое,
-семейное,
-здоровый образ жизни
Коррекционно-развивающая работа
1
Пропись - первая учебная тетрадь.
1
04.09
Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
2
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
1
05.09
Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
3
Письмо овалов и полуовалов.
Подготовка руки к письму.
1
06.09
Расширение словарного запаса.
4
Рисование бордюров.
Освоение правила правильной посадки при письме.
1
11.09
Развитие словесно - логического мышления.
5
Письмо коротких прямых наклонных линий.
1
12.09
Коррекция и развитие точности восприятия
6
Письмо длинных прямых наклонных линий.
1
13.09
Духовно-нравственное воспитание «Осенний денёк»
Коррекция развития внимания
7
Письмо наклонной короткой с закруглением внизу вправо
1
18.09
Коррекция развития внимания
8
Письмо наклонной короткой с закруглением внизу влево
1
19.09
Расширение словарного запаса.
9
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу влево, короткой наклонной с закруглением внизу вправо.
1
20.09
Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
10
Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий.
1
25.09
Развитие словесно - логического мышления.
11
Письмо коротких и длинных линий с закруглением влево и вправо.
1
26.09
Духовно-нравственное воспитание «Наступила осень»
Коррекция развития внимания
12
Письмо наклонных линий с закруглением внизу вправо и влево, с петлей вверху и внизу.
1
27.09
Расширение словарного запаса.
13
Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу, овалов и полуовалов.