Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. УМК: " Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. УМК: " Перспективная начальная школа"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, основной образовательной программы гимназии, авторской программы «Русский язык» (М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова), 2014 года, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОСНОО.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; а также в соответствии с теми принципами, которые сформированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т.е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности)
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафи- мов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Окружающий мир. 2 класс: тетради для самостоятельной работы №1 и №2 /
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО от 06.10.2009 № 373»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 5);
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 72 с изменениями на 24 ноября 2015 года);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказом Министерства образования Московской области от 28.07.2009 № 1705 «О поэтапном введении федеральных государственных образовательных стандартов»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями на 26.03.2016;
федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки
России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 года, регистрационный номер 19676);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3.02. 2011 19682);
рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03);
Постановлением Московской областной Думы от 12.11.2015 № 26/145-П «О Законе Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2016 году»;
примерными образовательными программами НОО и ООО, одобренными решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15;
положением «О разработке и утверждении рабочих образовательных программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ внеурочной деятельности», утвержденным Приказом по Управлению системой образования администрации Луховицкого муниципального района от 25.05.2016 г. № 198;
учебным планом МБОУ «Гимназия №10»;
годовым учебным календарным графиком на 2016 - 2017 учебный год;
основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Гимназия №10»;
положением об учебной рабочей программе педагога в МБОУ «Гимназия №10»;
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, основной образовательной программы гимназии, авторской программы «Русский язык» (М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова), 2014 года, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОСНОО.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; а также в соответствии с теми принципами, которые сформированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т.е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности)
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафи- мов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Окружающий мир. 2 класс: тетради для самостоятельной работы №1 и №2 /
Итоговая комплексная работа на основе единого текста. Тетрадь. 2 класс / Чуракова Р.Г. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:
Чуракова Р.Г. Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: методическое пособие для учителя / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н. Итоговая комплексная работа (+ CD). 2 класс. Методические указания по организации и проведению. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. - 2-е изд. стереотип. - М.: Планета, 2011. - (Качество обучения).
Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт,- сост.: В.В. Мещерякова - М.: Планета, 2011. - (Качество обучения).
Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.С. Асафьева, О.Ф. Брыксина [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2013. - (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
Цель: обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.
Задачи:
-развивать речь, мышление, воображение школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развивать интуицию и «чувства языка»;
-осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладевать элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
-овладевать умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к родному слову; стремление совершенствовать свою речь.
Объём и сроки изучения
На изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего - 170 часов. Из них 34 часа отведено на развитие речи.
Количество часов в 1 четверти - 43.
Количество часов во 2 четверти - 37.
Количество часов в 3 четверти - 52.
Количество часов в 4 четверти - 38.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения курса «Русский язык» обучающийся должны знать:
пары согласных по глухости-звонкости;
названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных слов);
изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;
виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске).
Умения, формируемые в процессе обучения Речевые умения
Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к грамотной речи; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов.
Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.
Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем.
Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией. Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что?) в ясных случаях, при ее словесной выраженности; отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.
Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).
Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку, обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).
Языковые умения (фонетико-графические и грамматические)
Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять различие в количестве звуков и букв (если оно есть).
Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й']), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.
Различать слова по их функции (названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам- названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? что сделала? и т.п.
Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями (рис, рисовая - рисовать; гора, гористая - горе, горевать), от изменений одного и того же слова (река, речной - у реки, на реке).
Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).
Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить - значение начала действия, вбежать, влететь - движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький - уменьшительно-ласкательное значение и т.п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, ти- хота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.
Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).
Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.
Орфографические умения
Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й'] (сначала без их выбора, записывая как «дробь», а потом осуществляя выбор).
Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.
Замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким согласным, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость). Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв, из которых осуществляется их выбор.
Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.
Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о русском языке как языке его страны;
осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над ней.
Обучающийся получит возможность для формирования:
понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
познавательного интереса к русскому языку;
сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственно.-' форме;
использовать речь для регуляции своих действий;
оценивать свои достижения.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);
поздравить кого-то или научить чему-то (в устной или письменной форме, адресат взрослый или сверстник и т.д.);
выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Обучающийся получит возможность научиться:
начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка.
Предметные результаты
Общие результаты освоения программы:
Обучающийся:
овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики. грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
Результаты освоения основных содержательных линий курса
В области формирования речевых, коммуникативных умений, совершенствования речевой деятельности Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слое имеющихся в словарях учебника;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа ьа заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление);
проверять правильность своей письменной речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
понимать главную мысль текста; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции);
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучша- содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
В области формирования языковых умений (фонетика и графика) обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква»;
определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;
объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й']; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й'] при письме;
определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных слогов;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом (красной строкой).
Обучающийся получит возможность научиться:
обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
конструировать слова из заданных частей слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
спрашивать о значении слов или обращаться к толковому словарю;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1-2 синонима, антоним;
понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении.
В области синтаксиса и пунктуации обучающийся научится:
различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но\ ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить вопросы со словом «почему» и ответы на них;
строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;
создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания.
В области формирования орфографических умений обучающийся научится:
по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правила (в освоенных пределах);
разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
применять изученные орфографические правила (в объёме программы);
пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма; на месте непроверяемых орфограмм;
писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45-55 слов;
проверять написанное и вносить коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
обнаруживать изученные орфограммы в предъявленной и собственной записи;
применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии программой);
эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Итоговый контроль
Программой предусмотрено проведение 2 контрольных работ с грамматическим заданием по полугодиям и контрольного теста в конце учебного года. В течение года применяются организационные формы, обучающие школьников распределять работу с соседом парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.
Учебно-тематический план
Содержание курса
Тематическое
планирование
Фонетика и орфография
Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования); чередования ударных и безударных гласных; парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным; согласных с нулевым звуком. Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний чк, чн, нч.
Написание ы или и после ц в разных частях слова. Написание частицы не со словами, называющими действия.
Разграничение на письме приставок и предлогов. Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.
Написание разделительных ь и ъ.
Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.
Составь свой диктант. Чередования звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме. Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.
Развитие речи с элементами культуры речи.
Тема и основная мысль текста.
Тайна написаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка». Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».
Развитие речи. Азбука вежливости. Как писать письмо.
Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова (на конце слова, перед глухим звуком).
Развитие речи. Как писать поздравление.
Задание для членов клуба «Ключ и заря».
Морфемика и словообразование
Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Выраженные звуками и нулевые окончания. Корень слова. Понятие о родственных словах. Как образуются слова (элементарные представления о словообразовании).
Образование слов с помощью Суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно.
Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы рус-
Окончания слов-названий предметов.
Выделение и определение значимых частей слова. Окончание.
Различение слова, словосочетания и предложения. Основа слова. Нулевое окончание. Слова-названия предметов без окончаний. Понятие о корне слова и родственных словах. Представление о родственных словах. Представление о словообразовании.
Как образуются слова с помощью суффиксов.
Как образуются слова с помощью приставок. Лексическое значение приставок.
Правило употребления приставок. Роль приставок.
Как образуются слова с помощью приставки и
Лексика
Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).
Способы разграничения многозначных и омонимичных слов, синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.
Слово и его значение. Слова, у которых несколько значений.
Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.
Слова со сходным значением, которые одинаково звучат и пишутся.
Слова и их дальние родственники.
Развитие речи с элементами культуры речи
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст- описание и текст-повествование.
Тема и основная мысль текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Азбука вежливости: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одевать, одеть.
Текст и его смысловые части.
Тема и основная мысль текста. Оформление записи текста.
Как писать письмо. Как писать поздравление. Устное и письменное изложение текста.
Работа с картинами разных художников.
План текста. План и написание текста.
Разные типы текстов. Работа с текстами описания и повествования.
Анализ разных текстов.
Сравнительный анализ текстов на одинаковую тему и на разные.
Научно-популярные и художественные тексты.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»
№
уроков
Наименование разделов и тем
Дата по плану
Дата по
факту
Повторение материала 1 класса. Главное сокровище библиотеки Анишит-Йокоповны (11 часов, 5 часов в неделю)
1
Толковый словарь.
2
Обратный словарь.
3
Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно».
4
Словарь «Происхождение слов».
5
Фонетика и орфография. Звуко-буквенная зарядка.
6
Развитие речи с элементами культуры речи.
Какие бывают предложения.
7
Главные и неглавные слова в предложении.
8
Главные и неглавные слова в предложении.
9
Главные и неглавные слова в предложении.
10
Главные и неглавные слова в предложении.
11
Развитиеречи с элементами культуры речи.
Что такое текст.
Морфология и словообразование (30 часов, 5 часов в неделю)
12
Окончания слов-названий предметов.
13
Что такое словосочетание.
14
Что такое словосочетание.
15
Основа
слова и его окончание.
16
Развитие речи с элементами культуры речи.
Что такое текст.
17
Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.
18
Слова-названия предметов, у которых нет окончаний.
19
Слова-названия предметов, у которых нет окончаний.
20
Слова-названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменяемых слов-предметов.
21
Развитие речи с элементами культуры речи.
Что такое текст.
22
Слова-названия предметов, у которых нет окончаний.
23
Слова-названия предметов разного рода.
24
Слова-названия предметов разного рода.
25
Слова-названия предметов разного рода.
26
Слова-названия предметов разного рода.
27
Слова-названия предметов разного рода.
28
Развитие речи сэлементами культуры речи.
Что такое текст. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне».
29
Слова-названия предметов разного рода.
Проверочная работа « Определение рода слов-названий предметов»
30
Слова-названия предметов разного рода.
31
Начальная форма слова.
32
Начальная форма слова.
33
Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо.
34
Начальная форма слова.
35
Это слово и другое слово.
36
Диктант «Совенок».
37
Это слово и другое слово.
38
Развитие речи с элементами культуры речи.
Устное изложение «Утята».
39
Слово и формы этогослова.
Родственные слова.
40
Слово и формы этогослова.
Родственные слова.
41
Слово и формы этогослова.
Родственные слова.
Лексика (8 часов, 5 часов в неделю)
42
Слова, у которых несколько значений.
43
Слова, у которых несколько значений.
44
Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста.
45
Разные слова, которые случайно одинаково звучат и
пишутся.
46
Разные слова, которые случайно одинаково звучат и
пишутся.
47
Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и
пишутся.
48
Слова и их дальние родственники.
49
Развитие речи с элементами культуры речи.
Тема и основная мысль текста.
Фонетика и орфография (32 часа, 5 часов в неделю)
50-51
Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.
52
Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.
53
Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.
54
Развитие речи с элементами культуры речи.
Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костер во дворе».
55
Составь свой диктант. Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.
56
Работа над ошибками. Чередование звуков в корнях слов.
57
Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.
58
Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.
59
Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.
60
Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста.
61
Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
62
Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
63
Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
64
Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. Проверочная работа.
65
Развитие речи с элементами культуры речи.
Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка».
66-67
Повторение по теме «Родственные слова и формы
слова».
68
Развитие речи с элементами культуры речи.
Азбука вежливости.
Как писать письмо.
69
Повторение
по теме «Лексика».
70
Повторение по теме
«Лексика».
71
Контрольное списывание.
72
Повторение по теме «Орфография».
73
Повторение по теме «Синтаксис».
74
Развитие речи с элементами культуры речи.
Устное изложение.
75
Контрольный диктант «Снежные загадки» с грамматическим заданием.
76
Работа над ошибками. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
77
Развитие речи с элементами культуры речи.
Как написать поздравление.
78
Повторение по теме «Орфография».
79
Повторение по теме «Орфография».
80
Задание для членов клуба «Ключ и заря».
81
Развитиеречи с элементами культурыречи.
Письменное изложение «Весенний звон».
Морфология (11 часов, 5 часов в неделю)
82
Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы.
83
Развитие речи сэлементами культуры речи.Что мы знаем о тексте (хокку).
84
Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы.
85
Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа.
86
Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа.
87-88
Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа.
Проверочная работа «Начальная форма слов»
89
Развитие речи с элементами культуры речи.
Что мы знаем о тексте.
90
Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов.
91
Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов.
92
Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов.
Морфемика и словообразование (48 часов, 5 часов в неделю)
93
Как делаются слова. Что такое суффикс (суффиксы слов, называющих предметы).
94
Развитие речи с элементами культуры речи.
Деление текста на части.
95
Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы
96
Как делаются слова.
Что такое суффикс.
Суффиксы слов, называющих предметы.
97
Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.
98
Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК.
99
Как делаются
слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.
100
Развитие речи с элементами культуры
речи.
Деление текста на части.
101
Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.
102
Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.
103-104
Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.
105
Развитие речи.
Деление текста на части. Работа
с картиной
А. Матисса «Разговор».
106
Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
107
Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы
108
Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
109
Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
110
Развитие речи с элементами культуры речи.
Работа с картиной
К.Петрова-Водкина
«Утренний натюрморт».
111-112
Что такое обращение.
113
Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.
114
Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.
115
Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.
116
Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости.
117
Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.
118
Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.
119
Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.
120
Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.
121
Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. Как писать изложение.
122
Контрольное списывание. Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.
123
Состав слова.
124
Состав слова.
125
Контрольный диктант «Весенний день»
126
Развитие речи с элементами культуры речи.
Типы текстов.
Описание и повествование.
127
Состав слова.
128
Образование слов с помощью приставки и суффикса.
129
Образование слов с помощью приставки и суффикса.
130
Образование слов с помощью приставки и суффикса.
131
Правильное употребление приставок НА-, О- в словах
«надеть», «надевать»; «одеть», «одевать».
132
Развитие речи с элементами культуры речи.
Типы текстов. Описание и повествование.
133
Правильное употребление приставок НА-, О- в словах
«надеть», «надевать»; «одеть», «одевать».
134
Как делаются слова. Сложные слова издвух корней с буквой соединительного гласного.
135
Как делаются слова. Сложные слова издвух корней с буквой соединительного гласного.
136
Как делаются слова. Сложные слова издвух корней с буквой соединительного гласного.
137
Р\р Типы текстов. Научный и художественный текст.
138
Как делаются слова. Сложные слова издвух корней с буквой соединительного гласного.
139
Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
140
Диктант «Птичьи хлопоты» с грамматическим заданием.
Фонетика и орфография (30 часов, 5 часов в неделю)
141
Работа над ошибками. Разделительный
мягкий знак.
142
Развитие речи с элементами культуры речи. Научный и художественный текст.
143
Разделительный твердый знак.
144
Написание разделительных Ь и Ъ знаков.
145
Написание разделительных Ь и Ъ знаков.
146
Написание разделительных Ь и Ъ знаков.
147
Развитие речи с элементами культуры речи.
Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи».
148
Написание разделительных Ь и Ъ знаков.
149
Написание разделительных Ь и Ъ знаков.
150
Написание разделительных Ь и Ъ знаков.
151
Проверочная работа «Написание разделительных Ь и Ъ знаков»
152
Развитие речи с элементами культуры речи.
Устное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи».
153
Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком.
154-156
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
157
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение. Работа
с картиной Ван Гога «Церковь в Овере».
158
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
159
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
160
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
161
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. Проверочная работа.
162
Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Ступеньки».
163
Итоговая контрольная работа за II полугодие.
164
Работа над ошибками. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
165
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
166
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
167
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
168
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
169
Лексикография. Тест.
170
Развитие речи с элементами культуры речи.
Задание для членов клуба «Ключ и заря».
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое оборудование:
алфавит;
таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с про- *саммой);
наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определен- -сй в программе;
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
интерактивная доска;
наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
настольные развивающие игры;
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Электронно-программное обеспечение (по возможности):
компьютер;
презентационное оборудование;
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет -элько для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления).