Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс.»
Рабочая программа по миру природы и человека составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» .
Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017/2018 учебный год
Учебного плана КГКОУ ШИ № 14на 2017/2018 учебный год
В учебном плане по предмету мир природы и человека 34 часа, в неделю 1 час. Программа ориентирована на использование учебника Окружающий мир: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, С. В. Кудрина. – М.; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
11) Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
Познавательные УД:
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях
Называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
Участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
Составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;
Использовать предлоги и некоторые наречия;
Названия и свойства изученных предметов и их частей;
Обобщающие названия изученных групп предметов.
Коммуникативные УД:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)
Обращаться за помощью и принимать помощь
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
Развитие жизненной компетенции:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения
Временные изменения.День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года.
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло –холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег –дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое –тусклое, большое –маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая -влажная –заморозки).
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, Игры детей в разные сезоны года.
Неживая природа
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты.Ягоды. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери.Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные Животные дикие. Звери. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы,уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод.
Человек
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).
Безопасное поведение
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы. Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных. Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
Календарно – тематическое планирование
№
Название темы урока
Кол.
час.
Дата
провед.
1.
«Вот и лето прошло…». Подбор слов противоположных по значению.
1
2.
«Начало осени». Упражнения на активизацию словаря.
1
3.
«Наша школа». Составление рассказа по плану.
1
4.
«Пришкольный участок». Составление предложений по картине.
1
5.
Уточнение и расширение представлений о типах домов и квартир. Подготовка к холодам. «Дом. Квартира».
1
6.
Закрепление правил дорожного движения. «Дорога в школу и домой».
1
7.
Уточнение и расширение представлений об изменениях в природе осенью. «Сезонные изменения в природе». Экскурсия.
1
8.
Уточнение и расширение представлений о составе семьи и их обязанностях. «Семья».
1
9.
Закрепление представлений о составе семьи и родственных отношениях. «Семья, дома»
1
10.
Уточнение и расширение представлений о деревьях и их строении. «Деревья: берёза, клён»
1
11.
Формирование понятия «овощи» на основе знакомства с особенностями строения и произрастания. «Овощи: морковь, репа, лук»
1
12.
Уточнение и расширение понятия «поздняя осень» и представлений о признаках зимы. «Итоги осени. Первые признаки зимы»
1
13.
Расширение представлений о фруктах на основе знакомства с особенностями цитрусовых. «Фрукты: лимон, апельсин»
1
14.
Закрепление и уточнение понятия «фрукты», «овощи». «Овощи и фрукты»
1
15.
Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе зимой»
1
16.
Уточнение и расширение представлений о зимних забавах. «Зима. Зимние забавы детей»
1
17.
Зима и её особенности
1
18.
Одежда. Виды одежды. Уточнение представлений о видах одежды и способах ухода
1
19.
Одежда. Уход за одеждой. Сезонная одежда.
1
20.
Обувь. Виды обуви. Расширение и уточнение представлений об обуви.
1
21.
Сезонная обувь и уход за ней. Формирование умения ухаживать за обувью
1
22.
Дикие животные: заяц. Уточнение и расширение представлений о зайце
1
23.
Домашние животные: кролик. Расширение представлений о домашних животных
1
24.
Дикие и домашние животные
1
25.
Комнатные растения: фикус, бегония. Уход за ними.
1
26
Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе весной»
1
27.
Раннецветущие растения: медуница, мать- и- мачеха. Закрепление и расширение представлений о приметах весны.
1
28.
Птицы: ворона. Уточнение и расширение представлений о повадках и привычках птиц.
1
29.
Птицы: воробей. Уточнение представлений о птицах на основе знакомства с воробьём.
1
30.
Насекомые: жук. Знакомство с майским жуком.
1
31
Систематизация знаний о птицах и насекомых, их различие Насекомые: бабочка. Закрепление представлений о строении и поведении насекомых.
1
32
Систематизация знаний о птицах и насекомых, их различие.
1
33
Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытьё, расчесывание.