Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по математике Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Математика» (УМК «Школа России»), Положения о рабочей программе МБОУ «Татьяновская СОШ» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Данный вариант рабочей программы разработан для курса математики в 1-4 классах по традиционной образовательной системе образовательной программы «Школа России» А.А. Плешакова потому, что учебно-методический комплект по математике для 1класса авторов М.И. Моро, Волковой С.И. Степановой С.В. позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения в области математики. Изучение начального курса математики создаёт прочную основу для обучения в последующих классах.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
| Тема раздела | | Виды учебной деятельности |
I | Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления | 8 | Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.). Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на.... |
II | Числа от 1 до 10. Число 0 Нумерация. | 28 | Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки «», «Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р. Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов |
II | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. | 54 | Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=». Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок. Переместительное свойство суммы. Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения). Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание. |
IV | Числа от 1 до 20. Нумерация. | 12 | Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа. Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними. Килограмм, литр. |
V | Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. | 22 | Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание. |
VI | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1классе».Проверка знаний | 4 | |
15 | Число и цифра5. | 1 | Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 (4 — это 2 и 2; 4 — это 3 и 1). Распознавать числа в загадках, пословицах, поговорках. Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы, поговорки). Работать в группе. Планировать работу. Оценивать результат работы. Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок) Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.) Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Измерять отрезки и выражать их длину в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Работать (по рисунку) на простейшей вычислительной машине. Выполнять задания творческого и поискового характера. | | |
16 | Числа от 1 до 5: получение, запись, сравнение, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5. | 1 | Теоретическое | | |
17 | «Странички для любознательных» - задание творческого характера. | 1 | Теоретическое | | |
18 | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч. | 1 | Теоретическое | | |
19 | Ломаная линия. Звено, вершина ломаной. | 1 | Теоретическое | | |
20 | Закрепление. Состав чисел от 2 до 5 | 1 | Теоретическое | | |
21 | Знаки сравнения: (больше), | 1 | Теоретическое | | |
22 | Равенство. Неравенство | 1 | Теоретическое | | |
23 | Многоугольники. | 1 | Теоретическое | | |
24 | Числа и цифры 6, 7. Письмо цифры 6 | 1 | Теоретическое | | |
25 | Закрепление. Письмо цифры 7 | 1 | Теоретическое | | |
26 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8 | 1 | Теоретическое | | |
27 | Закрепление. Письмо цифры 9 | 1 | Теоретическое | | |
28 | Число 10. Запись цифры 10 | 1 | Теоретическое | | |
29 | Числа от 1 до 10. Закрепление | 1 | Теоретическое | | |
30 | Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». | 1 | Проект | | |
31 | Сантиметр. | 1 | Теоретическое | | |
32 | Увеличить на… Уменьшить на… | 1 | Теоретическое | | |
33 | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 | Теоретическое | | |
34 | Число 0 | 1 | Теоретическое | | |
35 | Странички для любознательных. | 1 | Теоретическое | | |
36 | Что узнали, чему научились. Проверочная работа № 2 | 1 | Практ. работа | Проверочная работа № 2 по теме « Числа от 1 до 10» | |
Раздел 3. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. ( 54ч.) |
37 | + 1, - 1. Знаки +, − , = (плюс, минус, равно) | 1 | Теоретическое | Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма) Выполнять сложение и вычитание вида: ± 1, ± 2, ± 3 в пределах 10. Присчитывать и отсчитывать по 2, по 3. Работать на простейшей вычислительной машине, используя ее рисунок. Работать в паре при проведении математических игр («Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры»). Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в измененных условиях. Контролировать и оценивать свою работу. | | |
38 | + 1 + 1, - 1 - 1. | 1 | Теоретическое | | |
39 | + 2, - 2. Приёмы вычислений. | 1 | Теоретическое | | |
40 | Слагаемые. Сумма. | 1 | Теоретическое | | |
41 | Задача. Структура задачи (условие, вопрос) | 1 | Теоретическое | | |
42 | Составление задач на сложение и вычитание по рисунку. | 1 | Теоретическое | | |
43 | Составление таблицы ± 2. | 1 | Теоретическое | | |
44 | Прибавление и вычитание по 2. | 1 | Теоретическое | | |
45 | Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | Теоретическое | | |
46 | Странички для любознательных. | 1 | Теоретическое | | |
47 | Что узнали, чему научились. | 1 | Теоретическое | | |
48 | Странички для любознательных. Резервный урок. | 1 | Теоретическое | | |
49 | + 3, - 3. Приёмы вычислений. | 1 | Теоретическое | | |
50 | + 3, - 3. Приёмы вычислений. | 1 | Теоретическое | | |
51 | Измерение и сравнение длин отрезков. | 1 | Теоретическое | | |
52 | Составление таблицы ± 3. | 1 | Теоретическое | | |
53 | Присчитывание и отсчитывание по 3. Закрепление. | 1 | Теоретическое | | |
54 | Решение задач. | 1 | Теоретическое | | |
55 | Решение задач. | 1 | Теоретическое | | |
56 | Странички для любознательных. | 1 | Теоретическое | | |
57 | Что узнали, чему научились. | 1 | | | |
58 | Тест «Проверим себя и свои достижения» | 1 | Тест | | |
59 | ± 1, 2, 3. Закрепление | 1 | Теоретическое | Выполнять вычисления вида: + 4, — 4. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида: + 5, + 6, + 7, + 8, + 9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой прием сложения, например, прием прибавления по частям ( + 5 = + 2 + 3). Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный. Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств. Выполнять вычисления вида 6 – , 7 – , 8 – , 9 – , 10 – П, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. Взвешивать предметы с точностью до килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы. Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности. Контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Контролировать и оценивать свою работу и ее результат. | | |
60 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | Теоретическое | | |
61 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | Теоретическое | | |
62 | + 4, − 4. Приемы вычислений + 3, − 3, + 2, − 2 | 1 | Теоретическое | | |
63 | ± 1, 2, 3 Повторение и обобщение | 1 | Теоретическое | | |
64 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | 1 | Теоретическое | | |
65 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | Теоретическое | | |
66 | ± 4. Приемы вычислений | 1 | Теоретическое | | |
67 | + 4, − 4. Приемы вычислений Закрепление. | 1 | Теоретическое | | |
68 | Задачи на разностное сравнение чисел | 1 | Теоретическое | | |
69 | Составление таблицы ± 4 Решение задач | 1 | Теоретическое | | |
70 | Закрепление. Решение задач и примеров. | 1 | Теоретическое | | |
71 | Перестановка слагаемых и её применение для случаев +5, +6, +7 | 1 | Теоретическое | | |
72 | Перестановка слагаемых и её применение для случаев +5, +6, +7 | 1 | Теоретическое | | |
73 | Составление таблицы +5, +6, +7, +8, +9 | 1 | Теоретическое | | |
74 | Закрепление (сложение и вычитание, соответствующие случаи состава чисел). | 1 | Теоретическое | | |
75 | Решение задач. | 1 | Теоретическое | | |
76 | Что узнали, чему научились. | 1 | Теоретическое | | |
77 | Связь между суммой и слагаемыми | 1 | Теоретическое | | |
78 | Связь между суммой и слагаемыми Подготовка к решению задач в 2 действия. | 1 | Теоретическое | | |
79 | Закрепление. Связь между суммой и слагаемыми. Решение задач. | 1 | Теоретическое | | |
80 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 | Теоретическое | | |
81 | 6 − , 7 − . Состав чисел 6, 7. | 1 | Теоретическое | | |
82 | 6 − , 7 − . Состав чисел 6, 7. Закрепление. | 1 | Теоретическое | | |
83 | 8 − , 9 − . Состав чисел 8, 9. | 1 | Теоретическое | | |
84 | Подготовка к введению задач в 2 действия. | 1 | Теоретическое | | |
85 | Вычитание вида 10 - . | 1 | Теоретическое | | |
86 | Учимся работать по таблице. | 1 | Теоретическое | | |
87 | Килограмм. | 1 | Теоретическое | | |
88 | Литр | 1 | Теоретическое | | |
89 | Что узнали, чему научились. | 1 | Теоретическое | | |
90 | Тест «Проверим себя и свои достижения» | 1 | Тест | | |
| Раздел 4. Числа от 1 до 20. Нумерация. (12ч.) | | |
91 | Название и последовательность чисел второго десятка. | 1 | Теоретическое | | |
92 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | 1 | Теоретическое | | |
93 | Запись и чтение чисел | 1 | Теоретическое | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счете. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Заменять крупные единицы длины мелкими: (1 дм 4 см = 14 см) и обратно (20 см = 2 дм). Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации. Составлять план решения задачи в 2 действия. Решать задачи в 2 действия. Выполнять задания творческого и поискового характера | | |
94 | Дециметр. Соотношение дециметра и сантиметра | 1 | Теоретическое | | |
95 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации. | 1 | Теоретическое | | |
96 | Подготовка к изучению таблицы сложения чисел в пределах 20 | 1 | Теоретическое | | |
97 | «Страничка для любознательных» | 1 | Теоретическое | | |
98 | Что узнали, чему научились. | 1 | Теоретическое | | |
99 | Повторение. Подготовка к введению задач в 2 действия | 1 | Теоретическое | | |
100 | Преобразование условия и вопроса задачи. Решение задач в 2 действия. | 1 | Теоретическое | | |
101 | Преобразование условия и вопроса задачи. Решение задач в 2 действия. | 1 | Теоретическое | | |
102 | Контроль и учет знаний | 1 | Теоретическое | | |
| Раздел 5. Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. | (22ч.) |
103 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | Теоретическое | | | |
104 | Сложение вида + 2, + 3 | 1 | Теоретическое | | |
105 | Сложение вида + 4 | 1 | Теоретическое | Моделировать прием выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, выполняющей два действия; продолжать узоры. Моделировать приемы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Находить правило, по которому составлена последовательность чисел и применять его для записи чисел в этой последовательности. Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования. Составлять свои узоры. Контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор. Работать в группах. Составлять план работы, оценивать результат. Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее. | | |
106 | Сложение вида + 5 | 1 | Теоретическое | | |
107 | Сложение вида + 6 | 1 | Теоретическое | | |
108 | Сложение вида + 7 | 1 | Теоретическое | | |
109 | Сложение вида + 8, +9. | 1 | Теоретическое | | |
110 | Таблица сложения | 1 | Теоретическое | | |
111 | Таблица сложения. Закрепление. | 1 | Теоретическое | | |
112 | Странички для любознательных | 1 | Теоретическое | | |
113 | Что узнали, чему научились | 1 | Теоретическое | | |
114 | Общий приём вычитания с переходом через десяток. | 1 | Теоретическое | | |
115 | Вычитание вида 11 - * | 1 | Теоретическое | | |
116 | Вычитание вида 12 - * | 1 | Теоретическое | | |
117 | Вычитание вида 13 - * | 1 | Теоретическое | | |
118 | Вычитание вида 14 - * | 1 | Теоретическое | | |
119 | Вычитание вида 15 - * | 1 | Теоретическое | | |
120 | Вычитание вида 16 - * | 1 | Теоретическое | | |
121 | Вычитание вида 17 - * , 18 - * | 1 | Теоретическое | | |
122 | Что узнали, чему научились. | 1 | Теоретическое | | |
123 | Тест «Проверим себя и свои достижения» | 1 | Тест | | |
124 | Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | 1 | Проект | | |
| Раздел 6. Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1классе». Проверка знаний. (4ч.) |
125 | Чтение, запись и сравнение чисел. | 1 | Теоретическое | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее. | | |
126 | Сложение и вычитание чисел. | 1 | Теоретическое | | |
127 | Итоговая контрольная работа | 1 | Теоретическое | К р. | |
128 | Геометрические фигуры. Решение задач. | 1 | Теоретическое | | |
129- -132 | Закрепление изученного | 1 | Теоретическое | | | |