kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века"»

Программа по литературному чтению

УМК «Начальная школа XXI век»

4 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрированного в Минюсте 22.12.2009г. рег. №17785)

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

  • ПриказМинобрнауки РФ от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 года № 22540)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования».

  • ПриказМинобрнауки России от 08.06.2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15) [Электронный ресурс] //Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ//http://fgosreestr.ru/node/2067 04.06.2015.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011г.)

  • Стандарт второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. 2 часть./М-во образования и науки РФ – М.:Просвещение, 2011.-240с.

  • Основная образовательной программой начального общего образования средней школы №44 (Утверждена приказом директора №01-02/069 от 01.09.2017).

  • Учебный плансредней школы №44 на 2017-2018 учебный год (Приказ директора от 01.09.2017г. №01-02/169).

  • Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год (Приказ директора от 01.09.2017г.№01-02/168а).

Список учебников на 2017-2018 учебный год (приказ № 01-02/169 от 01.09.2017)


  • Примерная программа начального образования по литературному чтению

  • Авторская программы по литературному чтению «Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012 - 224с.» в рамках образовательной системы обучения «Начальная школа XXI века» автор, Н.Ф.Виноградова.


УМК по предмету:

  1. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1,2 / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2014.-(Начальная школа XXI века).

  2. Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1,2 / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2017.-(Начальная школа XXI века).

  3. Литературное чтение: 4 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1,2 / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2015.-(Начальная школа XXI века).

Место предмета в учебном плане

  • На изучение предмета литературное чтение в 4 классе отводится 102 часа в год (34 учебные недели по 3 часа в неделю)(Приказ директора от 31.08.2017г. №01-02/226).

Основная цель урока литературного чтения – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (воссоздавать мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.


Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.


  1. Содержание учебного предмета

Авторская программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) МОУ «Средняя школа №44» работает по учебному плану, в котором на литературное чтение в 4 классе отводится 3 часа в неделю, поэтому тематическое планирование составлено на 102 часа (3 часа в неделю) за счет уплотнения учебного материала.

4 класс (102 ч)


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание).

Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения. Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, том, теми речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.

Чтение.

Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, топ, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, б отрывков из прозы).

Работа с текстом.

Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев. Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана рассказа, сказки; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Круг чтения

Основные разделы чтения:

Произведения фольклора (сказки, легенды, сказы, героические песни, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки) народов России и мира.

Басни русских баснописцев (И.А.Крылова, И.И.Хемницера, Л.Н.Толстого, А.Е.Измайлова, И.И.Дмитриева)

Произведения русской классической культуры (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, Л.Ю.Лермонтов, П.П.Ершов, Н.Г.Гарин-Михайловский, К.М.Станюкович, Н.А.Некрасов).

Произведения и книги зарубежных писателей-классиков (Марка Твена, Х.-К.Андерсена, Виктора Гюго).

Произведения отечественной и зарубежной литературы разных жанров о детях и для детей.

Произведения отечественной литературы XXв. (А.Н.Толстого, А.А.Блока, К.Д.Бальмонта, А.И.Куприна, И.А.Бунина, С.Я.Маршака, Н.А.Заболоцкого, Н.М.Рубцова, С.В.Михалкова, В.П.Катаева, А.П.Платонова).

Научно-популярные произведения: очерки и воспоминания С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, К.Г.Паустовского, А.И.Куприна, В.Рыбакова, В.М.Пескова, Р.Сефа, М.А.Шолохова, И.С.Соколова-Микитова, Н.С.Шер.

Произведения и книги о путешествиях и приключениях (А.П.Платонова, Н.П.Вагнера, Дж.Свифта)

Детские периодические журналы («Костер», «Чудеса и тайны планеты земля», «Отчего и почему», «Чудеса и приключения», «Юный эрудит»).

Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, о вещах и предметах, об изобретениях и изобретателях.

Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказок (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказов, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).Литературная сказка: сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний. Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности. Научно-популярные рассказы. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе. Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно- художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция. Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола. Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх

  1. Тематическое планирование

Тема (тематический раздел)

Содержание по ФГОС

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

Ученик научится

ученик получит возможность научиться

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑ познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя.Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга произведение, книга сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).


Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушиватьиуважительноотноситься к мнению одноклассников и учителя.

Воспринимать художественные произведения и учиться соотносить их с произведениями живописи и музыки.

Учиться относиться к литературным произведениям как к словесному искусству.

Понимать и усваивать общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям и т. д.

Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия.

Учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников.

Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения

Умение читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения вслух — не менее 80–90 слов в минуту.

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видетьв тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

Уметь читать осознанно произведение: темп и тон чтения, соответствующие содержанию и эмоциональной насыщенности произведения; передавать при чтении точку зрения автора; читать незнакомое произведение осознанно, понимать его содержание, показывая своё отношение к героям и их поступкам.

Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, интонационный рисунок, выделять паузы и логические ударения, обращать внимание на знаки препинания, слушать и оценивать своё чтение.

Пользоваться алгоритмом учебных действий для формирования универсального умения читать выразительно

Читать молча (без речедвижения) в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения молча (про себя) — не менее 100–130 слов в минуту.

Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию.

Пользоваться умением читать молча для ознакомительного (первичного) чтения учебных текстов, художественных и научно-популярных произведений, справочных статей и книг.

Пользоваться умением читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта.

Уметь пользоваться чтением молча для поиска в текстах произведений описаний, повествований, рассуждений.

Использовать умение читать молча для самостоятельного чтения книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов

Определять цели чтения художественных, научно-популярных, учебных текстов: изучающее чтение, поисковое чтение (выбор нужной информации), дополнительное чтение по изучаемому разделу, самостоятельное чтение по желанию.

Воспринимать художественные и научно-популярные произведения на слух и при чтении; выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях.

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

Определять и сравнивать форму текста (стихотворная и прозаическая), специфику художественного, научно-популярного, учебного текстов.

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).

Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора.

Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них.

Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.

Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения.

Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением.

Составлять и использовать алгоритм учебных действий при самостоятельной работе с новым произведением.

Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе.

Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения.

Уметь слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.

Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию произведения, высказывать суждения о произведении и его героях.

Уметь пересказывать тексты произведений и эпизоды подробно, кратко и выборочно.

Анализироватьвнутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).

Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Выражать своё мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям. Составлять сопоставительные таблицы.

Оперировать понятиями: главные и второстепенные герои произведения, различать положительных и отрицательных героев.

Пересказывать кратко и подробно произведения, отдельные эпизоды с опорой на алгоритм подготовки пересказа.

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.

Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами

Выделять особенности научно-популярных текстов: правдивое и точное описание предметов, явлений, событий.

Самостоятельно работать с текстами научно-популярных произведений (очерки, воспоминания, рассказы и сказки).

Сравнивать художественные и научно-популярные произведения разных авторов по теме и авторской принадлежности.

Пересказывать подробно научно-популярный текст (описание фактов, предметов, явлений).

Кратко излагать факты, описывать детали, передавать точную информацию.

Пользоваться универсальным умением работать с учебными и справочными текстами.

Находить в тексте конкретные факты и сведения, представленные в явном виде

Познакомиться с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси.

Различать книги художественные, научно-популярные, справочные, уметь пользоваться ими.

Уметь работать с аппаратом книги, ориентироваться в структуре учебной книги, самостоятельно находить вопросы и задания в учебнике; обращаться к учебнику для самопроверки и самооценки выполненной работы.

Систематизировать книги по типам, подбирать книги по темам, пользоваться рекомендательными списками для подбора книг в каталоге библиотеки.

Пользоваться правилами работы с книгами в библиотеке: общаться с библиотекарем, находить нужную книгу по рекомендательным указателям и в открытом фонде.

Пользоваться дополнительной информацией, полученной из самостоятельно прочитанных произведений и книг по теме.

Уметь отбирать и читать произведения и книги по изучаемому разделу.

Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: составлять план и распределять работу; собирать нужную информацию о книгах, героях книг, авторах; обрабатывать и систематизировать материал; готовить и проводить презентацию проекта (монолог-сообщение о книге, авторе или на заданную тему)

Воспринимать художественное произведение, эмоционально реагировать на него.

Бережно относиться к авторскому тексту, сохраняя при пересказе особенности авторской речи.

Наблюдать и выделять в тексте произведения пословицы, устойчивые выражения, диалоги и монологи героев, а затем использовать их в речи.

Уметь вести диалог — обсуждение изучаемого произведения, задавать вопросы по содержанию произведения, формулировать ответы на вопросы и подтверждать их примерами из произведения; поддерживать беседу и выражать интерес.

Читать диалоги героев выразительно, по ролям; инсценировать отдельные эпизоды или произведения в группах.

Уметь конструировать монолог-высказывание о произведении, героях, прочитанных книгах; аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Высказывать своё суждение о поступках героев, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.

Сравнивать диалоги и монологи героя произведения, выделять в них описания и рассуждения.

Моделировать диалог или монолог по изучаемому произведению, работая в группах, парами, индивидуально.

Готовить небольшие сообщения (монологи) об авторах произведений, о прочитанных книгах, о результатах проектной деятельности.

Использовать в речи понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика и формулы вежливости

Воспринимать произведения как образцы письменной речи.

Выделять особенности жанров художественных и научно-популярных произведений.

Называть особенности стихотворной и прозаической форм записи текста.

Находить в текстах произведений описания, повествования, рассуждения, а также средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы.

Выполнять письменные упражнения с текстами изучаемых произведений в тетрадях: находить в предлагаемых отрывках произведений пропущенные пословицы, эпитеты, сравнения, имена героев и вписывать их.

Писать небольшие по объёму творческие письменные работы: рассказ о герое или описание пейзажа, отзыв о прочитанной книге

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

·читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

·различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

·читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

·использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

·ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы

по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

·использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам

и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию;

·использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

·ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

·передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

·участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

•воспринимать художественную литературу как вид искусства;

•предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

•выделять не только главную, но и избыточную информацию;

•осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

•определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;

•отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

•оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

•высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;

•делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

Круг детского чтения


Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.


Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов.

Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, подбирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев.

Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка.

Различать фольклорные и авторские произведения; расширять свои представления о творчестве отечественных и зарубежных писателей-классиков.

Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писателей по темам и жанрам.

Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности.

Изучать и дополнительно читать произведения отечественных писателей, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические и стихотворные произведения.

Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями.

Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы.

Читать произведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику.

Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач.

Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной).

Уметь составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.

Воспитывать потребность в чтении детских периодических журналов. Выбор периодического издания на основе собственных интересов.

Пользоваться ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями «Детская газета», «Антошка» и др.

Уметь находить и читать произведения по изучаемой теме или разделу, находить информацию об авторе, произведении или книге в детских периодических изданиях

·ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

·самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

·составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

·пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.


·ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

·определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

·писать отзыв о прочитанной книге;

·работать с тематическим каталогом;

·работать с детской периодикой.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Сравнивать произведения фольклора: сказка, легенда, былина, пословица, загадка; определять особенности этих жанров.

Различать сказки бытовые, волшебные

и о животных.

Выделять зачины, повторы, присказки в народных сказках.

Выделять особенности литературных сказок, сравнивать их с народными сказками; делать выводы.

Сравнивать сказки отечественных и зарубежных писателей: выделять сходство и различия, определять темы, сравнивать героев, оценивать их поступки

Практически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности.

Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев.

Различать прозаические и стихотворные произведения, сравнивать сказки в прозаической и стихотворной формах, выделять особенности стихотворных произведений.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи при обсуждении произведения, находить в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения, синонимы, антонимы

Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении.

Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ

·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два‑три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

·создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Творческая деятельность


Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты.

Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев.

Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов.

Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.

Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.

Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев.

Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения.

Восстанавливать деформированный план в соответствии с сюжетом произведения.

Словесно описывать картины к отдельным эпизодам или целым произведениям.

Рисовать иллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений индивидуально или в группах, оформлять книги-самоделки и школьные газеты (в том числе с использованием компьютера, Интернета).

Выполнять творческие проектные работы по темам и изучаемым разделам в группах или индивидуально.

Инсценировать изученные произведения по сценариям, сделанным под руководством учителя, к школьным праздникам, конкурсам.

Создавать небольшие произведения по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения).

Писать под руководством учителя небольшие сочинения на заданную тему, отзывы о произведениях и книгах

читать по ролям литературное произведение;

·создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

·реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.


·творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

·создавать иллюстрации по содержанию произведения;

·работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

·создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).




  1. Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

примечание

дата

планируемая

фактическая

1

Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Повторение Высказываем свое мнение. Сравниваем произведения фольклора по жанрам

Комбинированный урок.

01.09

01.09

2

Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» Определяем жанр, тему, авторскую принадлежность.

Малые жанры фольклора.

Урок ознакомления с новым материалом

06.09

06.09

3

«Былины». Былина «Волхв Всеславович». Повторять изученные былины. Различать былины как жанр фольклора. Характеризовать образы былинных героев.

Урок образования понятий, установления законов, правил

07.09

07.09

4

Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна». Слушать сказку. Сравнивать её с былиной.

Урок образования понятий, установления законов, правил

08.09

08.09

5

«Народные легенды». «Легенда о граде Китеже». Понимать и объяснять сущность духовно- нравственных ценностей народного творчества.

Урок ознакомления с новым материалом

13.09

13.09

6

«Легенда о покорении Сибири Ермаком». Книги с народными легендами. Учиться оценивать поступки героев и собственные исходя из ситуации.

Урок применения знаний и умений

14.09

14.09

7

«Народные песни». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Учимся оценивать поступки свои и героев.

Урок ознакомления с новым материалом

15.09

15.09

8

Слушание и работа с книгами. «Народные песни». Дополнительное чтение. Песня-слава «Русская Земля».Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море».

Урок применения знаний и умений

20.09

20.09

9

Обобщение. «Книги с фольклорными произведениями». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя». Книги с былинами и легендами.

Комбинированный

21.09

21.09

10

«Произведения русских баснописцев». И. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. Хемницер«Стрекоза». Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи». Учимся называть жанровые признаки басни.Проверка навыка чтения вслух на начало года

Комбинированный

22.09

22.09

11

Слушание и работа с книгами. «Произведения русских баснописцев». И. Хемницер. «Друзья». Дополнительное чтение. И. Крылов.«Крестьянин в беде».

Комбинированный

27.09

27.09

12

«Произведения русских баснописцев». А. Измайлов. «Кукушка».

Дополнительное чтение. А. Измайлов. «Лестница».

Комбинированный

28.09

28.09

13

И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Дополнительное чтение. И. Крылов «Осёл и Соловей».С. Михалков. «Слово о Крылове».

Комбинированный

29.09

29.09

14

Слушание и работа с детскими книгами. Басни И.И.Дмитриева. Дополнительное чтение

И.И .Дмитриев «Мул», «Петух, кот и мышонок».

Комбинированный

04.10

04.10

15

Обобщение по разделу«Басни». Проверьте себя.

Комбинированный

05.10

05.10

16

В. Жуковский «Песня», «Ночь». Определяем понятия «авторские» загадки, сказки.

Урок ознакомления с новым материалом

06.10

06.10

17

Волшебные сказки в стихах. В. Жуковский «Спящая царевна». Учимся определять главную мысль сказки, героев, средства выражения.

Урок ознакомления с новым материалом

11.10

11.10

18

Волшебные сказки в стихах. В. Жуковский «Спящая царевна». Сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина и. В. Жуковского.

Комбинированный

12.10

12.10

19

В. Жуковский«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери».

Комбинированный

13.10

13.10

20

«Произведения Жуковского». Проверь себя. Работа в рабочей тетради по разделу.

Урок обобщения и систематизации знаний

18.10

18.10

21

А.С. Пушкин. «Осень». Повторение изученных стихотворений. Стихотворение «Осень»

Г. Волков «Удивительный Александр Сергеевич.

Комбинированный

19.10

19.10

22

А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога».И.И.Пущин «Записки о Пушкине».

Комбинированный

20.10

20.10

23

Комплексная контрольная работа.

Контрольный

25.10

25.10

24

А.С. Пушкин.«Сказка о золотом петушке».

Из воспоминаний В.И. Даля.

Урок ознакомления с новым материалом

26.10

26.10

25

М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...»

Урок ознакомления с новым материалом

27.10

27.10

26

М. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс»

Комбинированный

08.11

08.11

27

Слушание и работа с книгами. Дополнительное чтение М. Лермонтов «Казачья колыбельная песня».

Урок обобщения и систематизации знаний

09.11

09.11

28

Литературные (авторские) сказки. П. Ершов. «Конёк-Горбунок»

Урок ознакомления с новым материалом

10.11

10.11

29

Стихи П. Ершова«Конёк-Горбунок», П.П Ершов «Кто он?»

Комбинированный

15.11

15.11

30

Обобщение «Русские поэты». Проверь себя

Комбинированный

16.11

16.11

31

В. Гаршин«Лягушка-путешественница». Чтение рассказа.

Урок ознакомления с новым материалом

17.11

17.11

32

В. Гаршин«Лягушка-путешественница». Работа с текстом.

Комбинированный

22.11

22.11

33

В. Гаршин«Сказка о жабе и розе».

Урок обобщения и систематизации знаний

23.11

23.11

34

Повторение литературных сказок. Проверь себя.

Урок образования понятий,установления законов, правил

24.11

24.11

35

Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). Чтение рассказа

Урок ознакомления с новым материалом

29.11

29.11

36

Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). Работа с текстом

Комбинированный

30.11

30.11

37

К. Станюкович. «Максимка». Определение жанра, главной мысли произведения.

Урок ознакомления с новым материалом

01.12

01.12

38

Произведения русских писателей о детях. Д. Мамин-Сибиряк«Вертел».

Урок ознакомления с новым материалом

06.12

06.12

39

Обобщение по разделу.

«Произведения русских писателей о детях». Контрольная работа.

Комбинированный


07.12

08.12

40

Произведения зарубежных писателей о детях. В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).

Урок ознакомления с новым материалом

08.12

07.12

41

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). Работа с произведением. Определение жанра.

Комбинированный


13.12

13.12

42

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки).

Урок обобщения и систематизации знаний

14.12

14.12

43

Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен.«Дикие лебеди». Контрольное чтение (проверка навыка чтения за 1 полугодие)

Урок ознакомления с новым материалом

15.12

15.12

44

Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен.«Дикиелебеди».Х.-К. Андерсен«Самое невероятное».

Урок обобщения и систематизации знаний

20.12

21.12

45

Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года». Книги Х.-К. Андерсена.

Комбинированный

21.12

22.12

46

Контрольная работа

Контрольный урок

22.12

20.12

47

Детская Библия. Библейское предание «Суд Соломона».

Урок ознакомления с новым материалом


27.12

27.12

48

Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар».

Урок ознакомления с новым материалом

28.12

28.12

49

Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение», «Создание ночи».

Урок ознакомления с новым материалом

29.12

29.12

50

Книги Древней Руси. «Деятельность Ярослава. Похвала книгам». «О князе Владимире»

Урок ознакомления с новым материалом

11.01


51

«Первая славянская азбука». Отрывки из «Повести временных лет»

Урок обобщения и систематизации знаний

12.01


52

Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого. Воспоминания Л.Н. Толстого.

Комбинированный

17.01


53

Л.Н. Толстой«Акула».

Урок ознакомления с новым материалом

18.01


54

Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».

Урок ознакомления с новым материалом

19.01


55

Научно-популярные рассказы. Л.Н. Толстой. «Черепаха».

Урок ознакомления с новым материалом

24.01


56

Познавательные рассказы. Л.Н. Толстой.«Русак».

Комбинированный

25.01


57

Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».

Урок ознакомления с новым материалом

26.01


58

Обобщение. Проверь себя

Урок контроля знаний

31.01


59

Стихи о Родине. А. Блок«Россия».

Урок ознакомления с новым материалом

01.02


60

А. Блок«Рождество».

Комбинированный


02.02


61

К. Бальмонт «Россия»

Урок ознакомления с новым материалом

07.02


62

К. Бальмонт «К зиме».

Урок обобщения и систематизации знаний

08.02


63

К. Бальмонт «Снежинка».

Урок применения знаний и умений

09.02


64

К. Бальмонт «У чудищ».

Урок применения знаний и умений

14.02


65

«Сказочные стихи».К. Бальмонт «Как я пишу стихи», Дополнительное чтение «Русский язык», «Золотая рыбка».

Урок применения знаний и умений

15.02


66

«Рассказы о животных». А. Куприн «Скворцы»

Урок ознакомления с новым материалом

16.02


67

Слушание и работа с детскими книгами. А. Куприн«Четверо нищих», «Очерки и воспоминания»

Урок применения знаний и умений

21.02


68

Слушание и работа с детскими книгами. Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк».

Песков «В гостях у Сетон-Томпсона».

Урок обобщения и систематизации знаний

22.02


69

«Стихи о природе». И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство».

Урок применения знаний и умений

28.02


70

Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов.

Урок обобщения и систематизации знаний

01.03


71

Обобщение. Работа с рубрикой «Проверь себя».

Урок обобщения и систематизации знаний

02.03


72

Стихотворения С.Я. Маршака.С. Маршак«Словарь».

Урок ознакомления с новым материалом

07.03


73

С. Маршак.«Загадки», «Зелёная застава».

Урок проверки и коррекции знаний

09.03


74

Пьесы-сказки С.Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев»

Урок проверки и коррекции знаний

14.03


75

Пьесы-сказки С.Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев»

Урок применения знаний и умений

15.03


76

С. Маршак«Сказка про козла».

Проверка навыка чтения вслух на конец3 четверти

Урок проверки и коррекции знаний

16.03


77

Слушание и работа с детскими книгами «Пьесы –сказки С.Я.Маршака».

Урок применения знаний и умений

21.03


78

Маршак — сказочник, поэт, драматург, переводчик. «Ледяной остров»

Урок применения знаний и умений

22.03


79

Комплексная разноуровневая контрольная работа

Урок контроля знаний

23.03


80

Н. Заболоцкий «Детство».

Урок ознакомления с новым материалом

06.04


81

Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».

Урок применения знаний и умений

11.04


82

Стихи русских поэтов.

Урок применения знаний и умений

12.04


83

Произведения о детях войны. В.П. Катаев. «Сын полка»

Урок ознакомления с новым материалом

13.04


84

В.П. Катаев«Сын полка»

Р/к Нанайская сказка «Отважный сын»

Урок применения знаний и умений

18.04


85

Книги о детях войны.

Детские журналы и книги.

Урок применения знаний и умений

19.04


86

К. Симонов «Сын артиллериста».

Урок применения знаний и умений

20.04


87

Н. Рубцов «Берёзы».

Урок ознакомления с новым материалом

25.04


88

Н. Рубцов «Тихая моя родина».

Н. Рубцов «Ласточка».

Урок применения знаний и умений

26.04


89

Слушание и работа с детскими книгами. А. Платонов «Произведения о Родине». Сказка – быль «Любовь к Родине»

Комбинированный урок

27.04


90

Обобщение.«Проверь себя.»

Р/к Ненецкая сказка «Кукушка»

Урок контроля знаний

02.05


91

С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».


Комбинированный

03.05


92

С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?», «Зеркало»,«Как старик корову продавал»

Комбинированный

04.05


93

Н. Носов «Федина задача».

Р/к Мансийская сказка «Гордый олень»

Урок ознакомления с новым материалом

10.05


94

В. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок ознакомления с новым материалом

11.05


95

И. Соколов-Микитов «Родина».

М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна».

Р/к Хантыйская сказка «Мальчик Идэ»

Урок применения знаний и умений

16.05


96

А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки».

Урок применения знаний и умений

17.05


97

Промежуточная аттестация в форме теста.


18.05


98

Н. Вагнер «Берёза».

Н. Вагнер «Фея Фантаста».

Урок применения знаний и умений

23.05


99

Н. Вагнер «Сказка», «РуфиРуфина».

Р/к Ненецкая сказка «Два брата»

Проверка навыка чтения вслух на конец4 четверти

Комбинированный урок

24.05


100

Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

Урок ознакомления с новым материалом

25.05


101

Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

Р/к Корякская сказка «Ворон и кит»

Урок применения знаний и умений

30.05


102

Обобщение.

«Проверь себя»

Урок контроля знаний

31.05





К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:

понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;

понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;

осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;

проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;

работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);

пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;

воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно- нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;

пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);

читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами; пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;

различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу; ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного;

самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;

работать сучебным, научно-популярным и справочным секстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;

понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;

пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;

выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения; составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу; пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;

отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения; сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3 отличительные особенности;

формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объема (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст; работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты):

находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

различать тексты произведений:

стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром; сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;

использовать в речи литературоведческие понятия:

произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения; практически находить в тексте произведения средства выразительности — эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль; подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.

Ученик получит возможность научиться:

сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения; различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);

выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал но проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок;

представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);

писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению;

отзывы о произведениях, о героях произведений.


Ученик получит возможность научиться:

творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов; создавать собственные тексты (повествование — по аналогии; рассуждение — развернутый ответ на вопрос;

описание — характеристика героя или пейзаж).





11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века"

Автор: Третьякова Светлана Геннадьевна

Дата: 02.02.2018

Номер свидетельства: 454355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "129703"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415736574"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочие программы 3 класс УМК "Начальная школа XXI" века "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochiie-proghrammy-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "159134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421853524"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа XXI век" "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-xxi-viek"
    ["file_id"] => string(6) "198956"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428492676"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(98) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepolitieraturnomuchtieniiu3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267594"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450415261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства