Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Живое слово" 3 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Живое слово» разработана исходя из положений Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации.
Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качествеосновной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. Данная программа адаптирована для класса с разноуровневым развитием учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе «Живое слово», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также развитие творческого мышления, самоанализа, любознательности, самоконтроля, взаимопонимания, т.е. направлены на развитие и формирование всех универсальных учебных действий. Данная программа способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы и направлена на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цель программы «Живое слово» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать творческое нестандартное самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения .
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
-совершенствование навыка чтения учащихся;
-развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
-знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
-формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
-формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях;
-формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
-формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
-выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Данный курс рассчитан на 34 учебных недели, при проведении 1 часа в неделю.
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса
« Живое слово»
Личностными результатами изучения предмета «Живое слово» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Живое слово» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
- находить ответы, на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Живое слово» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
-размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Содержание программы
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
- разнообразие круга авторов; тексты расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
- важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы.
1. Круг детского чтения. 3-й класс —34 ч (1 час в неделю)
Устное народное творчество (4 часа): русские народные сказки «Баба-яга» (из сборника А. Афанасьевой), «Василиса Прекрасная» (пересказ А. Любарской), «Как мужик гусей делил» (обработка Л. Толстого), «Крошечка-Хаврошечка» (обработка А. Афанасьева).
Русская литература 19 века (10 часов): Жуковский В. А. «Котик и козлик», «Мальчик с пальчик», Крылов И. А. «Волк и журавль», «Кукушка и петух», Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приемыш», Никитин И. С. «Тихо ночь ложится…», «Утро на берегу озера» (отрывок), Плещеев А. Н. «Бабушка и внучек», «Старик», Толстой Л. Н. «Как боролся русский богатырь», «Комар и лев» (басня), Тургенев И. С. «Бежин луг» (отрывок), Ушинский К. Д. «Как рубашка в поле выросла».
Русская литература конца 19-начала 20 века (5 часов): Бальмонт К. Д. «Снежинка», Бунин И. А. «Экзамены в гимназию» (отрывок из романа «Жизнь Арсеньева), Куприн А. И. «Чудесный доктор», Толстой А. Н. «Детство Никиты» (глава из повести).
Современная литература (10 часов): Александрова З. Н. «Про девочку Да и мальчика Нет», Берестов В. Д. «Буксир», «Он руку над партою тянет и тянет…», Голявкин В. В. «Удивительная профессия», Драгунский В. Ю. «Кто в сапогах», Паустовский К. Г. «Вода из реки Лимпопо…», Пермяк Е. А. «Некрасивая елка», Пришвин М. М. «Жулька и кот», «Норка и Жулька», Скребицкий Г. А. «Маленький лесовод».
Зарубежная литература (5 часов): Мифы Древней Греции (Н. Кун) «Олимп», Андерсен Г. Х. «Огниво», братья Гримм «Сладкая каша», Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб».
2. Техника чтения.
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовал, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т. д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Обучение:
- подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
- выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
- устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
- составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения - сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Критерии оценивания
Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению выделяют следующие линии развития учащихся:
1.-овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
- овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
2. – определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
размышлять о характере и поступках героя;
высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чём думал, что чувствовал автор);
3. – приобщение к литературе как к искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Произведения классиков отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Понимание содержания литературного произведения. Осознанное чтение целыми словами. Участие в диалоге. Декламация
Личностные:
- Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- Объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
Регулятивные;
Уметь слушать, толковать и разграничивать значение звучащего слова.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
Познавательные:
Относить объекты к известным понятиям.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные
Учиться подтверждать аргументы фактами.
Оформлять свои мысли в устной форме
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– приводить примеры из произведений фольклора;
– различать сказки народные и литературные;
– различать элементы книги;
– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план
Русская литература 19 века
10
Знание примерной тематики книг для детского чтения, их авторов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о пр.
Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Герои произведения
Выразительное, осознанное чтение.
Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения. Декламация.Произведения выдающихся представителей русской литературы. Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Выразительное, правильное чтение. Произведения выдающихся представителей русской литературы.Построение небольшого монологического высказывания о произведении. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Пересказ текста.
Личностные:
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность.
Умение извлекать информацию из текста, устанавливать границу своего знания.
Регулятивные;
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Познавательные:
Находить ответы в учебнике, в тексте.
Выполнять анализ (выделение выполнять анализ (выделение признаков).
Коммуникативные
Оформлять свои мысли в устной форме.
Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– приводить примеры из произведений фольклора;
– различать сказки народные и литературные
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные
и по выбору);
– различать элементы книги;
– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– приводить примеры из произведений фольклора;
– различать сказки народные и литературные
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные
и по выбору);
– различать элементы книги;
– уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
Русская литература конца 19-начала 20 века
5
Произведения классиков детской литературы. Правильное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Иллюстрация в книге и ее роль. Осознанное чтение. Пересказ текста.
Личностные:
Стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;
Умение извлекать информацию из текста, устанавливать границу своего знания.
Регулятивные; Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления действий.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Познавательные выполнять анализ (выделение признаков),:
Коммуникативные-
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные
и по выбору);
– различать элементы книги;
– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;
высказывание с опорой на авторский текст;
– приводить примеры из произведений фольклора;
– различать сказки народные и литературные
Современная литература
10
Декламация.
Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Правильность чтения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Осознанное, правильное выразительное чтение. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Пересказ текста.
Устное сочинение повествовательного характера. Построение небольшого монологического высказывания о героях. Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.
Личностные:
Умение извлекать информацию из текста, устанавливать границу своего знания.
Уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания
Объяснять смысл своих действий
Осознавать роль знаний в жизни человека Оценивать поступки героев как хорошие, так и плохие.
Объяснять выбор автором заглавия своего произведения, выбирать из предложенных заголовков для самостоятельного озаглавливания произведения
Объяснять смысл своих действий
Осознавать роль знаний в жизни человека.
Формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов).
Регулятивные; Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления действий.
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Познавательные:
- выполнять анализ
(выделение выполнять анализ (выделение признаков),
Выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов.
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Слушать, понимать другие позиции
КоммуникативныеОрганизовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Понять другие позиции (взгляды, интересы)
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные
и по выбору);
– различать элементы книги;
– уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст
Зарубежная литература
5
Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Построение небольшого монологического высказывания. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании
произведения. Выразительное чтение. Умение задавать вопросы по содержанию. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Построение небольшого монологического высказывания.
Личностные:
Формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов).
Осознавать роль знаний в жизни.
Регулятивные; - Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.
Познавательные:
Делать выводы на основе полученных знаний.
Познавательные:
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные
Слушать, понимать другие позиции.
Оформлять свои мысли в письменной форме.
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст
Календарно-поурочное планирование по курсу «Живое слово»
№
Тема урока
Дата
По плану
По факту
1
Русская народная сказка «Баба Яга» (из сборника А. Афанасьевой)
5.09
5.09
2
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» (пересказ А. Любарской)
12.09
12.09
3
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» (пересказ А. Любарской)
19.09
19.09
4
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» (обработка А. Афанасьева).
26.09
26.09
5
Илья Муромец и Калина-царь
3.10
3.10
6
Жуковский В. А. «Котик и козлик», «Мальчик с пальчик»
10.10
10.10
7
Крылов И. А. «Волк и журавль», «Кукушка и петух»
17.10
17.10
8
Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приемыш»
24.10
9
Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приемыш»
31.10
10
Никитин И. С. «Тихо ночь ложится…», «Утро на берегу озера» (отрывок)
14.11
11
Плещеев А. Н. «Бабушка и внучек», «Старик»
21.11
12
Толстой Л. Н. «Как боролся русский богатырь»
28.11
13
Толстой Л. Н. «Комар и лев» (басня)
5.12
14
Тургенев И. С. «Бежин луг» (отрывок)
12.12
15
Ушинский К. Д. «Как рубашка в поле выросла».
19.12
16
Бальмонт К. Д. «Снежинка»
26.12
17
Бунин И. А. «Экзамены в гимназию» (отрывок из романа «Жизнь Арсеньева»)
16.01
18
Куприн А. И. «Чудесный доктор»
23.01
19
Толстой А. Н. «Детство Никиты» (глава из повести).
30.01
20
Александрова З. Н. «Про девочку Да и мальчика Нет»
6.02
21
Берестов В. Д. «Буксир», «Он руку над партою тянет и тянет…»