Рабочая программа курса " Родной ( русский) язык и литература"
Рабочая программа курса " Родной ( русский) язык и литература"
Рабочая программа курса " Родной ( русский) язык и литература" составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского, Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса " Родной ( русский) язык и литература"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия №17
г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Рассмотрено на кафедре
начального обучения
Протокол № 1
от «29» августа 2016 г.
Руководитель кафедры
______________
Михайлова Л.М.
Согласовано
НМС гимназии
Протокол № 1
от «30» августа 2016 г. Руководитель НМС ______________
Масленникова О.М.
Утверждаю
Директор
МАОУ Гимназия №17
г. Белорецк
__________________
Соколов А.В.
Приказ №116
от «30» августа 2016г.
Рабочая программа
курса
«Родной (русский) язык и литература»
составлена на основе ФГОС НОО утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г № 373
2 - 4 класс
Программу составила:
учитель начальных классов
Бурашникова А.А.
Белорецк
2016 г
II. Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностными результатами изучения курса «Родной (русский) язык и литература» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык и литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык и литература» является сформированность следующих умений:
исправлять, редактировать свою речь, работать над наиболее распространёнными речевыми и грамматическими ошибками.
самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения.
определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов.
выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с учётом особенностей текста.
редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова,
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов.
Уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
3 класс
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметнымирезультатамиизучения курса «Родной (русский) язык и литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
производить звукобуквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами, правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
4 класс
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметнымирезультатамиизучения курса «Родной (русский) язык и литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
задавать вопросы;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;
- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
III. Содержание тем учебного курса
Программа учебного курса «Родной (русский) язык и литература» на уровне начального общего образования предполагает изучение следующих разделов:
2 класс
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.).
Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).
Узнавать слово по его лексическому значению.
Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.
Производить звуко-буквенный разбор слова.
Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные
слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и
составлять предложение с данным словом. Находить опасные места в словах.
Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.
Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.
Раздел 3. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Основные виды деятельности:
Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям
Вести диалог с автором при чтении текста.
Ставить к словам вопросы кто? или что?
Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Классифицировать слова по вопросу.
Объединять слова в тематические группы.
Конструировать словосочетания и предложения.
Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.
3 класс
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Основные виды деятельности:
Повторить материал изученный во 2-ом классе.
Знать опознавательные признаки изученных орфограмм и грамотно писать слова с данными орфограммами.
Иметь представление о значении слова, словах синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах.
Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо-временная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
Раздел 3. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Основные виды деятельности:
Обогащение и усложнение словарного запаса, развитие четкой, ясной речи.
Развитие мелкой моторики.
Развитие потребности изучать предмет, увлеченности русским языком.
4 класс
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.
- основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;
- монолог и диалог как разновидность речи;
- лексическое значение слов;
- прямое и переносное значение слов;
-иностранные заимствования;
- речевой этикет: формы обращения;
Обучающиеся должны уметь:
- исправлять, редактировать свою речь, работать над наиболее распространёнными речевыми и грамматическими ошибками;
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения;
- определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов;
- выделять в тексте стилистически окрашенные слова.
Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.
Художественный стиль. Общее понятие. Рифма. Диалог и монолог. Драматические импровизации. Композиции текста. Основные элементы композиции. Работа с деформированным текстом. Публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль.
Официально-деловой стиль. Тезисы. Конспект. Аннотация. Я пишу письмо. Личный дневник. Лингвистический турнир. Работа с текстом.