Рабочая программа индивидуального обучения по математике 4 класс
Рабочая программа индивидуального обучения по математике 4 класс
Рабочая программа по математике разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуального обучения по математике 4 класс»
ОАУ С(К)О школа-интернат III-IV вида Центр дистанционного образования
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № _________
от «__»_________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ПМПК
Протокол № _________
от «__»_________20__ г
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОАУ С(К)О
школы-интерната III-IV вида
______________ И.И. Батищев
Приказ № ___________
от «___» ____________20___ г
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2013- 2014 учебный год
по математике
4 класс
СЕЛЕТКОВ ДАНИЛА АЛЕКСЕЕВИЧ
Составитель: Ильина Татьяна Александровна
г. Липецк
Характеристика обучающегося 4 класса
ОАУ С(К)О школы-интерната III-IV вида
Центра дистанционного образования
Селеткова Данилы Алексеевича
Возраст 10 лет 4 класс
Мальчик общительный в контакт вступает легко. Эмоционально адекватен. Объем памяти не достаточный. Операции обобщения и классификации сформированы. Группы предметов выделяет, обобщает. Личная динамика у мальчика не высокая, заинтересованность в учёбе присутствует редко, ленив.
Математика Даниле даётся с трудом: так как ребёнок неусидчив, концентрация внимания снижена, имеет проблемы в запоминании учебного материала, интенсивно протекает забывание. Вычислительные навыки сформированы, таблицей умножения овладел не до конца. Степень усвоения материала низкая. На уроках старается быть активным, но думает с трудом (часто пытается угадать ответ). Испытывает затруднения при решении задач и примеров. Составные задачи решает с помощью учителя или самостоятельно, по краткой записи, уже составленной таблице или чертежу. Операции сложения и вычитания проводит с опорой на наглядность, существенно затрудняется в счёте с переходом через десяток. Приёмы и алгоритмы усваивает сложно. Обратный ход рассуждений проводит с трудом. Путается в табличном умножении, внетабличном умножении и делении; ошибается в сравнении величин. Даниле сложно выделить главное, установить логическую связь частей. Недостаточное осознание во время фронтального объяснения. Требует постоянного контроля и подсказки. Логическое математическое мышление развито слабо, преобладает образное мышление, поэтому в работе над задачами часто использую рисунки, чертежи, схемы. Зрительная память развита лучше, чем слуховая. т. к скорость письма невысокая, часто использую задания на карточках, в тетради на печатной основе.
Домашнее задание в большинстве случаев выполняет с помощью мамы, сам допущенные ошибки не исправляет. Даниле неплохо удаются работы измерительного характера (например, вычисление периметра). Умеет читать, записывать и сравнивать, многозначные числа. Раскладывать на сумму разрядных слагаемых. Навыки устного счета сформированы не в полной мере. Особенность физиологического развития — кратковременная память, плохо запоминает алгоритмы. Затрудняется с переводом одних единиц в другие. Все виды учебной деятельности доступны, но не все освоены и применяются на практике.
В связи с этим увеличено количество часов на изучение некоторых тем и на повторение изученного.
Рекомендации:
1. Обучение по общеобразовательной программе.
2. Очное взаимодействие
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ отнесены к элементам дополнительного содержания. Данная программа позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и с повышением интереса к математике.
Начальный курс математики – курс интегрированный:в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
овладение знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
развитие личности ребенка и прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей;
формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира ( наблюдения, измерения, моделирование), приемов мыслительной деятельности ( анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение ), способов организации учебной деятельности
( планирование, самоконтроль, самооценка и др. )
Задачи :
формирования представления о натуральном числе, усвоение смысла и приемов выполнения арифметических действий, формирование прочных вычислительных навыков. Ознакомление учащихся с новыми величинами и их измерением, практическое ознакомление с некоторыми зависимостями между ними. Формирование представление о некоторых геометрических фигурах и их свойствах, выработка элементарных графических умений..
Данная программа составлена на основании:
стандарта начального общего образования по Математике (базовый уровень) 2004г.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Ч.1. М.: Просвещение, 2001г.
В данную программу были внесены изменения в соответствии с учебным
планом СКО школы – интернат III –IV вида.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах
коррекционной направленности- это единства диагностики и коррекции, органичное сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний, развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения. Большое значение со спецификой возрастных и индивидуальных особенностей детей придается учету математического материала, дифференцированный подход в обучении
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к предмету, накоплению опыта моделирования – важнейшего метода математики ( объектов, связей, отношений).
Развитие интереса к математике реализуется через методическую систему: дидактические игры, материал преподносится в занимательной форме, ряд упражнений носят комплексный характер, требующий применения знаний из различных разделов курса. Наряду с решением готовых задач, предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и другие.
Содержание курса позволяет осуществить связь с другими предметами – русский язык, окружающий мир . история, технология. Это дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны применять в новых условиях полученные знания, умения. Навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой стороны уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ.
Программа составлена и адаптирована для Селеткова Данилы, обучающегося в данной школе второй год
Цели обучения
• развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни.
В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
♦ выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
♦ выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
♦ определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные
признаки;
♦ формировать речевые математические умения и навыки, высказывать
суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
♦ выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.
♦ развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
♦ осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
♦ сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений.
♦ формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений:
табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Одна из важнейших задач – уметь пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления трехзначного числа на однозначное.
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.
В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и творческого, включая тем самым ученика в активную учебно-познавательную деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.
Формы организации учебного процесса:
●урок,
●домашняя работа,
●практические занятия.
●самостоятельные работы.
●контроль качества знаний.
Технологии обучения:
● здоровье сберегающие технологии
● проблемное обучение
●информационные технологии
Уроки математики способствуют развитию коммуникативной, информационно – познавательной компетентности. Основными видами деятельности является : выделение главного, составление плана работы, пути решения поставленной задачи. Алгоритмизация. Умение владеть диалогом, монологом, умение слушать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль. Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием интерактивной формой обучения – урок презентация, с использованием различных источников информации о способах решения проблемы деятельности, в том числе и сеть Интернет; с использованием компьютерных программы для решения учебных и проектно-технологических задач.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы:
- входная работа,
- текущие и тематические:
Числа от 1 до 1000
Числа, которые больше 1000. Нумерация
Величины
Сложение и вычитание
Умножение и деление многозначных чисел.
Решение задач на движение
Умножение и деление на двузначное число
Деление на двузначное число
- итоговые ( 1, 2. 3 учебные четверти и в конце года)
Практические работы:
Построение прямоугольника, квадрата..
Углы. Построение прямого угла.
Единицы длины.
Нахождение долей.
Содержание рабочей программы.
4 класс
Содержание рабочей программы соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы школы – интерната. Математика, как учебный предмет развивает социализацию, базовые национальные ценностные ориентиры, духовно – нравственное развитьие личности.
Числа от 1 до1000. Повторение.
Арифметические действия.
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-3 действия.
Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Луч. Угол. Виды углов .
К.р. « Четыре арифметических действий»
Числа, которые больше 1000. Нумерация
Тысяча.
Разряды и классы.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение ( уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числовой луч.
К.р « Сложение и вычитание многозначных чисел»
К. р. « Умножение и деление многозначных чисел».
Величины
Единицы длины : мм, см, дм, м. км и соотношение между ними.
Единицы пощади.
Единицы массы: гр, кг, ц. т, соотношение между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, месяц, год, век, соотношения между ними..
К. р. «Скорость, время , расстояние».
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание ( обобщение и систематизация знаний).
Решение уравнений вида х+312=654+79, 729-х=217+163.
Устное сложение и вычитание чисел, в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений одной и тойже величины.
Виды треугольников.
К. р. « Умножение и деление на числа , оканчивающиеся нулями».
К. р. « Умножение на двухзначное и трехзначное число».
Умножение и деление
Умножение и деление ( обобщение и систематизация знаний)
Решение уравнений вида 6 х= 429+120, х:18=270-50.
Устное умножение и деление на однозначное число в пределах 100; умножение и деление на10, 100. 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное числа ( в пределах миллиона)
Умножение и деление, значения величины на однозначное число.
Примеры взаимосвязей между величинами. Площадь прямоугольного треугольника.
К. р. « Деление на двузначное и трехзначное число».
К.р. « Контроль и учет знаний».
Систематизация и обобщение всего изученного
К.р. « Годовая контрольная работа»
Проверочные тесты.
Перечень обязатеьных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
4 класс
Контрольные работы
-входная
-текущие и тематические:
Нумерация чисел больших 1000.
Величины. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Умножение и деление многозначных чисел на однозначные.
Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Письменное умножение на двузначное и трехзначное число.
Умножение и деление на двузначное и трехзначное число. Деление с остатком.
Арифметические действия. Правила о порядке выполнения действий.
итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)
Итого: контрольных работ- 14
Практические работы:
Угол. Построение углов различных видов.
Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге
Требования к уровню подготовки учащихся
4 класс
В результате изучения курса «Математика» обучающиеся должны знать/понимать:
Нумерация
Обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки (больше),
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
связь между компонентами и результатом каждого действия;
основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);
находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 • r, b : 2, a ± b, c • d, k : nпри заданных числовых значениях входящих в них букв;
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750 2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основвзаимосвязи между компонентами и результатами действий решать задачи в 1 – 3 действия.
Величины
иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Обучающиеся должны знать:
единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значении величин на однозначное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
виды углов: прямой, острый, тупой;
виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
определение прямоугольника (квадрата);
свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по математике.
Работа, состоящая из примеров
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач
«5» – без ошибок.
«4» – 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» – 4 грубых ошибки.
Контрольный устный счет
«5» – без ошибок.
«4» – 1 – 2 ошибки.
«3» – 3 – 4 ошибки.
«2» – более 3 – 4 ошибок.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Цифровые образовательные ресурсы
Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл. Математика и конструирование»;
1. Программа по математике. Моро М.И. Школа России. Концепции и программы для нач. кл. В 2 ч. 1 /[М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.В.Волкова и др.].- 2 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.
2. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. /[М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.].- 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2007.
3. Моро М.И.
Тетради по математике в 2-х частях для 4 кл.М.: Просвещение, 2007 г.
4. Бантова М.А. и др.Методическое пособие к учебнику математики (4 кл.). М.: Просвещение, 2007 г
.
Пособия для учителя
1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И.Моро и др.: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008.
2. Журнал «Начальная школа» 2000-2009 г.
3. Календарно-тематическое планирование для комплекта «Школа России»: 1-4 классы /Авт.-сост. О.А.Лутошкина.- М.: ВАКО,2008.
Содержание тем учебного курса
№ п/п
Раздел
УУД
Количество
часов
1.
Повторение нумерации и действий с числами до 1 000.
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств структурирование знаний;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
- формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
19
2.
Нумерация чисел больше 1000.
9
3
Величины.
22
4
Сложение и вычитание чисел больше 1 000
8
5
Умножение и деление чисел больше 1 000.
20
6
Скорость, время, расстояние
7
7
Геометрические фигуры
4
8
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями
8
9
Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число
28
10
Повторение изученного
11
Итого:
136ч.
Список литературы (основной и дополнительной).
Литература для учащихся:
Основная:
1.Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 4 класс, в 2 частях . М.: Просвещение, 2008
2.Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 4 класса в 2-х частях. – Просвещение, 2009
Дополнительная:
1.Ракитина М. Г. Математика: 4 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2009
2.Считай без ошибок: справочник школьника по математике / Сост. Н. Е. Точная. – СПб.: Литера, 2004
3.Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Внетабличное умножение и деление: 3 – 4 классы. – М.: Астрель, 2009
4.Узорова О. В., Нефедова Е. А. 500 примеров по математике: На порядок действий: 4 класс. – М.: Астрель, 2008
5. Контрольные работы по математике: 4 класс: к учебнику М.И Моро и др. «Математика . 4 класс» /В.Н.Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Пособия для учителя:
1.Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по математике: 4 класс. – М.: ВАКО
2.Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 4 класс: К учебнику М. И. Моро «Математика. 4 класс в 2 частях. Школа России». – М.: Экзамен, 2009
3. Ольховская.,Л.С. Иванова.Л.Л.,и др. под редакцией Лысенко Ф.Ф. Тесты за курс начальной школы 4-5 класс. «Легион» Ростов-на-Дону 2010г.