Тарабриной Ж.Е.
примерной программы по учебным предметам в начальной школе (стандарты второго поколения), 2011г.;
программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК "Школа России"), 2011г.
1.Адресат | Учебный курс «Окружающий мир» адресован обучающимся начальных классов общеобразовательных школ, реализующих УМК «Школа России». |
2.Общая характеристика учебного предмета | Специфика предмета состоит в том, что он имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающему материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование: - целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества; - фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни; - вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. |
3.Основные содержательные линии предмета | 1. «Человек и природа» 2. «Человек и общество» 3. «Правила безопасной жизни» |
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающее человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Искусство (живопись, архитектура, литература музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно- ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. |
5.Место учебного предмета в учебном плане. | Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66ч (2ч в неделю, 33 учебные недели), во 2,3,4 классах по 68ч (2ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). |
6. Результаты изучения учебного предмета | Личностные результаты: - осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; членом общества и государства; чувство любви в своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; - осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; -уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; - расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; -способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме; -установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду. Метапредметные результаты: -способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека; -умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.); -способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметные результаты: -усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); -сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; -владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин; -умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; -владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; -овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; -понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни; -понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России; -понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед. Информационная грамотность: уметь - осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении; -наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях; -создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); использовать информацию для построения умозаключений. |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1-5-е изд.- перераб. -М.: Просвещение, 2011.- 400.- (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09- 025230-0. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.А.Плешаков.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 223с.- (Школа России). - ISBN 978-5-09- 025564-6. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2ч. /А.А.Плешаков.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2006.- 141с.: ил.- (Зеленый дом).- ISBN 5-09-015013-3 Окружающий мир. Тесты. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А.Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д.Назарова. - М.: Просвещение, 2010. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. / А.А.Плешаков. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование. 3 класс. Изд.3-е переработанное и дополненное. М.: «ВАКО», 2006.-368с.- (В помощь школьному учителю). ISBN 5-94665-288-5. Печатные пособия. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. Плакаты по основным темам естествознания- магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т.д.) Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др). Географические и исторические настенные карты. Атлас географических и исторических карт. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. Технические средства обучения Аудиторская доска с набором приспособлений для закрепления карт и таблиц. Экспозиционный экран. Телевизор. Видеоплеер (видеомагнитофон). Аудиопроигрыватель. Персональный компьютер. Диапроектор (эпидиаскоп). Мультимедийный проектор. Экранно-звуковые пособия. Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме). Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп (по возможности цифровой). Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). Модель «Торс человека с внутренними органами». Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учетом содержания обучения). Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п. Натуральные объекты. Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения, животные). Игры и игрушки. Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр). Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. Оборудование класса. Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для карт и т.д. |
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Человек и природа- 38час |
Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, название и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, птицы, рыбы, звери). Домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека в животным. Животные родного края, их название и краткая характеристика на основе наблюдений. Круговорот веществ. Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие каждого в охране природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями. | Природа вокруг нас Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и важные для человека свойства. Использование человеком богатств природы (солнце, растения). Значение природы для существования всего живого на Земле. Природа неживая и живая Природа - это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости и газы. Воздух - смесь газов. Свойства воздуха (не виден, не имеет запаха, летуч, занимает форму любого сосуда, легко сжимается). Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, принимает форму любого сосуда), состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов, человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Почва, её состав, значение для живой природы, хозяйства человека; плодородие как главное свойство почвы. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества, почвы). Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Грибы съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Единство живого и неживого Разнообразие веществ в окружающем мире. Круговорот веществ. Человек - часть природы Зависимость жизни человека от природы, обеспечение его физического и нравственного здоровья. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Тело человека Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог, обмораживание, перегрев). | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние-дикие животные; культурные-дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы); характеризовать из отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Приводить примеры веществ, описывать их. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём городе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного края. Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона, обсуждать полученные сведения. Приводить примеры веществ. Различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуацию по сохранению природы и её защите. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, экосистем, растительного и животного мира. Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. |
Человек и общество -30час |
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек - член общества. Человек-создатель и носитель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья - самое близкое окружение человека. Правила пользования транспортом. Россия на карте, государственная граница России. Ответственность главы государства за социальное и духовное благополучие граждан. Города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими странами с контрастными особенностями (3-4 страны): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность человека за укрепление своего здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | Правила безопасной жизнедеятельности Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Человек - член общества Отличия человека от животного. Взаимоотношения между людьми. Человек – создатель и носитель культуры. Моя Родина Семья - самое близкое окружение человека. Семья ребенка и её состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Правила уличного движения - гарантия безопасности на улицах города. Наша родина - Россия, Российская Федерация Государственная граница России. Города Золотого кольца России (по выбору). Очная и заочная экскурсии по городам Золотого кольца России (по выбору). Страны и народы мира Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности. | Обсуждать коллективно необходимость здорового образа жизни. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Практическая работа по освоению правил поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах, в школе. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного поведения на дороге). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Приводить примеры и демонстрировать образцы культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения Находить и показывать территорию России, её государственную границу. Показывать местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3 города) на карте России. Подготавливать небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, носителям других национально-культурных и духовных традиций. Строить диалог с представителями других народов с учётом уровнем владения ими русским языком, оказывать помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком. |
№ п/п | № п/п | Разделы примерной программы Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Элемент содержания | Практическая часть | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Характеристика деятельности учащихся |
1. | 1. | I четверть Человек и природа Природа - это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. | 1 | | Урок-экскурсия | Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей. | Экскурсия | Знать: человек-часть природы. Уметь: распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; классифицировать объекты живой природы. | Текущий устный опрос | Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы); характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району города (с точки зрения безопасного поведения на дороге). |
2. | 2. | Человек и общество Отличия человека от животного. Внутренний мир человека. | 1 | | ИНМ | Человек-часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | | Знать: человек-часть природы, разумное существо. Уметь: анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. | Текущий устный опрос | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения; Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных. |
3. | 3. | Человек и природа Проект «Богатства, отданные людям». | 1 | | Проект | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Посадка дерева или кустарника. | В ходе выполнения проекта дети учатся: -определять цель проекта; -распределять обязанности по проекту в группах; -собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, в музее, в ходе интервью, в Интернете. | Индивидуальный устный опрос | Классифицировать объекты живой природы. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. |
4. | 4. | Человек и общество Взаимоотношения между людьми. Человек-создатель и носитель культуры. Семья - самое близкое окружение человека. | 1 | | ИНМ | Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Семья ребенка и её состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Народы, населяющие Россию. Названия разных народов (по выбору). Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы - граждане России. | | Знать: человек, семья -часть общества. Уметь: дать характеристику нашему государству-России, используя информацию учебника. | Индивидуальный устный опрос | Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве. Определять место человека в мире. |
5. | 5. | Человек и природа Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. | 1 | | ИНМ | Экологические связи, их разнообразие. | | Знать: взаимосвязи между природой и человеком. Уметь: объяснять в пределах требований программы взаимосвязи между природой и человеком. | Индивидуальный устный опрос | Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком. Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Моделировать связи организмов с окружающей средой. |
6. | 6. | Человек и природа Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. | 1 | | К | Охрана природы. Заповедники и национальные парки - охраняемые природные территории, их роль в охране природы. Посильное участие каждого в охране природы. Морская корова, странствующий голубь - примеры животных, исчезнувших по вине человека. | Практическая работа: Заготовка семян для зимней подкормки птиц. | Знать: взаимосвязи между природой и человеком. Уметь: объяснять в пределах требований программы взаимосвязи между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы. | Фронтальный письменный опрос | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуацию по сохранению природы и её защите. Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, экосистем, растительного и животного мира. |
7. | 7. | Человек и природа Твёрдые тела, жидкости и газы. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. | 1 | | ИНМ | Тела, вещества, частицы. Вещество- это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Тела естественные, искусственные. | Опыт: растворение вещества. | Знать: что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы. Уметь: проводить простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты. | Индивидуальный устный опрос | Различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы. Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. |
8. | 8. | Человек и природа Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, крахмал, кислоты. | 1 | | ИНМ | Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди. | Практическая работа: Обнаружение крахмала в продуктах питания. | Знать: что такое тела и вещества. Уметь: Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. | Индивидуальный письменный опрос | Приводить примеры веществ, описывать их Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. |
9. | 9. | Человек и природа Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | 1 | | ИНМ | Свойства воздуха (не виден, не имеет запаха, летуч, занимает форму любого сосуда, легко сжимается). Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. | Опыты: Изучение свойств воздуха | Знать: основные свойства воздуха. Уметь: проводить простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты. | Фронтальный письменный опрос | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём городе. |
10. | 10. | Человек и природа Вода. Свойства воды, состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов, человека. | 1 | | ИНМ | Вода как вещество. Свойства воды (обладает текучестью, не имеет цвета и запаха, принимает форму любого сосуда); состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. | Практическая работа: Изучение свойств воды; очистка загрязненной воды с помощью фильтра. | Знать: основные свойства воды. Уметь: проводить простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты. | Индивидуальный устный опрос | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. |
11. | 11. | Человек и природа Круговорот воды в природе. | 1 | | ИНМ | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | Опыт: Образование капель при охлаждении пара. | Знать: круговорот воды в природе. Уметь: проводить простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты. | Фронтальный устный опрос | Характеризовать круговорот воды в природе. Моделировать круговорот воды в природе. |
12. | 12. | Человек и природа Распространение воды в природе, значение для живых организмов, человека. | 1 | | К | Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. | | Знать: основы экологической безопасности. Уметь: объяснять в пределах требований программы взаимосвязи между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы. | Индивидуальный устный опрос | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Моделировать ситуацию по сохранению природы и её защите. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. Оценивать личную роль в охране воды. |
13. | 13. | Человек и природа Почва, её состав, значение для живой природы, хозяйства человека; плодородие как главное свойство почвы. | 2 | | К | Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. Проверочная работа. | | Знать: состав почвы. Уметь: проводить простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты. | Фронтальный письменный опрос | Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы ( на примере своей местности). Характеризовать процессы разрушения почвы. |
14. | 14. | ИНМ | Практическая работа: Изучение состава почвы. | Фронтальный письменный опрос |
15. | 15. | Человек и природа Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. | 1 | | К | Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника – наука о растениях. | | Знать: группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Уметь: различать наиболее распространенные в данной местности растения. | Индивидуальный письменный опрос | Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы. Характеризовать группы растений. Определять растения с помощью атласа-определителя. |
16. | 16. | Человек и природа Условия, необходимые для жизни растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | 1 | | К | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества, почвы). Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | | Знать: взаимосвязи между неживой и живой природой. Уметь: объяснять в пределах требований программы взаимосвязи между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы. | Индивидуальный устный опрос | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений. |
17. | 17. | Человек и природа Размножение и развитие растений. Опыление. | 1 | | ИНМ | Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов из семян. | Практическая работа: Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. | Знать: взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы. Уметь: распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе. | Фронтальный письменный опрос | Характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения. Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. |
18. | 18. | Человек и природа Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Охрана растительного мира. | 1 | | К | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. | | Знать: взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека; меры по охране природы, правила личного поведения в природе. Уметь: выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы. | Фронтальный устный опрос | Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. |
19. | 1. | II четверть Человек и природа Животные, их разнообразие. Виды животных. | 1 | | ИНМ | Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Животные родного края, их название и краткая характеристика на основе наблюдений. Зоология-наука о животных. | | Знать: группы животных ( насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). Уметь: различать наиболее распространенные в данной местности животных. | Индивидуальный устный опрос | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Приводить примеры животных разных групп. |
20. | 2. | Человек и природа Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 | | Проект | Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Изготовление модели цепи питания. | Знать: взаимосвязи внутри живой природы. Уметь: характеризовать животных по типу питания. В ходе выполнения проекта дети учатся: -определять цель и этапы работы; -распределять обязанности по проекту в группах; -совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; -находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; -составлять и презентовать «Книгу природы родного края» | Индивидуальный устный опрос | Характеризовать способы питания, условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона, обсуждать полученные сведения. |
21. | 3. | Человек и природа Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). | 1 | | ИНМ | Размножение и развитие животных разных групп. | | Знать: взаимосвязи внутри живой природы. Уметь: объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе. | Фронтальный письменный опрос | Характеризовать способы размножения; условий, необходимых для жизни животных. Моделировать стадии размножения животных разных групп. |
22. | 4. | Человек и природа Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. | 1 | | К | Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. | | Знать: взаимосвязи между животными и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе). Уметь: выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы. | Фронтальный устный опрос | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. Определять животных, занесенных в Красную книгу России. |
23. | 5. | Человек и природа Грибы съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов. Комбинированный урок. | 1 | | К | Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники. | Моделирование «Различение грибов-двойников». | Знать: основные группы живого (грибы); съедобные, несъедобные грибы. Уметь: различать наиболее распространенные в данной местности съедобные, несъедобные грибы. | Индивидуальный устный опрос | Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. |
24. | 6. | Человек и природа Круговорот веществ. | 1 | | ИНМ | Великий круговорот жизни. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. | Моделирование круговорота веществ в природе. | Знать: что такое вещества; круговорот веществ в природе. Уметь: объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе. | Индивидуальный письменный опрос | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого неживого. Характеризовать организмы-производители, организмы-разрушители. |
25. | 7. | Человек и природа Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств). | 1 | | ИНМ | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система. | Практическая работа: Измерение роста и массы тела человека. | Знать: строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме. Уметь: выполнять правила личной гигиены и безопасности. | Фронтальный письменный опрос | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. |
26. | 8. | Человек и природа Органы чувств. Их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена органов чувств. | 1 | | ИНМ | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. | Эксперимент: Распознавание предметов на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. | Знать: строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме. Уметь: выполнять правила личной гигиены и безопасности. | Индивидуальный устный опрос | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Формулировать правила гигиены органов чувств. |
27. | 9. | Человек и природа Надёжная защита организма. Орган осязания. Первая помощь при лёгких травмах. Гигиена кожных покровов. | 1 | | Пр. работа | Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание). | Практическая работа: Знакомство с внешним строением кожи. Упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи. | Знать: строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме. Уметь: выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи. | Индивидуальный устный опрос | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. |
28. | 10. | Человек и природа Опорно-двигательная система. Её роль в жизнедеятельности организма. | 1 | | ИНМ | Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | | Знать: строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме. Уметь: выполнять правила личной гигиены и безопасности; следить за правильной осанкой на уроке и вне его. | Фронтальный письменный опрос | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. |
29. | 11. | Человек и природа Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Пищеварительная система. Её роль в жизнедеятельности организма. Гигиена питания. Проверочная работа | 1 | | ИНМ | Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Практическая работа: Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках). | Знать: строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме. Уметь: выполнять правила личной гигиены и безопасности. | Фронтальный устный опрос | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Моделировать строение пищеварительной системы. |
30. | 12. | Человек и природа Дыхательная и кровеносная системы. Их роль в жизнедеятельности организма. | 1 | | ИНМ | Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота. | Практическая работа: Подсчет ударов пульса. | Знать: строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме. Уметь: выполнять правила личной гигиены и безопасности. | Фронтальный письменный опрос | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать строение дыхательной и кровеносной системы систем. |
31. | 13. | Человек и общество Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | 1 | | К | Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. | Составление инструкции по предупреждению инфекционных заболеваний. | Знать: правила гигиены; основы здорового образа жизни. Уметь: выполнять правила личной гигиены и безопасности. | Индивидуальный устный опрос | Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Формулировать правила закаливания. |
32. | 14. | Человек и общество Ценность здоровья и здорового образа жизни для школьников. | 1 | | Пр. работа | Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. | | Знать: правила гигиены; основы здорового образа жизни. Уметь: выполнять правила личной гигиены и безопасности. | Индивидуальный устный опрос. | Обсуждать коллективно необходимость здорового образа жизни. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. |
№ п/п | № п/п | Разделы примерной программы Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Элемент содержания | Практическая часть | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Характеристика деятельности учащихся |
33. | 1. | III четверть Человек и природа Системы органов. Личная гигиена школьника. | 1 | | К | Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье». Сообщения и оформление стенда по теме «Хотим быть стройными!» | | Знать: человек-часть природы, что значит, вести здоровый образ жизни, строение и работа органов и систем. Уметь: Измерять температуру тела, пульс. | Текущий письменный опрос | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Оценивать личное отношение к своему здоровью. Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
34. | 2. | Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, водой. | 1 | | ИНМ | Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Телефоны экстренной помощи. Обсуждение опасных ситуаций. | Практическая работа. Знакомство с «Планом эвакуации», движение по стрелкам к выходу в случае аварийной ситуации. | Знать: правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, водой. Уметь: выполнять правила безопасности. | Текущий устный опрос | Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. |
35. | 3. | Человек и общество. Правила безопасной жизнедеятельности Правила безопасного поведения на дорогах. | 1 | | ИНМ | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. | Практическая работа по освоению правил поведения: как вести себя на дорогах. | Знать: правила безопасного поведения на улице. Уметь: выполнять правила безопасности. | Текущий устный опрос | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. |
36. | 4. | Человек и общество. Моя Родина. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города. | 1 | | Экскурсия | Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы. | Практическая работа по освоению правил поведения: как вести себя на дорогах. Экскурсия. | Знать: основные дорожные знаки. Уметь: пользоваться транспортом. | Фронтальный устный опрос | Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного поведения на дороге). |
37. | 5. | Человек и общество. Моя Родина. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города. Проект «Кто нас защищает». | 1 | | Проект | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | | Уметь: оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | Индивидуальный опрос | Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. Находить и извлекать в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС. Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о известных людях. |
38. | 6. | Человек и природа. Природа вокруг нас. Правила поведения дома, в парке, в лесу, на реке и озере. | 1 | | К | Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т.д. | | Знать: правила безопасного поведения в быту и на улице. Уметь: выполнять правила личной безопасности. | Фронтальный письменный опрос | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Практическая работа по освоению правил поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. |
39. | 7. | Человек и природа. Человек часть природы. Природа и наша безопасность. Правила поведения в природе. Правила сбора грибов. | 1 | | ИНМ | Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи). | Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя. | Знать: правила личного поведения в природе. Уметь: различать наиболее распространенные в данной местности растения, съедобные и несъедобные грибы. | Фронтальный устный опрос | Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Отличать гадюку от ужа. |
40. | 8. | Человек и природа (из часов резерва). Экологическая безопасность | 1 | | К | Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. | Практическая работа: Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды. | Знать: основы экологической безопасности. Уметь: обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; выполнять правила безопасности. | Индивидуальный устный опрос | Оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Анализировать по схеме цепь загрязнения. Приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. |
41. | 9. | Человек и общество. Значение труда для человека и общества (из часов резерва) Для чего нужна экономика. | 1 | | ИНМ | Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей-главная задача экономики. Товары и услуги. | | Знать: потребности людей; товары и услуги. Уметь: характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня. | Индивидуальный письменный опрос | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги». |
42. | 10. | Человек и природа. Человек –часть природы. Природа – источник удовлетворения хозяйственных потребностей людей. | 1 | | К | Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | | Знать: меры по охране природы, правила личного поведения в природе. Уметь: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. | Индивидуальный устный опрос | Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. |
43. | 11. | Человек и природа. Природа неживая и живая. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. | 1 | | К | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых. | Практическая работа: Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых. | Знать: полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Уметь: распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; различать полезные ископаемые родного края (2-3 примера). | Индивидуальный устный опрос | Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека. |
44. | 12. | Человек и природа. Природа неживая и живая. Роль растений в жизни людей. | 1 | | К | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов. Растения родного края, название и краткая характеристика на основе наблюдений. | Практическая работа: Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений. | Знать: основные отрасли сельского хозяйства. Уметь: Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; определять с помощью атласа-определителя культурные растения; характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. | Фронтальный устный опрос | Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные-дикорастущие растения. |
45. | 13. | Человек и природа. Природа неживая и живая. Домашние животные. Роль животных в жизни людей (на примере животных своей местности). | 1 | | К | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов. | | Знать: потребности людей. Уметь: классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. | Индивидуальный устный опрос | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о животных и обсуждать полученные сведения. Характеризовать особенности диких и домашних животных (на примере своей местности). |
46. | 14. | Человек и общество. Значение труда для человека и общества Профессии людей. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. | 1 | | К | Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая. | | Знать: основные отрасли промышленности. Уметь: соотносить продукцию и отрасли промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности. | Фронтальный письменный опрос | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. |
47. | 15. | Человек и общество. Значение труда для человека и общества Проект «Экономика родного края». Экскурсия на предприятие родного края( ателье). | 1 | | Экскурсия | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | | Уметь: Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | Фронтальный устный опрос | Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на предприятие родного края. |
48. | 16. | Человек и общество. Значение труда для человека и обществ (из резерва). Роль денег в экономике. Денежные единицы различных стран. | 1 | | | Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Зарплата и сбережения. | Практическая работа: Знакомство с современными российскими монетами. | Знать: роль денег в экономике. Уметь: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; различать денежные единицы разных стран. | Индивидуальный устный опрос | Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа. Моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. |
49. | 17. | Человек и общество. Человек – член общества. Многообразие видов деятельности людей. Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. | 1 | | ИНМ | Источники доходов. Основные статьи расходов государства. Налоги. На что государство тратит деньги. Ответственность главы государства за социальное и духовное благополучие граждан. | | Знать: основы государственного бюджета. Уметь: моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. | Индивидуальный устный опрос | Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. |
50. | 18. | Человек и общество. Человек – член общества. Многообразие видов деятельности людей. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. | 1 | | К | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | | Знать: основы семейного бюджета. Уметь: определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие - менее важными. | Фронтальный письменный опрос | Готовить рассказ о домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Моделировать семейный бюджет. |
51. | 19. | Человек и общество. Экономика и экология. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. | 1 | | К | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в 21 веке. | | Знать: основы экологической безопасности. Уметь: характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. | Индивидуальный устный опрос | Приводить примеры зависимости удовлетворения людей от природы. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Моделировать экологические прогнозы. |
52. 53. 54. | 20. 21. 22. | IVчетверть Человек и общество. Наша Родина – Россия, РФ Города Золотого кольца России (по выбору). Заочная (с помощью ИКТ) экскурсия по городам Золотого кольца России (по выбору). | 3 | | ИНМ | Золотое кольцо России - слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности. | Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. | Знать: некоторые города России, их главные достопримечательности. Уметь: приводить примеры городов России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос | Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации. Подготавливать небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. |
55. | 23. | Человек и общество. Родной край – частица Родины. Памятники истории и культуры Мурманской области, их охрана. Проект «Музей путешествий». | 1 | | К | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. | Уметь: презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | Индивидуальный устный опрос | Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Cобирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал). Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения (экскурсии по музею). |
56. | 24. | Человек и общество. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Государственная граница России. | 1 | | К | Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. | Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. | Знать: страны, граничащие с Россией (с опорой на карту). Уметь: показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. | Фронтальный устный опрос | Находить и показывать территорию России, её государственную границу. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религии. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. |
57. 58. | 25. 26. | Человек и общество. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. | 2 | | ИНМ | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. | Знать: страны севера Европы, их столицы (с опорой на карту). Уметь: приводить примеры стран- соседей России; готовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; соотносить государства и их флаги. | | Находить и показывать территорию России, её государственную границу. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. |
59. | 27. | Человек и общество. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран. | 1 | | ИНМ | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности. | Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. | Знать: страны Бенилюкса, их столицы (с опорой на карту). Уметь: приводить примеры стран зарубежной Европы и их столиц; готовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. | | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. |
60. 61. | 28. 29. | Человек и общество. Страны и народы мира. Знакомство со странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности (Германия, Австрия, Швейцария). | 2 | | ИНМ | Германия, Австрия, Швейцария, их местоположение на карте, столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. | Знать: местоположение страны на карте, её столицу. Уметь: готовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; описывать достопримечательности по фотографиям. | | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, носителям других национально-культурных и духовных традиций. |
62. 63. | 30. 31. | Человек и общество. Страны и народы мира. Знакомство со странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности (Франция, Великобритания). | 2 | | ИНМ | Франция, Великобритания, их местоположение на карте, столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. | Знать: местоположение страны на карте, её столицу. Уметь: готовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; описывать достопримечательности стран по фотографиям. | | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Строить диалог с представителями других народов с учётом уровнем владения ими русским языком, оказывать помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком. |
64. | 32. | Человек и общество. Страны и народы мира. Знакомство со странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности | 1 | | ИНМ | Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. | Знать: местоположение стран на карте, их столицы. Уметь: готовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. | | Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, носителям других национально-культурных и духовных традиций. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. |
65. | 33. | Человек и общество. Страны и народы мира. Главные достопримечательности стран мира. | 1 | | ИНМ | Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). | Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. | Знать: главные достопримечательности стран мира. Уметь: обсуждать цели международного туризма; работать с картой; находить в дополнительной литературе и Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения. | | Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. |
66. | 34. | Человек и общество. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | | Итоговый | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | | Проверить уровень сформированности знаний и умений учащихся по темам: «Наша безопасность», «Чему учит экономика», «Путешествие по городам и странам». | Итоговый (Тест) | Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
67. | 35. | Человек и общество. Моя Родина. Экскурсия к одной из достопримечательностей родного города Памятник 6-ой Героической батареи). | 1 | | Экскурсия | Знакомство с памятником, историческими событиями, связанными с памятником. Возложение цветов. Рассказ о героическом подвиге участников ВОв. | | Знать достопримечательности своего города. Называть памятники Мурманска. Уметь рассказывать о героях и событиях ВО войны. | | Обменивать сведениями , полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. |
68. | 36. | Человек и общество. Родной край – частица Родины. Экскурсия в Краеведческий музей для знакомства с бытом народов региона. | 1 | | Экскурсия | Ознакомление с экспозицией музея о прошлом и настоящем родного края. | | Иметь представление о коренном населении Кольского п-ва. | | Оценивать степень участия земляков в истории и вклад в культуру родного края. |