kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по технологии для 4 класса для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели обучения в начальной школе: Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями. Освоение продуктивной проектной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 4 класса для детей с ОВЗ»


Красноперекопский учебно-воспитательный комплекс «школа-УПК № 1»


Рассмотрено на МО

Протокол № ___________

от «______»__________________2014 года

Согласовано

Зам.директора по УВР _________________

«_____»_____2014г.

Утверждаю

Директор школы __________________

Г.В.Андриевская «_______»___________________2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Технология»

2014 – 2015 учебный год




Составитель программы:

учитель начальных классов

Кузнецова Ольга Васильевна






г.Красноперекопск

2014г.








Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Технология» составлена на основе

  • Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (авторы программ Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина, Н.А. Цыпанова, Г.И. Жаренкова, Т.В. Кузьмичева, Е.Б. Новикова, Е.Н. Мосакова, И.Н. Волкова. – М.: издательство «ПАРАДИГМА», 2010 год.

Данная программа будет реализовываться в 4 классе VII вида.


Цели обучения в начальной школе:

  • Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

  • Освоение продуктивной проектной деятельности.

  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» в начальных классах общеобразовательной школы — воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к обще­ственно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться.


Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обу­чения в общеобразовательной школе:

• овладение первоначальными общетрудовыми умениями (ста­вить и удерживать цель деятельности, организовывать работу, пла­нировать предметно-практическую деятельность, контролировать и оценивать ее);

• овладение приемами ручной работы с различными материала­ми; выращивание сельскохозяйственных растений;

• ознакомление с некоторыми доступными для понимания уча­щихся профессиями и т.д.


Однако решению указанных задач препятствуют особенности познавательных процессов, присущие учащимся с ЗПР: неустой­чивость внимания, сниженная работоспособность, импульсивная, недостаточно целенаправленная деятельность, ослабленность сло­весной регуляции деятельности. Отмеченные затруднения носят стойкий характер и без специальной коррекционной работы дол­гое время не преодолеваются, а некоторые особенности в связи с нарастающей сложностью учебного материала еще более усугубля­ются.

Коррекционная направленность обучения предполагает: постро­ение содержания программы по трудовому обучению с учетом ин­дивидуально-типологических особенностей ребенка; выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать кон­кретно-трудовые умения (находить части и детали изделия, опреде­лять вид и способ соединения деталей, определять форму изделия и его отдельных частей, определять материалы, порядок изготовле­ния и сборки изделия, выполнять измерения, основные технологи­ческие операции — сгибание, складывание и др.). Успешное поэтапное выполнение детьми простейших трудовых задач под руко­водством учителя по принципу «делай как я» не гарантирует самос­тоятельного выполнения таких же или аналогичных заданий. Са­мостоятельное осуществление трудовой деятельности возможно, если ученик, участвующий в коллективной деятельности, не только в состоянии самостоятельно выполнить определенную часть рабо­ты, но и умеет удерживать в поле внимания действия других детей. Таким образом, правильная организация учителем трудовой дея­тельности, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, кол­лективные и индивидуальные формы работы, ведет к формирова­нию ребенка как субъекта трудовой деятельности, умеющего и же­лающего учиться.


Содержание трудового обучения представлено различными ви­дами труда (сельскохозяйственный, технический, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов).

Научные психолого-педагогические исследования подтвержда­ют необходимость расширения содержания трудового обучения как учебного предмета, включающего не только технологическую подготовку и профориентацию учащихся, но и приобщение трудо­вого обучения к системе общего образования.

Именно на уроках трудового обучения создается уникальная возможность «перевода» сложных абстрактных действий из неви­димого плана во внешний (видимый), так как учащийся действует в рамках предметно-практической деятельности. На базе внешне обозначенных требований более эффективно развивается познава­тельная сфера ребенка с ЗПР.


С учетом коррекционной направленности, в зависимости от уровня образовательного учреждения данный учебный предмет может включать различное содержание. Например, у учащихся с низким уровнем образовательной ориентации необходимо на на­чальном этапе трудового обучения включить технологическую подготовку, предусматривающую формирование практических умений ручной работы одновременно с развитием глазомера, ру­ки, пространственных, измерительных умений. На следующих этапах на базе предметно-практической деятельности может быть создан особый интегрированный учебный курс, представленный в данной программе.

Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для применения знаний и закрепления умений, получен­ных школьниками на уроках не только труда, но и других учебных дисциплин. Для решения поставленных задач целесообразнее использовать комбинированные уроки, обеспечивающие примене­ние знаний и умений, приобретенных на уроках математики, чте­ния, ознакомления с окружающим миром и др. Такие уроки, с одной стороны, позволяют учащимся осознанно подходить к изучению нового материала, необходимости формирования трудовых умений, что в дальнейшем ведет к становлению учебно-трудовой деятельности младших школьников, а с другой — дают возможность учителю придерживаться основных требований при обучении детей с ЗПР (чередование различных видов учебно-тру­довой деятельности, дифференцированный подход при обучении учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения и т.д.). Комбинированные уроки детей превраща­ют труд школьника в осмысленный процесс, побуждающий его активно искать ответы на вопросы, возникшие в ходе учебно-тру­довой деятельности. В подражательной деятельности заложены большие возможности на первых этапах обучения. Чрезмерное оказание помощи учителем отрицательно сказывается на разви­тии учащихся: они становятся интеллектуально-пассивными, бес­помощными при самостоятельном решении самых простых тру­довых задач.

Младшие школьники с ЗПР теряют интерес к работе с одним и тем же материалом, поэтому необходимо использовать разные ма­териалы. В процессе изготовления изделий из них учащимся при­ходится решать разнообразные конструкторские и технологичес­кие задачи, задачи оформления, отделки изделия, сравнивать, со­поставлять приемы выполнения одних и тех же операций и приемы обработки разных материалов, что также способствует со­вершенствованию и закреплению трудовых умений. Посильность и доступность предложенных заданий, теоретическая и практиче­ская подготовленность учащихся к их выполнению способствуют значительному увеличению самостоятельности детей с ЗПР при групповых формах работы.


Особое место в содержании курса «Технология» занима­ет технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению при­емами обработки других материалов. При изучении раздела «Рабо­та с бумагой и картоном» складываются наиболее благоприятные условия для обучения младших школьников планированию пред­метно-практической деятельности. При этом за основу берется операционный план, затем дети обучаются составлять краткий и сложный планы.


Ознакомление учащихся с элементами техники в разделе «Тех­ническое моделирование» осуществляется в процессе сборки моде­лей машин и технических устройств из деталей «Конструктора».

Этот вид труда развивает конструкторские способности, техничес­кое мышление, пространственные представления. Учащиеся полу­чают сведения о машинах, механизмах, рабочих профессиях.


На уроках по разделу «Основы художественной обработки различ­ных материалов» учащиеся осваивают приемы и способы работы с различными материалами (соломка, хвоя сосны и ели, перья, кам­ни, песок, пластилин и т. д.). Работа с вышеперечисленными мате­риалами улучшает мелкую моторику мышц рук, развивает чувство пропорции, соразмерности деталей, пространственную ориенти­ровку и др.

На занятиях по сельскохозяйственному труду учащиеся знако­мятся с выращиванием растений, проводят наблюдения и неслож­ные опыты (в школьных помещениях, открытом грунте и т.п.).


Курс «Технология» направлен на формирование у учащих­ся организационных (организация рабочего места и процесса тру­да, рациональный выбор материалов и инструментов, экономия материалов, соблюдение гигиены и безопасности труда), конструктивно-технологических (принятие и удержание цели трудо­вой деятельности, определение плана предметно-практической деятельности), контрольных (осуществление само- и взаимоконт­роля) и оценочных (оценка и совершенствование своей деятельно­сти) умений.

Коррекционные задачи уроков труда решаются в том случае, если учебные задания способствуют выявлению причин затруд­нений и ошибок, учащихся в процессе деятельности, а также по­зволяют фиксировать не только результаты усвоения текущего материала, но и коррекцию своевременно обнаруженных недо­статков и ошибок. При оценке успеваемости школьников с ЗПР по труду учитывается не только круг знаний, трудовых уме­ний и навыков по конечному результату, но и степень активности и самостоятельности учащегося на всех этапах решения трудовой задачи.


На изучение технологии в 4 классе отводится 2 часа в неделю.

Курс рассчитан на 70 часов.




Формы организации учебного процесса


Урок, как основная форма

  • индивидуальная

  • групповая

  • в парах, тройках, четвёрках

  • работа с интерактивными ресурсами

  • проект исследования

  • коллективная работа



Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

по техническому труду:

• названия и технологические свойства материалов;

• название и назначение инструментов, указанных в програм­ме, правила безопасной работы с ними;

• способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;

• правила организации работы, планирования предметно-прак­тической деятельности;

• способы контроля различных этапов работы;

по сельскохозяйственному труду:

• правила ухода за комнатными растениями;

• правила выращивания рассады и ухода за ней;

• правила высадки рассады в грунт;

• правила уборки урожая;

• правила безопасности труда.

Учащиеся должны уметь:

по техническому труду:

• самостоятельно организовать свой труд (выбрать необходи­мый материал, инструмент и т.д.);

• анализировать образец, планировать работу с опорой на рису­нок, эскиз изделия;

• самостоятельно изготовить изделие по собственному замыслу;

• решать простейшие технико-технологические задачи;

по сельскохозяйственному труду:

• рационально использовать материалы, инструменты, приспо­собления;

• выращивать один из видов предложенных овощных культур;

• пересаживать комнатные растения, размножать их (отводка­ми, корневыми отпрысками, луковицами, делением куста) и уха­живать за ними.


Формы и средства контроля

Источник информации:

  • работы учащихся;

  • деятельность учащихся;

  • статистические данные.

Методы:

  • наблюдение;

  • оценивание процесса выполнения;

  • портфолио.

Критерии: поощрение всех видов речевой деятельностей, осуществляемой в разнообразных целях.


Тематическое планирование


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Сельскохозяйственный труд

14 часов


Осенние работы

5


Весенние работы

9

2

Технический труд

26 часов


Обработка бумаги и картона

12


Техническое моделирование

14

3

Бытовой труд

10 часов


Обработка ткани

10

4

Основы художественной обработки различных материалов

20 часов



68




Календарно-тематическое планирование

70 часов, 2 часа в неделю

п/п

Дата урока

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

ЗУН

Практическая работа



Сельскохозяйственный труд. Осенние работы – 5 часов



1


Сбор и сортировка семян.

1

Правила безопасности труда. Сбор семян. Сортировка семян, подготовка к зимнему хра­нению. Правила ухода за многолетними цветочно-декоративными растениями. Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев. Размножение (делением куста). Осенние работы на учеб­но-опытном участке.

Учащиеся должны знать:

• правила уборки урожая;

• правила безопасности труда.


№1 Уборка урожая; осенняя обработка клас­сной делянки.

2


Правила ухода за многолетними растениями.

1

№2Уход за растениями.

3


Подготовка к зима ягодных кустарников.

1

№3 Подготовка к зиме ягодных кустарников (удаление отмершей коры со стволов и основных стволов плодо­вых деревьев, внесение удобрений в приствольные круги плодовых деревьев и в междурядья ягодников.

4, 5


Осенние работы на участке.

2

№4 Внесение органических удобрений (перегноя, зо­лы); перекопка почвы.

№5 Посадка ягодных и декоратив­ных кустарников.



Обработка бумаги и картона – 12 часов



6


Ваза с фруктами.

1

Изготовление объемных из­делий из папье-маше. Разновидности аппликационной техники. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги и картона по эскизу и собственному замыслу учащихся. Разметка деталей с по­мощью циркуля и циркуля-измерителя. Масштаб 1:1, 1:2. Разверт­ка, габаритные размеры.

Уметь изготавливать объемные изделия.

Знать разновидности аппликационной техники.

Уметь размечать детали с помощью циркуля.

Картонное кружево («Ваза с фрук­тами»).

7


Аппликация по сказке В.Даля «Старик-годовик».

1

Аппликация по сказке В.Даля «Старик-годовик» (матери­алы: бумага, картон, сухие листья).

8


Аппликация «Осенний лес».

1

Аппликация «Осенний лес» (по рассказам И.С.Тургенева).

9


Цветы (оригами).

1

Оригами «Цветы»

10


Жители Арктики.

1

Оригами «Жители Арктики» (природове­дение).

11


Жители тундры.

1

Оригами Жители тундры»

12


Ремонт книг.

1

Ремонт книг

13


Изготовление книжки-малышки.

1

Изготовление книжки-малышки

14


Прямоугольный пенал.

1

Прямоугольный пенал

15


Коробка для хранения раздаточных материалов.

1

Коробка для хранения раздаточных материалов к урокам математики, русского языка, труда.

16, 17


Настольный театр.

2

Настольный театр



Техническое моделирование – 14 часов



18


Модели транспорта наземного.

1

Виды бумагопластики. Ком­бинирование геометрических тел и разверток в изделиях.


Уметь комбинировать геометрические тела.

Машина

19


Модели транспорта водного и воздушного.

1

Корабль, самолет

20


Весы рычажные.

1

Весы рычажные.

21


Сельскохозяйственная техника.

1

Трактор

22


Мельница.

1

Мельница

23, 24


Макет «Наша улица».

2

Макет «Наша улица»

25


Модель светофора.

1

Модель электрифицированного светофора

26


Карнавальная маска.

1

Карнавальная маска

27


Автомобиль Деда Мороза.

1

Автомобиль Деда Мороза

28


Замок Снежной Королевы.

1

Замок Снежной Королевы.

29, 30


Электровикторина.

2



Электровикторина. Конструирование гирлянд.

31


Столярная мастерская.

1



Экскурсия в столярную мастерскую



Обработка ткани – 10 часов




32


Виды швов.

1

Ткани, изготовленные из синтетических волокон. Переплетения нитей в тканях, их отличие друг от друга. Нити основы и утка. Определение лицевой и изна­ночной сторон ткани. Виды стежков и швов: бархатный, подрубочный, петельный. Правила выполнения штопки, приспособление для штопки. Особенности шитья изделий шарообразной формы. Приемы сшивания круглых деталей.


Уметь пользоваться иглой и ножницами.

Знать ТБ и ОТ при работе с иглой.

Уметь найти изнаночную и лицевую сторону ткани.

Знать правила выполнения штопки.

Швы

33, 34


Штопка изделия.

2

Штопка

35


Кружевоплетение.

1

Кружевоплетение (имитация из тесьмы).

36, 37


Мягкая игрушка «Змея»

2

Мягкая игрушка «Змея»

38, 39


Прихватка.

2

Прихватка

40


Вышивка салфетки.

1


Вышивка салфетки

41


Театр кукол.

1


Куклы (ремонт)



Основы художественной обработки различных материалов - 20 часов


42


Аппликация «В пустыне».

1

Технология художественной обработки различных материалов (художественная вышивка, раз­новидности аппликаций, вязание, плетение, макраме, чеканка, резьба по дереву, мозаика). Конструирование выкроек, декоратив­ное оформление изделий. Изготовление изделий по собственному замыслу учащихся.


Знать • названия и технологические свойства материалов;

• название и назначение инструментов, указанных в програм­ме, правила безопасной работы с ними;

• способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;

• правила организации работы, планирования предметно-прак­тической деятельности;

• способы контроля различных этапов работы;


Аппликация «В пустыне» (материа­лы: картон, песок, сухая трава, пластилин).

43, 44


«Зимняя сказка»

2

«Зимняя сказка» (мате­риалы: цветная бумага, вата, пенопласт).

45


Животный и растительный мир моря.

1

Животный и раститель­ный мир моря (цветная бумага, песок, стружка, перо, соленое тес­то).

46


Моя любимая игрушка (лепка).

1

Моя любимая игрушка (лепка).

47, 48


Сувениры из бисера.

2

Сувениры из бисера

49


Аппликация по произведениям С.Маршака.

1

Аппликация по произведениям С.Я.Маршака (материалы: перо, ткань, картон, цветная бумага).

50


Ваза для мамы.

1

Ваза для мамы (из шпагата).

51


Декоративная открытка.

1

Деко­ративная открытка.

52


Декоративная посуда.

1

Декоративная посуда (лепка, роспись).

53, 54


Чеканка.

2

Чекан­ка (фольга).

55


Веселые маски.

1

Веселые маски (бумажные тарелки, цветные картин­ки, нитки).

56


Животные нашего леса.

1


Животные нашего леса

57


Первые цветы.

1



Первые цветы (капсулы от киндер-сюрприза, гофрированная бумага, проволока, цветные нитки).

58,59


Подводное царство.

2


Подводное царство (картон, стружка).

60,61


Аппликация «На лугу».

2


Аппликация «На лугу» (оригами).



Весенние работы – 9 часов





62,63


Рассада овощных и цветочных культур.

2

Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений. Подготовка почвы к весенним посевам и посадкам. Уход за комнатными растениями. Размещение комнатных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу.


Знать правила ухода за комнатными растениями;

• правила выращивания рассады и ухода за ней;

• правила высадки рассады в грунт.

Уметь рационально использовать материалы, инструменты, приспо­собления;

• выращивать один из видов предложенных овощных культур;

• пересаживать комнатные растения, размножать их (отводка­ми, корневыми отпрысками, луковицами, делением куста) и уха­живать за ними.

Размножение комнатных растений (отводками, корне­выми отпрысками, делением куста, луковицами).

64


Подготовка почвы.

1

Подготовка поч­вы к весенним посевам.

65


Пересадка комнатных растений.

1

Пересадка комнатных растений

66


Посев семян.

1

Посев и посадка растений.

67,68


Удаление сорняков.

2

Удаление сорняков. Рыхление почвы.

69,70


Уход за растениями.

2

Подкормка растений.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по технологии для 4 класса для детей с ОВЗ

Автор: Кузнецова Ольга Васильевна

Дата: 22.05.2015

Номер свидетельства: 214245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по сельскохозяйственному труду для детей с ОВЗ 11 класс"
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia-proghramma-po-siel-skokhoziaistviennomu-trudu-dlia-dietiei-s-ovz-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "299248"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456487043"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа по технологии для детей с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "187078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426449551"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Рабочая программа  по английскому языку для 7 класса(дистанционная форма обучения)"
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-7-klassa-distantsionnaia-forma-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "299208"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456483817"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Адаптированная программа по алтайскому языку"
    ["seo_title"] => string(46) "adaptirovannaia_programma_po_altaiskomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "595902"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1640251690"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Адаптированная программа по алтайской литературе"
    ["seo_title"] => string(49) "adaptirovannaia_programma_po_altaiskoi_literature"
    ["file_id"] => string(6) "595903"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1640252846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства