Рабочая программа курса «Технология» составлена на основе
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (авторы программ Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина, Н.А. Цыпанова, Г.И. Жаренкова, Т.В. Кузьмичева, Е.Б. Новикова, Е.Н. Мосакова, И.Н. Волкова. – М.: издательство «ПАРАДИГМА», 2010 год.
Данная программа будет реализовываться в 4 классе VII вида.
Цели обучения в начальной школе:
Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Освоение продуктивной проектной деятельности.
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» в начальных классах общеобразовательной школы — воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться.
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе:
• овладение первоначальными общетрудовыми умениями (ставить и удерживать цель деятельности, организовывать работу, планировать предметно-практическую деятельность, контролировать и оценивать ее);
• овладение приемами ручной работы с различными материалами; выращивание сельскохозяйственных растений;
• ознакомление с некоторыми доступными для понимания учащихся профессиями и т.д.
Однако решению указанных задач препятствуют особенности познавательных процессов, присущие учащимся с ЗПР: неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, импульсивная, недостаточно целенаправленная деятельность, ослабленность словесной регуляции деятельности. Отмеченные затруднения носят стойкий характер и без специальной коррекционной работы долгое время не преодолеваются, а некоторые особенности в связи с нарастающей сложностью учебного материала еще более усугубляются.
Коррекционная направленность обучения предполагает: построение содержания программы по трудовому обучению с учетом индивидуально-типологических особенностей ребенка; выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать конкретно-трудовые умения (находить части и детали изделия, определять вид и способ соединения деталей, определять форму изделия и его отдельных частей, определять материалы, порядок изготовления и сборки изделия, выполнять измерения, основные технологические операции — сгибание, складывание и др.). Успешное поэтапное выполнение детьми простейших трудовых задач под руководством учителя по принципу «делай как я» не гарантирует самостоятельного выполнения таких же или аналогичных заданий. Самостоятельное осуществление трудовой деятельности возможно, если ученик, участвующий в коллективной деятельности, не только в состоянии самостоятельно выполнить определенную часть работы, но и умеет удерживать в поле внимания действия других детей. Таким образом, правильная организация учителем трудовой деятельности, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы, ведет к формированию ребенка как субъекта трудовой деятельности, умеющего и желающего учиться.
Содержание трудового обучения представлено различными видами труда (сельскохозяйственный, технический, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов).
Научные психолого-педагогические исследования подтверждают необходимость расширения содержания трудового обучения как учебного предмета, включающего не только технологическую подготовку и профориентацию учащихся, но и приобщение трудового обучения к системе общего образования.
Именно на уроках трудового обучения создается уникальная возможность «перевода» сложных абстрактных действий из невидимого плана во внешний (видимый), так как учащийся действует в рамках предметно-практической деятельности. На базе внешне обозначенных требований более эффективно развивается познавательная сфера ребенка с ЗПР.
С учетом коррекционной направленности, в зависимости от уровня образовательного учреждения данный учебный предмет может включать различное содержание. Например, у учащихся с низким уровнем образовательной ориентации необходимо на начальном этапе трудового обучения включить технологическую подготовку, предусматривающую формирование практических умений ручной работы одновременно с развитием глазомера, руки, пространственных, измерительных умений. На следующих этапах на базе предметно-практической деятельности может быть создан особый интегрированный учебный курс, представленный в данной программе.
Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для применения знаний и закрепления умений, полученных школьниками на уроках не только труда, но и других учебных дисциплин. Для решения поставленных задач целесообразнее использовать комбинированные уроки, обеспечивающие применение знаний и умений, приобретенных на уроках математики, чтения, ознакомления с окружающим миром и др. Такие уроки, с одной стороны, позволяют учащимся осознанно подходить к изучению нового материала, необходимости формирования трудовых умений, что в дальнейшем ведет к становлению учебно-трудовой деятельности младших школьников, а с другой — дают возможность учителю придерживаться основных требований при обучении детей с ЗПР (чередование различных видов учебно-трудовой деятельности, дифференцированный подход при обучении учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения и т.д.). Комбинированные уроки детей превращают труд школьника в осмысленный процесс, побуждающий его активно искать ответы на вопросы, возникшие в ходе учебно-трудовой деятельности. В подражательной деятельности заложены большие возможности на первых этапах обучения. Чрезмерное оказание помощи учителем отрицательно сказывается на развитии учащихся: они становятся интеллектуально-пассивными, беспомощными при самостоятельном решении самых простых трудовых задач.
Младшие школьники с ЗПР теряют интерес к работе с одним и тем же материалом, поэтому необходимо использовать разные материалы. В процессе изготовления изделий из них учащимся приходится решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления, отделки изделия, сравнивать, сопоставлять приемы выполнения одних и тех же операций и приемы обработки разных материалов, что также способствует совершенствованию и закреплению трудовых умений. Посильность и доступность предложенных заданий, теоретическая и практическая подготовленность учащихся к их выполнению способствуют значительному увеличению самостоятельности детей с ЗПР при групповых формах работы.
Особое место в содержании курса «Технология» занимает технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. При изучении раздела «Работа с бумагой и картоном» складываются наиболее благоприятные условия для обучения младших школьников планированию предметно-практической деятельности. При этом за основу берется операционный план, затем дети обучаются составлять краткий и сложный планы.
Ознакомление учащихся с элементами техники в разделе «Техническое моделирование» осуществляется в процессе сборки моделей машин и технических устройств из деталей «Конструктора».
Этот вид труда развивает конструкторские способности, техническое мышление, пространственные представления. Учащиеся получают сведения о машинах, механизмах, рабочих профессиях.
На уроках по разделу «Основы художественной обработки различных материалов» учащиеся осваивают приемы и способы работы с различными материалами (соломка, хвоя сосны и ели, перья, камни, песок, пластилин и т. д.). Работа с вышеперечисленными материалами улучшает мелкую моторику мышц рук, развивает чувство пропорции, соразмерности деталей, пространственную ориентировку и др.
На занятиях по сельскохозяйственному труду учащиеся знакомятся с выращиванием растений, проводят наблюдения и несложные опыты (в школьных помещениях, открытом грунте и т.п.).
Курс «Технология» направлен на формирование у учащихся организационных (организация рабочего места и процесса труда, рациональный выбор материалов и инструментов, экономия материалов, соблюдение гигиены и безопасности труда), конструктивно-технологических (принятие и удержание цели трудовой деятельности, определение плана предметно-практической деятельности), контрольных (осуществление само- и взаимоконтроля) и оценочных (оценка и совершенствование своей деятельности) умений.
Коррекционные задачи уроков труда решаются в том случае, если учебные задания способствуют выявлению причин затруднений и ошибок, учащихся в процессе деятельности, а также позволяют фиксировать не только результаты усвоения текущего материала, но и коррекцию своевременно обнаруженных недостатков и ошибок. При оценке успеваемости школьников с ЗПР по труду учитывается не только круг знаний, трудовых умений и навыков по конечному результату, но и степень активности и самостоятельности учащегося на всех этапах решения трудовой задачи.
На изучение технологии в 4 классе отводится 2 часа в неделю.
Курс рассчитан на 70 часов.
Формы организации учебного процесса
Урок, как основная форма
индивидуальная
групповая
в парах, тройках, четвёрках
работа с интерактивными ресурсами
проект исследования
коллективная работа
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должнызнать:
по техническому труду:
• названия и технологические свойства материалов;
• название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними;
• способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;
• правила организации работы, планирования предметно-практической деятельности;
• способы контроля различных этапов работы;
по сельскохозяйственному труду:
• правила ухода за комнатными растениями;
• правила выращивания рассады и ухода за ней;
• правила высадки рассады в грунт;
• правила уборки урожая;
• правила безопасности труда.
Учащиеся должныуметь:
по техническому труду:
• самостоятельно организовать свой труд (выбрать необходимый материал, инструмент и т.д.);
• анализировать образец, планировать работу с опорой на рисунок, эскиз изделия;
• самостоятельно изготовить изделие по собственному замыслу;
• рационально использовать материалы, инструменты, приспособления;
• выращивать один из видов предложенных овощных культур;
• пересаживать комнатные растения, размножать их (отводками, корневыми отпрысками, луковицами, делением куста) и ухаживать за ними.
Формы и средства контроля
Источник информации:
работы учащихся;
деятельность учащихся;
статистические данные.
Методы:
наблюдение;
оценивание процесса выполнения;
портфолио.
Критерии: поощрение всех видов речевой деятельностей, осуществляемой в разнообразных целях.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
1
Сельскохозяйственный труд
14 часов
Осенние работы
5
Весенние работы
9
2
Технический труд
26 часов
Обработка бумаги и картона
12
Техническое моделирование
14
3
Бытовой труд
10 часов
Обработка ткани
10
4
Основы художественной обработки различных материалов
20 часов
68
Календарно-тематическое планирование
70 часов, 2 часа в неделю
№
п/п
Дата урока
Тема урока
Кол-во часов
Содержание
ЗУН
Практическая работа
Сельскохозяйственный труд. Осенние работы – 5 часов
1
Сбор и сортировка семян.
1
Правила безопасности труда. Сбор семян. Сортировка семян, подготовка к зимнему хранению. Правила ухода за многолетними цветочно-декоративными растениями. Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев. Размножение (делением куста). Осенние работы на учебно-опытном участке.
№3 Подготовка к зиме ягодных кустарников (удаление отмершей коры со стволов и основных стволов плодовых деревьев, внесение удобрений в приствольные круги плодовых деревьев и в междурядья ягодников.
Изготовление объемных изделий из папье-маше. Разновидности аппликационной техники. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги и картона по эскизу и собственному замыслу учащихся. Разметка деталей с помощью циркуля и циркуля-измерителя. Масштаб 1:1, 1:2. Развертка, габаритные размеры.
Уметь изготавливать объемные изделия.
Знать разновидности аппликационной техники.
Уметь размечать детали с помощью циркуля.
Картонное кружево («Ваза с фруктами»).
7
Аппликация по сказке В.Даля «Старик-годовик».
1
Аппликация по сказке В.Даля «Старик-годовик» (материалы: бумага, картон, сухие листья).
8
Аппликация «Осенний лес».
1
Аппликация «Осенний лес» (по рассказам И.С.Тургенева).
9
Цветы (оригами).
1
Оригами «Цветы»
10
Жители Арктики.
1
Оригами «Жители Арктики» (природоведение).
11
Жители тундры.
1
Оригами Жители тундры»
12
Ремонт книг.
1
Ремонт книг
13
Изготовление книжки-малышки.
1
Изготовление книжки-малышки
14
Прямоугольный пенал.
1
Прямоугольный пенал
15
Коробка для хранения раздаточных материалов.
1
Коробка для хранения раздаточных материалов к урокам математики, русского языка, труда.
16, 17
Настольный театр.
2
Настольный театр
Техническое моделирование – 14 часов
18
Модели транспорта наземного.
1
Виды бумагопластики. Комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях.
Уметь комбинировать геометрические тела.
Машина
19
Модели транспорта водного и воздушного.
1
Корабль, самолет
20
Весы рычажные.
1
Весы рычажные.
21
Сельскохозяйственная техника.
1
Трактор
22
Мельница.
1
Мельница
23, 24
Макет «Наша улица».
2
Макет «Наша улица»
25
Модель светофора.
1
Модель электрифицированного светофора
26
Карнавальная маска.
1
Карнавальная маска
27
Автомобиль Деда Мороза.
1
Автомобиль Деда Мороза
28
Замок Снежной Королевы.
1
Замок Снежной Королевы.
29, 30
Электровикторина.
2
Электровикторина. Конструирование гирлянд.
31
Столярная мастерская.
1
Экскурсия в столярную мастерскую
Обработка ткани – 10 часов
32
Виды швов.
1
Ткани, изготовленные из синтетических волокон. Переплетения нитей в тканях, их отличие друг от друга. Нити основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Виды стежков и швов: бархатный, подрубочный, петельный. Правила выполнения штопки, приспособление для штопки. Особенности шитья изделий шарообразной формы. Приемы сшивания круглых деталей.
Уметь пользоваться иглой и ножницами.
Знать ТБ и ОТ при работе с иглой.
Уметь найти изнаночную и лицевую сторону ткани.
Знать правила выполнения штопки.
Швы
33, 34
Штопка изделия.
2
Штопка
35
Кружевоплетение.
1
Кружевоплетение (имитация из тесьмы).
36, 37
Мягкая игрушка «Змея»
2
Мягкая игрушка «Змея»
38, 39
Прихватка.
2
Прихватка
40
Вышивка салфетки.
1
Вышивка салфетки
41
Театр кукол.
1
Куклы (ремонт)
Основы художественной обработки различных материалов - 20 часов
42
Аппликация «В пустыне».
1
Технология художественной обработки различных материалов (художественная вышивка, разновидности аппликаций, вязание, плетение, макраме, чеканка, резьба по дереву, мозаика). Конструирование выкроек, декоративное оформление изделий. Изготовление изделий по собственному замыслу учащихся.
Знать • названия и технологические свойства материалов;
• название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними;
• способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;
• правила организации работы, планирования предметно-практической деятельности;
• способы контроля различных этапов работы;
Аппликация «В пустыне» (материалы: картон, песок, сухая трава, пластилин).
Первые цветы (капсулы от киндер-сюрприза, гофрированная бумага, проволока, цветные нитки).
58,59
Подводное царство.
2
Подводное царство (картон, стружка).
60,61
Аппликация «На лугу».
2
Аппликация «На лугу» (оригами).
Весенние работы – 9 часов
62,63
Рассада овощных и цветочных культур.
2
Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений. Подготовка почвы к весенним посевам и посадкам. Уход за комнатными растениями. Размещение комнатных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу.
Знать правила ухода за комнатными растениями;
• правила выращивания рассады и ухода за ней;
• правила высадки рассады в грунт.
Уметь рационально использовать материалы, инструменты, приспособления;
• выращивать один из видов предложенных овощных культур;
• пересаживать комнатные растения, размножать их (отводками, корневыми отпрысками, луковицами, делением куста) и ухаживать за ними.
Размножение комнатных растений (отводками, корневыми отпрысками, делением куста, луковицами).