Рабочая программа по технологии для 2 класса УМК Школа России
Рабочая программа по технологии для 2 класса УМК Школа России
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы по технологии (Н.И.Роговцевой и С.В. Анащенковой), которая входит в сборник рабочих программ «Школа России» (Москва, Просвещение, 2011 г.), планируемых результатов начального общего образования, учебника по технологии для 2 класса Н.И.Роговцевой (Москва, Просвещение, 2012 г.).
Авторской программой предусмотрено 34 часа. Рабочая программа рассчитана на 34 часа согласно базисному учебному плану по 1 уроку в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
от «____» __________ 2014 г. от «____» _________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ТЕХНОЛОГИИ
для 2 класса
Учебник: «Технология. 2 класс » / Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Фрейтаг.- М.: Просвещение, 2012.
Программа: Школа России. Сборник рабочих программ. 1 – 4 кл. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Составитель: учитель начальных классов I квалификационной категории Анишкина Светлана Анатольевна
д. Погребы
2014 – 2015 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы по технологии (Н.И.Роговцевой и С.В. Анащенковой), которая входит в сборник рабочих программ «Школа России» (Москва, Просвещение, 2011 г.), планируемых результатов начального общего образования, учебника по технологии для 2 класса Н.И.Роговцевой (Москва, Просвещение, 2012 г.) .
Авторской программой предусмотрено 34 часа. Рабочая программа рассчитана на 34 часа согласно базисному учебному плану по 1 уроку в неделю.
Программа отражает современные требования к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.
Программа разработана в соответствии с требованиями личностно-деятельностного подхода к технологическому образованию, ориентирована на формирование у учащихся общих учебных умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности (общепознавательной, графической, проектной, а также навыков конструирования и дизайна) и направлена на получение младшими школьниками первоначального опыта в этих видах деятельности.
Изучение предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе и социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
•духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения).
Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и, в конечном счёте, низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения. В 1 и 2 классах основное внимание уделяется освоению базовых предметных технико-технологических знаний и умений, а также воспитанию личностных (духовно-нравственных) качеств. В содержание включаются задания на развитие основ творческой деятельности. Учтены также требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы. Главная задача курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приемов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий, помогают наглядно и практически искать оптимальные технологические способы и приемы и тем самым являются залогом качественного выполнения целостной работы. Их необходимо выполнять на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Развитие творческих способностей как части метапредметных результатов обучения обеспечивается стимулированием учащихся к поиску и самостоятельному решению конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и во время внеурочных занятий.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение технологии во 2 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), из них на практическую работу – 6 ч., на проектную деятельность – 3 ч.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
3. Поурочные разработки по технологии. 2 класс. /Т.Н. Максимова. – М.: «ВАКО», 2013.
4. Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (диск CD – ROM), авторы С.А.Володина, О.А.Петрова, М.О.Майсурадзе, В.А.Мотылёва.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Формы организации учебного процесса.
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
Формы организации контроля
Изготовление изделия
II.Содержание тем учебного предмета
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 ч)
Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа — источник сырья. Природное сырье, природные материалы.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией(тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 ч)
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярскийнож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
3. Конструирование и моделирование (9 ч)
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
4. Практика работы на компьютере (2 ч)
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
Виды учебной деятельности учащихся:
простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям1);
решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
III. Планируемые результаты освоения программы (личностные, метапредметные и предметные)
К концу обучения во 2 классе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
о гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края,
характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;
уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличия макета от модели.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
V. Материально-техническое обеспечение учебного предмета:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
Школа России. Сборник рабочих программ. 1–4 кл. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником
1
Ком-бини-рованный
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям.
Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назна-чение каждого пособия. Осваивать критерии изготовле-ния изделия и навигационную систему учебника (систе-му условных знаков). Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отве-чать на них. Анализировать, отбирать, обобщать получен-ную информацию и переводить ее в знаково-символичес-кую систему (рисунок-пикторгамму). Потребность в об-щении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради
4.09
Человек и земля – 23 ч
2
Земледелие Практичес-кая работа
№ 1 «Выра-щивание лука»
1
Практическая рабо-та
Деятельность че-ловека на земле. Способы обработ-ки земли и выра-щивание овощных культур. Значение овощных культур для человека. Тех-нология выращи-вания лука в до-машних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление запи-сей происходящих изменений. Поня-тие: земледелие. Профессии: садо-вод, овощевод.
Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека. Составлять рассказ о профес-сиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собст-венного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода. Осваивать техноло-гию выращивания лука в домашних условиях. Проводить наблюдения, оформлять результаты.Осуществлять для ре-шения учебных задач операции анализа, синтеза, сравне-ния, классификации, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в об-щении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Луковица, баночка с водой, учебники, рабочие тетради
Электронное приложение
11.09
3
Посуда «Корзина с цветами»
1
Ком-бини-рованный
Виды посуды и материалы, из ко-торых она изго-тавливается. Спо-собы изготовле-ния посуды из глины и оформ-ление ее при по-мощи глазури. На-значение посуды. Способы хранения продуктов. Плете-ние корзин. Про-фессии: гончар, мастер-корзин-щик.Понятия: керамика, глазурь.
Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, её видах, материалах, из которых она изготавливается.
Составлять по иллюстрации учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины. Анализировать слайдо-вый план плетения корзины, выделять основные этапы и приёмы её изготовления. Использовать примы плетения корзины при изготовлении изделия. Организовать рабо-чее место. Размечать изделие по шаблону, составлять композицию. Осваивать приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия.Соблюдать правила работы с ножницами. Осуществлять для ре-шения учебных задач операции анализа, синтеза, сравне-ния, классификации, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в об-щении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, картон, нитки
Электронное приложение
18.09
4
Работа с плас-тичными ма-териалами (пластилин) Практическая работа № 2 «Съедобные и несъедобные грибы».
«Плоды лес-ные и садо-вые». Компо-зиция из пластилина «Семейка грибов на поляне»
1
Прак-тическая рабо-та
Закрепление приемов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием природных материалов
Самостоятельно планировать после-довательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции. Составлять рассказ о грибах, правила поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений). Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради,
природные материалы
Электронное приложение
25.09
5
Работа с плас-тичными ма-териалами (тестопласти-ка). Игрушка из теста
1
Ком-бини-рованный
Знакомство с но-вой техникой из-готовления изде-лий – тестоплас-тикой. Сравнение приемов работы с соленым тестом и приемов работы с пластилином. Зна-комство с профес-сиями пекаря, кондитера. Нацио-нальные блюда, приготовленные из теста.
Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного опыта и наблюдений. Осмысливать значение этих профессий.
Составлять рассказ о национальных блюдах из теста и приёмы работы с ним. Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом. Выполнять изделие и оформ-лять его при помощи красок. Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и пластилином. Осуществлять для ре-шения учебных задач операции анализа, синтеза, сравне-ния, классификации, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в об-щении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Проект «Празднич-ный стол». Посуда. Рабо-та с пластич-ными мате-риалами (гли-на или плас-тилин)
1
Ком-бини-рованный
Сравнение свойств соленого теста, глины и пластилина. Анализ формы и вида изделия. Определение последовательности выполнения работы
Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста). Сравни-вать свойства пластичных материалов. Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы. Составлять план изготовления по иллюстрации в учебнике. Выбирать необходимые инс-трументы, приспособления и приёмы изготовления изде-лия. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности. Использовать навы-ки работы над проектом под руководством учителя: ста-вить цель, составлять план, распределять роли, прово-дить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую дея-тельность, анализировать и оценивать свою деятельность Осуществлять для решения учебных задач операции ана-лиза, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выво-ды. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли уче-ника. Формирование положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, пластилин
Электронное приложение
9.10
7
Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше Миска «Золотая хохлома»
1
Ком-бини-рованный
Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объемное изделие.
Осуществлять поиск необходимой информации об осо-бенностях народного промысла хохломская роспись, ис-пользуя материалы учебника и собственный опыт. Ана-лизировать с помощью учителя способы изготовления из-делий в технике хохломская роспись, выделять этапы ра-боты. Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи. Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше».Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохлома (с помощью учителя).Использовать приёмы работы с бумагой и нож-ницами. Самостоятельно делать выводы о значении на-родных промыслов для развития декоративно – приклад-ного искусства, изучения истории родного края, сохране-ния народных традиций. Осуществлять для решения учеб-ных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси-фикации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Форми-рование социальной роли ученика. Формирование поло-жительного отношения к учению.
Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Разделочная доска «Городецкая роспись»
1
Ком-бини-рованный
Особенности создания городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги
Осмысливать на практическом уровне понятия «имита-ция». Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры жи-вотных, людей, цветы). Сравнивать особенности хохлом-ской и городецкой росписи. Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца из-делия. Организовывать рабочее место, соблюдать прави-ла безопасного использования инструментов. Использо-вать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону.Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изу-чения истории родного края, сохранения народных тра-диций. Осуществлять для решения учебных задач опера-ции анализа, синтеза, сравне-ния, классификации, уста-навливать причинно-следственные связи, делать обобще-ния, выводы. Потребность в об-щении с учителем.Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отно-шения к учению.
Народные промыслы. Дымка. Рабо-та с пластич-ными мате-риалами (пластилин) Дымковская игрушка
1
Ком-бини-рованный
Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана работы по изготовлению изделия
Наблюдать и выделять особенности создания дымков-ской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись).
Выделять элементы декора и росписи игрушки. Исполь-зовать приёмы работы с пластилином. Анализировать об-разец, определять материалы, инструменты, приёмы рабо-ты, виды отделки и росписи. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению игрушки. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оце-нивать работу по заданным критериям. Сравнивать виды народных промыслов. Осуществлять для решения учеб-ных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси-фикации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формиро-вание социальной роли ученика. Формирование поло-жительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, пластилин, стеки
Электронное приложение
30.10
II четверть – 7 ч
10
Народные промыслы. Матрешка. Работа с
текстильными материа-лами(аппли-цирование) Матрешка из картона и ткани
1
Ком-бини-рованный
История матрешки. Работа резчика по дереву и игрушеч-ника. Разные спо-собы росписи мат-решек: семенов-ская, вятская, заго-рская, полховско-майдановская, ав-торская. Анализ из-готовления изделия согласно заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шабло-ну. Соединение де-талей из разных ма-териалов при по-мощи клея.
Использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента.
Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных мате-риалов (ткани и бумаги) при помощи клея. Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов. Составлять самостоятельно план работы по использованию изделия, контролировать и корректиро-вать работу по слайдовому плану. Составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного техно-лога». Осуществлять для решения учебных задач опера-ции анализа, синтеза, сравне-ния, классификации, уста-навливать причинно-следственные связи, делать обоб-щения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положи-тельного отношения к учению.
Работа с пластичными материа-лами (плас-тилин). Рельефные работы Пейзаж «Деревня»
1
Ком-бини-рованный
Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую композицию. Прием получения новых оттенков пластилина.
Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз. Организовывать рабочее место. Использовать при создании эскиза художествен-ные приёмы построения композиции, соблюдать пропор-ции при изображении перспективы, составлять компо-зицию в соответствии с тематикой. Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые от-тенки путём смешивания пластилина. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, срав-нения, классификации, устанавливать причинно-след-ственные связи, делать обобщения, выводы.Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, пластилин, картон
Электронное приложение
20.11
12
Человек и лошадь. Ра-бота с кар-тоном. Кон-струирова-ние Практи-ческая рабо-та № 3: «Домашние животные» Игрушка «Лошадка»
1
Прак-тическая рабо-та
Значение лошади в жизни человека. Как человек ухажи-вает за лошадьми. Конструирование из бумаги движу-щейся игрушки ло-шадка. Создание движущейся кон-струкции. Закреп-ление навыков раз-метки деталей по шаблону, раскроя при помощи нож-ниц. Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок.
Составлять рассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей, занимающихся разведени-ем домашних животных (на основе иллюстраций учеб-ника и собственных наблюдений). Понимать значимость этих профессий. Использовать умения работать по шаб-лону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изде-лия, оформлять изделия по собственному замыслу. Осва-ивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей. Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции. Анализировать, контроли-ровать, корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике. Составлять отчёт о своей работе по рубрике «Вопросы юного технолога». Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанав-ливать причинно-следственные связи, делать обобще-ния, выводы. Потребность в общении с учителем. Уме-ние слушать и вступать в диалог. Формирование соци-альной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Домашние птицы. Работа с природными мате-риалами. Мозаика. Композиция «Курочка из крупы».
1
Ком-бини-рованный
Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и т.д. Свойства природных материалов и приемы работы с этими материалами. Аппликация из природных материалов.
Осваивать способы и приёмы работы с новыми материа-лами (пшено, фасоль, семена и т.д.), выполнять апплика-цию в технике мозаика. Составлять тематическую ком-позицию, использовать особенности материала для пере-дачи цвета, объема и фактуры реальных объектов. Ис-пользовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности (при изготовлении изде-лий).Экономно расходовать материалы при выполнении.
Составлять план изготовления изделия на основе слай-дового плана, объяснять последовательность выполне-ния работы. Находить в словаре и объяснять значение новых слов. Составлять рассказ об уходе за домашними птицами. Осуществлять для решения учебных задач опе-рации анализа, синтеза, сравнения, классификации, уста-навливать причинно-следственные связи, делать обоб-щения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положитель-ого отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, ножницы, клей, природный материал
Электронное приложение
4.12
14
Работа с бумагой. Конструирование Проект «Деревенс-кий двор»
1
Ком-бини-рованный
Групповая работа. Распределение обязанностей в группе. Самостоятельное составление плана работы на основе рубрики «Вопросы юного технолога». Изготовление объемных изделий на основе развертки.
Осуществлять с помощью учителя и при помощи рубри-ки «Советы юного технолога» все этапы проектной дея-тельности, соблюдать правила работы в группе, ставить цель, распределять обязанности, обсуждать план изго-товления изделия, представлять и оценивать готовое из-делие. Составлять рассказ об уходе за домашними жи-вотными и их значении в жизни человека на основе ил-люстративного материала. Конструировать объёмные геометрические фигуры животных из развёрток. Исполь-зовать приёмы работы с бумагой и клеем, правила рабо-ты с ножницами. Размечать и вырезать детали и развёрт-ки по шаблонам. Оформлять изделия по собственному замыслу. Создавать и оформлять тематическую компо-зицию. Проводить презентацию композиции, использо-вать малые фольклорные жанры и иллюстрации. Осу-ществлять для решения учебных задач операции анали-за, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выво-ды. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, картон, цветная бумага
Электронное приложение
11.12
15
Строительство. Работа с бумагой. Полуобъем-ная пласти-ка Композиция «Изба»
1
Ком-бини-рованный
Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Различные виды построек деревянного зодчества. Конструкция русской избы
Понимать значимость профессиональной деятельности людей, связанной со строительством. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и других источниках информации. Составлять рассказ о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений. Сравнивать её с домами, ко-торые строятся в местности проживания. Выполнять разметку деталей по шаблону. Осваивать приемы работы
с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше. Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изго-товление изделия. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения работы. Осваивать технику кракле. Приме-нять навыки изготовления мозаики при работе с новым материалом — яичной скорлупой. Сравнивать способы выполнения мозаики из разных материалов. По соб-ственному замыслу оформлять контур изделия при по-мощи фломастеров Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классифи-кации, устанавливать причинно-следственные связи, де-лать обобщения, выводы. Потребность в общении с учи-телем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирова-ние социальной роли ученика. Формирование положи-тельного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, цветная бумага, картон
Электронное приложение
18.12
16
Работа с различными материала-ми. Елоч-ные игруш-ки из яиц. Ёлочные игрушки из яиц
1
Ком-бини-рованный
История возникно-вения елочных иг-рушек и традиции празднования Но-вого года. Симмет-ричные фигуры. Приемы изготов-ления изделий из яичной скорлупы.
Использовать принцип симметрии при выполнении рас-кроя деталей новогодней маски. Выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с видом карнаваль-ного костюма. Придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения, са-мостоятельно выполнять отделку карнавальной маски. Осваивать при изготовлении ёлочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и технику работы с целой яичной скорлупой. Самостоятельно оформлять готовое изделие. Использовать элементы художественного твор-чества, оформлять изделие при помощи красок. Созда-вать разные изделия на основе одной технологии. Сос-тавлять рассказ об истории возникновения ёлочных иг-рушек и традициях празднования Нового года (на основе материала учебника, собственных наблюдений и знаний традиций региона проживания). Осуществлять для ре-шения учебных задач операции анализа, синтеза, сравне-ния, классификации, устанавливать причинно-следст-венные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диа-лог. Формирование социальной роли ученика. Формиро-вание положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, яичная скорлупа
Электронное приложение
25.12
III четверть – 10 ч
17
В доме. Работа с волокнис-тыми мате-риалами.
Помпон. Практичес-кая работа № 4: «Наш дом». Домовой
1
Прак-тическая
Традиции оформления русской избы. Правила приема гостей. Правила работы с циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона.
Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приёма гостей у раз-ных народов России. Осваивать правила работы с цирку-лем. Использовать циркуль для выполнения разметки де-талей изделия. Соблюдать правила безопасной работы циркулем. Вырезать круги при помощи ножниц. Приме-нять при изготовлении помпона умения работать с нитка-ми (наматывать, завязывать, разрезать). Оформлять изде-лия по собственному замыслу (цветовое решение, учёт национальных традиций). Выполнять самостоятельно раз-метку и раскрой детали для отделки изделия.. Осуществ-лять для решения учебных задач операции анализа, синте-за, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Потреб-ность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Проект «Убранство избы». Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными мате-риалами (пластилин, глина). Лепка.Композиция «Русская печь»
1
Ком-бини-рованный
Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Изготовление модели печи из пластичных материалов.
Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррек-цию и оценивать качество изготовления изделия, презен-товать композицию по специальной схеме.Анализировать иллюстрацию учебника и выделять основные элементы убранства избы, сравнивать убранство русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища. Составлять рассказ об устройстве печи, печной утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, исполь-зуемых печником для кладки печи (по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям). Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимые для вы-полнения работы. Составлять самостоятельно план вы-полнения работы. Использовать умения работать с плас-тилином, организовывать рабочее место. Оформлять изде-лие по собственному замыслу. (Возможно изготовление модели печи, традиционной для данного региона). Осу-ществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать при-чинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли уче-ника. Формирование положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, платилин
Электронное приложение
22.01
19
Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Коврик.
1
Ком-бини-рованный
Ткачество. Украшение дома тканными изделиями. Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изготовление модели ковра. Выполнение разных видов переплетений.
Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу ткани, определять виды и способы перепле-тений. Осваивать новый вид работы — переплетение по-лос бумаги. Выполнять разметку деталей (основы и поло-сок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы. Выполнять разные виды пе-реплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу. Осуществлять для решения учебных задач операции ана-лиза, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выво-ды. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли уче-ника. Формирование положительного отношения к уче-нию.
Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Стол и скамья.
1
Ком-бини-рованный
Мебель, традиционная для русской избы. Конструкции стола и скамейки. Конструирование мебели из картона. Завершение проекта «Убранство избы».
Осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать её с традиционной мебелью жилища региона проживания. Анализировать конструкции стола и скамейки, определять детали, необ-ходимые для их изготовления. Соблюдать последователь-ность технологических операций при конструировании.
Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Самостоятельно составлять композицию и презентовать её, использовать в презентации фольклорные произве-дения. Самостоятельно организовывать свою деятель-ность. Овладевать способами экономного и рациональ-ного расходования материалов. Соблюдать технологию изготовления изделий. Осуществлять для решения учеб-ных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси-фикации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формиро-вание социальной роли ученика. Формирование положи-тельного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, картон, ножницы, клей
Электронное приложение
5.02
21
Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Композиция «Русская красавица».
1
Ком-бини-рованный
Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных народов. Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон. Работа с нитками и картоном. Освоение приемов плетения в три нити.
Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных на-блюдении я других источников). Сравнивать и нахо-дить общее и различие в национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма ре-гиона проживания и соотносить их с природны-ми условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор). Исследовать виды, свойства и состав тканей.
Определять по внешним признакам вид тканей из нату-ральных волокон. Анализировать детали праздничного женского (девичьего) головного убора и причёски.Выпол-нять аппликацию на основе материала учебника с учётом национальных традиций. Осваивать приемы плетения ко-сички в три нити. Использовать приёмы работы с бума-гой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. Изготавливать с по-мощью учителя детали для создания модели националь-ного женского головного убора, предварительно опреде-лив материалы для его изготовления. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, срав-нения, классификации, устанавливать причинно-следс-твенные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диа-лог. Формирование социальной роли ученика. Формиро-вание положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, циркуль, ножницы, картон, клей, толстые нити (для волос), ткань
Электронное приложение
12.02
22
Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликаци-онные работы. Костюмы для Ани и Вани.
1
Ком-бини-рованный
Создание национального костюма. Элементы мужского и женского костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с помощью технологической карты. Разметка ткани по шаблону.
Искать и отбирать информацию о национальных костю-мах народов России (из учебника, собственных наблюде-ний и других источников). Сравнивать и находить общее и различия в женском и мужском национальных костю-мах. Исследовать особенности национального костюма своего края и определять его характерные особенности (цвет, форму, способы украшения и др.). Осваивать пра-вила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона. Моделировать народные кос-тюмы на основе аппликации из ткани. Осваивать элемен-ты художественного труда: оформлять национальный кос-тюм в соответствии с выбранным образцом, использовать различные виды материалов (тесьму, мех, бусины, пу-говицы и др.). Организовывать, контролировать и коррек-тировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты. Осуществлять для решения учеб-ных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси-фикации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формиро-вание социальной роли ученика. Формирование положи-тельного отношения к учению.
Технология вы-полнения строчки косых стежков. Работа с тканны-ми материалами. Разметка ткани по шаблону, изготов-ление выкройки. Виды ниток и их назначение. Пра-вила работы иг-лой, техника без-опасности при шитье. Органи-зация рабочего места при шитье.
Исследовать виды ниток и определять с помощью учи-теля их назначение. Осваивать строчку косых стежков.
Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Выполнять строчку косых
стежков для соединения деталей изделия. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Способ оформле-ния изделия вы-шивкой. Материа-лы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Техно-логия выполнения тамбурных стеж-ков. Использо-вание литератур-ного текста для получения информации.
Исследовать способы украшения изделий при помощи вышивки.
Осваивать технологию выполнения тамбурного шва.
Использовать тамбурные стежки для выполнения украшения салфетки.
Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место.
Анализировать текст, находить информацию о способах изготовления изделия. Осуществлять для ре-шения учебных задач операции анализа, синтеза, сравне-ния, классификации, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в об-щении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, нитки мулине, иголка, простой карандаш, ножницы, пяльцы
Электронное приложение
5.03
Человек и вода – 3 ч
25
Рыболовст-во. Работа с волокнис-тыми мате-риалами. Техника «изонить». Композиция «Золотая рыбка»
1
Ком-бини-рованный
Вода и ее роль в жизни человека. Приспособления для рыболовства. Новый вид техники «изонить».
Искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека по материалам учебника, из собственного опыта и других источников. Составлять рассказ о рыболовстве и объяснять назначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли (по материалам учебника и собствен-ным наблюдениям). Объяснять значение волы для жизни на земле. Осваивать технику «изонить». Создавать изде-лия, украшенные в технике «изонить»: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения, переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток (по контрасту) для выполнения орнамента, применять правила работы иглой, ножницами. Составлять план изготовления изделий по слайдам, контролировать и корректировать свою работу. Самостоятельно заполнять графы «Инструменты» и «Материалы» в технологической карте. Оценивать качество изготовления изделия по заданным критериям. Делать выводы о значении воды в жизни человека (с помощью учителя). Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Потреб-ность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Проект «Аквариум».Работа с бумагой. Аппликационные работы.
1
Ком-бини-рованный
Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок. Композиция из природных материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры природных материалов с реальными объектами.
Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках.
Распределяться на группы, ставить цель, на основе слай-дового плана учебника самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного техно-лога». Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации. Определять и отбирать природные материа-лы для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре. Составлять композицию из природных материа-лов. Выделять технологические операции: подготовку ма-териалов и инструментов, разметку, сборку, отделку.
Контролировать и корректировать свою деятельность.
Предъявлять и оценивать изделие. Проводить презента-цию готового изделия. Осуществлять для решения учеб-ных задач операции анализа, синтеза, сравнения, клас-сификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формиро-вание социальной роли ученика. Формирование положи-тельного отношения к учению.
Работа с бумагой и волокнистыми материа-лами Композиция «Русалка»
1
Ком-бини-рованный
Полуобъемная аппликация. Знакомство со сказочными морскими персонажами. Использование литературных текстов для презентации изделия.
Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы при-дания ей объёма. Анализировать образец, определять ма-териалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъёмной аппликации. Заполнять с по-мощью учителя технологическую карту, определять ос-новные этапы изготовления изделия. Осуществлять само-контроль и корректировку своей деятельности по слайдо-вому плану и после промежуточного оценивания. По за-данным критериям оценивать работы одноклассников Осуществлять для решения учебных задач операции ана-лиза, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выво-ды. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли уче-ника. Формирование положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, цветной картон, нитки (для волос), цветная бумага
Электронное приложение
3.04
Человек и воздух – 3 ч
28
Птица счастья. Работа с бумагой. Складыва-ние. Оригами «Птица счастья»
1
Ком-бини-рованный
Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Освоение техники оригами.
Искать информацию о традициях использования символи-ческих птиц счастья в культуре разных народов. Объяс-нять значение понятия «оберег», искать традиционные для данного региона фольклорные произведения. Осваи-вать способы работы с бумагой: сгибание, складывание.
Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других учащихся по за-данным критериям. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классифи-кации, устанавливать причинно-следственные связи, де-лать обобщения, выводы. Потребность в общении с учи-телем. Умение слушать и вступать в диалог. Формиро-вание социальной роли ученика. Формирование положи-тельного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, цветная бумаг Электронное приложение а
10.04
29
Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирова-ние. Ветряная мельница
1
Ком-бини-рованный
Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объемной модели мельницы на основе развертки. Самостоятельное составление плана изготовления изделия.
Наблюдать за природными явлениями в воздушном про-странстве. Искать и обобщать информацию о воздухе, ве-тре, проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Осмыслять важность использования ветра человеком. Составлять рассказ о способах использо-вания ветра человеком на основе материалов учебника и собственных наблюдений. Анализировать готовую мо-дель, выбирать необходимые для её изготовления материа-лы и инструменты, определять приёмы и способы изго-товления. Организовывать рабочее место, соблюдать пра-вила работы ножницами. Составлять план работы и запол-нять технологическую карту. Осваивать подвижное сое-динение деталей (при помощи стержня). Конструировать объёмное изделие на основе развёртки, выполнять практи-ческую работу по плану в учебнике Осуществлять для ре-шения учебных задач операции анализа, синтеза, сравне-ния, классификации, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в об-щении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, цветной картон, клей
Электронное приложение
17.04
30
Использование ветра. Работа с фольгой. Флюгер
1
Ком-бини-рованный
Флюгер. Его назначение, конструктивные особенности, использование. Новый вид материала – фольга. Свойства фольги. Использование фольги.
Составлять рассказ о назначении и истории флюгера, его конструктивных особенностях и материалах, из которых его изготавливают, использовать материалы учебника и собственные знания. Исследовать свойства фольги, воз-можности её применения, сравнивать её свойства со
свойствами других видов бумаги. Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необхо-димые для его изготовления. Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя, соотносить план работы с технологической картой. Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки.Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия. Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (с помо-щью учителя). Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование со-циальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, фольга, ножницы, клей
Электронное приложение
24.04
Человек и информация – 3 ч
31
Книгопечата-ние. Работа с бумагой и картоном Книжка-ширма
1
Ком-бини-рованный
История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг. Выполнение чертежей, разметка по линейке.
Составлять рассказ об истории книгопечатания, о спосо-бах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдоро-ве. Делать выводы о значении книг для сохранения и пе-редачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления.Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапа-нов. Самостоятельно составлять план изготовления изде-лия по текстовому и слайдовому планом. Проверять и корректировать план работы при составлении техноло-гической карты. Выделять с опорой на план и техно-логическую карту этапы работы для самостоятельного выполнения. Создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений. Отбирать для её наполнения собственные работы по заданным критериям (качеству, оригинальности и др.) Осуществлять для решения учеб-ных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси-фикации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Форми-рование социальной роли ученика. Формирование поло-жительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради, линейка, простой карандаш, ножницы
Электронное приложение
30.04
32
Способы по-иска инфор-мации. Поиск информации в Интернете. Практичес-кая работа № 5: «Ищем информацию в Интернете».
1
Прак-тичес-кая рабо-та
Способы поиска информации.
Отбирать, обобщать, использовать на практике информа-цию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Осваивать правила безопасного использования компью-тера, правила набора текста (предложений).Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Форму-лировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Исполь-зовать свои знания для поиска в Интернете материалов для презентации своих изделий. Осуществлять для ре-шения учебных задач операции анализа, синтеза, сравне-ния, классификации, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в об-щении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Учебники, рабочие тетради Электронное приложение
8.05
33
Правила на-бора текста. Поиск инфор-мации в Ин-тернете. Практичес-кая работа № 6: «Ищем информацию в Интернете».
1
Прак-тическая рабо-та
Правила набора текста. Поиск информации в интернете.
Отбирать, обобщать, использовать на практике информа-цию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Осваивать правила безопасного использования компью-тера, правила набора текста (предложений).Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Форму-лировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Исполь-зовать свои знания для поиска в Интернете материалов для презентации своих изделий. Осуществлять для ре-шения учебных задач операции анализа, синтеза, сравне-ния, классификации, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в об-щении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Компьютер
Электронное приложение
15.05
34
Заключитель-ный урок. Конферен-ция для обу-чающихся «Что я узнал во 2 классе?»
1
Ком-бини-рованный
Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Выбор лучших работ.
Организовывать и оформлять выставку изделий.
Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям Осуществлять для ре-шения учебных задач операции анализа, синтеза, сравне-ния, классификации, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения, выводы. Потребность в об-щении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.