Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Русский язык» – концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (авторы Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. М.: Вентана-Граф, 2008)* (см. Примечание), примерной программой начального общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования начальной школы**.
с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Программа рассчитана на 165 часов (5 часов в неделю). В авторскую программу изменения внесены в связи с введением курса «Введение в школьную жизнь» количество часов сокращено до 160 часов в год.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой)3;
знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Раздел «Добукварный период» |
1 | Ориентировка по странице прописей | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выработка ориентации на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения. Коллективная работа над алгоритмом действия | Уметь проводить линии в заданном направлении | Текущий | Знакомство с гигиеническими требованиями при письме | | |
2 | Отработка алгоритма при проведении линии в заданном направлении | 1 | Закрепление новых знаний и выработка умений | Проведение линий от определенной точки в заданном направлении | Уметь ориентироваться в рабочей тетради, проводить линии от точки в заданном направлении | Текущий | Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки | | |
3 | Введение понятия «слово» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Различение предложений и слов. Составление рассказа по картинкам. Обозначение каждого слова полоской. Классификация предметов | Знать различие между предметом и обозначающим его словом | Текущий | | | |
4 | Отработка алгоритма действий при проведении параллельных и непараллельных линий | 1 | Комплексное использование знаний | Название каждого предмета на рисунке словом. Проведение параллельных и непараллельных линий | Уметь ориентироваться в понятиях: «слева», «справа», «вверх», «вниз»; проводить параллельные и непараллельные линии | Текущий. Самосто-ятельная работа | | | |
5 | Отработка понятия «слово» | 1 | Закрепление новых знаний и выработка умений | Обозначение предложений полосками. Выявление сходства и различия в объектах | Уметь проводить параллельные и непараллельные линии | Текущий | | | |
6 | Деление предложения на слова | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Деление предложения на слова. Классификация предметов по заданному признаку. Тренировка в проведении наклонных параллельных линий | Уметь проводить наклонные параллельные линии, делить предложения на слова | Текущий. Самосто-ятельная работа | | | |
7 | Сравнение звуков | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Сравнение звуков по твердости–мягкости. Проведение наклонных параллельных линий | Уметь сравнивать звуки по твердости–мягкости | Текущий. Самосто-ятельная работа | | | |
8 | Знакомство со схемой звукового состава слова | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Проведение звукового анализа слова «Ау!». Нахождение места звуков в словах | Знать схему звукового анализа слова. Уметь проводить звуковой анализ слова | Составление звуковой схемы слова | | | |
9 | Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове | 1 | Закрепление новых знаний и выработка умений | Выделение заданного звука в слове. Проведение параллельных линий | Уметь интонационно выделять заданный звук в слове | Текущий. Самосто-ятельная работа | | | |
10 | Знакомство с рабочей строкой | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Тренировка в свободном продвижении руки вдоль страницы. Проведение полуовалов | Уметь ориентироваться в рабочей тетради, на рабочей строке | Текущий | | | |
11 | Сравнение слов по звуковой структуре | 1 | Комплексное применение знаний | Сравнение слов по звуковой структуре. Проведение полуовалов. Ориентировка в рабочей строке | Уметь ориентироваться на рабочей строке; называть слова со звуками [р’]–[р] | Текущий. Коллективная проверка называния слов | | | |
12 | Звуковой анализ слов: «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре | 1 | Комплексное применение знаний | Звуковой анализ слов. Сравнение слов по звуковой структуре. Подбор слов к схемам. Отработка умения находить середину надстрочного пространства | Уметь проводить звуковой анализ слова; подбирать слова к схемам; проводить заданные линии на рабочей строке; анализировать звуковой состав слова | Текущий Самопроверка по образцу | | | |
13 | Звуковой анализ слов: «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре | 1 | Комплексное применение знаний | Звуковой анализ слов. Сравнение слов по звуковой структуре. Игра «Придумай слово» со звуками [л’]–[л] | Уметь проводить звуковой анализ слова | Текущий | Единство звукового состава слова и его значение | | |
14 | Развитие свободы движения руки. Проведение линий сложной траектории | 1 | Закрепление новых знаний и выработка умений | Поиск звуков [л’]–[л] в словах-названиях картинок | Уметь проводить линии сложной траектории | Текущий | | | |
15 | Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов | 1 | Комплексное применение знаний | Прописывание на рабочей строке элементов букв | Знать различие между овалом и кругом. Уметь прописывать на ра-бочей строке элементы букв | Текущий. Самоконтроль | | | |
16 | Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. Звуковой анализ слова «сани» | 1 | Комплексное применение знаний | Развитие умения ориентироваться на высоту строки при использовании рабочих строк двух видов. Прописывание на рабочей строке элементов букв | Уметь самостоятельно проводить звуковой анализ слова | Коллективная. Самосто-ятельная работа | | | |
Раздел «букварный период» |
17 | Письмо заглавной и строчной буквы А (а) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ как основа перевода слова звучащего в слово написанное | Знать правило обозначения «а» после твёрдых согласных. Уметь различать понятия «звук» и «буква», печатную и прописную букву А. | Текущий | | | |
18 | Знакомство с буквой Я (я) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Звуковой анализ слов: «пять», «дыня». Разгадывание кроссвордов | Знать букву Я. Уметь находить букву Я в словах | Текущий | | | |
19 | Письмо заглавной и строчной буквы Я (я) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ заглавной и строчной букв Я (я). Тренировка в написании | Уметь писать заглавную и строчную букву Я (я); самостоятельно выбирать и записывать недостающую букву | Текущий. Самосто-ятельная работа | | | |
20 | Закрепление правил обозначения звука [а] буквами | 1 | Комплексное применение знаний | Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов | Знать написание изученных букв. Уметь вписывать буквы с опорой на звуковые модели слов | Работа в парах. Звуковой разбор слова | | | |
21 | Письмо заглавной и строчной буквы О (о) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Тренировка в написании букв О, (о). Сопоставление строчных букв а–о. Выбор и запись недостающей буквы | Знать написание буквы О (о). Уметь записывать недо-стающие буквы в словах | Текущий | | | |
22 | Письмо заглавной и строчной буквы Е (е) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Обозначение мягкости согласных | Уметь правильно писать заглавную и строчную букву Е (е) | Текущий | | | |
23–24 | Буква ё в начале слова | 2 | Комплексное применение знаний | Звуковой анализ слов с ё в начале слова | Знать об обозначении буквы ё в начале слова звуками [й’о]. Уметь воспроизводить это правило, применять его | Самосто-ятельное сравнение работы с образцом | | | |
25 | Закрепление правил обозначения звуков [о] и [а] буквами | 1 | Комплексное применение знаний | Тренировка в написании букв | Знать изученные буквы. Уметь писать все изученные буквы; вписывать их с опорой на звуковые модели слов | Самосто-ятельная работа. Проверка по образцу | | | |
26 | Письмо заглавной и строчной буквы У (у) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Правильное написание букв | Знать, какие буквы пишутся после твёрдых и мягких согласных звуков | Текущий | | | |
27 | Письмо заглавной и строчной буквы Ю (ю) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Ю (ю) | Уметь рассуждать о значении йотированных гласных звуков в начале слова, о том, что на наличие звука [й] в слове на письме указывают йотированные буквы е, ё, я, ю | Текущий | Разгадывание кроссвордов | | |
28–29 | Закрепление правил обозначения звуков [о], [а] и [у] буквами | 2 | Комплексное применение знаний | Письмо изученных букв. Вписывание знакомых букв с опорой на звуковые модели слов | Знать о соотношении букв и звуков в словах с йотированными гласными | Текущий | Разгадывание кроссвордов | | |
30 | Знакомство с буквой Э (э) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Звуковой анализ слов: «экран», «эхо» | Знать правило написания гласных букв после твердых согласных | Текущий | Разгадывание кроссвордов | | |
31 | Письмо заглавной и строчной буквы Э (э) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Отработка написания изученных букв. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Э (э) | Знать изученные буквы. Уметь писать изученные буквы | Текущий | | | |
32 | Письмо заглавной и строчной буквы Е (е) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Обозначение мягкости согласных. Письмо букв в системе обучения грамоте | Уметь обобщать правило обозначения мягкости согласных звуков | Текущий | | | |
33 | Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв | 1 | Комплексное применение знаний | Тренировка в написании букв. Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели | Уметь устанавливать закономерность в расположении букв в ряду; вписывать пропущенные буквы с опорой на звуковые модели | Текущий. Самосто-ятельная работа. Проверка по образцу | | | |
34 | Письмо строчной буквы ы | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ строчной буквы ы. Тренировка в написании букв | Уметь делать вывод о написании гласных букв после согласных | Текущий | | | |
35 | Знакомство с буквой И (и) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Обозначение мягкости согласных звуков | Уметь применять правило обозначения мягкости согласных звуков, выполнять звуковой анализ слова «иволга» | Текущий. Проверка по образцу | Различные формы одного и того же слова | | |
36 | Письмо заглавной и строчной буквы И (и) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Обозначения мягкости согласных звуков | Уметь применять правило обозначения мягкости согласных звуков | Текущий | | | |
37 | Отработка написания изученных букв | 1 | Комплексное применение знаний | Звуковой анализ слов, составление моделей слов. Классификация предметов по заданному признаку | Уметь писать изученные буквы; составлять звуковые модели слов и анализировать их | Текущий. Самосто-ятельная работа | | | |
38 | Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости–мягкости согласных звуков | 1 | Интегрированный | Отработка написания изученных букв | Знать правило написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков. Уметь преобразовывать звуковую схему слова | Текущий. Самосто-ятельная работа | | | |
39 | Письмо заглавной и строчной буквы М (м) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы М (м) | Уметь различать понятия «слово» и «слог». Знать правило написания заглавной буквы в именах | Текущий | | | |
40 | Знакомство с буквой Н (н) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Звуковой анализ слов: «нос», «нитки». Составление словосочетаний с местоимениями он, она, оно, они. Чтение слогов, слов, текстов | Уметь составлять словосочетания с местоимениями, понимать и объяснять звуковую структуру слова | Текущий | | | |
41 | Письмо заглавной и строчной буквы Н (н). Письмо слогов и слов | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Н (н). Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв Н (н) и Ю (ю). Письмо слогов, слов и предложений | Уметь понимать и объяснять звуковую структуру слова; писать заглавную и строчную букву Н (н); сравнивать написание букв | Текущий | | | |
42 | Письмо заглавной и строчной буквы Р (р). Письмо слогов и слов | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Знать правильное название букв м, н, р; правило написания заглавной буквы в именах, названиях городов | Текущий | | | |
43 | Письмо заглавной и строчной буквы Л (л) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Правильное написание буквы. Употребление прописной буквы в именах собственных | Уметь правильно называть букву «эль»; видеть сходства и различия в звуковых моделях слова | Текущий | | | |
44 | Письмо заглавной и строчной буквы Й (й) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ написания буквы. Письмо слогов, слов и предложений | Уметь составлять и записывать слова из наборов букв; выполнять запись слов в соответствии с моделями | Текущий. Самосто-ятельная | Однозначные и многозначные слова, их различие. Восстановление деформированного текста | | |
45 | Введение понятия «слог» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Деление слов на слоги | Знать различие между словом и слогом | Текущий | | | |
46 | Отработка написания изученных букв | 1 | Комплексное применение знаний | Письмо слов и предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Запись слов к нужной слоговой схеме | Уметь писать изученные буквы; преобразовывать печатный шрифт в письменный; записывать слова к слоговой схеме | Текущий. Самосто-ятельная работа | | | |
47 | Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной буквы Г (г) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Словесное ударение. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, мягкие и твёрдые согласный | Уметь давать характеристику согласных звуков по твёрдости–мягкости, звонкости–глухости; ставить ударение в слове | Текущий | Восстановление деформированных предложений | | |
48 | Письмо заглавной и строчной буквы К (к) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ. Тренировка в написании буквы. Письмо слов и предложений. Изменение и запись слов по образцу | Уметь правильно называть букву «ка»; производить полный звуковой анализ | Текущий | Однозначные и многозначные слова и их различие | | |
49 | Дифференциация букв Г (г) и К (к) | 1 | Комплексное применение знаний | Согласные звонкие и глухие. Тренировка в написании изученных букв | Знать парные согласные по глухости-звонкости. Уметь сопоставлять согласные звуки и отражать их характеристику в модели слова | Текущий | Восстановление деформированных предложений | | |
50 | Знакомство с буквой З (з) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Звуковой анализ слов: «зебра», «замок». Чтение слов с изменением ударения. Деление слов на слоги. Слово и его значение | Уметь определять ударный слог; делить слова на слоги; читать слова с изменением ударения | Текущий | Словарное богатство русского языка | | |
51 | Письмо заглавной и строчной буквы З (з) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выбор и запись слов, соответствующих данной модели | Уметь составлять и записывать слова по модели | Текущий | | | |
52 | Письмо заглавной и строчной буквы С (с) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Словесное ударение. Родственные слова | Уметь давать полную характеристику звука; про-водить сравнительный ана-лиз слов и делать выводы | Текущий | | | |
53 | Дифференциация букв З (з) и С (с) | 1 | Комплексное применение знаний | Согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по звонкости и глухости | Уметь сопоставлять по звонкости–глухости согласные з и с; проводить классификацию слов с изученными звуками | Текущий | | | |
54 | Письмо заглавной и строчной буквы Д (д) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Деление слов на слоги. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Д (д) | Уметь находить сходство и различие слов; выделять ударный слог в основе; делить слова на слоги; писать заглавную и строчную букву Д (д) | Текущий | Многозначные слова. Восстановление деформированных предложений | | |
55 | Знакомство с буквой Т (т) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Звуковой анализ слов. Расшифровка закодированных слов | Уметь проводить звуковой анализ слов; расшифровывать закодированные слова | Текущий | | | |
56 | Письмо заглавной и строчной буквы Т (т) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Т (т). Тренировка в написании букв | Уметь писать изученные буквы | Текущий | Восстановление деформированных предложений | | |
57 | Дифференциация букв Д (д) – Т (т) | 1 | Комплексное применение знаний | Письмо буквосочетаний, слов, предложений в системе обучения грамоте | Уметь сопоставлять буквы д–т; проводить классификацию слов | Текущий | | | |
58 | Письмо заглавной и строчной буквы Б (б) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Б (б). Тренировка в написании букв. Преобразование печатного шрифта в письменный | Уметь дифференцировать буквы д–б; определять ударный слог | Текущий | | | |
59 | Письмо заглавной и строчной буквы П (п) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Деление слов на слоги. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Знать правило определения количества слогов в слове. Уметь преобразовывать различные модели слов | Текущий | | | |
60 | Знакомство с буквой В (в) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов и предложений | Уметь проводить звуковой анализ слов | Текущий | Расшифровка «зашифрованных» слов | | |
61 | Письмо заглавной и строчной буквы В (в) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Поэлементный анализ написания букв. Письмо слов, предложений. Преобразование и запись слов в соответствии с заданием | Знать правила определения количества слогов в слове | Текущий | | | |
62 | Письмо заглавной и строчной буквы Ф (ф) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Обозначение мягкости согласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные согласные по глухости–звонкости | Уметь проводить сравнение звукового состава слова, количества слогов и мест ударения; обозначать букву в звуковой модели слова; сравнивать звуки [в]–[ф] по звонкости–глухости | Текущий | Различные формы одного и того же слова | | |
63 | Письмо заглавной и строчной буквы Ж (ж) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Парные согласные по глухости–звонкости; их различия | Знать правило написания гласных после шипящих в сочетании жи. Уметь применять правило на практике | Текущий | Различные формы одного и того же слова | | |
64 | Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи–ши | Знать особенности звука [ш]; правила написания гласных после шипящих в сочетании ши. Уметь применять правило на практике | Текущий | Однокоренные слова и формы одного и того же слова | | |
65 | Знакомство с буквой Ч (ч) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча–чу. Наблюдение за использованием слов с буквой ч в речевой практике. | Знать особенности звука «ч»; правила написания гласных после шипящих в сочетаниях ча–чу. Уметь применять правило на практике | Текущий | Однозначные и многозначные слова и их различие | | |
66 | Письмо заглавной и строчной буквы Ч (ч) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Текущий | | |
67 | Письмо заглавной и строчной буквы Щ (щ) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Произношение и обозначение на письме слов с сочетанием ща–щу | Знать особенности звука [щ]; правило правописания гласных после шипящих в сочетаниях щу–ща | Текущий | | | |
68 | Письмо заглавной и строчной буквы Х (х) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Правильное название букв. Согласные твёрдые и глухие | Знать различие согласных твердых и глухих. Уметь правильно называть буквы | Текущий | | | |
69 | Письмо заглавной и строчной буквы Ц (ц) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Письмо буквосочетаний, слов, предложений в системе обучения грамоте | Знать особенности звука [ц]. Уметь обозначать звук [ц] буквой | Текущий | | | |
70– 71 | Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь. Письмо строчной буквы ь | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа «конь» | Знать особенности буквы ь. Уметь сопоставлять звуки по твёрдости–мягкости; писать букву ь | Текущий | | | |
72 | Слова с разделительным мягким знаком | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Обозначение мягкости на письме | Знать основные функции ь (показатель мягкости и разделитель). Уметь различать функции ь на практике | Текущий | | | |
73 | Письмо строчной буквы «ъ» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Тренировка в написании ъ. Письмо слов и предложений | Уметь различать на письме разделительные ъ и ь знаки | Текущий | | | |
74–75 | Закрепление написания всех букв русского алфавита | 2 | Интегрированный | Отгадывание и списывание загадок. Тренировка в написании всех букв на узкой строке | Знать правила написания букв. Уметь писать все буквы алфавита | Текущий. Самосто-ятельная работа | Работа с деформированными предложениями | | |
76–80 | Повторение изученного | 5 | Повторение и закрепление ЗУН | Повторение и закрепление написания букв. Звуковой анализ слов. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных. Правописание ча–ща, чу–щу, жи–ши. Разделительные ъ и ь | Знать изученные правила правописания. Уметь писать буквы русского алфавита; проводить звуковой анализ слов | Текущий | | | |
Раздел «послебукварный период» |
81–82 | Язык как средство общения | 2 | Комбинированный | Представление о языке как средстве общения. Общение посредством устной и письменной речи | Знать о значении речи, об алгоритме списывания. Уметь выполнять звуковой анализ слов | Текущий | | | |
83–84 | Устная и письменная речь | 2 | Комбинированный | Рассмотрение ситуаций, связанных с выбором устной и письменной речи | Знать о расстановке знаков препинания в конце предложений | Текущий | | | |
85–86 | Речевой этикет | 2 | Объяснение нового материала | Ситуации приветствия. Интонация предложения | Уметь записывать слова, соответствующие звуковым моделям. Знать о восклицательной интонации и восклицатель-ном знаке в предложении | Текущий | | | |
87–88 | Речевой этикет. Вежливые обращения | 2 | Комбинированный | Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности | Уметь проводить звуковой анализ слов | Текущий | | | |
89–90 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» | 2 | Объяснение нового материала | Рассмотрение ситуаций использования слов приветствия и слов благодарности. Расстановка знаков завершения предложения. Отыскивание слов, отвечающих на вопросы «кто?», «что?» | Знать о знаках завершения предложения. Уметь расставлять знаки завершения предложения; правильно писать имена собственные; задавать вопрос к словам, обозначающим предмет | Текущий | Предложения по цели высказывания | | |
91–92 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Знаки препинания в конце предложения | 2 | Комбинированный | Ситуации, в которых используются слова просьбы, извинения, отказа. Звуки речи, буквы, слог. Заглавная буква в именах собственных | Знать правило правописания сочетаний жи–ши. Уметь расставлять знаки завершения предложения; изменять форму слова | Текущий | Наблюдение над изменением смысла слов при изменении их форм | | |
93–94 | Знакомство со взрослыми и сверстниками. Собственные и нарицательные имена существительные | 2 | Комбинированный | Ситуация представления себя при знакомстве. Знакомство с нарицательными именами существительными. Составление словосочетаний | Знать об именах собственных и нарицательных. Уметь записывать имена собственные | Текущий | | | |
95–96 | Знакомство со взрослыми и сверстниками. Ситуация представления себя и обращение к взрослому | 2 | Комбинированный | Обсуждение проблемы: чем различается речевое обраще-ние к сверстнику и взрослому? Запись имён, фамилий и отчеств. Составление звуковых моделей слов. Алфавит | Знать алфавит; правило написания имён существительных. Уметь составлять звуковую модель слова | Текущий | Восстановление деформированных предложений | | |
97–98 | Возраст | 2 | Комбинированный | Вопросительные предложения. Собственные имена существительные, заглавная буква в них | Знать речевые и языковые средства, позволяющие сообщить свой возраст и узнать его у собеседника. Уметь составлять и записывать предложения; писать заглавную букву в именах собственных | Текущий | Подбор нужного по смыслу слова-синонима | | |
99–100 | Внешность. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?» | 2 | Комбинированный | Описание внешности. Наблюдение за словами, называющими признаками | Уметь использовать слова, называющие признаки, для описания внешности | Текущий | Прилагательные | | |
101–102 | Описание внешности родных. Правописание собственных имен существительных | 2 | Комбинированный | Описание внешности родных, друзей. Озаглавливание текста | Знать о слогоударной схеме слов; правила написания имен, заголовков. Уметь писать имена, заголовки | Текущий | Подбор слов к данным схемам | | |
103–104 | Сравнения при описании внешности | 2 | Комбинированный | Звуковой анализ. Постановка к словам вопросов: «кто?», «что?», «какой?», «какая?» | Уметь соотносить слова с заданной моделью; использовать при описании кого-то или чего-то сравнения; ставить к словам вопросы; отличать восклицательные предложения от других | Текущий | Подбор слов по звуковым моделям | | |
105–106 | Адрес | 2 | Комбинированный | Ситуации, при которых необходимо знание точного адреса. Соотнесение слова со звуковыми моделями. Составление словосочетаний | Знать о правописании заглавной буквы в именах собственных. Уметь называть точный домашний адрес | Текущий | Смыслоразличительная функция ударения | | |
107–108 | Написание адреса на конверте. Перенос слов | 2 | Объяснение нового материала | Тренировка в написании адреса на конверте. Деление слов для переноса | Знать свой домашний адрес; правило переноса слов. Уметь записывать свой адрес на конверте; применять правило переноса слов | Текущий | | | |
109–110 | Родина. Перенос слов. Буквы й, ъ, ь при переносе | 2 | Комбинированный | Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос слов. Звуковой анализ слов | Знать правило переноса слов; название своей малой родины и страны, в которой родился. Уметь проводить звуковой анализ; называть малую родину и страну, в которой родился | Текущий | Подбор слов к звуковым моделям | | |
111–112 | Родина. Толкование значения слов | 2 | Комбинированный | Постановка вопросов к словам. Составление рассказов о месте, в котором живешь. Деление слов для переноса | Уметь задавать вопрос к слову. Знать правила переноса слов | Текущий | Составление рассказа на заданную тему | | |
113–114 | Исторические места. Составление приглашения на экскурсию | 2 | Комбинированный | Ударение в словах. Развернутое толкование значения слова. Подбор вопросов к словам | Знать о делении слов для переноса. Уметь выделять в словах ударение, ставить к слову вопрос | Текущий | | | |
115–116 | Профессии. Слова, отвечающие на вопросы: «что делать?», «что делает?», «что делал?» | 2 | Объяснение нового материала | Профессии родителей. Наблюдение за словами, называющими действия | Знать о профессиях родителей. Уметь находить слова, отвечающие на вопросы глаголов | Текущий | Глаголы | | |
117–118 | Слова, похожие по звучанию, но различные по значению | 2 | Комбинированный | Объяснение значения различных профессий для развития общества. Выделение слов, отвечающих на вопросы: «что делать?», «что делал?» | Уметь выделять слова, обозначающие действия; списывать текст | Текущий | Слова-омонимы | | |
119–120 | Описание характера. Правописание сочетаний жи–ши в словах | 2 | Комбинированный | Словесное описание характера человека. Подбор подходящих высказываний для выражения извинения | Знать о правописании гласных после шипящих. Уметь ставить вопрос к словам-действиям | Текущий | Переносное значение слов | | |
121–122 | Правописание сочетаний ча–ща, чу–щу | 2 | Комбинированный | Звуковой анализ. Роль слова в изменении характера. Правописание гласных после шипящих | Уметь работать со звуковыми моделями слов. Знать о правописании сочетаний ча–ща, чу–щу | Текущий | | | |
123–124 | Описание своего характера | 2 | Комбинированный | Постановка вопросов к словам. Деление слов для переноса | Уметь ставить вопросы к словам различных частей речи в предложении; делить слова для переноса | Текущий | | | |
125–126 | Кто что любит… Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос | 2 | Комбинированный | Составление рассказов о том, что любишь. Перенос слов. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос к собеседнику: «Что любишь?». Вежливое обращение | Знать о словах, которые переносить нельзя. Уметь писать заглавную букву в именах собственных | Текущий | Запятая при перечислении | | |
127–128 | Интересы детей. Общее значение однокоренных слов | 2 | Комбинированный | Речевые и языковые средства, позволяющие договориться с собеседником. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками | Знать о родственных словах. Уметь различать родственные слова | Текущий | Наблюдение над общей частью родственных слов | | |
129–130 | Постановка вопросов к словам | 2 | Комбинированный | Постановка вопросов. Перенос слов. Цель высказывания | Знать о правилах переноса слов, о речевых явлениях, когда буквы ё, я обозначают два звука. Уметь переносить слова | Текущий | | | |
131–132 | Хобби. Знаки препинания в конце предложения | 2 | Комбинированный | Знакомство со структурой объявления. Правописание гласных после шипящих | Знать парные по глухости–звонкости согласные. Уметь расставлять знаки препинания в конце предложения; писать объявление | Текущий | Смысл пословиц | | |
133–134 | Устойчивые сочетания слов | 2 | Объяснение нового материала | Вымысел (фантазия). Гласные после шипящих. Устойчивые сочетания слов. Наблюдение за употреблением устойчивых сочетаний слов в устной и письменной речи. Упражнение в записи слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу | Знать, что такое устойчивые сочетания слов. Уметь записывать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу; находить устойчивые сочетания слов в текстах | Текущий | Фразеологизмы | | |
135 | Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный вопрос | 1 | Комбинированный | Текущий | | |
136 | Сочетания чу–щу. Перенос слов | 1 | Комбинированный | Языковые средства, выражающие просьбу, приказ, отказ и совет. Деление слов для переноса. Упражнение в записи слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу | Знать правило переноса слов. Уметь применять правило переноса слов; записывать слова с сочетаниями чу–щу в соответствии с правилом | Текущий | | | |
137 | Описание домашнего питомца | 1 | Комбинированный | Речевые, языковые средства, необходимые для описания домашнего питомца. Звуковой анализ слов. Сочетания жи–ши | Уметь описать своего домашнего питомца; списывать предложения; проводить звуковой анализ слов | Текущий | | | |
138 | Ударение. Интонация предложения | 1 | Комбинированный | Гласные после шипящих. Ударение. Составление словосочетаний. Соотнесение слова с моделями | Уметь прочитать предложения с соблюдением правильной интонации | Текущий | Смыслоразличительная функция ударения | | |
139 | Определение слова, от которого образовано заданное слово | 1 | Комбинированный | Описание животного. Перенос слов. Звуковой анализ слова. Подбор вопроса к словам | Уметь определять количество букв и звуков в словах; делить слова для переноса | Текущий | Заучивание скороговорки | | |
140 | Отличие языка человека от языка животных | 1 | Комбинированный | Постановка вопросов к словам. Слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. Обсуждение вопроса: чем отличается язык человека от языка животного? | Знать правило о написании кличек животных с большой буквы. Уметь соотносить слова с заданной звуковой моделью | Текущий | | | |
141 | Слова, которые можно записать цифрами | 1 | Объяснение нового материала | Составление устного сообще-ния на тему «Рассказ о моих друзьях». Наблюдение за использованием слов, обозна-чающих качество, в текстах, различных по содержанию | Уметь находить слова, обозначающие количество. Знать правило списывания слов | Текущий | Числительные | | |
142 | Мимика и жесты как дополнительные средства общения. Образные выражения | 1 | Объяснение нового материала | Объяснение смысла пословиц. Вычленение из предложения слов, отвечающих на поставленный вопрос. Образные выражения | Знать, что такое образные выражения. Уметь подбирать слова к заданным звукам, моделям; выделять в тексте образные выражения | Текущий | | | |
143 | Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи | 1 | Объяснение нового материала | Представление о понятии «многозначные слова». Объяснение значений многозначных слов исходя из контекста | Знать о многозначных словах. Уметь писать гласные после шипящих в сочетани-ях жи–ши, ча–ща, чу–щу | Текущий | | | |
144 | Слово как единство звучания и значения. Ударение | 1 | Объяснение нового материала | Грамотность в письменной речи – показатель образованности человека. Ударение. Правила написания письма. Слово и его значение. Наблюдение над изменением смысла слов при изменении их форм | Знать правила списывания слов. Уметь выделять ударение в словах; называть в словах безударные гласные; наблюдать за изменением смысла слова | Текущий | | | |
145 | Написание слов с безударными гласными | 1 | Комбинированный | Речевые и языковые средства, используемые при извинении. Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ слов | Знать о языковых и речевых средствах, используемых при извинении; правило о написании безударных гласных. Уметь применять на практике правило о написании безударных гласных; проводить звуковой анализ слова | Текущий | Устойчивые сочетания | | |
146 | Знакомство с транскрипцией | 1 | Комбинированный | Роль звуков в словах. Списывание. Звуковой анализ | Уметь проводить звуковой анализ слова; записывать слова в транскрипции | Текущий | Многозначность слов | | |
147 | Правописание ь в словах. Функция ь | 1 | Комбинированный | Функция ь. Основные функции ь – показатель мягкости и разделитель. Различение функций на практике. Классификация слов. Написание поздравительной открытки | Знать о функции ь, об использовании речевых средств в ситуации поздравления. Уметь подписывать поздравительную открытку; использовать речевые средства, предназначенные для поздравления | Текущий | Восстановление порядка предложений в тексте | | |
148 | Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а указывают на них | 1 | Объяснение нового материала | Разговор о том, что делает нашу речь понятной и точной. Звуковой анализ слов. Перенос слов | Знать правило переноса слов. Уметь проводить звуковой анализ слова | Текущий | Местоимения | | |
149 | Правописание сочетаний чк–чн | 1 | Объяснение нового материала | Сочетания чк-чн. Значение слова. Частичный звуковой анализ. Языковые средства, которые используются при обращении и выражении просьбы | Знать о правописании чк–чн; о языковых средствах, используемых при обращении и выражении просьбы. Уметь проводить звуковой анализ | Текущий | | | |
150 | Знакомство с контекстуальными синонимами | 1 | Комбинированный | Восклицательные предложения. Правописание сочетаний чк–чн. Слова, близкие по значению | Знать об использовании в контексте слов, близких по значению. Уметь видеть в словах ошибкоопасные места | Текущий | Многозначость | | |
151 | Сравнение слов по звуковому составу | 1 | Комбинированный | Речевые средства, позволяющие выразить впечатления от просмотренного спектакля. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос | Уметь ставить вопрос к словам; проводить звуковой анализ слов | Текущий | | | |
152 | Правописание слов с безударными гласными | 1 | Комбинированный | Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Расстановка ударения в словах | Уметь подбирать проверочные слова при написании безударных гласных | Текущий. Самосто-ятельная работа. Проверка | Работа с орфоэпическим словарем | | |
153 | Разговорная и научная речь | 1 | Комбинированный | Знакомство с разговорной и научной речью. Правописание разделительного ь. Запись транскрипций слов | Знать об отличии разговорной речи от научной; правило написания разделительного ь. Уметь записывать транскрипции слов | Текущий | | | |
154 | Художественный и научный стили речи | 1 | Комбинированный | Пропедевтика написания слов с парными по звонкости–глухости согласными | Знать о правописании в словах парных по глухости–звонкости согласных. Уметь различать художественный и научный стили речи | Текущий | Многозначность слов | | |
155 | Знакомство с неизменяемыми словами | 1 | Комбинированный | Передача в письме своего отношения к увиденному. Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы | Уметь находить слова, отвечающие на заданный вопрос. Знать о неизменяемых словах | Текущий | | | |
156 | Йотированная функция гласных (повторение) | 1 | Повторение и закрепление знаний, умений и навыков | Йотированная функция гласных. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Речевые средства, позволяющие выразить запрет | Знать о йотированной функции гласных; алгоритм списывания слов. Уметь пользоваться алгоритмом списывания слов | Текущий | | | |
157 | Слова, которые пришли в русский язык из других языков | 1 | Объяснение нового материала | Перенос. Постановка вопросов к словам. Отбор языковых средств при передаче своих впечатлений | Знать правило переноса слов. Уметь ставить вопрос к заданному слову | Текущий | Иноязычные слова | | |
Раздел «повторение изученного за год материала» |
158 | Правописание парных согласных по глухости–звонкости | 1 | Повторение и закрепление знаний, умений и навыков | Парные согласные по глухости–звонкости, их различия. Знаки препинания в конце предложения | Знать о расстановке знаков препинания в конце предложений. Уметь писать согласные парные по глухости–звонкости в словах | Текущий. Самосто-ятельная работа. Проверка | | | |
159 | Правописание безударных гласных | 1 | Повторение и закрепление знаний, умений и навыков | Написание объявления. Перенос слов. Правописание безударных гласных | Знать устойчивые сочетания слов; правило написания безударных гласных. Уметь употреблять в речи устойчивые сочетания слов, правило написания безударных гласных; писать объявление | Текущий. Самосто-ятельная работа. Проверка | | | |
160 | Правописание собственных имен существительных | 1 | Повторение и закрепление знаний, умений и навыков | Собственные и нарицательные имена существительных. Написание собственных имен существительных | Знать правило написания имен существительных. Уметь записывать собственные имена существительные | Текущий. Самосто-ятельная работа. Проверка | | | |
При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги. Отбирая языковой материал для оценки достижения данного предметного результата, нужно учитывать объем знаний выпускников 1-го класса, а также возможность различного деления слов для переноса (например, се-стра, сес-тра и сест-ра).
1.Л.Е. Журова. , А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова М.: Русский язык. Обучение грамоте: 1 класс: методические комментарии к урокам. Вентана –Граф. 2014-544 с.
2. В.Ю.Романова. Русский язык: оценка достижении планируемых результатов обучения.М. : Вентана –Граф. 2012-272 с.
3. С.В.Иванов. Русский язык: 1 класс: комментарии к урокам -.М. : Вентана –Граф. 2010-272 с.
4. Электронный ресурс. Тематическое планирование, контроль. С.В.Иванов. Русский язык: 1 класс: комментарии к урокам -.М. : Вентана –Граф. 2012 год.
5. Электронный ресурс. С.В.Иванов. Русский язык: 1 класс:2012 год. .
6. Электронный ресурс. Тематическое планирование. Программа «Начальная школа 21 век».