г.Нариманов-2014г.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Технология» авторов Н. И. Роговцевой, С. В. Анащенковой для 1 – 4 классов (М. Просвещение, 2012 г.). Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе.
• составлять сообщения о трудовой деятельности человека осенью и весной и описывать ее особенности;
• рассказывать о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах, современных профессий (в том числе профессиях своих родителей), связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом;
• подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;
• рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относиться к природе как источнику сырья;
• отбирать природные и пластичные материалы, бумагу и нитки с учетом их свойств и технологии изготовления поделок;
• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швей- е иглы);
• экономно размечать материалы на глаз, складыванием, сгибаем, по клеткам, по шаблону, по линейке;
• понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, как своего региона, так и страны, и уважать их;
• понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее под руководством учителя: составлять план, определять последовательность изготовления изделия;
• работать в малых группах.
№ п\п | Дата план | Дата факт | Тема уроков | Виды деятельности, формы работы | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Давайте познакомимся – 1ч. |
1. | | | Как работать с учебником. Изделие: папка достижений. | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. Определение материалов и инструментов, необходимых для изготовления изделий. Изготовление изделий из материалов по выбору учащихся. Составление плана работы. Работа в группах. а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта. | Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия | П: Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. К: Умение формулировать собственное мнение и позицию. Р: Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений |
Человек и земля – 23ч. |
2. | | | Земледелие. Изделие: выращивание лука. | Практическая работа. Выращивание лука. Составление рассказа о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта. Наблюдения, оформление результатов. Самостоятельное составление плана работы по изготовлению изделия. Планирование работы в группе: учиться распределять работу между участниками проекта. | Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода. Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях. Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека. | П: Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. К: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р: Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | Формирование адекватной и позитивной самооценки |
3. | | | Работа с пластичными материалами «Корзина с цветами». | Плетение, лепка. Папье-маше. Самостоятельное планирование последовательности выполнения работы с опорой на слайдовый план. Составление рассказа о цветах, правилах поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений. Работа в группе: уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предмета при выполнении композиции. | П: Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. К: Формирование умения определять цели, функции участников и способов взаимодействия, работа в группах. Р: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств |
4. | | | Работа с пластичными материалами (тестопластика) «Семейка грибов на поляне». | Наблюдения за пластическими свойствами теста. Сравнение с пластилином. Составление рассказа о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного опыта и наблюдений. | Осмысливать значение этих профессий. Составлять рассказ о национальных блюдах из теста и приёмы работы с ним. Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом. Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и пластилином | П: Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. К: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р: Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника | Формирование ценности «любовь» к природе |
5. | | | Работа с пластичными материалами. Пластилин. Изделие: магнит из пластилина. | Аппликация, лепка. Определение и использование необходимых инструментов и приёмов работы с пластилином. Выполнение изделия и оформление его при помощи красок. Изготовление изделий из материалов по выбору учащихся. Составление плана работы. Работа в группах: а) учиться распределять работу между участниками проекта; б) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы. | Организовывать рабочее место. Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предмета при выполнении композиции. | П: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Р: Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций |
6. | | | Проект «Праздничный стол». | Плетение, лепка. Папье-маше. Составление плана изготовления по иллюстрации в учебнике. Выбор необходимых инструментов, приспособлений и приёмов изготовления изделия. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности. Сравнение свойств пластичных материалов. Анализ формы и вида изделия, определение последовательности выполнения работы. | Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста). Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность | П: Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Умение формулировать собственное мнение и позицию. Р: Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов | Формирование ценности «любовь» к природе |
7. | | | Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше. | Аппликация, лепка. Технология изготовления изделия «папье-маше». Соотнесение этапов изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохлома (с помощью учителя). Использование приёмов работы с бумагой и ножницами. Анализ с помощью учителя способов изготовления изделий в технике хохломская роспись, выделение этапов работы. | Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла хохломская роспись, используя материалы учебника и собственный опыт. Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи. Самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций | П: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности |
8. | | | Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись». | Аппликационные работы. Сравнение особенностей хохломской и городецкой росписи. Составление плана выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Использование навыков работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону. Распределение обязанностей в группе. Выполнение изделия и оценка деятельности по заданным критериям. | Осмысливать на практическом уровне понятия «имитация». Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры животных, людей, цветы). Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. | П: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. Р: Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | Формирование адекватной и позитивной самооценки |
9. | | | Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин). | Использование приёмов работы с пластилином. Анализ образца, определение материалов, инструментов, приёмов работы, видов отделки и росписи. Сравнение видов народных промыслов Выделение элементов декора и росписи игрушки. | Наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись). Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по заданным критериям. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению игрушки. | П: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: Умение использовать речь для регуляции своего действия. Р: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
10. | | | Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами Изделие: матрешка из картона и ткани. | Использование приёмов работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону, оформление изделия, использование элементов рисунка на ткани для составления орнамента. Сравнение орнаментов, используемых в росписи изделий народных промыслов. Составление рассказа о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога». | Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея. Составлять самостоятельно план работы по использованию изделия, контролировать и корректировать работу по слайдовому плану. | П: Формирование умения устанавливать аналогии. К: Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
11. | | | Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы Изделие: пейзаж «Деревня». | Анализ образца пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создание собственного эскиза. Распределение обязанностей в группе. Выполнение изделия и оценка деятельности по заданным критериям. Использование умения работать с пластилином, создание новых цветовых оттенков путём смешивания пластилина. Изготовление изделий из материалов по выбору учащихся. Составление плана работы. Работа в группах. | Организовывать рабочее место. Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой. | П: Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. К: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Р: Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника | Формирование адекватной и позитивной самооценки |
12. | | | Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование Изделие: игрушка «Лошадка». | Использование умения работать по шаблону, выполнение аппликации из бумаги на деталях изделия, оформление изделия по собственному замыслу. Составление рассказа о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей, занимающихся разведением домашних животных (на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений). Распределение работы между участниками проекта. | Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей. Понимать значимость этих профессий. Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции. Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике. Составлять отчёт о своей работе по рубрике «Вопросы юного технолога. | П: Поиск и выделение нужной информации. К: Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Р: Прогнозирование результата | Формирование познавательного мотива |
13. | | | Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Изделие: композиция «Курочка из крупы» или «Петушок». | Способы и приёмы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и т.д.), выполнение аппликации в технике мозаика. Экономное расходование материалов при выполнении. Распределение обязанностей в группе. Выполнение изделия и оценка деятельности по заданным критериям. Составление тематической композиции, использование особенностей материалов для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов. | Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий). Находить в словаре и объяснять значение новых слов. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы. Составлять рассказ об уходе за домашними птицами. | П: Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Волевая саморегуляция. Осознание оценки качества и уровня усвоения материала | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира |
14. | | | Проект «Деревенский двор». | Осуществление с помощью учителя и при помощи рубрики «Советы юного технолога» все этапы проектной деятельности, соблюдение правил работы в группе, постановка целей, распределение обязанностей, обсуждение плана изготовления изделия, представление и оценивание готового изделия. Разметка и вырезание деталей и развёртки по шаблонам. | Составлять рассказ об уходе за домашними животными и их значении в жизни человека на основе иллюстративного материала. Конструировать объёмные геометрические фигуры животных из развёрток Использовать приёмы работы с бумагой и клеем, правила работы с ножницами. Создавать и оформлять тематическую композицию. Проводить презентацию композиции, использовать малые фольклорные жанры и иллюстрации Оформлять изделия по собственному замыслу. | П: Умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения. Р: Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия | Формирование познавательного мотива |
15. | | | Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц Изделие: проект «Новый год» (маска, елочные игрушки из яиц). | Самостоятельное оформление готового изделия. Использование элементов художественного творчества, оформление изделия при помощи красок. Создание разных изделий на основе одной технологии. Составление рассказа об истории возникновения ёлочных игрушек и традициях празднования Нового года. | Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей новогодней маски. Выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с видом карнавального костюма. Придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения, самостоятельно выполнять отделку карнавальной маски. Осваивать при изготовлении ёлочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и технику работы с целой яичной скорлупой. | П: Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Формирование познавательного мотива |
16 | | | Строительство. Работа с бумагой. Полуобъёмная пластика Изделие: композиция «Изба». | Выполнение разметки деталей по шаблону. Осваивание приемов работы с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше. Применение навыков организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Контроль и корректировка своей работы по слайдовому плану. Оценивание качества выполнения работы. Осваивание техники кракле. По собственному замыслу оформление контура изделия при помощи фломастеров. | Понимать значимость профессиональной деятельности людей, связан- ной со строительством. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и других источниках информации. Составлять рассказ о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений. Сравнивать её с домами, которые строятся в местности проживания. Применять навыки изготовления мозаики при работе с новым материалом — яичной скорлупой. Сравнивать способы выполнения мозаики из разных материалов. | П: Формирование умения устанавливать аналогии. К: Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
17 | | | В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Изделие: домовой. | Применение при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать). Оформление изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учёт национальных традиций). Распределение обязанностей в группе. Выполнение изделия и оценка деятельности по заданным критериям. Самостоятельное выполнение разметки и раскроя деталей для отделки изделия Вырезание кругов при помощи ножниц. | Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приёма гостей у разных народов России. Осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия. Соблюдать правила безопасной работы циркулем. | П: Поиск и выделение нужной информации. К: Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). Понимание относительности оценок или подхода к выбору. Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно | Формирование адекватной и позитивной самооценки |
18. | | | Проект «Убранство избы». Изделие: композиция «Русская печь». | Анализ иллюстрации учебника и выделение основных элементов убранства избы, сравнение убранства русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища. Составление рассказа об устройстве печи, печной утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником для кладки печи (по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям). Оформление изделия по собственному замыслу. | Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать композицию по специальной схеме. Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы. Составлять самостоятельно план выполнения работы. Использовать умения работать с пластилином, организовывать рабочее место. | П: Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. К: Формирование умения контролировать действия партнёра. Р: Формирование способности к целеполаганию | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности |
19. | | | Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Изделие: коврик. | Выполнение разметки деталей (основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдение правил безопасной работы. Выполнение разных видов переплетения бумаги, создание узора по своему замыслу. | Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу ткани, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы — переплетение полос бумаги. | П: Формирование умения устанавливать аналогии. К: Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Р: Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации |
20 | | | Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Изделие: стол и скамью. | Использование умения работать с бумагой, ножницами. Самостоятельное составление композиции и презентации её, использование в презентации фольклорных произведения. Самостоятельная организация своей деятельности. Овладение способами экономного и рационального расходования материалов. | Осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать её с традиционной мебелью жилища региона проживания. Анализировать конструкции стола и скамейки, определять детали, необходимые для их изготовления. Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании. Соблюдать технологию изготовления изделий | П: Структурирование знаний. К: Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. Р: Осознание оценки качества и уровня усвоения материала | Формирование адекватной и позитивной самооценки |
21 | | | Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие: композиция «Русская красавица». | Выполнение аппликации на основе материала учебника с учётом национальных традиций. Осваивание приемов плетения косички в три нити. Использование приёмов работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применение правил безопасной работы с ними. Выполнение с помощью учителя деталей для создания модели национального женского головного убора, предварительно определив материалы для его изготовлении | Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдении я других источников). Сравнивать и находить общее и различие в национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма региона проживания и соотносить их с природными условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор). Исследовать виды, свойства и состав тканей. Определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон. Анализировать детали праздничного женского (девичьего) головного убора и причёски. | П: Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Формирование познавательного мотива |
22 | | | Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Изделие: костюмы Ани и Вани. | Осваивание правил разметки ткани, выкройки, разметка ткани с помощью шаблона. Моделирование народных костюмов на основе аппликации из ткани. Оформление национального костюма в соответствии с выбранным образцом, использование различных видов материалов. Выполнение разметки тканей по шаблону, выкройки. Выполнение строчки косых стежков для соединения деталей изделия. Исследование видов ниток и определение с помощью учителя их назначение. Использование умения пришивать пуговицы разными способами. Оценка работы по заданным критериям | Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдений и других источников). Осваивать элементы художественного труда. Сравнивать и находить общее и различия в женском и мужском национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма своего края и определять его характерные особенности (цвет, форму, способы украшения и др.). Организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты. Использовать правила работы иглой. Осваивать строчку косых стежков. организовывать рабочее место. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. | П: Формирование умения устанавливать аналогии. К: Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
23 | | | Работа с ткаными материалами. Шитье. Изделие: кошелек. | Выполнение разметки ткани по шаблону, выкройки. Выполнение строчки косых стежков для соединения деталей изделия. Распределение обязанностей в группе. Выполнение изделия и оценка деятельности по заданным критериям. | Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям. Осваивать строчку косых стежков. | П: Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Формирование познавательного мотива |
24 | | | Работа с ткаными материалами. Шитье. Изделия «Тамбурные стежки», «Салфетка». | Использование умения пришивать пуговицы разными способами. Изготовление изделий из материалов по выбору учащихся. Составление плана работы. Работа в группах. | | Формирование познавательного мотива |
Человек и вода – 3ч. |
25 | | | Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Изделие: композиция «Золотая рыбка». | Заполнение с помощью учителя технологической карты, определение основных этапов изготовления изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. Оценивание работы по заданным критериям одноклассников. Выводы и обобщения на основе сравнения информации. | Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать с информацию, полученную из разных источников. | П: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности |
26 | | | Проект «Аквариум». Изделие: аппликация «В море». | Организация рабочего места, рациональное размещение материалов и инструментов для аппликации. Определение и отбор природных материалов для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре. Составление композиции из природных материалов. Распределение обязанностей в группе. Выполнение изделия и оценка деятельности по заданным критериям. Выделение технологических операций: подготовка материалов и инструментов, разметка, сборка, отделка. | Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках. Распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога». Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Контролировать и корректировать свою деятельность. Предъявлять и оценивать изделие. Проводить презентацию готового изделия | П: Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Формирование познавательного мотива |
27 | | | Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие «Русалка». | Заполнение с помощью учителя технологической карты, определение основных этапов изготовления изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. Оценка работы по заданным критериям одноклассников. | Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъёмной аппликации. | П: Поиск и выделение нужной информации. К: Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Р: Прогнозирование результата | Формирование познавательного мотива. Самостоятельно проводить выставку своих работ, в ходе которой стараться оценить работы друг друга |
Человек и воздух – 3ч. |
28 | | | Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. Изделие: оригами «Птица счастья». | Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Приёмы складывания изделий техникой оригами. Самостоятельное планирование своей работы. Составление плана изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контроль и корректировка своей работы. | Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Объяснять значение понятия «оберег», искать традиционные для данного региона фольклорные произведения. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям | П: Формирование умения устанавливать аналогии. К: Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
29 | | | Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование Изделие: ветряная мельница. | Анализ готовой модели, выбор необходимых для её изготовления материалов и инструментов, определение приёмов и способов изготовления подвижного соединения деталей (при помощи стержня). Организация рабочего места, соблюдение правил работы ножницами. Составление плана работы и заполнение технологической карты. | Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве. Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре, проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Осмыслять важность использования ветра человеком. Составлять рассказ о способах использования ветра человеком на основе материалов учебника и собственных наблюдений. | П: Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Умение формулировать собственное мнение и позицию. Р: Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов | Формирование ценности «любовь» к природе |
30 | | | Использование ветра. Работа с фольгой. Изделие: флюгер. | Составление плана работы по изготовлению изделия с помощью учителя, соотнесение плана работы с технологической картой. Осваивание способов соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельное выполнение раскроя и отделки изделия. Исследование свойства фольги, возможности её применения, сравнение её свойства со свойствами других видов бумаги. | Составлять рассказ о назначении и истории флюгера, его конструктивных особенностях и материалах, из которых его изготавливают, использовать материалы учебника и собственные знания. Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его изготовления. Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (с помощью учителя) | П: Поиск и выделение нужной информации. К: Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Р: Прогнозирование результата | Формирование познавательного мотива |
Человек и информация – 4ч. |
31 | | | Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном Изделие: книжка-ширма. | Составление рассказа об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Самостоятельное составление плана изготовления изделия по текстовому и слайдовому планом. Выделение с опорой на план и технологическую карту этапов работы для самостоятельного выполнения. Создание книжки-ширмы и использование её как папки своих достижений. | Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления. Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов. Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты. | П: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Р: Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
32 | | | Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете. | Правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений). Исследование возможностей Интернета для поиска информации. Изготовление изделий из материалов по выбору учащихся. Составление плана работы. Работа в группах. | Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. | П: Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Формирование познавательного мотива. |
33 | | | Правила набора текста. Поиск информации в Интернете. | Использование своих знаний для поиска в Интернете материалов для презентации своих изделий. Осваивание правила безопасного использования компьютера. Исследование возможностей Интернета. Нахождение информации с помощью взрослого. | П: Поиск и выделение нужной информации. К: Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Р: Прогнозирование результата | Формирование познавательного мотива |
34 | | | Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?». | Организация и оформление выставки изделий. Презентация работ. | Оценивать выступления по заданным критериям | П: Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. К: Формирование умения контролировать действия партнёра. Р: Формирование способности к целеполаганию. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности |