Рабочая программа по предмету "Основы православной культуры"
Рабочая программа по предмету "Основы православной культуры"
~~Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС – II поколения),
- закона «Об образовании» 2013 г.
- приказа Минобрнауки РФ №69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов»
- программы «Основы религиозных культур и светской этики», авторов: А. Я. Данилюка, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко, М.: Просвещение, 2014.
? На изучение учебного предмета «Основы православной культуры» отводится 35 учебных недель.
? Количество часов в год – 35 часов.
? Количество часов в неделю – 1час.
? Уровень программы - базовый.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Основы православной культуры" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение Красногуляевская средняя общеобразовательная школа МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Основы православной культуры»
для 4 класса
2014-2015 учебный год
Разработала: Бутрова Марина Владимировна
учитель начальных классов, высшей квалификационной категории
п. Красный Гуляй, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС – II поколения),
- закона «Об образовании» 2013 г.
- приказа Минобрнауки РФ №69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов»
- программы «Основы религиозных культур и светской этики», авторов: А. Я. Данилюка, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко, М.: Просвещение, 2014.
На изучение учебного предмета «Основы православной культуры» отводится 35 учебных недель.
Количество часов в год – 35 часов.
Количество часов в неделю – 1час.
Уровень программы - базовый.
Общая характеристика учебного предмета
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного
воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 12 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культуролоческие понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и много конфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Изучая курс, обучающийся получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Курс является безоценочным. В конце 1 и 2 полугодия учащиеся выполняют творческие работы.
Содержание учебного модуля «Основы православной культуры» (35 ч.)
Россия - наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для реализации программного содержания используется УМК:
Программа «Основы религиозных культур и светской этики», авторов: А. Я. Данилюка, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко. – М.: Просвещение, 2014.
Учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры». 4-5 класс. М.: – «Просвещение», 2012.
Методическое пособие для учителя Г.А. Обернихиной «Поурочные разработки к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры», под редакцией А.Я. Данилюка. М.: – «Просвещение», 2012.
Рекомендации УИПКПРО «О преподавании в образовательных организациях Ульяновской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 2013-2014 учебном году.
Основы православной культуры
Календарно - тематическое планирование изучения учебного материала
4 класс
35 ч (1 ч в неделю)
Дата
по плану
№
п/п
Тема урока
Кол
часов
Основное содержание по темам
Предполагаемый результат
Задания для совместной работы с родителями
Дата
по факту
02
-
09
1
Россия – наша Родина
1
Богатство России, Патриот, Отечество, Духовный мир, Культурные традиции,
Знать:
- что такое духовный мир человека
- что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.
Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
09
-
09
2
Культура и религия
1
Культура, религия, христианство, православие
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре
16
-
09
3
Человек и Бог в православии
1
Бог, Творец, Мир.
Культура, Православная культура
Знакомятся с основами духовной традиции православия
Библия, Еванглие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча
Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры
Спросить у своих родителей, знают ли они какие- нибудь притчи
07
-
10
6
Проповедь Христа
1
Вера, Нагорная Проповедь,
Знать:
- чему учил Христос,
- символику креста.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурной и поведением людей
Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла»
14
-
10
7
Христос и его крест
1
Воплощение, Голгофа,
Знать:
- как Бог стал человеком;
- почему Христос не уклонился от казни;
- Символику креста
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурной и поведением людей
Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте.
Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям»
21
-
10
8
Пасха
1
Русская Пасха, Пасха Христова, Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо
Спаситель
Знать:
-что воскресенье не только день недели
- что такое Пасха
-как празднуют Пасху
Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.
11
-
11
9
Православное учение о человеке
1
Душа
Тело
Болезнь Души
Знать:
- чем бог одарил человека;
-что такое «образ божий»
-Душа, Тело.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
Выяснить:
- как Библия рассказывает о происхождении души;
- есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть.
18
-
11
10
Совесть и раскаяние
1
Раскаяние
Совесть
Добро, грех, зло, покаяние
Знать:
-о подсказках совести
- как исправлять ошибки
Познакомить с историями о помощи святых.
Выясни у родителей, почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?
25
-
11
11
Заповеди
1
Заповеди
Моисей
Знать:
- что общего у убийства и воровства
- как зависть гасит радость
Познакомить с нравственными нормами поведения христиан.
Познакомить с правилами, данными Богом первым людям.
Подберите синонимы к словосочетанию «Добросердечный человек.
-зачем нужно преодолевать зависть
Приготовить книжку- малышку «Заповеди»
02
-
12
12
Милосердие и сострадание
1
Самарянин
Милосердие
Сострадание
Милостыня
Знать:
-чем милосердие отличается от дружбы
-кого называют «ближним»
- как христианин должен относиться к людям.
Выясните у родителей, совершали ли они поступки милосердия.
Сформулируйте, оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения» ?
16
-
12
14
Храм
1
Икона, благословление, иконостас, алтарь.
Знакомятся с устройством храмов.
Знать:
- что люди делают в храмах
- почему изображают невидимое.
Познакомить с храмами г.Ульяновска, их историей, убранством, святынями.
По желанию можно посетить храм. Расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.
23
-
12
15
Икона
1
Икона, святые, лик, нимб.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений
Выясни «Богоматерь – это Бог или человек.
Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены.
13,20
-
01
16
17
Творческие работы учащихся
2
Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Работа по созданию проектов.
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.
27
-
01
18
Как христианство пришло на Русь
1
Церковь
Мудрость
Крещение
Исповеди
Учатся излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Должны знать:
- что такое церковь; - что такое крещение.
Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения.
03
-
02
19
Подвиг
1
Подвиг
Жертва Богу
Подвижник
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
Уметь:объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах.
10
-
02
20
Заповеди блаженств
1
Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.
Уметь:работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе».
17
-
02
21
Зачем творить добро?
1
Благочестие, печаль, смерть, покаяние.
Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
Работают с текстом учебника,готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную.
Познакомьте своих родителей с духовно- нравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли – даром давайте».
24
-
02
22
Чудо в жизни христианина
1
Святая Троица, добродетель, вера,
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Совместно с родителями определите, какие добродетели есть у вас и ваших родителей.
подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа».
03
-
03
23
Православие о Божием суде
1
Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.
Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христи ан к творению добра.
почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи.
Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку
Расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ.
31
-
03
26
Отношение христианина к природе
1
Христианское милосердие
Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег.
Знать:
что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете.
07
-
04
27
Христианская семья
1
Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.
Учатся работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто»
Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.
Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку.
Нарисовать дерево добрых дел.
28
-
04
30
Любовь и уважение к Отечеству
1
Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).
05
-
05
31
Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма
Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма
Узнают, что считается святынями в иудаизме, исламе, буддизме; вспомнят, что является святынями в православии; закрепят представления о том, что святыни являются не только объектом поклонения верующих, но и общекультурным достоянием всего
человечества; закрепят представления о том, как нужно относиться к святыням различных религий.
Рассказать об одной из святынь, о которых говорили на уроке.
12
-
05
32
Основные нравственные заповеди православия, ислама,
буддизма, иудаизма, светской этики
Основные нравственные заповеди православия, ислама,
буддизма, иудаизма, светской этики
Узнают, какие нравственные заповеди приняты в других религиозных культурах ; вспомнят, какие нравственные заповеди существуют в иудаизме; смогут определить общечеловеческое моральное содержание
заповедей в различных религиозных культурах,
соотнести его с золотым правилом нравственности; осознают значение нравственных заповедей в жизни человечества, в собственной жизни; сделают вывод о нравственной основе человеческих взаимоотношений.
Рассказать членам семьи и друзьям о нравственных заповедях светской этики.
19
-
05
33
Российские православные, исламские, буддийские,
иудейские, светские семьи
Традиции и образ жизни российских православных, исламских, буддийских,
иудейских, светских семей
Узнают, какие семейные традиции существуют в
других религиозных культурах, в семьях одноклассников; смогут определить, какие общечеловеческие основы объединяют светские и религиозные семьи, семьи, принадлежащие к разным конфессиям; закрепят представления о многообразии и единстве семейных традиций; сделают вывод о непрерывности духовной и исторической связи
поколений и народов, населяющих нашу страну.
Нарисовать рисунок о семье.
26
-
05
34
Итоговая презентация творческих проектов
Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности.
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам