kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по основам ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] -  М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения),  Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Просмотр содержимого документа
«КТП ОПК 4 кл.»

Календарно-тематическое планирование модуль «основы православной культуры» 4 класс

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Всего

часов

Элемент содержания

Планируемые результаты

Контрольно - оценочная деятельность






Предметные результаты

Личностные и

метапредметные результаты

Вид

Форма

научится

получит возможность

научиться


Блок №1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1час

1


Россия - наша Родина.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Россия. Родина. Патриот.

Отечество. Столица. Президент. Государственные символы.

узнавать государственную символику РФ, проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории и культуре.


принимать нравственные ценности: Отечество, долг, нравственность, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

ЛУУД: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

РУУД: осознавать этапы организации учебной работы.

ТК

УО


Блок №2 Основы мировых религиозных культур - часть 1 (16 часов)

2


Культура и религия.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Духовный мир человека. Культурные традиции и их сущность. Основы духовной традиции православия.

самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.


понимать значение культуры и религии и в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

РУУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

ПУУД: овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений.

ЛУУД: формировать

основы для принятия

культурных традиций

своей страны.

ТК

УО

3


Человек и Бог в православии.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.


1

Дары Бога человеку. Вера в Бога и её влияние на поступки людей. Понятие – православный человек. Основные понятия православной культуры. Сущность православия.

передать главное из прочитанного и прослушан-

ного текста; осуществлять запись выборочной

информации по заданной

теме.

понимать и принимать первоначальные представления о религиозной культуре.

ТК

УО

Сб

4


Православная молитва.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Виды молитв. Понятие «благодать». Кто такие святые. Молитва «Отче Наш».

строить логическое рассуждение, включающее

установление причинно- следственных связей.

самостоятельно находить варианты решения учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне.

ТК

УО

ВзО

5


Библия и Евангелие.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий

Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

формулировать собственное мнение и позицию; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новой теме.

РУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и познавательного характера.

КУУД: определять

общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в

совместной деятельности.

ПУУД: овладевать

логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений.

ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

ТК

ПО

6


Проповедь Христа

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Сущность учения Христа. Нагорная проповедь. О мести, о богатстве, завет Христа.

отвечать на вопросы

различного характера, связанные темой; строить

не большой рассказ.

осознанно строить

сообщения в устной и письменной форме,

творчески выражать

свое мнение по теме.

ТК

УО

Ср

Сб

7


Христос и его крест.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Боговоплощение. Голгофа. Жертва Христа. Распятие. Символика Креста.

строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

преобразовывать практическую задачу

в познавательную.

ТК

ПР

Сб

8


Пасха.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Воскресение Христа. Русская Пасха. Празднование Пасхи. Обычаи Пасхи.

грамотно формулировать вопросы; самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.

самостоятельно находить варианты решения учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне.

ТК

УО

Ср

9


Православное учение о человеке.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Душа - дар Бога человеку. Образ Божий в человеке. Внутренний мир человека. Болезни души.

формулировать собственное мнение и позицию; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

чувству ответственности за себя и своих близких.

ЛУУД: развитие самостоятельности и

личной ответственности

за свои поступки на

основе представлений

о нравственных нормах, социальной

справедливости.

ПУУД: обобщать

сведения, делать выводы, проводить сравнения

на текстовом материале.

ЛУУД: формирование моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение.

ТК

УО

Пр

10


Совесть и раскаяние.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Понятия добро, зло, грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии.

отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.

понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им.

ТК

УО

СР

11


Заповеди.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Десять заповедей Бога. Общие черты у воровства и убийства. Как зависть гасит радость.

осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе.

ТК

Пр

12


Милосердие и сострадание.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Отличие дружбы от милосердия. Милосердие как важнейшая добродетель. Притча о добром самарянине. Кто является для христианина ближним? Милостыня. Отношение христианина к людям.

передать главное из прочитанного и

прослушанного текста.

работать со схемой - планом.

самостоятельно

учитывать выделенные

учителем ориентиры

действия в новой

теме.

РУУД: осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

результатов деятельности.

ТК

УО

СР

Т

13


Золотое правило этики.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Главное правило человеческих отношений

(золотое правило этики). Сущность понятия неосуждение.

работать со словарём, схемой; самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.

самостоятельно находить варианты решения учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне.

КУУД: адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Строить монологическое высказывание,

владеть диалогической

формой коммуникации

ТК

СР

Т

14


Храм.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Храм – дом бога. Устройство православного храма (иконостас, царские врата, алтарь).

формулировать собственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

осознанно строить

сообщения в устной и письменной форме,

творчески выражать

свое мнение по теме.

ЛУУД: воспитывать

доверие и уважение к истории и культуре

Отечества.

РУУД: определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок

ТК

УО

Сб

15


Икона.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Что такое икона. Отличие иконы от картины. Свет иконы. Иконы и молитва.

передать главное из прочитанного и

прослушанного текста;

работать со словарём.



самостоятельно находить варианты решения учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне.

ТК

УО

Ср

16


Творческие работы учащихся.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

2

Индивидуальные консультации, сбор материала.

излагать свое мнение по поводу значения религии и культуры в жизни людей и общества; анализировать ответ.

осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели; проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе.

ПУУД: уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Ит

Т

Пр

17


Творческие работы учащихся.

Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности

Оценка деятельности учащихся

при контроле своей работы уметь обращаться к различным источникам информации; давать оценку и анализировать ответ.

Ит

ТР
Пр

Блок №3 Основы православной культуры - часть 2 (13 часов)

18


Как христианство пришло на Русь.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Духовный мир человека. История распространения православной культуры. Крещение Руси. Святая Русь.


строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

первоначальным представлениям о традиционных религиях, их роли в истории России.

КУУД: адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации

ЛУУД: воспитывать чувство гордости за Родину, прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан.

ТК

УО

ВзО

19


Подвиг.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Сущность понятия подвиг. Жертвенный подвиг. Человеческая жертвенность. Подвижник.

излагать свое мнение по поводу истории религий в жизни людей нашей страны; анализировать ответ.

ТК

УО

Т

20


Заповеди блаженств.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Нагорная проповедь Христа. Понятия дух, духовность, нищие духом. Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство.

Душевная нищета. Царство Небесное.


формулировать собственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стрмиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


основам нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания.

ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.

РУУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.

ТК

УО
Сб

21


Зачем творить добро?

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Золотое правило этики. Характеристика добродетелей: дружелюбие, честность, ответственность, трудолюбие, самоотверженность. Понятие святой и святость. Заповедь академика Д.С. Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое».

строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

ТК

УО

Сб

22


Чудо в жизни христианина.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

О Святой Троице. Понятие добродетель и три главные христианские добродетели - вера, надежда, любовь.

самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.


осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

ЛУУД: основы для осознания этнической, культурной, семейной, гражданской идентичности.

ПУУД: полно и адекватно воспринимать художественный и научно - познавательный текст. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию.

ТК

УО

СР

Т

23


Православие о Божьем суде.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Притча о Божьем суде. Как видеть в людях Христа. Легенда о Христофоре. Вера христиан в бессмертие.

грамотно формулировать вопросы; самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.

адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллектив-

ной деятельности.

ТК

УО

В

24


Таинство причастия.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Тайная вечеря. Как Христос передал Себя ученикам. Сущность понятия причастия. Христианские таинства. Литургия.

при контроле своей работы уметь обращаться к различным источникам информации; давать оценку и анализировать ответ.

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

ТК

УО

Т

25


Монастырь.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Сущность понятия монах (монахиня). Главное правило монашеской жизни. Послушание и монашеский обет, постриг монаха.

формулировать собственное мнение и позицию; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.


КУУД: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

ЛУУД: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.


ТК

УО

СР

В

26


Отношение христианина к природе.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1

Что делает человека выше природы. Ответственность человека за сохранение природы. Христианское милосердие.

оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития

этических чувств, доброжелательности и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания чувств других

людей и сопереживания им.

быть готовым к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.




ТК

УО

СР

27


Христианская семья.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

1

Значимость и ценность семьи в христианстве. Что такое таинство венчания.

формулировать собственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

осознавать ценность человеческой жизни.


КУУД: развивать умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.

РУУД: использовать речевые средства и средства информационно –коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

ТК

УО

В

28


Защита Отечества.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.


1

Справедливая оборонительная война. О святых защитниках Родины Дмитрий Донской, Александр Невский, Фёдор Ушаков.

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, сверстники) в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

основным нормам религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

ТК

УО

К

29


Христианин в труде.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

1

О первом грехе людей. Заповедь труда. Напрасный труд.

ТК

УО

30


Любовь и уважение к Отечеству.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.


1

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ. Любовь - основа нашей жизни. Любовь – служение на благо Отечества.

чувству гордости за Родину, героическое прошлое России, чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам достижениям народа

понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой

жизни.

ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре

Отечества.

ТК

УО

Т

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа)

31


Подготовка

творческих проектов.

Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности

4

Индивидуальные консультации, сбор материала. Подготовка сообщения по выбранным темам.

поиск необходимой информации для выполнения заданий; подготовка сообщений и проектов по выбранным темам; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить дополнительную информацию по теме или проблеме;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.

РУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и познавательного характера. Вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов.

КУУД: определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию.

ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества.

И

ТР

ПРУ

32


Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе» »

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся

Оценка деятельности учащихся

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.


И

П

ТР

33


Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины».

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся

Оценка деятельности учащихся

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи; проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений; соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.


И

П

ТР
ПРУ

34


Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся


Оценка деятельности учащихся

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи; понимать и

принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества; понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.

ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре

Отечества.

КУУД: адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации


И

П

ТР





Просмотр содержимого документа
«РП ОПК 4 кл.»













Рабочая программа по основам ОРКСЭ модуль

«Основы православной культуры»






























Составитель: Савостина И.Ю.















Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] - М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения), Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».[Составители: ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и с учётом авторской программы А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных учреждений 4 -5 класс, Москва “Просвещение” 2011 г.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • приказ МОиН Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 г. №2357) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г.) ;

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

А.В. Кураев «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»: учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс – М. Просвещение, 2012г.

Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей – «Основы православной культуры». Представленный модуль, являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логичес­кую завершённость по отношению к установленным целям и ре­зультатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи преподавания курса «Основы православной культуры»

Цели курса: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В связи с поставленной целью определяются задачи курса:

знакомство учащихся с основами православной культуры;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Общая характеристика учебного предмета

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно – воспитательной системой имеет комплексный характер и включает 6 модулей:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».

Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно - смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного воспитания. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс ОРКСЭ призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.

Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Образовательный процесс учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у учащихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

  • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

  • Учебно-воспитательный процесс учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.


Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и примерной программой рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает 34 часа в год (1 час в неделю).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Данная рабочая программа строится с учетом таких подходов, как:

  • целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

  • активизация познавательной активности школьников;

  • создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами религиозной морали, по­нимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современно­сти России.

В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» ученик должен:

знать /понимать:

  • основные понятия религиозных культур;

  • историю возникновения религиозных культур;

  • историю развития различных религиозных культур в истории России;

  • особенности и традиции религий;

  • описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

уметь:

  • описывать различные явления религиозных традиций и культур;

  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

  • готовить сообщения по выбранным темам.

Формы контроля и оценки планируемых результатов

В процессе изучения курса, учащихся должны выполнить проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой исследовательской деятельностью, научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе:

  • текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;

  • составления банка работ, выполненных в учебном процессе;

  • защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;

  • выставки работ учащихся.

При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые в системе безотметочного обучения:

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;

  • итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Оценка деятельности учащихся в конце каж­дого занятия, раздела осуществляется по ряду критериев:

  • понимание изучаемого материала;

  • степень самостоятельности в подборе необходимого материала;

  • самостоятельность суждений;

  • умение поддержать и выстроить диалог.

Итоговый контроль осуществляется качественной оценкой – «усвоил» или «не усвоил».


Содержание учебного предмета

Россия - наша Родина.

Введение в православную духовную традицию.

Особенности восточного христианства.

Культура и религия. Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции.

Золотое правило нравственности.

Любовь к ближнему.

Отношение к труду. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.

Православие в России.

Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь. Праздники.

Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).

Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России.

Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Структура курса

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы мировых религиозных культур. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы мировых религиозных культур. Часть 2. (13 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.


Материально-техническое обеспечение программы

Дополнительная литература для учителя:

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений ; под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. - М.:Просвящение,2012.

Елецкая Е.А. Основы православия для начальной школы/ Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга I. Москва «Наука и слово» 2009г.

Розина О.В.Духовные основы Русской культуры. Книга II. Москва «Наука и слово» 2009г.

Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга III. Москва «Наука и слово» 2009г.

Программа повышения квалификации и самоподготовки педагогов к проведению занятий по предмету« Духовно – нравственное воспитание и православная культура». Москва «Наука и слово» 2010 г.

Розина О.В. Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в вышей и средней школы. Выпуск 5. «Духовные и культурные ценности Святой Руси в современном образовании и воспитании». Москва 2010 г.

Розина О.В. Духовные основы русской культуры изучение и преподавание в вышей и средней школы. Выпуск 6. «Христианские семейные ценности: прошлое и настоящее» Москва 2010 г

Основы православной культуры. Православие культурообразующая религия России. Автор: Бородина А.В. Издательство« Экзамен». Москва 2011 год.

Баландин Р.К. Святые и подвижники православия. М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2007.

Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

Основы религиозных культур народов России 4 класс. Автор: Сахаров А.Н. Москва

« Русское слово» 2011 год.

Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.

М.: Издательский дом «Покров», 2004

Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2_е изд. Новосибирск, 2010.

Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М.: Аванта+

Православный толково-орфографический сло­варь школьника. / Под ред. проф. Архиповой Е.В. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.

Электронные издания

Сокровища России. Введение в русское искусство.

Библейская энциклопедия.

Иллюстрированная библейская энциклопедия.

Православная икона

Мультимедийное приложение к тому «Культуры мира» серии «Энциклопедия для детей «Аванта +»».(CD)

Видеофильмы

История Земель российских [Видеозапись]

Великий Храм России. Страницы жизни, гибели и воссоздани. 1813-1931-2000 [Видеозапись].

Храм Покрова на Красной площади. [Видеозапись]

Московский Кремль. [Видеозапись]

Художники России. [Видеозапись]

Художники России - 2. [Видеозапись]

Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. [Видеозапись]

Великий Эрмитаж. [Видеозапись]

Третьяковская галерея. [Видеозапись]

Слайд – альбомы

Соболева Н.А. Современная российская символики: слайд - комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие.

Казинцева М.В.Иерархия святых: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие.

Казинцева М.В.Двунадесятые праздники: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

Лекция «И город Владимир большой заложил...» подразделяется на следующие темы:

1. Боголюбовская сказка – Рождественский собор в Боголюбове.

2. Чистота совершенства - церковь Покрова на Нерли.

3. «И город Владимир украсил дивно…»- Успенский собор.

4. «В честь рождения сына…» - Дмитриевский собор.

5. Славные имена – Александр Невский, Дмитрий Донской.

Технические средства.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, телевизор, DVD, музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления де­монстрационного материала.

Электронно-программное обеспечение:

  • выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя);

  • СД – диск «Основы православной культуры»;

  • СД – диск «Духовные основы русской культуры»;

Интернет-ресурсы:

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.uroki.ru

  • Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology

  • Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.

  • Сайт «Все для учителей начальной школы» – Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru

  • Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

  • Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ru

  • Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru

  • Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru

  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – Режим доступа: http://www.mon.gou..ru

  • Сайт Общероссийской олимпиады по Основам Православной культуры http://pravolimp.ru/articles/70 - http://pravolimp.ru/ 

  • Сайты с другими материалами по курсу "Основы православной культуры":

  • http://vos.1september.ru/  (ОПК, "1-е сентября")

  • http://iopk.ru/ (ОПК, издательство)



Приложение


Учебно-тематический план модуля «Основы православной культуры»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

практические работы

тесты

Блок 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1ч.

1

Россия - наша Родина.

1



Блок 2 Основы мировых религиозных культур часть 1(16ч.)

2

Культура и религия

16

1



3

Человек и Бог в православии


1



4

Православная молитва


1



5

Библия и Евангелие


1



6

Проповедь Христа


1



7

Христос и его Крест


1



8

Пасха


1

1


9

Православное учение о человеке


1



10

Совесть и раскаяние


1



11

Заповеди


1

1


12

Милосердие и сострадание


1



13

Золотое правило этики


1



14

Храм


1



15

Икона


1



16

Творческие работы учащихся.


2

1

1

17

Творческие работы учащихся.


1


Блок 3 Основы мировых религиозных культур часть 2 (13ч)

18

Как христианство пришло на Русь

13

1



19

Подвиг


1



20

Заповеди блаженств


1



21

Зачем творить добро?


1

1


22

Чудо в жизни христианина


1



23

Православие о божьем суде


1



24

Таинство причастия


1



25

Монастырь


1



26

Отношение христианина к природе


1



27

Христианская семья


1

1


28

Защита Отечества


1



29

Христианин в труде


1



30

Любовь и уважение к Отечеству.


1

1


Блок 4 Духовные традиции многонационального народа России (4ч)

31

Подготовка творческих проектов.

4

1

4

1

32

Творческие работы учащихся


2



33

Творческие работы учащихся




34

Итоговая презентация творческих проектов.


1




Итого:

34









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по основам ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

Автор: Савостина Ирина Юрьевна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль " Основы православной культуры") "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "112667"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408813854"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaiaproghrammaosnovyrielighioznykhkulturisvietskoietiki"
    ["file_id"] => string(6) "340410"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471941998"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по Основам Православной Культуры 4 класс"
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaiaproghrammapoosnovampravoslavnoikultury4klass"
    ["file_id"] => string(6) "300004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456652252"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ для 4 класса (автор: Студеникин  М.Т.) "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-programma-po-orkse-dlia-4-klassa-avtor-studienikin-m-t"
    ["file_id"] => string(6) "221121"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435056391"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Рабочая программа по ОПК "
    ["seo_title"] => string(27) "rabochaia-proghramma-po-opk"
    ["file_id"] => string(6) "144753"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418787209"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства