Рабочая программа по окружающему миру ( УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по окружающему миру ( УМК "Планета знаний")
Пояснительная записка
к рабочей программе по окружающему миру для обучающихся 3 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея, Примерной программы по учебному предмету «Окружающий мир» Москва, «Просвещение», 2010г., авторской программы курса «Окружающий мир» авторов Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова: АСТ Астрель, 2011г. и учебного плана филиала МОУ Октябрьского сельского лицея на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч. –М.: АСТ: Астрель, 2013.
2.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. –М.: АСТ: Астрель, 2015 г.
3.И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова. Окружающий мир: проверочные и диагностические работы: 3 класс: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир».-Москва: АСТ: Астрель, 2014 г.
4.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2013.
Общие цели начального общего образования:
развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
· освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологи- ческой и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Формы аттестации учебных результатов и достижений обучающихся регламентируются Положением о промежуточной и итоговой аттестации лицея.
Текущий контроль предусматривает пятибалльное оценивание уровня знаний по предмету. Текущие отметки ежедневно заносятся в классный электронный журнал и в дневник обучающегося.
Виды и формы текущего контроля:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, декламация стихов и т.п.)
- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, практических работ, написание диктанта, изложения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов, комплексной контрольной работы и др.);
- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий);
- контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);
- самоанализ, самооценка и взаимооценка.
Периодичность осуществления текущего контроля определяется в соответствии с учебной программой предмета, графиком контрольных работ. Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в классный электронный журнал и дневник обучающегося. Отметка за письменную работу заносится в классный электронный журнал в течение недели. Отметки выставляются по итогам каждой четверти, годовая (итоговая) отметка выставляется с учетом четвертных отметок. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля: итоговая комплексная контрольная работа, итоговая контрольная работа, тестирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
на заседании кафедры начального образования зам.директора лицея по филиалу
Протокол № ____от________________ Р.Г.Файзуллов
Руководитель кафедры______________ «____»_____________2015г
А.А. Замалетдинова
Пояснительная записка
к рабочей программе по окружающему миру для обучающихся 3 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея, Примерной программы по учебному предмету «Окружающий мир» Москва, «Просвещение», 2010г., авторской программы курса «Окружающий мир» авторов Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова: АСТ Астрель, 2011г. и учебного плана филиала МОУ Октябрьского сельского лицея на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч. –М.: АСТ: Астрель, 2013.
2.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. –М.: АСТ: Астрель, 2015 г.
3.И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова. Окружающий мир: проверочные и диагностические работы: 3 класс: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир».-Москва: АСТ: Астрель, 2014 г.
4..Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2013.
Общие цели начального общего образования:
развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологи- ческой и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Формы аттестации учебных результатов и достижений обучающихся регламентируются Положением о промежуточной и итоговой аттестации лицея.
Текущий контроль предусматривает пятибалльное оценивание уровня знаний по предмету. Текущие отметки ежедневно заносятся в классный электронный журнал и в дневник обучающегося.
Виды и формы текущего контроля:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, декламация стихов и т.п.)
- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, практических работ, написание диктанта, изложения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов, комплексной контрольной работы и др.);
- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий);
- контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);
- самоанализ, самооценка и взаимооценка.
Периодичность осуществления текущего контроля определяется в соответствии с учебной программой предмета, графиком контрольных работ. Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в классный электронный журнал и дневник обучающегося. Отметка за письменную работу заносится в классный электронный журнал в течение недели. Отметки выставляются по итогам каждой четверти, годовая (итоговая) отметка выставляется с учетом четвертных отметок. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля: итоговая комплексная контрольная работа, итоговая контрольная работа, тестирование.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи программы:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
-формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
-знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребенка;
-развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
-воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
-развитие мышления, воображения и творческих способностей;
-формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
-формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
-формирование умений работать в больших и малых группах,
-формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
-формирование основ экологической культуры;
-патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Основные принципы построения программы
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение обучающимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у обучающихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, обучающиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах обучающиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у обучающихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение обучающихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Обучающимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность обучающихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки- практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки, практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» обучающиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития обучающихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Описание учебного предмета в учебном плане
Планирование рассчитано на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Практическая часть
НОРМА КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1четверть
2четверть
3четверть
4четверть
Контрольная работа
1
1
Проверочная работа
1
1
1
1
Комплексная контрольная работа
1
1
Контрольные работы-2, комплексные контрольные работы -2 (административные), проверочные работы-4
Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
-культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
-наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
-международное сотрудничество как основа мира на Земле;
-патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, маленькой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
-социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям;
-гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира;
-семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
-традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества;
-здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
-нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир».
У третьеклассников продолжится формирование:
положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;
осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
способности к самооценке;
осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;
знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;
способности оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватной самооценки;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
основ экологической культуры;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Регулятивные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Третьеклассники получат возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.
Познавательные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
строить монологические и диалогические высказывания;
обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
Третьеклассники получат возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные результаты освоения программного материала.
Третьеклассники научатся:
находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
различать наиболее распространенные растения;
различать наиболее распространенных животных;
проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
выполнять правила личной гигиены;
оценивать свое поведение в природе;
выполнять правила поведения в природе;
находить на карте город, село, в котором они живут;
рассказывать о главных символах государства;
рассказывать о символах своего города;
рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.
Третьеклассники смогут научиться:
находить стороны горизонта по местным признакам;
моделировать несложные природные процессы;
объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
пользоваться различной справочной литературой;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
сравнивать и делать выводы.
Человек и природа
Учащиеся научатся:
проводить самостоятельно и под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений;
показывать на карте и глобусе границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни;
рассказывать о строении человеческого организма, физиологии основных органов;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы;
рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси;
выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
объяснять, что такое круговорот воды в природе, защитная окраска животных;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Учащиеся должны знать:что такое явление природы;что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта; устройство компаса;о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое; о круговороте воды в природе; легко определяемые свойства воды (3-4 примера); о водоёмах (река, озеро, море);о значении воды в жизни человека, необходимости её охраны и рационального использования;легко определяемые свойства воздуха (3-4 примера);состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);о необходимости охраны воздуха от загрязнения;что такое горные породы и полезные ископаемые;свойства 3-4 полезных ископаемых, их использование человеком;о необходимости бережного использования полезных ископаемых;о почве, её значении и необходимости охраны;о четырёх царствах живой природы;об органах растений и их значении;особенности размножения и развития растений;о некоторых группах растений и их отличительных признаках;об отличительных признаках основных групп животных;особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;названия важнейших органов человека и их функции;основные правила личной гигиены;какие народы живут на территории России;символику своего народа;столицу России;государственные символы России;как называется главный закон страны;как устроено наше государство;основные права и обязанности ребёнка; должны уметь:находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;различать наиболее распространённые растения (5-6 примеров);различать наиболее распространённых животных (7-8 примеров);проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;выполнять правила личной гигиены;оценивать своё поведение в природе;выполнять правила поведения в природе;находить на карте город(село), в котором они живут;рассказывать о главных символах государства;рассказывать о символах своего города;рассказывать о главных достопримечательностях своего города;рассказывать об основных правах и обязанностях ребёнка.
Содержание учебного предмета
Основным методом организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является наблюдение. В процессе изучения курса используются словесные методы (беседа), экспериментирование, опыты.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные контрольные работы.
Основные содержательные линии курса «Окружающий мир»:
Человек и природа.
Человек и общество.
Правила безопасной жизни.
Сведения о каждой составляющей этих линий носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание
Содержание
Природа вокруг нас-8 ч.
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва-16 ч.
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы-16 ч.
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная; другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек- 10 ч.
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе- 18 ч.
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу
Таблица изучаемого предмета по разделам
№п\п
Тема раздела
Количество часов
Причина изменения количества часов
По государственной программе
По рабочей программе
1
Природа вокруг нас.
8ч.
8ч.
2
Вода, воздух, горные породы и почва.
16 ч.
16 ч.
3
О царствах живой природы.
16 ч.
16 ч.
4
Человек.
10 ч.
10 ч.
5
Человек в обществе.
18 ч
18 ч
Всего
68ч
68ч
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№п\п
Название темы
Кол-во часов
Из них
Вид контроля
По государственной программе
По рабочей программе
1
Природа вокруг нас.
8ч.
8ч.
8ч.
Устный опрос, диагностическая работа, тесты
2
Вода, воздух, горные породы и почва.
16 ч.
16 ч.
16 ч.
Устный опрос, тесты, проверочная работа
3
О царствах живой природы.
16 ч.
16 ч.
16 ч.
Устный опрос, тесты, контрольная работа
4
Человек.
10 ч.
10 ч.
10 ч.
Устный опрос, тесты, проверочная работа
5
Человек в обществе.
18 ч
18 ч
18 ч
устный опрос, тесты, контрольная работа, диагностическая работа
Всего
68ч
68ч
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Дополнительнвя литература
1.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч. –М.: АСТ: Астрель, 2013.
2.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. –М.: АСТ: Астрель, 2015 г.
3.И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова. Окружающий мир: проверочные и диагностические работы: 3 класс: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир».-Москва: АСТ: Астрель, 2014 г.
4..Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2013.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru
4. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru
5. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru
6.http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа
7.http://www.nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителям
8.Программа-тренажер для начальной школы
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Презентации к урокам, созданные учителем.
4. Наглядные пособия.
1.Бахча.
2.Белые медведи.
3.Белки.
4.Внутренние органы.
5.Животный мир пустыни.
6.Ж/м смешанных лесов.
7.Ж/м тропических лесов.
8.Животные тайги.
9.Зима.
10.Зайцы.
11.Зайцы.
12.Зима в лесу.
13.Зайцы.
14.Карта Ульяновской области.
15.Кроты и ежи.
16.Кровеностная система.
17.Лисица. Слоны.
18.Лягушки.
19.Лесник спасает зайцев.
20.Лоси.
21.Луг.
22.Львы.
23.Медведи.
24.Медведи.
25.На ферме.
26.На Крайнем Севере.
27.Овраг.
28.Обезьяны.
29.Ориентирование по солнцу.
30.Органы пищеварения.
31.Пустыня.
32.Полевые культуры.
33.Природные зоны.
34.Пустыня.
35.Раняя весна.
36.Спячка ежа. Черепахи.
37.Степь.
38.Смешаный лес.
39.Сорные растения.
40.Скелет.
41.Труд взрослых весной.
42.Тигры. Лоси.
43.Тайга.
44.Тундра.
45.Уголок природы.
46.Условные знаки.
47.Хомяки и совы.
48.Холмистая равнина.
49.Чайная плантация.
50.Черноморское побережье Кавказа.
5. Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Классная доска
2. Экспозиционный экран.
Контрольно-измерительные материалы
Входная комплексная работа
Источник.
Итоговые проверочные работы: Русский язык: Математика: Итоговая комплексная работа: 2- й класс /О.Б. Калинина, М.Г. Нефёдова, О.Н. Журавлёва. - Москва: Астрель, 2013.-31 [1] с. ил.- (Планета знаний).
Итоговая комплексная работа
Источник.
Итоговые проверочные работы: Русский язык: Математика: Итоговая комплексная работа: 3- й класс /О.Б. Калинина, М.Г. Нефёдова, О.Н. Журавлёва. - Москва: Астрель, 2013.-31 [1] с. ил.- (Планета знаний).
Проверочная работа №1
по теме: «Природа вокруг нас».
Закончи предложение. Экология ----наука о…….
Что из перечисленного ниже не является явлением природы? Выбери правильный ответ:
закат солнца; велосипедные гонки;
прилет птиц; сильный ветер.
Куда будет направлена твоя тень, если в полдень встанешь спиной к солнцу?
Какое из перечисленных свойств твердых тел будет существенным? Выбери правильный ответ:
Запах; постоянная форма;
Прозрачность; прочность.
5 что называют линией горизонта ?
6 Куда должна показывать стрелка компаса при определении сторон горизонта?
Проверочная работа №2
по теме: «Вода, воздух, горные породы и почва».
1 . Школьники определили с помощью опытов такие свойства вещества: белое, непрозрачное, в тепле превращается в воду, рыхлое.
С каким веществом работали дети на уроке?
2 Какой газ поддерживает горение?
3 Расскажи о свойствах воды и воздуха .
Вещества
Цвет
Запах
Свойства
Как проводит тепло
Состояние в природе
Вода
Воздух
Сравни свойства воды и воздуха. Чем они похожи ? Чем различаются?
Дети часто лепят поделки из глины. Что нужно сделать для того, чтобы поделки стали прочными?
Намочить в воде;
Поставить сохнуть на солнце;
Обжечь в печи;
Посолить.
Выбери правильный ответ.
Какое слово лишнее:
Мрамор , песок, пластик, гранит.
Объясни свой выбор.
Объясни, что такое почва.
Проверочная работа №3
по теме: «О царствах живой природы»
1 Из каких органов состоит цветковое растение?
Сделай рисунок- ответ.
2 Найди ошибку: К насекомым относятся :бабочки, пчелы, пауки, жуки, муравьи.
3 Какое из этих животных чаще всего бегает, какое прыгает, а какое плавает? (мышь ,морж, белка).
Выбери правильный ответ:
Куры,гуси,утки,индейки ,голуби –это…..
Птицы Дикие животные
Домашние животные Животные
Расскажи как развиваются рыбы.
6 Какие растения не имеют органов? Выбери ответ.
Цветковые, хвойные, мхи, водоросли.
Как изменится численность кроликов, если в местности, где они обитают. Лето будет засушливым? Выбери правильный ответ.
Их станет больше. Их станет меньше.
Проверочная работа №4 по теме:
« Что мы узнали и чему научились за год»
1 Какой газ необходим для дыхания.?
азот, кислород, углекислый газ.
2 Сведения о редких растениях и животных занесены :
в Почетную книгу, в Красную книгу.
3 Шахты строят для добычи:
Каменного угля, нефти, глины.
4 Ярослав Мудрый основал город :
Ярославль, Кострому, Сергиев Посад.
5 Как называется основной закон нашей страны?
Герб, конституция, столица.
6 Запиши государственные символы России. Нарисуй государственный флаг.
Тест по теме «Ориентирование на местности»
1)Для чего нужен компас?
А) Для нахождения горизонта.
Б) Для определения сторон горизонта
В) Для определения линии горизонта
2) Куда должна указывать синяя стрелка компаса?
А) на юг
Б) на запад
В) на север
Г) на восток
3) Куда должна указывать красная стрелка компаса?
А) на восток
Б) на юг
В) на запад
Г) на север
4) Закончив работу с компасом, надо:
А) Положить компас в сумку.
Б) Положить компас в карман.
В) Закрепить компас предохранителем.
5)Кора деревьев грубее:
А) С южной стороны
Б) С северной стороны
В) С восточной стороны
Г) С западной стороны
6) Ветви деревьев длиннее и гуще:
А) С северной стороны
Б) С восточной стороны
В) С западной стороны
Г) С южной стороны
7) Трава вокруг деревьев зелёная и свежая:
А) С северной стороны
Б) С южной стороны
В) С западной стороны
Г) С восточной стороны
8) Муравьи строят муравейники:
А) С западной стороны деревьев.
Б) С северной стороны деревьев.
В) С южной стороны деревьев.
Г) С восточной стороны деревьев.
9) Если нет компаса и солнца на небе, то идти нужно:
А) К линии горизонта
Б) По ориентирам
В) В разные стороны
Тест по темам «Реки и озера зимой. Облака. Удивительные явления природы»
1)Рыбы и водные растения хорошо переносят зиму потому, что…
А) не боятся холода
Б) лёд защищает нижние слои воды от охлаждения
В) вода зимой тёплая
2)Летом на дне водоёма температура воды составляет:
А) + 20
Б) + 15
В) + 10
3) Зимой на дне водоёма температура воды составляет:
А) + 4
Б) +10
В) +1
4) Дождевая капля:
А) меньше, чем облачная
Б) больше, чем облачная
В) такая же, как облачная
5) Перистые облака образуются:
А) на высоте 15-20 км
Б) на высоте 10-12 км
В) на высоте 5-6 км
6) Кучевые облака образуются:
А) на высоте не выше 10 км
Б) на высоте 3-4 км
В) на высоте 15 км
7) Слоистые облака образуются:
А) на высоте 5-6 км
Б) на высоте 10 км
В) на высоте 1-2 км
8) Что такое роса?
А) это дождь
Б) это туман
В) капли воды на поверхности почвы и растений
9)Пар из чайника – это : А) облачко тумана
Б) горячий пар
В) роса
10) Зимой в морозные туманные дни можно наблюдать:
А) росу
Б) изморозь и иней
В) дождь
Тест по теме «Воздух вокруг нас»
1)Мы не видим воздуха, потому что…
А) нас окружает пустота
Б) воздух прозрачен
В) воздух невидим
2) Сколько времени можно прожить без воздуха?
А) 1 час
Б) 2 часа
В) несколько минут
3) Атмосфера – это …
А) голубое небо
Б) мощный воздушный слой
В) ветер и облака
4) От чего защищает нас атмосфера?
А) от дождя и от ветра
Б) от обжигающих лучей солнца и космического холода
В) от грома и молнии
5) Почему погаснет свеча, накрытая банкой?
А) негде гореть огню
Б) в банке закончился углекислый газ
В) в банке закончился кислород
6) Какие газы пригодны для дыхания?
А) все газы
Б) природный газ
В) кислород
7) Больше всего в составе воздуха:
А) азота
Б) кислорода
В) углекислого газа
8) Лучи какого цвета отражают мелкие частицы воздуха?
А) белого
Б) голубого
В) серого
9) Если в воздухе много пыли и водяного пара, то…
А) он выглядит белёсым
Б) он выглядит голубым
В) он выглядит жёлтым
10) Если небо голубое, значит…
А) воздух влажный
Б) воздух чистый и сухой
В) воздух пыльный
Тест по теме «Охрана воздуха»
1)Вдыхаемый человеком воздух должен быть свободен от …
А) азота
Б) пыли и микробов
В) пыли, дыма и микробов
2) Санатории, дома отдыха строят: А) в лесах
Б) в лесах, у водоемов, вдали от заводов
В) в городах
3) В одном кубическом см воздуха большого города содержится:
А) 500 пылинок
Б) 50000 пылинок
В) 5000 пылинок
4) В одном кубическом см горного воздуха содержится:
А) 400 пылинок
Б) 40000 пылинок
В) 40 пылинок
5) Наиболее явный признак загрязнения воздуха – это:
А) углекислый газ
Б) дым
В) азот
6) Дым состоит из:
А) из газов
Б) из частиц металлов
В) из частиц топлива и металлов, пепла, жира
7) При сгорании топлива вместе с дымом в атмосферу поступает:
А) углекислый газ
Б) кислород
В) азот
8) Избыток углекислого газа…
А) полезен для здоровья человека
Б) вреден для здоровья человека
В) не наносит вред здоровью
9) Особенно загрязняют воздух:
А) растения
Б) животные
В) выхлопные газы автомобилей
10) Для борьбы с пылью на улицах городов летом…
А) подметают
Б) поливают водой
В) сушат дороги
Тест «Свойства тел и веществ»
1. Выбери название тела:
1) резина 3) железо
2) лед 4) линейка
2. Выбери название вещества:
1) квадрат 3) радуга
2) банка 4) дерево
3. Каждое тело занимает ________________________________________
4. Главный признак твердых тел __________________________________
5. Главный признак жидкостей ___________________________________
6. Все твердые и жидкие тела при нагревании ________________________ ,
а при охлаждении _________________________________
Тест « Природа вокруг нас»
1. Экология – это наука о ________________________________________________________________________
2. Что является явлением природы:
а) закат солнца в) вырубка леса
б) рисунок цветов г) посадка леса
3. Линия горизонта – это _________________________________________________________
Оценка "5" - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4"- ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.