Рабочая программа учителя разработана на основе программы по окружающему миру А.А.Плешакова, ориентирована на использование учебника «Окружающий мир» в двух частях – М., Просвещение, 2012 г. и рабочей тетради «Окружающий мир» – М, «Просвещение», 2012 г. Также программа разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения и на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Учебно-тематический план предусматривает обучение в 3 классе в объёме 68 часов, по 2 часа в неделю.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально – гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Природа. Разнообразие природы. Человек. Ступеньки познания. Выполнение проекта «Богатства, отданные людям». Общество. Что такое экология. Природа в опасности.
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговорот воды в природе. Берегите воду! Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест. Выполнение проекта «Разнообразие природы родного края». Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Питательные вещества. Выполнение проекта «Школа кулинаров». Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Выполнение проекта «Кто нас защищает». Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей - основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Выполнение проекта «Экономика родного края». Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология
Золотое кольцо России. Выполнение проекта «Музей путешествий». Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
• основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
• взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
• взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
• правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
• роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
• некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
• распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
• проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
• объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
• выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
• выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
А. А. Плешаков, «Окружающий мир», рабочая тетрадь в двух ч
№п/п | Сроки | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемый результат (в соответствии с ФГОС) |
Понятия | Предметный результат | УУД | Личностный результат |
Раздел «Как устроен мир» (6 ч) |
1 | | Природа. Разнообразие природы. | Познакомить с классификацией объектов природы; дать представление о царствах живой природы | Живая природа, неживая природа, царства, бактерии, микроскоп | Уметь классифицировать объекты природы, называть царства живой природы | Р. применять установленные правила П. перерабатывать полученную информацию К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Адекватная мотивация |
2 | | Человек. Ступеньки познания. | Познакомить с отличительными признаками человека от других живых существ; дать представления о ступеньках познания человеком окружающего мира | Душевная жизнь, психология, восприятие, память, мышление, воображение . | Различать внешность человека и его внутренний мир | Р учиться работать по предложенному учителю плану П поиск и выделение необходимой информации К задавать вопросы, обращаться за помощью | Ценностное отношение к природному миру |
3 | | Проект «Богатства отданные людям» | Подготовить к выполнению и защите проекта | Проект, защита проекта | Собрать информацию и подготовить рассказы-портреты, рассказы-биографии посвященные известным, заслуженным людям | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить П. перерабатывать полученную информацию К. формулировать собственное мнение | Навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
4 | | Общество. | Формировать представление о человеке как члене общества, о человеке как части общества и о многообразии земли. | Семья, народ, человечество, страна, символы государства, глава государства | Уметь характеризовать семью, народ государство как части общества, сопоставлять формы правления в государствах мира | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. перерабатывать полученную инфор-мацию: делать выво-ды в результате сов-местной работы всего класса К. донести свою по-зицию до других | Учебно-познавательный интерес к новому материалу |
5 | | Что такое экология. | Дать понятие об экологии как науке о взаимосвязях между живыми существами и окружающей средой | Экология, экологические связи, окружающая среда | Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи | Учебно-познавательный интерес к новому материалу |
6 | | Природа в опасности | Познакомить с положительным и отрицательным влиянием человека на природу; рассказать о цели создания Красной книги | Охрана природы, заповедники, национальные парки | Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей , их деятельностью и состоянием окружающей среды | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. - ориентироваться в разнообразии спо-собов решения задач. К ставить вопросы, обращаться за по-мощью, формулиро-вать свои затрудне-ния | Мотивация учебной деятельности |
Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч) |
7 | | Тела, вещества, частицы | Ознакомить с телами и их составом; характеризовать понятие «тела», «вещества», «частицы» | Тело, вещество, частица | Уметь различать тела и вещества | Р.учиться высказывать свое предположения. объясняющие результат опыта П.поиск и выделение необходимой информации К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Мотивация учебной дея-тельности |
8 | | Разнообразие веществ | Ознакомить с веществами (соль, сахар, крахмал, кислота),наблюдать и характеризовать их свойства | Химия, поваренная соль, крахмал, кислота | Знать, какие бывают вещества, какими свойствами обладают; исследовать их с помощью опытов | Р.учиться высказывать свое предположения. объясняющие результат опыта П.поиск и выделение необходимой информа-ции К. задавать вопросы, обращаться за помо-щью | Мотивация учебной деятельности |
9 | | Воздух и его охрана | Ознакомить с составом и свойствами воздуха | Воздух, кислород, азот, углекислый газ | Знать состав и свойства воздуха, делать выводы на основе опыта | Р.учиться высказывать свое предположения. объясняющие результат опыта П.поиск и выделение необходимой информа-ции К. задавать вопросы, обращаться за помо-щью | Ценностное отношение к природному миру, экологиче-ская куль-тура |
10 | | Вода | Ознакомить со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употреблять ее в пищу | Жидкость, кислород, водород, минеральные соли | Знать свойства воды делать выводы на основе опыта | Р.учиться высказывать свое предположения. объясняющие результат опыта П.поиск и выделение необходимой информа-ции К. задавать вопросы, обращаться за помо-щью | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура |
11 | | Превращения и круговорот воды в природе | Сформировать представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе; увязать круговорот воды со свойствами воды | Испарение, круговорот | Различать три состояния воды, знать как происходит круговорот воды в природе | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. поиск и выделение необходимой информации К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура |
12 | | Берегите воду! | Рассмотреть причины загрязнения водоемов; ознакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения | Вода, водоем | Знать, почему и как надо охранять и беречь воду | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате сов-местной работы всего класса К. донести свою позицию до других | Осознание ответственности человека за общее благополучие |
13 | | Что такое почва | Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы | Перегной, растворенные соли. | Знать, что такое почва, каково ее главное свойство. | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить П. перерабатывать полученную информацию К. формулировать собственное мнение | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура. |
14 | | Разнообразие растений. | Ознакомить с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений. | Ботаника, водоросли, папоротники. | Уметь классифицировать растения; знать на какие группы ученые делят царство растений. | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура |
15 | | Солнце, растения и мы с вами. | Рассмотреть связь солнца, растений, людей. | Дыхание и питание растений. | Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать о этих процессах с помощью схемы. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. поиск и выделение необходимой информации К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Осознание ответственности человека за общее благополучие |
16 | | Размножение и развитие растений. | Расширить знания о жизни растений; дать представление о размножении растений из семени. | Опыление, размножение растений. | Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространении. | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура |
17 | | Охрана растений. | Обобщение знаний о значении растений в жизни животных и человека, учить бережно относиться к растениям. | Вырубка, вытаптывание. | Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Знать и выполнять правила поведения человека в природе. | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. поиск и выделение необходимой информации К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Осознание ответственности человека за общее благополучие природы. |
18 | | Разнообразие животных. | Ознакомить с классификацией животных и их групповыми признаками. | Зоология, земноводные. пресмыкающиеся, млекопитающие. | Знать на какие группы ученые делят царство животных, уметь классифицировать их. | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. использовать общие приёмы решения задач. К. формулировать собственное мнение | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура |
19 | | Кто что ест. | Ознакомить с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных. | Цепи питания. растительноядные, насекомоядные, всеядные, хищники. | Знать особенности питания разных животных, знать понятие цепи питания. Моделировать цепи питания. | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. поиск и выделение необходимой информации К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура |
20 | | Проект «Разнообразие природы родного края» | Подготовить к выполнению и защите проекта. | Проект, защита проекта. | Собрать информацию, составить книгу «Природа родного края». | Р. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить П. перерабатывать полученную информацию К. формулировать собственное мнение | Навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
21 | | Размножение и развитие животных. | Дать представление о развитии животных. | Личинки, куколки, малек, головастик. | Знать как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. | Р. учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстраций П. поиск и выделение необходимой информации К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура |
22 | | Охрана животных. | Ознакомить с животными, занесенными в Красную книгу. | Красная книга России. | Знать о Красной книге России, о животных, занесённых в неё, характеризовать факторы отрицательного воздействия на животный мир. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. формулировать собственное мнение | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки |
23 | | В царстве грибов | Познакомить с разнообразием грибов, их строением, учиться сравнивать и различать съедобные и несъедобные грибы | Грибница ,съедобные грибы, несъедобные грибы | Уметь характеризовать строение шляпочных грибов, знать как правильно собирать грибы | Р. формулировать и удерживать учебную задачу. П. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы К. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки |
24 | | Великий круговорот жизни | Ознакомить с круговоротом жизни на земле и с основными звеньями этого круговорота | Производители, потребители, разрушители | Знать, что каждое живое существо участвует в едином круговороте веществ | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. использовать общие приёмы решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки |
Мы и наше здоровье (10 ч ) |
25 | | Организм человека | Ознакомить с организмом человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать | Система органов, анатомия человека, физиология человека, гигиена | Анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположения внутренних органов на своём | Р. учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Учебно-познавательный интерес к новому материалу |
26 | | Органы чувств | Ознакомить с органами чувств и их значением для человека | Обоняние, осязание | .формулировать выводы изученного материала, формулировать правила гигиены органов чувств | Р. формулировать и удерживать учебную задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью |
27 | | Надежная защита организма | Ознакомить с понятием кожа и её функциями | Ушиб, ожог, обмораживание | Знать свойства кожи, характеризовать средства гигиены и ухода за кожей, учиться оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. использовать общие приёмы решения задач. К. строить монологичное высказывание, аргументировать свою позицию | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью |
28 | | Опора тела и движение | Ознакомить со строением тела человека; формировать представление о здоровом образе жизни, укреплять гигиенические навыки | Опорно-двигательная система, скелет, мышцы, осанка | Знать о работе опорно-двигательной системы, следить за правильной осанкой на уроке и вне его | Р. формулировать и удерживать учебную задачу. П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью |
29 | | Питательные вещества. Проект «Школа кулинаров» | Ознакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой; выучить правила правильного питания | Пищеварительная система, белки жиры. углеводы. | Уметь характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью |
30 | | Дыхание и кровообращение | Рассказать о дыхательной и кровеносной системах; об органах дыхания и выделения; научить заботиться о своем здоровье | Дыхательная система, кровеносная система, пульс | Характеризовать строение кровеносной дыхательной систем, моделировать строение данных систем | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. формулировать собственное мнение | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью |
31 | | Умей предупреждать болезни | Ознакомить с правилами закаливания организма, сохранением и укреплением здоровья; дать представление об инфекционных болезнях | Закаливание, инфекционные болезни, аллергия | Знать, что значит быть закаленным, составить памятку по закаливанию | Р. формулировать и удерживать учебную задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью |
32 | | Здоровый образ жизни. | Продолжить знакомить с правилами сохранения и укрепления здоровья. | Здоровый образ жизни. | Знать о том. Что значит вести здоровый образ жизни; различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие. | Р. формулировать и удерживать учебную задачу. П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью. |
33 | | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | Проверка знаний и умений. | Проверочная работа, тестовое задание. | Выполнять тестовые задания учебника, адекватно оценивать свои достижения. | Р. выбирать действия в соответствии с постав-ленной задачей и условиями её реализации, П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. формулировать собственное мнение | Самоанализ и самоконтроль результатов. |
34 | | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Представление результатов проектной деятельности. | Проект, защита проекта. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Р. выполнять учебные действия в громкоречевой форме П. осуществлять анализ, проводить сравнения, делать выводы К. распределять обязанности по защите проекта | Навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов, находить выход из спорной ситуации |
Раздел «Наша безопасность». (7 часов ) |
35 | | Огонь, вода и газ. | Знакомить с тем, как выглядит опасность и причинами ее возникновения, воспитывать бережное отношение к своей жизни. | Диспетчер, вентиль. | Учиться действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, называть наизусть телефоны экстренного вызова. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. перерабатывать полученную информацию К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. |
36 | | Чтобы путь был счастливым. | Учить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Дорожные знаки, Правила дорожного движения, обочина, тротуар. | Выполнять правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. | Р. учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций и наглядного материала П. поиск и выделение необходимой информации К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Ценностное отношение к себе и своему здоровью. |
37 | | Дорожные знаки. | Познакомить с дорожными знаками, вспомнить правила безопасного поведения на дорогах. | Предупреждающие, запрещающие, предписывающие и другие знаки. | Уметь различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям. | Р. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы К. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Ценностное отношение к себе и своему здоровью. |
38 | | Проект «Кто нас защищает». | Подготовить к выполнению и защите проекта. | Проект, МЧС, аварийные службы. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Р. адекватно использовать речь для защиты проекта и регуляции своей деятельности; П. распознавать объекты, выделять существенные признаки К. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов, находить выход из спорной ситуации |
39 | | Опасные места. | Рассказать об опасностях, которые могут возникать в квартире и ближайших окрестностях. | Балкон, стройплощадка, трансформаторная будка. | Уметь правильно вести себя в потенциально опасных местах | Р. учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций и наглядного материала П. поиск и выделение необходимой информации К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Ценностное отношение к себе и своему здоровью. |
40 | | Природа и наша безопасность. | На практических примерах показать возможность отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека. | Гроза, ядовитые растения и грибы, животные. | Знать опасности природного характера, уметь правильно себя вести во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать животных К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Ценностное отношение к себе и своему здоровью. |
41 | | Экологическая безопасность. | Ознакомить с термином «экологическая безопасность», учить выполнять правила экологической безопасности. | Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр. | Осознать ответственность за сохранение природы, уметь приводить примеры цепи загрязнения. | Р. соотносить правильность выбора, , выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи П. поиск и выделение необходимой информации К. строить монологичное высказывание, аргументировать свою позицию | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура. |
Раздел «Чему учит экономика». (12 часов). |
42 | | Для чего нужна экономика. | Ознакомить с новым понятием- экономика. | Экономика, потребности, товары, услуги. | Раскрыть понятия- экономика, товары. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Учебно-познавательный интерес к новому материалу |
43 | | Природные богатства и труд людей- основа экономики. | Осознавать роль значения природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. | Потребности, товары, услуги. | Знать, что составляет основу экономики. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. использовать общие приёмы решения задач. К. строить монологичное высказывание, аргументировать свою позицию | Учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
44 | | Полезные ископаемые. | Ознакомиться со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые. | Геолог, месторождение, карьер, шахта, нефтяная вышка. | Знать о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи. | Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи | Учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
45 | | Растениеводство. | Ознакомить с одной из отраслей сельского хозяйства- растениеводством. | Растениеводство, отрасль, зерновые, кормовые , прядильные культуры. | Научится определять значение отраслей сельского хозяйства, знать, что такое- растениеводство. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. перерабатывать полученную информацию К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Эмоционально- нравственная отзывчивость, доброжелательность. |
46 | | Животноводство. | Ознакомить с особенностями разведения и содержания домашних животных. | Животноводство. | Уметь классифицировать домашних животных, знать, что такое- животноводство. | Р. - планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. перерабатывать полученную информацию К. - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Эмоционально- нравственная отзывчивость, доброжелательность. |
47 | | Какая бывает промышленность. | Ознакомить с важнейшей отраслью экономики- промышленностью. | Электронная, химическая, легкая, пищевая промышленности, электроэнергетика, металлургия. | Уметь различать отрасли промышленности, знать какая бывает промышленность. | Р. соотносить правильность выбора, , выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Учебно- познавательная деятельность и интерес к новому материалу. |
48 | | Проект «Экономика родного края» | Подготовить к выполнению и защите проекта. | Проект. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. поиск и выделение необходимой информации К. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов, находить выход из спорной ситуации |
49 | | Что такое деньги? | Учить понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран. | Денежные единицы, цена, обмен, бартер, купля- продажа. | Знать, что такое- деньги, различать денежные единицы некоторых стран. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Учебно- познавательная деятельность и интерес к новому материалу. |
50 | | Государственный бюджет. | Ознакомить с новым понятием- бюджет. | Бюджет, доходы, расходы, налог. | Осознать необходимость уплаты налогов гражданами страны, объяснять из чего складывается государственный бюджет. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. поиск и выделение необходимой информации К. строить монолгичное высказывание, аргументировать свою позицию | Учебно- познавательная деятельность и интерес к новому материалу. |
51 | | Семейный бюджет. | Познакомить с понятием «семейный бюджет» | Зарплата, стипендия, пенсия | Понимать как ведется хозяйство семьи | Р. соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи П. использовать общие приёмы решения задач. К. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Учебно- познавательная деятельность и интерес к новому материалу. |
52 | | Экономика и экология | Ознакомить с зада-чами экологии и двумя сторонами экономики | Экологический прогноз, экологическая катастрофа, танкер | Уметь обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы | Р. - планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. - ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. - строить монологичное высказывание, аргументировать свою позицию | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура |
53 | | Экономика и экология | Ознакомить с задачами экологии и двумя сторонами экономики | Экологический прогноз, экологическая катастрофа, танкер | Уметь обнаруживать связи между экономи-кой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы | Р. - планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. - ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. - строить моноло-гичное высказывание, аргументировать свою позицию | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура |
Раздел по городам и странам (15 ч ) |
54 | | Золотое кольцо России | Ознакомить с интересными городами нашей Родины и некоторыми их достопримечательностями | Золотое кольцо, памятники истории культуры | Приводить примеры достопримечательностей городов золотого кольца, уметь находить на карте эти города | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. слушать и пони-мать речь других, задавать вопросы | Учебно- познавательная деятельность и интерес к новому материалу. |
55 | | Проект «Музей путешествий» | Подготовить к выполнению и защите проекта. | Проект. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. - слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов, находить выход из спорной ситуации |
56 | | Наши ближайшие соседи | Ознакомить с государствами - ближайшими соседями России | Сухопутные границы, морские границы | Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы | Р планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи | Чувство со-причастности и гордости за свою Родину |
57 | | На севере Европы. | Ознакомить с северными европейскими государствами | Фьорд, аквапарк, гейзер | Находить на карте страны-соседи России и их столицы, соотносить государства и флаги | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. распознавать объекты, выделять существенные признаки К. донести свою позицию до других | Эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность |
58 | | Что такое Бенилюкс | Ознакомить со странами и их экономикой. | Бельгия- Брюссель, Нидерланды- Амстердам, Люксембург. | Находить на карте страны и их столицы, соотносить государства и флаги. | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. формулировать собственное мнение | Мотивация учебной деятельности |
59 | | В центре Европы. | Ознакомить со странами, расположенными в центре Европы- Германией, Австрией, Швейцарией. | Германия- Берлин; Австрия-Вена; Швейцария- Берн. | Находить на карте страны и их столицы, соотносить государства и флаги. | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. распознавать объекты, выделять существенные признаки К. донести свою позицию до других | Эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность. |
60 | | По Франции и Великобритании. | Познакомить с Францией и Великобританией, их месторасположением и столицами. | Франция- Париж; Великобритания- Лондон. | Находить на карте страны и их столицы, соотносить государства и флаги. | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. распознавать объекты, выделять существенные признаки К. донести свою позицию до других | Эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность. |
61 | | По Франции и Великобритании. | Познакомить с Францией и Великобританией, их месторасположением и столицами. | Франция- Париж; Великобритания- Лондон. | Находить на карте страны и их столицы, соотносить государства и флаги. | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. распознавать объекты, выделять существенные признаки К. донести свою позицию до других | Эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность. |
62 | | На юге Европы. | Познакомить с Грецией , Италией, их расположением, столицами и государственным устройством. | Греция- Афины; Италия- Рим. | Находить на карте страны и их столицы, соотносить государства и флаги. | Р. определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других | Мотивация учебной дея-тельности. |
63 | | По знаменитым местам мира. | Ознакомить с знаменитыми местами мира, отдельными памятниками архитектуры и искусства, являющимися символами стран, в которых они находятся. | Тадж- Махал- Индия, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание сиднейской оперы. | Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. поиск и выделение необходимой информации К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность. |
64 | | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | Проверка знаний и умений. | Проверочная работа, тестовое задание. | Выполнять тестовые задания учебника, адекватно оценивать свои достижения. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. формулировать собственное мнение | Самоанализ и самоконтроль результатов. |
65 | | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Представление результатов проектной деятельности. | Проект, защита проекта. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Р. выполнять учебные действия в громкоречевой форме П. осуществлять анализ, проводить сравнения, делать выводы К. распределять обязанности по защите | Навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов, находить выход из спорной ситуации |
66 | | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Представление результатов проектной деятельности. | Проект, защита проекта. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами проекта. | Р. выполнять учебные действия в громкоре-чевой форме П. осуществлять анализ, проводить срав-нения, делать выводы К. распределять обязанности по защите | Навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов, находить выход из спорной ситуации |
67 | | КВН «Путешествия и экономика» | Обобщить и закрепить знания по разделам «Наша безопасность», «Чему учит экономика», «Путешествия по городам и странам». | Конкурс | Систематизировать знания. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, П. использовать общие приёмы решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов, находить выход из спорной ситуации |
68 | | Резервный урок | | | | | |