Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу" Окружающий мир" с УУД для 4 класса УМК"Школа России"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу" Окружающий мир" с УУД для 4 класса УМК"Школа России"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Окружающий мир"
4 класс УМК "Школа России" по учебнику А.А.Плешакова , Е.А.Крючкова . Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту А.А.Плешакова , Е.А.Крючкова . Программма содержит развёрнутое планирование системы уроков и педагогических средств с помощью которых формируются универсальные учебные действия, достигаются планируемые предметные и метапредметные результаты освоения образовательной программы; учебно-методическое обеспечение.ji
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу" Окружающий мир" с УУД для 4 класса УМК"Школа России" »
на заседании МО зам. директора по УВР на заседании педсовета Приказ № от
УВК “ Школа-гимназия” № 6 Директор УВК № 6
учителей начальных классов «_____»________20_ г. протокол № от
УВК № 6 _________/ /
Протокол № от ______/
«______»____________200_г.
Печать ОУ
«____»____________
Руководитель МО
__________/ /
Рабочая программа
на 2014/ 2015 учебный год
Учебный предмет Окружающий мир ( базовый уровень)
Класс 4-А
Количество часов: в неделю 2; всего за год 68
Учитель (ФИО) Кондратьева И.А.
Планирование составлено на основе вторской программы (название, авторы) «Окружающий мир» ,А.А.Плешакова (Москва: Просвещение, 2014 г.)
Используемый учебник (название, авторы, выходные данные) А.А.Плешаков, Е.А..Крючкова : «Окружающий мир 4 класс».(Текст) :Учебник с с приложением на электронном носителе для учащихся общеобразовательных учреждений : – М. : Просвещение, 2014г.;
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов:
нормативно-правовых документов федерального уровня:
Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
СанПиН, 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г № 164, от 31 августа 2009 г № 320, от 19 октября 2009 г № 427, от 10 ноября 2011 г № 2643 и от 24 января 2012 г № 39)
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г» (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г № 2783)
Областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24 февраля 2012 г №24-370
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"
Письмо МОиН Челябинской области «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» Приложение 21 к письму МО и Н Челябинской области №24/5135 от 10 июля 2012 г
нормативных документов Министерства образования и науки:
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Программы «Школа России». Школа России. Концепции и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1 /[М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.В.Волкова и др.].- 2 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо МОиН Челябинской области от 31.07.09 г№103/3404)
Учебного плана МОУ Южно-Степная СОШ на 2012-2013 учебный год.
Выписка из Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005 г. № 01/571 «Национально-региональный компонент стандарта начального общего образования по окружающему миру Челябинской области».
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела:
Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика современной экологически ориентированной картины мира и экологически грамотного поведения в природе и социальной среде. К числу важнейших задач курса относятся становление личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине, развитие познавательной активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин, подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышлениякак умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Структура курса
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы1.; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.). Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).
Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.
Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.
Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.
Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа и материал УМК рассчитаны на 68 часов, 2 часа в неделю.
Учебно – дидактический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край - часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующая тема программы - «Страницы всемирной истории» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
Содержание учебного предмета
IV КЛАСС (68 ч)
ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической жарте; знакомство с историческими картами.
ПРИРОДА РОССИИ (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края,их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства,практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI-XVII вв. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (8 ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Результаты изучения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:
знать/понимать:
Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи, времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края;
исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, новейшее время;
важнейшие события и великие люди отечественной истории;
государственную символику и праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники.
основные свойства воздуха, воды;
условия, необходимые для жизни живого существа;
правила охраны и укрепления здоровья;
правила дорожного движения;
уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать полезные ископаемые, растения и животных своего края;
проводит наблюдения природных тел и явлений;
приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительной литературы сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний;
определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
оценки деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определения причин отрицательных изменений в природе, определения необходимых мер по охране природы, вариантов личного участия в сохранении природного окружения;
использовать термометр для измерения температуры воздуха;
устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учить отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обслуживания.
- Совместно с учителем обнаружить и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителей словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация ит.д.)
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать, ставить вопросы, искать ответы); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
На выполнение практической части программы отводится 23 ч
№ урока
Дата
Тема урока
Виды работы
2
Планеты Солнечной системы.
Работа с глобусом: найти на глобусе стороны горизонта, Северный и Южный полюс.
3
Звездное небо – Великая книга Природы.
Нахождение на карте звездного неба изучаемых созвездий.
4
Мир глазами географа.
Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах.
5
Мир глазами историка
Знакомство с историческими картами».
10
Равнины и горы России.
Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.
11
Моря, озера и реки России
Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов
12
Природные зоны России
Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. Рассматривание гербарных экземпляров растений
13
Зона Арктических пустынь
Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. Рассматривание гербарных экземпляров растений
14
Тундра
Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. Рассматривание гербарных экземпляров растений
15
Леса России..
Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. Рассматривание гербарных экземпляров растений
18
Пустыня
Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. Рассматривание гербарных экземпляров растений
20
Наш край
Сопоставление карты своего региона с политико-административной картой России.
21
Поверхность нашего края
Работа с географической картой Крыма
22
Водные богатства нашего края
Водоёмы нашего края
23
Наши подземные богатства
Поиск и показ на карте Крыма месторождения полезных ископаемых, рассматривание образцов полезных ископаемых
29
Растениеводство в нашем крае
Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений поля.
41
Жизнь древних славян
Поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
42
Во времена древней Руси.
Поиск и показ изучаемых объектов на исторической карте.
43
Страна городов
Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. Рассматривание гербарных экземпляров растений
45
Трудные времена на Русской земле
Поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах
47
Куликовская битва
Поиск и показ изучаемых объектов на исторической карте.
51
Пётр Великий
«Прослеживать на исторической карте приобретения Петра 1»
53
Екатерина Великая
Прослеживать на исторической карте рост территории государства
54
Отечественная война 1812 года.
Прослеживать на исторической карте ход военных действий.
57
Страницы истории
Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны
66
Путешествие по России.
Работас физической картой Современной России
Итого:23ч.
На проведение экскурсий отводится 3 ч
№ урока
Дата
Тема урока
17
Степной Крым. Экскурсия.
28
Природные сообщества родного края.
50
Патриоты России проживающие в Крыму. Выставка картин.
Итого:3
Организации оценивания учебных достижений младших школьников
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету «Окружающий мир»
Ошибки:
неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания тою или иною явления, процесса;
неумение сравнивать, объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных признаков;
несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
«5» («отлично») – выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
«4» («хорошо») – ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
«3» («удовлетворительно») – ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
«2» («плохо») – ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»
4 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А.Плешакова , Е.А.Крючкова
2ч в нед. (68ч.)
дата
№
Тип
урока
Тема урока(страницы учебника)
Предметные умения
Формируемые УУД
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Раздел I. Земля и человечество (9 ч.)
01.09
1. Изучения новых
знаний
Моя малая родина.
Мир глазами астронома
Уч. Ч.1,.с.4-8
Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Оценивать жизненные ситуации
Принимать и сохранять учебную задачу.
определять причины явлений, событий
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
04.09
2. Изучения новых
знаний
Планеты солнечный системы?
Практическая работа №1 «Найти на глобусе стороны горизонта, Северный ,Южный полюс»
с.9-15
Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года
Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе.
Оценивать жизненные ситуации
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Работать по плану, сверять свои действия с щелью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
делать выводы на основе обобщённых знаний
08.09
3. Изучения новых
знаний
Звёздное небо – великая книга природы?
Практическая работа№2
«Знакомство с картой звёздного неба»
с.16-21
Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе. Правила наблюдения звёздного неба.
Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве.
Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать
11.09
4.
Комбинированный
Мир глазами географа.
Пояса Земли.
Практическая работа №3 «Поиск и показ изученных объектов на глобусе и географической карте»
с.22-28
Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте
Представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Задавать вопросы
15.09
5. Изучения новых
знаний
Мир глазами историка?
Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами.»
С.29-35
Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Задавать вопросы
18.09
6. Изучения новых
знаний
Когда и где?
С.36-40
Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».
Принимать и сохранять учебную задачу
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Задавать вопросы
22.09
7.Изуче
ния новых
знаний
Мир глазами эколога
С.41-47
Человек - часть природы.
Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния
Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане
сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Формировать собственное мнение и позицию
25.09
8.
.Изуче
ния новых
знаний
Сокровища Земли под охраной человека.
С.48-56
Понятие о Всемирном наследии(природном,культурном0.Международная Красная книга.
Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности.
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.
Различать объекты природного и культурного Всемирного наследия.
Слушать собеседника, вести диалог :признавать возможность существования различных точек зрения излагать и аргументировать свою точку зрения
29.09
9.Презентация проектов
(по выбору)
(рефлексия)
Обобщение по разделу «Земля и человечество»
Охрана растительного и животного мира
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Слушать собеседника, вести диалог :признавать возможность существования различных точек зрения излагать и аргументировать свою точку зрения
Раздел II. Природа России (10 ч.)
02.10
10. Изучения новых
Знаний.
Равнины и горы России.
Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.»
С.57-65
Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.
Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе.
Принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
06.10
11. Изучения новых
Знаний.
Моря, озёра и реки России .
Практическая работа №6 на тему «Моря, озёра и реки России» с.66-70
Водоёмы, их разнообразие, использование человеком
Оценивать жизненные ситуации
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей
Находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты
Слушать собеседника, вести диалог.
09.10
12. Изучения новых
знаний
Природные зоны России.
Практическая работа №7 на тему: «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон.»
с.71-76
Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и природная поясность.
Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценить свои достижения на уроке.
Различать физическую карту России и карту природных зон.
Слушать собеседника, вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения.
13.10
13 Изучения новых
знаний
Зона Арктических пустынь
Практическая работа №8 « Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. Рассматривание гербарных экземпляров растений»
с.76-83
Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование
Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре ..
Принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
16.10
14. Изучения новых
знаний
Тундра. Практическая работа №9 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. Рассматривание гербарных экземпляров растений»
С.84-94
Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценить свои достижения на уроке
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
20.10
15. Изучения новых з6аний
Леса Росси
Практическая работа №10 на тему: «Поиск и показ изучаемых объектов на карте .Рассматривание гербарных экземпляров растений. »
с.95-102
Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.
Оценивать жизненные ситуации
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; устанавливать взаимосвязь.
Слушать собеседника, вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения.
23.10
16. Изучения новых
знаний
Лес и человек
С.103-109
Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным
Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.
Различать способ и результат действия.
Делать выводы на основе обобщения знаний.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
03.11
17. изучения новых
знаний
Зона степей
Экскурсия №1 «Степной Крым»
С.110-117
Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
06.11
18.
Изучения новых
знаний
Пустыня
С.118-125
Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.
Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
10.11
19.
Изучения новых
знаний
У Чёрного моря
С.126-134
Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа, Крыма; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
13.11
20.
Изучения новых
знаний
Наш край
Практическая работа №11 на тему:
«Сопоставление карты своего региона с политико-административной картой России.
С.135-138
Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности
Осознание себя членом общества и государства ,
чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам
и желание участвовать в ее делах и событиях
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного
17.11
21.
Изучения новых
знаний
Поверхность нашего края
Практическая работа №12 на тему: «Работа с географической картой Крыма»
С.139-144
Представление о поверхности родного края; работа с картой
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценить свои достижения на уроке.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
20.11
22.
Изучения новых
знаний
Водные богатства нашего края.
Практическая работа №13 на тему «Водоёмы нашего края»
С.145-148
Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана .Правила поведения на воде.
Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного
24.11
23.
Изучения новых
знаний
Наши подземные богатства.
Практическая работа №14 на тему: «Находить на карте Крыма месторождения полезных ископаемых., рассматривание образцов полезных ископаемых.»
С.149-159
Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения; извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых.
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, личную ответственность за свои поступки.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
27.11
24
. Изучения новых
знаний
Земля-кормилица Практическая работа №15 на тему
: «Состав и виды почв»
С.160-164
Различные виды почв и их состав .
Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, личную ответственность за свои поступки.
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Моделировать тип почв своего региона; готовить доклад о значении почвы для жизни на Земле.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
01.12
25.
Изучения новых
знаний
Жизнь леса.
С.164-169
Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов
Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного
04.12
26.
Изучения новых
знаний
Жизнь луга
С.170-177
Представления о луге, как природном сообществе
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
08.12
27.
Изучения новых
Знаний
Жизнь пресного водоёма.
С.178-186
Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного
11.12
28-29
Построение системы знаний
(экскур
сия №2)
Природные сообщества родного края
Природные сообщества характерные для края, где живут учащиеся.
Проявлять познавательный интерес.
Принимать и сохранять задачи учебной деятельности; владеть умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Наблюдать объекты и явления природы;
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
15.12
30.
Изучения новых
знаний
Растениеводство в нашем крае
Практическая работа №16 на тему «Растениеводство Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений поля
»
С.187-194
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
18.12
31.
Комбинированный
Животноводство в нашем крае
С.195-203
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного
22.12
32.
Рефлек
сия
Презентация проектов
Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций(слайдов) и других подготовленных материалов.
Проявлять познавательный интерес к материалу
Выбрать тему проектов; оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.
Намечать план работы, отбирать информацию в избранных для проектов книгах; составить текст доклада, готовить оформление (слайды), презентовать доклад.
Слушать собеседника, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
25.12
33
-34.
Развивающий контроль
Проверочная работа
Обобщающие уроки по разделам «Земля и человечество», «Природа России», «родной край»
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.
Проявлять познавательный интерес к предмету.
Выполнять проверочные работы различных видов.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Адекватно использовать речевые средства
Раздел IY. Страницы Всемирной истории(6 ч.)
35. Изучения новых
знаний
Начало истории человечества
С.4-7. Часть2.
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира
Осознание себя членом общества и государства ,
чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам
и желание участвовать в ее делах и событиях.
Принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
36. Комбинированный
Мир древности: далёкий и близкий
С.8-14.
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.
37. Изучения новых
знаний
Средние века: время рыцарей и замков
С.15-21.
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира
Принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Формировать собственное мнение и позицию
Использовать речь для регуляции своего действия
38. Изучения новых
знаний
Новое время: встреча Европы и Америки
с.22-27.
.
Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия
Оценивать жизненные ситуации
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
39. Изучения новых знаний
Новейшее время: история продолжается сегодня
С.28-32
Выдающиеся люди разных эпох
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
40. Обобщения и систематизации изученного
Обобщение по теме «Страницы мировой истории» Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций(слайдов) и других подготовленных материалов
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения
Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций(слайдов) и других подготовленных материалов
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Делать выводы на основе обобщения знаний.
Адекватно использовать речевые средства
Раздел V Страницы истории Отечества.(20ч)
41. Изучения новых
знаний
Жизнь древних славян. Практическая работа №17
« Поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.»
С.34-39.
Представление о жизни древних славян.
Осознание себя членом общества и государства ,
чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам
и желание участвовать в ее делах и событиях.
Оценивать жизненные ситуации
Принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
42.Изучения новых
знаний
Во времена Древней Руси. Практическая работа №18 « Поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.»
С.40-45.
Представление о Древней Руси, русских князьях
43. Комбинированный
Страна городов
С.46-54.
Представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде
Принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного
44. Изучения новых
знаний
Из книжной сокровищницы Древней Руси
С.55-58.
Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного
45. Изучения новых
знаний
Трудные времена на Русской земле
С.59-64
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного
46. Изучения новых
знаний
Русь расправляет крылья
С.65-69
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .
56 изучения новых
знаний
Россия вступает в ХХ век
С.127-133.
Важнейшие события в России в начале 20 века
Осознание своей этнической принадлежности.
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
57 изучения новых
знаний
Страницы истории 20-30 гг. Практическая работа №22 « Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны.
С.136-139
Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .
58 изучения новых
знаний
Великая война и Великая победа.с.140-146
Великая Отечественная война и её герои; обсуждать, в чём значение Победы в ВО войне для нашей страны и для всего мира; встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; прослушивать в записи песни времён войны.
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .
59. изучения новых
Знаний
Страна, открывшая путь в космос
С.147-152.
Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Осуществлять запись выборочной информации
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .
60.Презентация проектов (по выбору)
(рефлексия)
Презентация проектов
Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций(слайдов) и других подготовленных материалов.
Проявлять познавательный интерес к материалу
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Составлять группу по интересам, распределять обязанности, оцениватьсвои достижения и достижения своих товарищей.
Намечать план работы, отбирать информацию в избранных для проектов книгах; составить текст доклада, готовить оформление (слайды), презентовать доклад
Слушать собеседника, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Раздел YI.. Современная Россия (8 ч.)
61 изучения новых
знаний
Основной закон России и права человека
С.156-163.
Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственные праздники
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях;
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций
62 изучения новых
знаний
Мы - граждане России.
С.164-167.
Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного
63 изучения новых
знаний
«Дети имеют право на особую заботу и помощь»
С.164-167.
Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание
Извлекать информацию, представленную в разных форматах
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций
64 изучения новых
знаний
Славные символы России
С.168-174
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.
Осознание своей этнической принадлежности.
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций
65 изучения новых
знаний
Такие разные праздники
С.175-179.
Праздники России, их различие и особенности
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций
66 комбинированный
Путешествие по России Практическая работа №23 « Работас физической картой Современной России»
С.180-205
Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте. Охрана памятников истории и культуры
Осознание себя членом общества и государства ,
чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам
и желание участвовать в ее делах и событиях.
Составлять план решения учебной задачи
67 обобщения и систематизации изученного Презентация проектов (по выбору)
(рефлексия)
Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»
Презентация проектов
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения;
Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций(слайдов) и других подготовленных материалов
Проявлять познавательный интерес к материалу
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Строить сообщения в устной и письменной форме
Делать выводы на основе обобщённых знаний
Адекватно использовать речевые средства
68 урок-игра
Обобщающий урок по итогам года – КВН
Итоговое повторение
Календарно-поурочное планирование по курсу « Окружающий мир»
П/№
Дата
Тема урока
По плану
По факту
Раздел I. Земля и человечество (9 ч.)
1.
01.09
Моя малая родина
Мир глазами астронома
Уч. Ч.1,.с.4-8
2.
04.09
Планеты солнечный системы?
Практическая работа №1 «Найти на глобусе стороны горизонта, Северный ,Южный полюс»
с.9-15
3.
08.09
Звёздное небо – великая книга природы?
Практическая работа№2
«Знакомство с картой звёздного неба»
с.16-21
4.
11.09
Мир глазами географа.
Пояса Земли.
Практическая работа №3 «Поиск и показ изученных объектов на глобусе и географической карте»
с.22-28
5.
18.09
Мир глазами историка?
Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами.»
С.29-35
6.
22.09
Когда и где?
С.36-40
7.
25.09
Мир глазами эколога
С.41-47
8.
29.09
Сокровища Земли под охраной человека.
С.48-56
9.
02.10
Обобщение по разделу «Земля и человечество». Контрольная работа №1
Презентация проектов.
Раздел II. Природа России (10 ч.)
10.
09.10
Равнины и горы России.
Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.»
С.57-65
11
13.10
Природные зоны России.
Практическая работа №7 на тему: «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон.»
с.71-76
12
16.10
Зона Арктических пустынь
Практическая работа №8 « Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. Рассматривание гербарных экземпляров растений.
с.76-83
13.
20.10
Моря, озёра и реки России .
Практическая работа №6 на тему «Моря, озёра и реки России» с.66-70
14.
23.10
Тундра. Практическая работа №9 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. Рассматривание гербарных экземпляров растений»
С.84-94
15.
Леса Росси
Практическая работа №10 на тему: «Поиск и показ изучаемых объектов на карте .Рассматривание гербарных экземпляров растений. »
с.95-102
16.
Лес и человек
С.103-109
17.
Зона степей
Экскурсия №1 «Степной Крым»
С.110-117
18.
03.11
Пустыня.
С.118-125
19.
06.11
У Чёрного моря.
С.126-134
Раздел III Родной– часть большой страны (15 ч.)
20.
10.11
Наш край
Практическая работа №11 на тему:
«Сопоставление карты своего региона с политико-административной картой России.с.135-138
21.
13.11
Поверхность нашего края
Практическая работа №12 на тему: «Работа с географической картой Крыма»
С.139-144
22.
17.11
Водные богатства нашего края.
Практическая работа №13 на тему «Водоёмы нашего края»
С.145-148
23.
20.11
Наши подземные богатства.
Практическая работа №14 на тему: «Находить на карте Крыма месторождения полезных ископаемых., рассматривание образцов полезных ископаемых.»
С.149-159
24.
24.11
Земля-кормилица Практическая работа №15 на тему
: «Состав и виды почв»
С.160-164
25.
27.11
Жизнь леса.
С.164-169
26.
01.12
Жизнь луга
С.170-177
27.
04.12
Жизнь пресного водоёма.
С.178-186
28.
08.12
Природные сообщества родного края
29.
11.12
(экскурсия №2)
30.
15.12
Растениеводство в нашем крае
Практическая работа №16 на тему «Растениеводство Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений поля» С. 187-194
31.
18.12
Животноводство в нашем крае
С.195-203
32.
22.12
Презентация проектов
33.
25.12
Проверочная работа.
34
Обобщающий урок по разделам «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край»
Раздел IY. Страницы Всемирной истории(6 ч.)
35.
Начало истории человечества
С.4-7. Часть2.
36.
Мир древности: далёкий и близкий
С.8-14.
37.
Средние века: время рыцарей и замков
С.15-21.
38.
Новое время: встреча Европы и Америки
с.22-27.
39.
Новейшее время: история продолжается сегодня
С.28-32
40.
Обобщение по теме «Страницы мировой истории» Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций(слайдов) и других подготовленных материалов
Раздел V Страницы истории Отечества.(20ч)
41.
Жизнь древних славян. Практическая работа №17
« Поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.»
С.34-39.
42.
Во времена Древней Руси. Практическая работа №18 « Поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.»
С.40-45.
43.
Страна городов
С.46-54.
44.
Из книжной сокровищницы Древней Руси
С.55-58.
45.
Трудные времена на Русской земле
С.59-64
46.
Русь расправляет крылья
С.65-69
47.
Куликовская битва Практическая работа №19. « Поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.»
С.70-74
48.
Иван Третий.
С.75-81
49.
Мастера печатных дел
С.82-86.
50.
Патриоты России Экскурсия № 3 в краеведческий музей «Патриоты России»
С.87-93
51.
Пётр Великий
Практическая работа №20 «Прослеживать на исторической карте приобретения Петра1»
С.94-100
52.
Михаил Васильевич Ломоносов.
С.101-104.
53.
Екатерина Великая. Практическая работа№21«Прослеживать на исторической карте рост территории государства.»
С.105-111.
54.
Отечественная война 1812 года. Практическая работа№21«Прослеживать на исторической карте ход военных действий.»
С.112-119.
55.
Страницы истории XIХ века
С.122-126
56.
Россия вступает в ХХ век
С.127-133.
57.
Страницы истории 20-30 гг. Практическая работа №22 « Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны.
С.136-139
58.
Великая война и Великая победа.
с.140-146
Страна открывшая путь в космос.
С.148-150
60.
Презентация проектов
Раздел YI.. Современная Россия (8 ч.)
61
Основной закон России и права человека
С.156-163.
62.
Мы - граждане России.
С.164-167.
63.
«Дети имеют право на особую заботу и помощь»
С.164-167.
64.
Славные символы России
С.168-174
65.
Такие разные праздники
С.175-179.
66.
Путешествие по России Практическая работа №23 « Работас физической картой Современной России»
С.180-205
67.
Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»
Презентация проектов
68.
Обобщающий урок по итогам года – КВН
Итоговое повторение
Итого:68 часов.
Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы.
1. Программа Плешаков А.А. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. Для учителя / А.А.Плешаков.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс: учеб.с прил.на электрон. носителе в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
3. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь. в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
4. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. Тесты: Тетрадь для учащихся 4 класса. – М.: Просвещение, 2014.
5. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2014.
6. А.А. Плешаков и др. Окружающий мир: Методическое пособие: 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
7. Плешаков А.А. Зеленые страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков. – 15-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
Пособия для учителя:
1. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.
2. Календарно-тематическое планирование для комплекта «Школа России»: 1-4 классы /Авт.-сост. И.В.Арнгольд .- Волгоград: Учитель, 2014. – 364 с.
Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения
обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество».
СD Большая электронная детская энциклопедия (Растения и животные)
СD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе: «Птицы России».
Окружающий мир: фотоархив Фотоматериалы для использования на уроках по «Окружающему миру» на темы: природа, город, натюрморт. (http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=15135)
Удивительное путешествие по живой земле: детская страничка. Коллекция познавательных материалов для детей по темам: Вселенная, планета Земля, растения и животные (статьи, фотографии живой природы, голоса птиц и пр.) http://www.deti.religiousbook.org.ua/
Животные севера. Информация о видах животных севера: фильмы, тексты и др. (http://www.sakhaohota.ru/ohotnichii_jivotnye/1page-ohot_zhivot.htm)
Фотогалерея: флора и фауна.
Подборки фотографий растений, птиц и животных. (http://max-foto.info/)
Электронные библиотеки (www. gnpbu. Ru)
Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)
Президентская школа (http:www.president-school.ru)
Единая коллекция образовательных ресурсов проектов «ИСО»(http:www.school-collection.edu.ru)