Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века" разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой. Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального госудаственного стандарта начального общего образования по предметным областям "Естествознание. Обществознание (Окружающий мир)" и используется для обучения в четырёхлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа. В программе определены цели изучения предмета, принципы построения курса, представлены ведущие содержательные линии, , определены личночтные, предметные, метапредметные результаты, дано календарно-тематическое планирование с формируемыми универсальными учебными действиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Мотмосская средняя общеобразовательная школа
«Принято»
решением педагогического совета
протокол от 17.06.2014 г.№ 10
«Согласовано»
Зам. директора по УР
___________________
____________________
«Утверждаю»
Директор школы:
_______________
Приказ от 17.06.2014 г. №233
Рабочая программа
по окружающему миру
1 класс
на 2014 – 2015 учебный год
Разработала:
учитель начальных классов
О.В.Дулина
г. Выкса
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета«Окружающий мир» разработана:
- на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Окружающий мир: программа 1-4 классы/ Н.Ф.Виноградова. – М. – Вентана-Граф, 2013. – 184 с.)
- в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ Мотмосская СОШ.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающемумиру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.
Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
— преемственность и перспективностьв предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс)
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс);
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Темы: «Родная природа» (1 класс)
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
Темы: «Родная страна» (1 класс)
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающиймир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков обобщения, уроков – экскурсий. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются: устный опрос; тестовые задания; самостоятельные работы.
В конце учебного года проводится письменная контрольная работа и комплексная работа на межпредметной основе.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов:1 класс — 66 часов
Распределение часов по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить соотношение часов.
Практические работы: 2
Экскурсии: 10
Проверочные работы:2
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностныерезультаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результатыобучениянацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Содержание программы
1 класс (66 ч)
Введение. Что такое окружающий мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (2 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Универсальные учебные действия:
определять время по часам с точностью до часа;
описывать назначение различных школьных помещений;
конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.
Ты и здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Я и другие люди (3 ч)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия:
реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности
Труд людей (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта;
строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (31 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия:
описывать сезонные изменения в природе;
создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать внешние признаки растения;
характеризовать условия роста растения;
выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
различать животных по классам (без термина);
сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
различать животных по месту обитания.
Семья (2 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действия:
составлять небольшой рассказ о своей семье;
взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы;
формулировать вопрос;
Наша страна – Россия. Родной край (15 ч)
Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии. Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, и профессии людей, работающих в них. Уважение к труду людей.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Универсальные учебные действия:
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями;
анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом.
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы.
Планируемые результаты обучения
1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различныхпрофессий;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
— различать основные нравственно-этические понятия;
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Календарно – тематическое планирование
№
Дата проведения
Раздел
программы, количество часов
Тема урока
Количество часов
Предметное
содержание
Характеристика деятельности учащихся
(формирование УУД)
план
факт
1
Этот удивительный мир, 1 ч
Нас окружает удивительный мир
1
Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира
Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради
2
Мы – школьники,
2 ч
Давай познакомимся
1
Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе
Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».
Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек».
Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»
3
Мы - школьники
1
4
Родная природа,3 ч
Сентябрь- первый месяц осени
1
Сентябрь. Сад. Огород. Лес. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас.
Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Экскурсия в лес.
5
Что нам осень подарила
1
6
Грибная пора
1
7
Семья,2 ч
Семья
1
Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье
Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста
8
Любимые занятия
1
9
Труд людей,
2 ч
Как из зерна булка получилась
1
Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных.
Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве хлеба. Речевая разминка «Хлебобулочные изделия». Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Кого называют домашними животными».
10
Человек и домашние животные
1
11
Родная природа,2 ч
Октябрь уж наступил
1
Октябрь. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны.
Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Речевая разминка «спрашивай – отвечай». Экскурсия в лес.
12
Явления природы
1
13
Наша Родина. Родной край,
2 ч
Где ты живёшь?
1
Родной город (село). Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду?
Моделирование «Улица города».
Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».
Игра «Мой адрес». Речевая разминка «Где ты живёшь?» Беседы «Что такое дорога».
14
Правила поведения на дороге
1
15
Труд людей,
2 ч
Ты и вещи
1
Труд людей родного города (села). Умение классифицировать предметы по признаку. Профессии людей.
Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка «Кто что делает». Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом «Я - аккуратный», «Я работаю ночью».
16
Кто работает ночью
1
17
Твоё здоровье,4 ч
Твои помощники – органы чувств
1
Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания.
Речевая разминка «назови предмет определённого цвета», «Назови предметы гигиены», «Мой режим дня». Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»
18
Правила гигиены
1
19
О режиме дня
1
20
Урок в спортивном зале
1
21-22
Родная природа, 5 ч
Ноябрь- зиме родной брат
2
Ноябрь. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Причины перелёта птиц.
Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Экскурсия в лес.
23
Дикие животные
1
24
Звери - млекопитающие
1
25
Что мы знаем о птицах
1
26
Наша Родина. Родной край, 2 ч
Родной край
1
Родной край – часть нашей Родины. Характерные особенности разных населённых пунктов. Традиции нашего дома. Жилища разных народов нашей страны. О чём могут рассказать вывески.
Экскурсия по родному селу. Речевая разминка». Закончи предложение». Рассказ «Где мы живём». Игра-моделирование «Придумаем квартиру для куклы». Беседа «О чём рассказали вывески».
27
Дом, в котором ты живёшь.
1
28-29
Труд людей,
2 ч
Зачем люди трудятся
2
Труд людей различных профессий. Значение труда и его польза для человека.
Экскурсия в библиотеку. Речевая разминка «Спрашивай – отвечай». Учебный диалог по рассказу Е. Пермяка «Для чего руки нужны»
30
Наша Родина. Родной край, 2 ч
В декабре, в декабре…
1
Декабрь-первый месяц зимы. Погода в декабре. Состояние снега, деревьев. Вода - вещество. Состояния и свойства воды. Значение воды в жизни человека.
Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты со снегом, водой.
31
Какая бывает вода?
1
32
Я и другие люди, 3 ч
О дружбе
1
Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества
Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год
33
Идём в гости
1
34
С Новым годом
1
35-36
Родна природа, 5 ч
Январь- году начало, зиме - середина.
2
Январь- середина зимы. Погода в январе. Снежный покров, состояние деревьев. Вечнозеленые деревья. Птицы зимой. Птичьи голоса, поведение, приспособление к среде обитания. Птицы, которые не летают.
Экскурсия в лес. Дидактическая игра «Кто быстрее определит дерево по кроне». Речевая разминка «Деревья нашего леса». Опыт «Рассматривание и сравнение веточек кустарников». Оформление дневника наблюдения. Рассказ-описание «Хвойные деревья». Учебный диалог «Каких птиц можно встретить зимой.
37
Хвойные деревья
1
38-39
Жизнь птиц
2
40-41
Наша Родина. Родной край, 4 ч
Наша страна - Россия
2
Наша Родина – Россия. Москва – столица России. Символы российского государства.
Карта России. Москва на карте, Выкса на карте.
Мы живём в России. Мы – россияне. Одежда, предметы, культура, традиции разных народов России.
Речевая разминка «Улицы нашего города». Рассказ учителя с опорой на видео материалы «Наша страна Россия». Слушание гимна России.
Речевая разминка «К какому народу принадлежишь ты». Рассказ учителя «Мы – россияне». Рассматривание и описание костюмов, предметов народов России.
42
23 февраля- День защитника Отечества
1
43
8 Марта - праздник всех женщин
1
44
Родная природа, 5 ч
Февраль- месяц метелей и вьюг
1
Явления природы, которые происходят в феврале. Погода в феврале. Поведение и повадки зверей.
Все звери - млекопитающие.
В нашем уголке природы живут…Уход за животными и растениями
Экскурсия в лес. Беседа. Составление рассказа-описания. Чтение и анализ текстов.
Речевая разминка. Задание на сравнение «Чем покрыто тело человека?». Рассказ – описание «Как звери передвигаются?» Классификация зверей по питанию.
Наблюдения. Способы ухода за растениями и животными.
45-46
Звери - млекопитающие
2
47-48
Наш уголок природы
2
49
Наша Родина. Родной край, 5 ч
Мы – граждане России
1
Права и обязанности граждан России.
Правила общения. Культура разговора, беседы, общения. Леса России. Цветущие луга.
Презентация. Чтение рассказов.
Речевая разминка. Ролевая игра «Поговори по телефону». Обсуждение проблемных ситуаций.
Речевая разминка: вспоминаем деревья леса. Рассказ учителя «Путешествие по тайге». Коллективный рассказ «Лиственный лес
50
Правила поведения
1
51-52
Богата природа России
2
53
Мы - россияне
1
54-55
Родная природа,2 ч
Март - капельник
2
Март – первый месяц весны. Поведение пернатых.
Экскурсия в лес. Наблюдения и ответы. Речевая разминка. Решение логических задач. Трудовой процесс «Изготовление жаворонков из теста.
56
Труд людей,
2 ч
Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте
1
Весной в полях, садах и огородах проводятся сельскохозяйственные работы. Люди используют различные машины и механизмы. Надо уважать труд людей.
Сезонные изменения в природе. Птичьи разговоры, цветение растений.
Экскурсия в лес. Чтение и обсуждение «Лесные картинки». Сопоставление музыкальных мелодий с пейзажами.
63
Жизнь земноводных весной
1
Весной земноводные мечут икру.
Наблюдения. Составление рассказа-рассуждения по рисунку-схеме ч.2 с.83.Дифференцированное задание с. 84
64
Животное - живое существо
1
Признаки живого существа.
Рассказ-воспоминание «Что я знаю о животных»
65
Природе нужны все
1
Всё в природе взаимосвязано. Красная книга России.
Работа с иллюстративным материалом. Составление рассказа-описания.
66
Наша Родина. Родной край, 1 ч
Ты - пешеход
1
Сезонные изменения летом. Летние каникулы. Правила пешехода и пассажира.
Ролевая игра «Правила поведения на улице и в транспорте». Дидактическая игра «Назови дорожный знак»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1 . Литература
Для учителя:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы.Программа. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-2 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина – Россия. – М.: Просвещение, 2006
Журова Л.Е. Беседы с учителем. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Для ученика:
1.Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 - х ч. /
Н. Ф. Виноградова,М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века)
2. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н. Ф. Виноградова, М.: Вентана-Граф, 2014.(Начальная школа XXI века).