Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Москва «Просвещение» 2009г), в соответствии с «Примерной основной образовательной программой» (Москва «Просвещение»2009г), «Планируемыми результатами начального общего образования» (Москва «Просвещение»2011г) и авторской рабочей программой авторов М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика» 1-4 классы (Москва «Просвещение» 2011г, в соответствие с УМК « Школа России» М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой: учебник математика для 3 класса начальной школы в 2 частях, – М.: Просвещение», 2012
Основные цели и задачи программы.
Цели:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи:
формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения)
развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развивать пространственное воображение;
развивать математическую речь;
формировать начальные математические знания и умения
учить применять их для решения учебно-познавательных и практических задач;
формировать умения вести поиск информации и работать с ней;
развивать познавательные способности;
воспитывать стремление к расширению математических знаний;
развивать умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика предмета.
Математика является предметом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение математики в 3 классе отводится 4 ч в неделю. Предмет рассчитан на 136 ч в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Результаты изучения ПРЕДМЕТА.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок успешности учебной деятельности;
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный способ.
Выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности , понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами с помощью учителя;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы с помощью учителя;
устанавливать закономерность следования объектов и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения;
фиксировать математические отношения между объектами в знаково-символической форме;
полнее использовать свои творческие способности;
самостоятельно осуществлять поиск нужной информации в различных источниках;
осуществлять расширенный поиск и выделить нужную информацию для выполнения учебных и творческих заданий.
Учащийся получит возможность научиться:
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых;
заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение /уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 кв. м = 100 кв. дм; 1 кв. дм = 100 кв.см;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (кг и г) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные. Сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел, выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида а:а, 0:а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже с помощью учителя и частично самостоятельно;
преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по её решению с помощью учителя и частично самостоятельно;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматривать в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать самое рациональное;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Учащийся научится:
Геометрические фигуры
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры в заданном масштабе (отрезок, прямоугольник)
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (кв. см, кв. дм, кв. м), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольного.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами.
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;.
Учащийся получит возможность научиться:
читать готовые несложные таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки …и….и; то…., каждый…..), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Место предмета в учебном плане.
На изучение математики во 2 классе отводится 4 ч в неделю. Предмет рассчитан на 136 ч в год.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Урок, интегрированные уроки, нестандартные уроки
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение) | 8 часов |
2 | Табличное умножение и деление (продолжение) | 28час |
3 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (продолжение) | 28 часов |
4 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 28 часа |
5 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 12часов |
6 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 11 час. |
7 | Умножение и деление. | 15 часов |
8 | Итоговое повторение. | 5 час |
9 | Проверка знаний. | 1 час |
| Итого: | 136 часов |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ .
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел до 1000;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2 – 3 действия (со скобками и без них).
Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
- выполнять устно 4 арифметических действия в пределах 1000:
- выполнять письменно сложение, вычитание двухзначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1 – 3 действия;
- находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
График контрольных и проверочных работ
№ урока | Дата | Тема работы |
8 | 13.09 | Входная контрольная работа по теме: ”Повторение: сложение и вычитание”. |
12 | 20.09 | Административная контрольная работа |
19 | 03.10 | Проверочная работа по теме: ”Умножение и деление на 2 и 3”. |
31 | 24.10 | Контрольная работа за первую четверть |
36 | 01.11 | Проверочная работа по теме: “Табличное умножение до 7” |
63/7 | 26.12 | Итоги 2 четверти. Контрольная работа административная |
90(6) | | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» |
104(8) | | Контрольная работа по теме:”Нумерация в пределах 1000”. |
117(21) | | Контрольная работа по теме: «Приемы устных вычислений». |
132(36) | | Итоговая контрольная работа. |
Учебно-методические средства обучения
М.И.Моро. Математика: учебник для 1 - 4 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2011, 2012
М.И Моро. Тетрадь по математике для 1 – 4 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2011, 2012
С.И. Волкова. Математика Проверочные работы: 1- 4 класс - М.: Просвещение, 2011, 2012
В.Н.Рудницкая. Тесты по математике: 1-4 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2-х частях» - М.: «Экзамен», 2011, 2012
Математика Электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика» 3 класс. Издательство «Просвещение» 2012г. Часть 1 и 2.
Уроки Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий» 2009 г.
М.И.Моро, С.И. Волкова. Математика Рабочие программы 1-4 - М.: Просвещение, 2011
-Поурочные разработки к учебнику Моро М.И. Математика 2 класс Ситникова т. н. М. ВАКО, 2012
Таблицы по основным темам предмета.
Технические средства
Классная магнитная доска.
Персональный компьютер.
Проектор.
10