1. Название программы.
Рабочая программа по математике составлена на основе федеральных государственных стандартов второго поколения, примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по математике с учётом авторской программы «Начальная школа XXI века» В. Н. Рудницкой - М.: Вентана - Граф, 2010.
Содержание курса направлено на решение следующих целей, предусмотренных ФГОС и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному распределять учебный материал.
Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход даёт возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счёте. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью.
Новизна данной программы заключается в методах и приёмах, используемых при изучении тем:
Вместе с тем с самого начала обучения формируются некоторые важные обобщения. В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов, выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними в процессе измерений, поиска решения текстовых задач, анализа информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами равенство и неравенство.
Помимо терминологии, дети усваивают и некоторые элементы математической символики: знаки действий, знаки отношений: они учатся читать и записывать простейшие математические выражения.
В программе предусмотрено ознакомление с некоторыми свойствами арифметических действий и основанными на них приёмами вычислений. Учащиеся практически знакомятся с сочетательным свойством сложения, которое во 2 классе будет специально рассмотрено. Ознакомление со связью между сложением и вычитанием даёт возможность находить разность, опираясь на знание состава чисел и соответствующих случаев сложения.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Рабочая программа рассчитана на 132 часа - на изучение математики в первом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю (33 учебные недели).
Ведущие принципы обучения математике в младших классах— учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, экскурсию, проверочных уроков.
Учебно - методический комплект: «Математика» «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2011. соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения.
№ | Тема | Элементы основного содержания (дидактические единицы в соответствии с примерной программой) | Элементы дополнительного содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Тип урока | Вид контроля, измерители | Дата | Корректировка даты |
I четверть (36 часов) |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»» (14 ч) |
1 | Сходства и различия предметов. | Сравнение предметов разными способами (по направлению, в выбранном порядке). Поэлементное сравнение. Сравнение по цвету, форме, размеру. | | Уметь сравнивать предметы разными способами. | Комбинированный урок. | текущий | | |
2 | Установление пространственных отношений: выше-ниже, толще-тоньше | Отношения «выше-ниже, толще-тоньше. Формулирование результата сравнения (с использованием слов выше/ниже, толще/тоньше, длиннее /короче | | Уметь сравнивать предметы и группы предметов | Комбинированный урок. | текущий | | |
3 | Различение понятий слева направо, справа налево. Адаптационный период Целевая прогулка: ориентировка в пространстве. | Местоположение предметов в пространстве | | Уметь определять местоположение предметов в пространстве | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Работа с данными» ( 2 ч) |
4 | Знакомимся с таблицей. Строка. Столбик. | Различение понятий: строка, столбец, слева вверху, справа внизу | Логические закономерности | Различать понятия: строка, столбец, слева вверху, справа внизу | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»» |
5 | Сравнение предметов Адаптационный период. Игра «Контролер и пассажиры» | Расположение «внутри», «вне». Учить сравнивать предметы, используя слова «внутри» и «вне». | | Уметь сравнивать предметы, используя слова «внутри» и «вне». | Комбинированный урок. | текущий | | |
6 | Стартовая диагностика | определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения | | Дошкольный уровень подготовки детей | Урок-диагностика | диагностика | | |
Раздел «Числа и величины» (28 ч) |
7 | Число и цифра 1. | Установление соответствия: множество предметов (фишек) – число; число – множество предметов (фишек). Написание цифры 1 | Задачи на смекалку | Уметь писать цифру 1, соотносить цифру 1 с числом предметов | Комбинированный урок. | текущий | | |
8 | Число и цифра 2. | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 2 | Логические задания | Уметь писать цифру 2, соотносить цифру 2 с числом предметов | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»» |
9 | Конструирование Адаптационный период. Игры на воображение «Составь картину из частей». | Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм» | | Уметь конструировать предмет из частей по данному образцу | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» (61 ч) |
10 | Смысл действия сложения | Подготовка для введения действия сложения. | | Понимать смысл действия сложения. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
11 | Число и цифра 3. | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 3. | | Уметь писать цифру 3, соотносить цифру 3 с числом предметов | Комбинированный урок. | текущий | | |
12 | Числа 1, 2, 3. Адаптационный период Игра «Сказочное путешествие» | Нумерация чисел 1, 2, 3. | Обозначение чисел 1, 2, 3 в разных странах | Знать название, запись, последовательность чисел 1-3 | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»» |
13 | Находим фигуры. Практическая работа «Составление фигуры из частей». | Нахождение фигур на чертеже. Называние фигур по их признакам. | | Уметь находить фигуры на чертеже, составлять фигуру из частей | Комбинированный урок. | текущий | | |
14 | Вправо. Влево. Адаптационный период. Игра «Научи другого». | Использование шкалы линейки для порядкового счета. Переход от одного числа к другому при «движении» по линейке вправо (влево): «шаг» вправо (влево). Составление предложений по заданным образцам с использованием слов «вправо», «влево». | | Иметь простейшие пространственные и временные представления: «вверх», «налево», «направо», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «сначала»,«потом» | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
15 | Число и цифра 4. | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 4. | | Уметь писать цифру 4, соотносить цифру 4 с числом предметов | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
16 | Смысл действия вычитания | Подготовка к введению действия вычитания. | Логические задания | Понимать смысл действия вычитания. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
17 | Сравнение групп предметов. | Понятия «больше» и «меньше» | Составление математических предложений. | Уметь: выяснять, в какой из групп предметов больше (меньше), столько же. | Комбинированный урок. | текущий | | |
18 | Число и цифра 5. | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 5. | | Уметь писать цифру 5 | Комбинированный урок. | текущий | | |
19 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 5». | Отработка названий, записи, последовательности, чисел 1-5. | Числовые закономерности | Уметь читать, записывать числа 1-5 | Урок освоения новых умений и навыков | тест | | |
20 | Сравнение групп предметов («на сколько больше/меньше») | Отношения «на сколько больше», «на сколько меньше» | | Уметь выяснять, на сколько в одной из сравнительных групп предметов меньше (больше), чем в другой | Комбинированный урок. | текущий | | |
21 | Число и цифра 6 | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 6. | | Уметь писать цифру 6 | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» ( 22 ч) |
22 | Подготовка к решению задач на сложение и вычитание. | Установление соответствия между: рисунком и моделью; текстом и моделью; моделью и текстом. Использование фишек при ответе на вопрос. Знакомство с образованием чисел 6, 7. Сравнение чисел. | | Уметь устанавливать соответствие между: рисунком и моделью; текстом и моделью; моделью и текстом. | Комбинированный урок. | текущий | | |
23 | Подготовка к решению задач на сложение и вычитание. | | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
24 | Число и цифра 7 | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 7. | | Уметь писать цифру 7 | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
25 | Знакомство с действием сложением | Познакомить с арифметическим действием сложением, учить выполнять запись сложения, используя знаки «+» и «=» | | Уметь выполнять запись сложения | Комбинированный урок. | текущий | | |
26 | Знакомство с действием «вычитание». | Познакомить с арифметическим действием вычитанием, учить выполнять запись вычитания, используя знаки «минус» и «=» | | Уметь выполнять запись вычитания | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
27 | Число и цифра 8. | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 8. | | Уметь писать цифру 8 | Комбинированный урок. | текущий | | |
28 | Число и цифра 9. | Установление соответствия между множеством предметов и числом. Написание цифры 9. | | Уметь писать цифру 9 | Комбинированный урок. | текущий | | |
29 | Число и цифра 0. | Знакомство с числом и цифрой «0». | | Знать место числа 0 в упорядоченном множестве изученных чисел. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Геометрические величины» ( 5 ч) |
30 | Измерение длины предметов. Единица измерения длины – см. | Знакомство с единицей длины – сантиметром. План (алгоритм) измерения длины отрезка. | | Знать единицу измерения длины -см | Комбинированный урок. | текущий | | |
31 | Измерение длины предметов. Практическая работа: . отмерить и отрезать от катушки нить заданной длины. | Измерение длин предметов и отрезков с помощью линейки. | | Уметь измерять длину с использованием см | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
32 | Увеличение и уменьшение числа на 1. | Различение понятий: «столько же…», «больше на …», «меньше на…». Уточнение смысла выражения «больше на 1»: «столько же и ещё 1» и др. | | Уметь прибавлять и вычитать по 1. | Комбинированный урок. | текущий | | |
33 | Увеличение и уменьшение числа на 2. | Прибавление и вычитание числа 2: отработка разных способов получения результата – составление модели; использование линейки. | | Знать и уметь применять приемы сложения и вычитания вида +2, -2 | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
34 | Число 10 | Состав числа 10. Расположение числа 10 на шкале линейки. Сравнение с числом 10. | Математические ребусы | Знать состав числа 10. Уметь писать число 10. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Геометрические величины» |
35 | Измерение длины предметов. Единица измерения длины – дм. | Знакомство с новой единицей измерения длины – дециметром. | | Уметь выражать длину отрезка различными единицами: дециметр и сантиметр. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»» |
36 | Многоугольники. Практическая работа: изображение геометрических фигур с помощью линейки-трафарета, копировальной бумаги, кальки. | Представление о многоугольниках. Называние многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.). | | Знать понятие «многоугольник». Уметь распознавать виды многоугольников | Комбинированный урок. | текущий | | |
II четверть (28 часов) |
Раздел «Текстовые задачи» |
37 | Знакомство с задачей. | Знакомство с составными частями задачи | | Знать составные части задачи. Уметь: сравнивать текст задачи и математического рассказа | Комбинированный урок. | текущий | | |
38 | Решение задач на сложение и вычитание | Последовательность действий при ответе на вопрос задачи. Составление вопроса в соответствии с записью (числовым выражением) и сюжетной ситуацией. Выбор задачи, соответствующей решению. Моделирование сюжетной ситуации. Установление соответствия между: рисунком и моделью; текстом и моделью; моделью и текстом. | | Уметь распознавать данные и искомые в задаче, моделировать ситуацию на цветных фишках, решать задачу арифметическим способом. | Комбинированный урок. | текущий | | |
39 | Решение задач на сложение и вычитание | | Комбинированный урок. | текущий | | |
40 | Решение задач на сложение и вычитание | | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
41 | Числа от 11 до 20. | Числа второго десятка: особенности чтения, записи. Счет в пределах 20. Десятичный состав каждого числа второго десятка: 10 и 4 это | | Знать названия, последовательность, десятичный состав чисел от 11 до 20. Уметь записывать числа второго десятка. | Комбинированный урок. | текущий | | |
42 | Числа от 11 до 20. | Нумерация чисел второго десятка. | | Комбинированный урок. | текущий | | |
43 | Закрепление по теме «Числа от 11 до 20.» | Закрепление материала: Нумерация, десятичный состав чисел второго десятка. | | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Геометрические величины» |
44 | Измерение длины отрезков | Называние длины отрезка в сантиметрах, в сантиметрах и дециметрах: см = дм см. Поиск ошибок в записи результатов измерения. | | Уметь выражать длину отрезка различными единицами: дм и см | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
45 | Составление задач по рисунку | Дополнение текста до задач. Составление задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, к схеме). | | Уметь составлять задачу по рисунку | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
46 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20». | Порядок чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел второго десятка. | | Знать названия, последовательность, десятичный состав чисел от 11 до 20. Уметь записывать числа от 1 до 20. | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
47 | Подготовка к изучению умножения | Конкретный смысл действия умножения | | Понимать смысл действия умножения. | Комбинированный урок. | текущий | | |
48 | Готовимся выполнять умножение. | Сложение равных чисел. Заполнение схемы «по взять раза – это » Установление соответствия между рисунком и моделью, иллюстрирующей действие умножения | | Уметь находить разными способами результат сложения равных чисел. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
49 | Составление и решение задач на сложение и вычитание. | Составление задач по модели (схеме). | | Уметь решать задачу с опорой на рисунок и часть условия | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
50 | Обобщение по теме «Числа от 1 до 20». | Моделирование состава чисел с помощью цветных фишек. Десятичный состав чисел от 11 до 19. | | Знать состав числа 10, десятичный состав чисел второго десятка | Урок обобщения и систематизации знаний | тест | | |
Раздел «Арифметические действия» |
51 | Умножение чисел. | Знакомство с умножением чисел. Последовательность учебных действий при выполнении арифметического действия. | | Уметь выполнять запись действия умножения с использованием знаков «•» и «=» | Комбинированный урок. | текущий | | |
52 | Умножение чисел. | Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел | | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
53 | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. Практическая работа: решение текстовых задач с помощью моделей (фишек). | Знакомство с задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | | Уметь моделировать задачу с помощью цветных фишек | Комбинированный урок. | текущий | | |
54 | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц | Решение текстовых задач арифметическим способом. | Логические задачи | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Комбинированный урок. | текущий | | |
55 | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц | | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Работа с данными» |
56 | Верно ли, что…? | Поиск ответа на вопрос «Верно ли, что…?». Объяснение ответа (разными способами). | | | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
57 | Готовимся выполнять деление | Разбиение множества на равновеликие множества. Комментирование процесса разложения предметов (фишек) на несколько равных частей. | | Уметь разбивать множество на равновеликие множества | Комбинированный урок. | текущий | | |
58 | Знакомство с действием «деление». | Конкретный смысл и название действия «деление» | | Познакомиться с действием делением. | Комбинированный урок. | текущий | | |
59 | Деление чисел. | Совершенствовать навык записи деления. | | Уметь выполнять упражнения, связанные с действием деления | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
60 | Сравнение чисел | Учить сравнивать математические объекты (числа, математические записи) | | Уметь сравнивать числа, математические записи | Урок комплексного применения знаний | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
61 | Увеличение и уменьшение чисел первого десятка. | Закреплять умение выполнять увеличение или уменьшение чисел первого десятка. | | Уметь выполнять увеличение или уменьшение чисел первого десятка. | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
62 | Решение задач на сложение и вычитание. | Решение текстовых задач арифметическим способом. | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
63 | Диагностика усвоения программного материала по итогам первого полугодия | Проверка пооперационного состава действий, усвоения математического содержания по итогам первого полугодия. | | Знать изученный материал к концу 1 полугодия | Урок - диагностика | диагностика | | |
64 | Работа над ошибками. | Коррекция ЗУН учащихся | | | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН | Фронтальный, индивидуальный опрос | | |
III четверть ( 36 часов) |
65 | Складываем и вычитаем числа. | Отработка арифметических действий сложения и вычитания. Чтение, запись числовых выражений. | | Уметь читать, записывать числовые выражения, выполнять сложение и вычитания | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
66 | Умножаем и делим числа. Практическая работа: вычисление с помощью микрокалькулятора. | Различение арифметических действий умножения и деления. | | Различать арифметические действия умножения и деления | Комбинированный урок. | Практическая работа | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
67 | Решение задач разными способами | Разные способы решения задач | | Уметь решать задачи разными способами | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
68 | Перестановка чисел при сложении | Свойство сложения (складывать числа можно в любом порядке) | | Знать правило перестановки слагаемых. | Комбинированный урок. | текущий | | |
69 | Перестановка чисел при сложении | Переместительное свойство сложения | | Уметь использовать свойство при выполнении вычислений | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»» |
70 | Шар. Куб. | Различия между кубом и квадратом; между шаром и кругом | | Различать шар и круг | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
71 | Сложение с числом 0. | Сложение чисел с нулём с помощью шкалы линейки. Вывод: «При сложении числа с нулём получается то же число». | | Уметь прибавлять 0 к числу | Комбинированный урок. | текущий | | |
72 | Сложение с числом 0. | | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
73 | Свойства вычитания. | Свойство вычитания одинаковых чисел известными способами. | | Знать свойства вычитания. | Комбинированный урок. | текущий | | |
74 | Свойства вычитания. | Свойство вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равно нулю. | | Комбинированный урок. | текущий | | |
75 | Вычитание числа 0. | Познакомиться со способами вычитания нуля. | | Уметь вычитать 0 из числа | Комбинированный урок. | текущий | | |
76 | Закрепление и самостоятельная работа по теме «Свойства арифметических действий» | Закрепить свойства сложения и вычитания | | Уметь применять свойства сложения и вычитания при вычислениях | Урок освоения новых умений и навыков | Самостоятельная работа | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
77 | Деление на группы по несколько предметов. | Задачи на деление (деление по содержанию) | | Уметь решать задачи на деление по содержанию | Комбинированный урок. | текущий | | |
78 | | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
79 | Сложение с числом 10. | Сложение любого однозначного числа с числом 10. | | Уметь выполнять сложение однозначного числа с числом 10. | Комбинированный урок. | текущий | | |
80 | УВН. Прибавление и вычитание числа 1. Сумма, разность. | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании свойств натурального ряда чисел. Понятия «сумма», «разность» | | Знать понятия «сумма», «разность». Уметь прибавлять и вычитать число 1. | Комбинированный урок. | УВН | | |
81 | Прибавление числа 2. | Табличные случаи прибавления 2. прибавление числа по частям. | | Уметь прибавлять число 2. | Комбинированный урок. | текущий | | |
82 | Прибавление числа 2 с переходом через разряд. | Прием сложения числа 2 с переходом через разряд | | Знать прием сложения числа 2 с переходом через десяток. | Комбинированный урок. | текущий | | |
83 | Вычитание числа 2. | Знакомство с приемом вычитания числа 2 | | Уметь вычитать число 2. | Комбинированный урок. | текущий | | |
84 | Вычитание числа 2 с переходом через разряд. | Прием вычитания числа 2 с переходом через разряд | | Знать прием вычитания числа 2 с переходом через десяток. | Комбинированный урок. | текущий | | |
85 | Прибавление числа 3. | Знакомство с приемом прибавления числа 3 | | Уметь прибавлять число 3 разными способами | Комбинированный урок. | текущий | | |
86 | Прибавление числа 3 с переходом через разряд. | Приемы сложения числа 3 с переходом через разряд | | Знать приемы сложения числа 3 с переходом через десяток. | Комбинированный урок. | текущий | | |
87 | Вычитание числа 3. | Знакомство с приемом вычитания числа 3 по частям | | Уметь вычитать число 3 | Комбинированный урок. | текущий | | |
88 | Вычитание числа 3 с переходом через разряд. | Прием вычитания числа 3 с переходом через разряд | | Знать прием вычитания числа 3 с переходом через десяток. | Комбинированный урок. | текущий | | |
89 | Прибавление числа 4. | Знакомство с приемами прибавления числа 4. | | Уметь прибавлять число 4. | Комбинированный урок. | текущий | | |
90 | Прибавление числа 4 с переходом через разряд. | Приемы сложения числа 4 с переходом через разряд | | Знать приемы сложения числа 4 с переходом через десяток. | Комбинированный урок. | текущий | | |
91 | Вычитание числа 4. | Приемы вычитания числа 4. | | Знать приемы вычитания числа 4. | Комбинированный урок. | текущий | | |
92 | УВН. Вычитание числа 4 с переходом через разряд. | Прием вычитания числа 4 с переходом через разряд | | Знать прием вычитания числа 4 с переходом через десяток. | Комбинированный урок. | УВН | | |
93 | Обобщение и проверочная работа по теме «Прибавление и вычитание чисел 1-4» | Обобщение и систематизация: проверка правильности выполнения сложения и вычитания изученных чисел. | | Уметь прибавлять и вычитать числа 1-4. | Урок обобщения и систематизации знаний | Проверочная работа | | |
94 | Прибавление однозначного числа к 10. | Образование чисел второго десятка. | | Уметь прибавлять однозначное число к 10. | Комбинированный урок. | текущий | | |
95 | Прибавление однозначного числа к 10. | Сложение однозначного числа и 10. | Нестандартные задачи | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Геометрические величины» |
96 | Единицы длины. Отношения между ними. | Преобразование величин с использованием единиц измерения длины: см и дм | | Уметь выражать длину отрезка различными единицами: дм и см | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
97 | Прибавление числа 5. | Составление таблицы для случая +5 | | Знать случаи сложения вида +5 | Комбинированный урок. | текущий | | |
98 | Вычитание числа 5. | Составление таблицы для случая -5 | | Знать случаи вычитания вида -5 | Комбинированный урок. | текущий | | |
99 | Прибавление числа 6. | Приемы прибавления числа 6. | | Знать случаи сложения вида +6 | Комбинированный урок. | текущий | | |
100 | Вычитание числа 6. | Приемы вычитания числа 6. | | Знать случаи вычитания вида -6 | Комбинированный урок. | текущий | | |
IV четверть (32 часа) |
101 | Сложение и вычитание чисел 2-6 с переходом через десяток. | отработка умения складывать и вычитать числа 2-6 с переходом через десяток. | | Знать случаи сложения и вычитания чисел 2- 6 с переходом через разряд. | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
102 | Сравнение чисел. | Сравнение чисел словами «больше», «меньше» | | Уметь сравнивать числа | Комбинированный урок. | текущий | | |
103 | Сравнение чисел. | Знакомство со способом сравнения чисел с помощью линейки. | Числовые закономерности | Комбинированный урок. | текущий | | |
104 | Сравнение. Результат сравнения. | Введение стрелок разного цвета для обозначения слов «больше» и «меньше». | | | Комбинированный урок. | текущий | | |
105 | Сравнение. Результат сравнения. | Изображение и чтение отношений с помощью графов. | | | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
106 | Сравнение чисел. | Выведение правила, узнавая, на сколько одно число больше или меньше другого | | Знать правило сравнения чисел | Комбинированный урок. | текущий | | |
107 | Сравнение чисел. | Правило сравнения чисел. | | Уметь сравнивать числа, применяя вычитание | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
108 | Задачи на разностное сравнение. | Разностное сравнение чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Комбинированный урок. | текущий | | |
109 | Задачи на разностное сравнение. | Разностное сравнение чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
110 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц | Знакомство с новым видом решения задач; использование фишек для решения задач на увеличение числа на несколько единиц | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Комбинированный урок. | текущий | | |
111 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц | Отработка умения решать задачи на увеличение числа на несколько единиц | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
112 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц | Знакомство с новым видом решения задач; использование фишек для решения задач на уменьшение числа на несколько единиц | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Комбинированный урок. | текущий | | |
113 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц | Отработка умения решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
114 | Прибавление чисел 7,8,9. | Составление таблицы прибавления чисел 7,8,9 | | Знать случаи сложения вида +7, +8, +9 | Комбинированный урок. | текущий | | |
115 | Прибавление чисел 7,8,9. | Повторить состав чисел 7,8,9 и приемы сложения. | | Знать случаи сложения вида +7, +8, +9 | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
116 | УВН. Прибавление чисел 7,8,9. | Закрепить знание таблиц сложения чисел 7,8,9. | | Знать случаи сложения вида +7, +8, +9 | Урок освоения новых умений и навыков | УВН | | |
117 | Вычитание чисел 7,8,9. | Составление таблицы вычитания чисел 7,8,9 с помощью таблицы сложения. Взаимообратная связь между действиями сложения и вычитания. | | Знать случаи вычитания вида -7, -8, -9 | Комбинированный урок. | текущий | | |
118 | Вычитание чисел 7,8,9. | Повторить состав чисел 7,8,9 и приемы вычитания. | | Знать случаи вычитания вида -7, -8, -9 | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
119 | Вычитание чисел 7,8,9. | Закрепить знание таблиц вычитания чисел 7,8,9. | | Знать случаи вычитания вида -7, -8, -9 | Урок освоения новых умений и навыков | текущий | | |
120 | Закрепление и самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток» | Закрепление умение складывать и вычитать числа в пределах 20. | | Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах второго десятка | Комбинированный урок. | Самостоят. работа | | |
121 | Связь вычитания со сложением | Взаимосвязь между сложением и вычитанием | | Установить связь между сложением и вычитанием | Комбинированный урок. | текущий | | |
122 | Сложение и вычитание. Скобки. | Знакомство со скобками. | | Знать порядок выполнения действий в выражениях со скобками. | Комбинированный урок. | текущий | | |
123 | УВН. Сложение и вычитание. Скобки. | Постановка скобок в разных ситуациях. Влияние скобок на результат действий, запись выражений. | | Комбинированный урок. | УВН | | |
Раздел «Арифметические действия» |
124 | Итоговая проверочная работа | Проверка не только ЗУН учащихся за год, но и развивающего эффекта обучения. | | Владеть основными требованиями к результатам обучения на конец 1 класса | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН | проверочная работа | | |
125 | Анализ работы. Работа над ошибками. | Коррекция ЗУН учащихся | | Владеть основными требованиями к результатам обучения на конец 1 класса | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН | текущий | | |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры». |
126 | Зеркальное отражение предметов. | Понятие симметрии через отображение в зеркале. | | Знать понятие «симметрия» | Комбинированный урок. | текущий | | |
127 | Симметрия. | Приемы получения симметричных фигур. | | Знать приемы получения симметричных фигур | Комбинированный урок. | текущий | | |
128 | Оси симметрии фигуры. Практическая работа: определение осей симметрии данной фигуры с помощью перегибания. | Определение фигур, у которых несколько осей симметрии. Определение осей симметрии путём сгибания фигуры пополам. | | Уметь определять ось симметрии | Комбинированный урок. | текущий | | |
129 | Нахождение симметричных фигур в окружающем пространстве. Экскурсия по городу. | Нахождение симметричных фигур в окружающем пространстве | | Уметь находить симметричные фигуры | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Числа и величины» |
130 | Повторение раздела «Числа и величины» | Нумерация чисел от 1 до 20. | | Знать название, последовательность чисел в пределах 20. Уметь сравнивать числа от 1 -20. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Арифметические действия» |
131 | Повторение раздела «Арифметические действия» | Выполнение сложения и вычитания в пределах 10 и в пределах чисел второго десятка | | Уметь выполнять сложение и вычитание чисел от 1 до 20. | Комбинированный урок. | текущий | | |
Раздел «Текстовые задачи» |
132 | Повторение раздела «Текстовые задачи» | Решение текстовых задач арифметическим способом. | | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Комбинированный урок. | текущий | | |
Наглядные пособия для изучения состава числа (в том числе карточки с цифрами и другими знаками);
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления ( линейки, циркули, наборы угольников, мерки);
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур;
Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками);