Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков,
обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития.
Курс математики 1 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Задачи курса:
На изучение математики в первом классе отводится 4 часа в неделю или 132 часа в год. Из них 63 ч - на I полугодие, 69 ч – на II полугодие.
/ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана – Граф,2010./
Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая Математика, 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011
Е.Э. Кочурова Математика №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2011.
№ Содержатель ная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | Авторская линия (возможность углуб ления) |
Универсальные учебные действия | Предметные |
Знать | Уметь |
1. Первоначаль ные представления о множествах предметов | Сходство и различие предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета. | 6ч | Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и -формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Коммуникативные УУД: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. -читать вслух и про себя тексты учебников Регулятивные УУД: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. -в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев Познавательные УУД: -выполнять универсальные логические действия: - выполнять анализ (выделение признаков), - производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием), - выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, - выстраивать логическую цепь рассуждений, - относить объекты к известным понятиям. -создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета. | сравнивать: - предметы с целью выделения в них сходства и различия; - предметы по форме, по размерам (больше, меньше) | |
2. Отношения между предметами и между множествами предметов | Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Соотношения размеров предметов. Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества. | 6ч | Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества. | Называть: - предмет, расположенный левее ( правее ), выше (ниже ) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами.; | |
3.Число и счёт | Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел. | 50ч | Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. | Называть: -числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке; Различать: -число и цифру, знаки арифметических действий (+ , - , ×, : ), шар и куб, круг и квадрат; многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник Использовать микрокалькулятор и линейку для выполнения вычислительных операций | |
4.Арифметические действия Свойства сложения и вычитания | Свойство сложения. Перестановка чисел при сложении. Сложение с нулем. Свойства вычитания. Текстовая арифметическая задача. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа. |
12ч | Переместительное свойство сложения; свойства вычитания. Понятия: Условие и вопрос задачи | применять: - свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений; - правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками решать текстовые арифметические задачи; - выполнять табличное сложение и вычитание. | |
5. Таблица сложения в пределах 10 | Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел. Табличные случаи прибавления и вычитания 1, 2, 3 и 4. Приемы вычислений. | 32ч | Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. | Воспроизводить по памяти: - результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел; -результаты табличных случаев вычитания в пределах 10; | |
6. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 | Прибавление однозначного числа к 10. Табличные случаи сложения и вычитания 2, 3, 4, 5 и 6. Числовые выражения со скобками. Сравнение чисел. Графы отношений. Правило сравнения. Решение текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Запись решения задач в 2 действия. Прибавление 7, 8 и 9. Арифметическая операция, обратная данной. Вычитание 7, 8 и 9. | 16ч | Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел Правило сравнения. Понятие: арифметическая операция, обратная данной | Использовать модели: - выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач; решать учебные и практические задачи: - ориентироваться в окружающем пространстве; - выделять из множества один или несколько предметов; - пересчитывать предметы и выражать результат числом; - читать, записанные цифрами числа в пределах 20 и записывать эти числа; - сравнивать множества предметов; - решать текстовые арифметические задачи; - выполнять табличное вычитание. | |
7. Осевая симметрия | Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. | 8ч | Понятия: осевая симметрия, ось симметрии | решать учебные и практические задачи: использовать в практической деятельности: - определение оси симметрии с помощью перегибания. | |
8. Резерв | | 2ч | | | |
Дата | № уроков | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание деятельности | Контроль |
| -
| Сравниваем | 1 | Выявление сходства и различия в предметах . Введение понятия "столько, сколько", обозначение каждого персонажа (предмета) на рисунке фишкой .Классификация элементов множества. Выделение элементов множества . | |
| -
| Сравниваем | 1 | Составление предложений по рисункам с использованием слов выше, ниже, толще, тоньше .Сравнение предметов по длине, высоте, толщине Сравнение геометрических фигур с использованием слов форма, цвет, размер .Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование) .Классификация элементов множества. Выделение элементов множества | |
| -
| Слева направо. Справа налево | 1 | Различение понятий: слева направо, справа налево Выделение элементов множества, пересчёт предметов Классификация предметов Различение понятий: перед, за, между | |
| -
| Знакомимся с таблицей | 1 | Различение понятий: строка, столбец, слева вверху, справа внизу Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование) Проведение линии от точки в заданном направлении Уточнение пространственного расположения предметов | |
| -
| Сравниваем | 1 | Различение понятий внутри, вне. Расположение предметов внутри и вне «кольца» Работа по различению понятий: "слева направо", "справа налево" Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование) Проведение линии от точки в заданном направлении; моделирование состава числа. Изменение размера фигуры при сохранении цвета и формы: работа с дидактическим пособием "машина"; описание расположения кубиков в пространстве с помощью слов выше, ниже | |
| -
| Числа и цифры | 1 | Знакомство с числами и цифрами от 1 до 5 .Установление соответствия: множество предметов (фишек) – число; число – множество предметов (фишек) .Написание цифры 1.Поиск чисел на шкале линейки. Различение понятий "левее", "правее". Составление предложений по рисункам с использованием слов длиннее, короче | |
| -
| Числа и цифры | 1 | Знакомство с числами и цифрами от 6 до 9. Установление соответствия: множество предметов – число .Поиск чисел на шкале линейки Установление соответствия между множеством предметов и числом .Написание цифры 2 .Проведение линии от заданной точки по указанному маршруту .Счет в пределах 9 . Классификация фигур по цвету и форме Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование) | |
| -
| Конструируем | 1 | Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм» Расположение цифр "внутри" и "вне" замкнутой линии. Различение чисел и цифр от 1 до 9. Поиск чисел на шкале линейки . Проведение линии от заданной точки по указанному маршруту Написание цифр 1, 2 .Уточнение понятий внутри, вне «кольца» | |
| -
| Готовимся выполнять сложение | 1 | Объединение множеств. Составление записей, соответствующих схеме (устно): Состав каждого из чисел: 2, 3, 4, 5 Дополнение это 4, в соответствии и записей вида: с рисунком. Построение модели: рисование фишек Проведение линий от точки по образцу; по заданному алгоритму Написание цифры 3 Расположение чисел на шкале линейки. Называние чисел в заданном порядке. Группировка (классификация) по цвету, по размеру | |
| -
| Находим фигуры | 1 | Развитие геометрической наблюдательности: сравнение целого (четырёхугольника) и его частей (треугольников). Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации Моделирование (с помощью фишек) ситуации сформулированной устно; установление соответствия между рисунком и моделью. Построение модели (рисование фишек) Написание цифр 1, 2, 3. Проверка выполненной части задания. Установление закономерности и продолжение «узора» | |
| -
| Вправо. Влево | 1 | Использование шкалы линейки для порядкового счета. Переход от одного числа к другому при «движении» по линейке вправо (влево): «шаг» вправо (влево). Составление предложений по заданным образцам с использованием слов «вправо», «влево» Моделирование (с помощью фишек) состава числа 6. Построение модели (рисование фишек) это и и заполнение числами схемы: 6 Написание цифры 4 Описание расположения предметов в конструкции (с использованием слов выше/ниже по заданному плану). Рассмотрение возможных вариантов построения «башен» из трёх кубиков по заданному условию. Перебор всех возможных вариантов построения «башен» из трёх кубиков разного цвета | |
| -
| Готовимся выполнять вычитание | 1 | Выделение из множества его подмножеств. Удаление части множества. Составление (устно) записей, соответствующих схеме: Установление соответствия между рисунком и записью: 6 без 2 это Дополнение записей в соответствии с рисунком. Дополнение модели (зачеркивание фишек) в ситуации удаления части множества «Движение» по шкале линейки. Самостоятельное выкладывание результатов с использованием разрезного материала. Проверка правильности выполнения задания Написание цифр 1, 2, 3, 4 Поиск «треугольников» в заданных фигурах | |
| -
| Сравниваем | 1 | Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств. Ориентировка в понятиях: «больше», «меньше», «поровну» Выбор и составление модели (с помощью фишек) к данной сюжетной ситуации. Сравнение моделей Написание цифры 5. Копирование заданного изображения (цифры 5) на клетчатой части листа Расположение геометрических фигур в таблице по заданному плану. Изменение формы фигуры при сохранении размера и цвета (работа с «машиной») Выбор элемента множества, удовлетворяющего заданному условию | |
| -
| Сравниваем | 1 | Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств и формулировка вывода « больше, чем …… на », «…на меньше, чем …» Составление вопросов со словами «на сколько» Построение моделей (рисование фишек) к ситуации увеличения (уменьшения) числа элементов множества. Сравнение множеств. Дополнение записей результатов сравнения Написание цифры 6 Обоснование выбора модели, соответствующей заданной ситуации Моделирование (с помощью фишек) состава числа 7 | |
| -
| Готовимся решать задачи | 1 | Моделирование сюжетной ситуации. Установление соответствия между: рисунком и моделью; рисунком и схемой. Использование фишек при ответе на вопрос Соотнесение записей и рисунков Установление закономерности записи цифр в каждой строке и написание цифр в соответствии с выявленной закономерностью «Путешествие» от точки по заданной программе Поиск треугольников в фигуре Конструирование домиков по правилу | |
| -
| Готовимся решать задачи | 1 | Моделирование ситуации сформулированной устно. Установление соответствия между текстом и моделью. Выбор способа дополнения модели (раскрашивание, зачёркивание и др.) Моделирование (с помощью фишек) состава числа 8. и Заполнение числами схемы: 8 это Сравнение двух множеств и формулировка вывода « больше (меньше), чем …… на » «Движение» по шкале линейки . Написание цифры 7 | |
| -
| Складываем числа | 1 | Сложение чисел. Запись вида соответствующая схеме Составление и дополнение записей в соответствии с рисунком и вопросом «Движение» по шкале линейки Тренировка в написании изученных цифр. Установление закономерности в записи цифр и продолжение работы в соответствии с выявленной закономерностью Расположение предметов и геометрических фигур внутри и вне «кольца» Работа с обратной «машиной»: обнаружение фигур, которые были введены в «машину» Продолжение узора по заданной программе | |
| -
| Вычитаем числа | 1 | Вычитание чисел. Запись вида соответствующая схеме Составление и дополнение записей в соответствии с рисунком и вопросом. Установление соответствия между рисунком и схемой - = Написание цифры 8 Поиск таких же по форме и по расположению многоугольников Составление вопроса со словами «На сколько…?» к предметной ситуации Поиск треугольников в фигуре (развитие геометрической наблюдательности) | |
| -
| Числа и цифры | 1 | Число. Цифра. Различение числа и цифры Написание цифры 9 и других цифр в соответствии с заданием Моделирование (с помощью фишек) состава числа 9. Установление соответствия: рисунок – схема; рисунок – модель. Обоснование выбора арифметического действия и схемы: = + или = – Составление предложений вида: «Если …, то …» Анализ образца и расположение геометрических фигур в прямоугольной таблице Работа с обратной «машиной»: нахождение фигур, которые были введены в «машину». | |
| -
| Число и цифра 0 | 1 | Знакомство с числом и цифрой 0. Сравнение изученных чисел с нулем (без оформления записи) Написание цифры 0 Составление вопросов со словом «Сколько?» по рисунку. Работа с записями вида: 3 и 0 это 3. Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств и формулировкой вывода « больше, чем …на », «…на меньше, чем …» Соотнесение схемы и рисунка Поиск треугольников в фигуре Установление закономерности в записи и написание цифр в соответствии с установленной закономерностью | |
| -
| Измеряем длину в сантиметрах | 1 | Знакомство с единицей длины – сантиметром. План (алгоритм) измерения длины отрезка. Измерение длин предметов и отрезков с помощью линейки; запись результатов Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка) Упорядочение чисел Составление вопросов и записей к сюжетным ситуациям Моделирование состава числа 7 | |
| -
| Измеряем длину в сантиметрах | 1 | Проверка правильности выполнения измерения длины. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков) Вычерчивание отрезка заданной длины Выполнение записей, соответствующих моделям Движение по шкале линейки Составление вопросов и записей к сюжетным ситуациям Описание результата сравнения с помощью слов выше и ниже Поиск «треугольников» в заданных фигурах Поиск таких же по форме и по расположению многоугольников | |
| -
| Увеличение и уменьшение числа на 1 | 1 | Различение понятий: «столько же…», «больше (меньше) на…». Уточнение смысла выражения: «больше (меньше) на 1» Разные способы получения результата арифметического действия (составление модели; использование линейки) Составление и чтение записей вида: «К шести прибавить один получится семь»; «Из шести вычесть один получится пять» Моделирование (с помощью фишек) ситуации увеличения (уменьшения) числа на 1 Отработка результатов увеличения и уменьшения числа на 1 Поиск закономерности при заполнении таблицы Составление примера из деталей мозаики (трудное задание) Применение моделирования для поиска ответов на вопросы | |
| -
| Увеличение и уменьшение числа на 2 | 1 | Различение понятий: «столько же…», «больше (меньше) на …». Уточнение смысла выражения «больше (меньше) на 2» Разные способы получения результата арифметического действия (составление модели; использование линейки) Составление и чтение записей вида: «К пяти прибавить два получится семь»; «Из пяти вычесть два получится три» Моделирование (с помощью фишек) ситуации увеличения (уменьшения) числа на 2 Прибавление и вычитание числа 2: выбор способа получения результата (составление модели; использование линейки), запись действий Обоснование выбора арифметического действия и , = + или = – схемы: соответствующих рисунку. Различение числа и цифры Анализ 2 = 5 и выбор знака +записей вида: 3 или – | |
| -
| Число 10 | 1 | Моделирование (с помощью фишек) состава числа 10. это и Заполнение числами схемы: 10. Расположение числа 10 на шкале линейки. Сравнение с числом 10. Поиск пропущенного числа на основе состава числа 10 Запись числа 10. Дополнение модели состава числа 10 (рисование фишек) и запись решения Расположение предметов в таблице Установление соответствия между арифметическим действием и набором объектов на рисунке Прибавление и вычитание чисел 1, 2. Сравнение результатов Ориентация на клетчатой части листа: выполнение задания по заданному плану | |
| -
| Измеряем длину в дециметрах | 1 | Единица длины – дециметр. Измерение длин отрезков в дециметрах. Сравнение длины отрезка с дециметром (больше (меньше), чем дециметр) Сравнение длины предметов «на глаз», проверка с помощью измерения. Вычерчивание отрезка длиной 1 дм (по пунктирной линии и без неё) Подготовка к работе с задачей (работа с моделями, составление вопросов и др.) Использование разных способов для вычисления и проверки результатов. Написание цифр. Поиск ответа на вопрос с опорой на модель | |
| -
| Знакомимся с многоугольниками | 1 | Обобщение представлений о многоугольнике. Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.) Работа с набором «Цветные фигуры» (Приложение к учебнику): классификация геометрических фигур Анализ образца и выполнение задания по образцу: закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур Подготовка к решению задач: поиск ситуации, соответствующей записи Использование разных способов вычисления и проверки результатов Дополнение записей с опорой на рисунки | |
| -
| Знакомимся с задачей | 2 | Рассмотрение условия и вопроса как обязательных элементов задачи Дополнение текста до задачи Поиск правила (закономерности) в составлении ряда чисел, в заполнении таблицы Работа по заданному правилу. Установление соответствия Работа с моделями | |
| -
| Решаем задачи | 1 | Установление последовательности учебных действий для ответа на вопрос задачи Обнаружение задачи по ее основным элементам. Решение задачи по алгоритму Установление соответствия: между задачей и ее решением, записанным с помощью равенства между рисунком и вопросом к нему ; между предметом и его высотой, измеренной в сантиметрах Нахождение результата сложения (вычитания). Проверка правильности выполнения действия Сравнение длин отрезков «на глаз»; проверка результата сравнения измерением | |
| -
| Решаем задачи | 1 | Решение задачи по алгоритму Составление вопроса в соответствии с записью Выбор задачи, соответствующей схеме решения. Решение задачи с опорой на рисунок Сравнение чисел разными способами (с использованием шкалы линейки, на основе счета) Различение геометрических фигур. Способ поиска числа треугольников в заданной фигуре. Описание порядка действий при подсчете треугольников, при рисовании второй половины фигуры (буквы) Сравнение длин отрезков «на глаз»; проверка результата сравнения измерением Составление записи равенства по правилу | |
| -
| Числа от 11 до 20 | 1 | Образование чисел от 11 до 20; их чтение и запись Десятичный состав каждого из чисел второго десятка. Дополнение записи «10 и £ это £» по рисунку) Упорядочивание чисел, упорядочивание записей числовых выражений Описание порядка действий при подсчете треугольников Составление вопросов по рисункам со словами «сколько», «на сколько». Составление записей для ответов на вопросы «Сколько?», «На сколько ?» Планирование решения задачи Выполнение практической работы по измерению длин предметов, изображённых в учебнике и реальных предметов | |
| -
| Числа от 11 до 20 | 1 | Счет в пределах 20. Поиск пропущенных чисел Работа по образцу. Составление чисел второго десятка Составление и дополнение записей вида 10+5=15, 15–5=10 и 15–10=5 Составление по рисункам задач с вопросами: «Сколько…?», «На сколько…?». Решение задач Распределение (классификация) записей по результату | |
| -
| Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах | 1 | Называние длины отрезка в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах по схеме:¨ см = ¨ дм ¨ см. Сравнение длин предметов «на глаз» и с помощью измерения Поиск ошибок в записи результатов измерения Составление, чтение и запись чисел второго десятка; сложение и вычитание чисел Установление соответствия: деталь из 3-5 клеток и её место на клетчатой части листа | |
| -
| Составляем задачи | 1 | Дополнение условия задачи по рисунку Составление задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, к схеме) Упорядочивание чисел в пределах 20 Измерение длин. Формулирование задания, связанного с измерением (измерь, сравни) | |
| -
| Числа от 1 до 20. | 1 | Порядок чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел второго десятка Действия с числами. Упорядочивание чисел и записей (числовых выражений) Сравнение числа элементов двух множеств. Формулирование, выбор верной формулировки результата сравнения (… на £ больше (меньше), чем … ) Составление плана выполнения задания. Работа по плану | |
| -
| Готовимся выполнять умножение | 1 | Разные способы нахождения результата сложения равных чисел. Чтение записей (числовых равенств) по образцу Составление заданий и задач Анализ образца выполнения задания, чтение записи арифметического действия по образцу. Работа по инструкции при решении задачи | |
| -
| Готовимся выполнять умножение | 1 | Сложение равных чисел. Заполнение схемы «по ¨ взять ¨ раза – это ¨» Установление соответствия между рисунком и моделью, иллюстрирующей действие Закрепление десятичного состава чисел второго десятка. Действия с числами Сравнение отрезков по длине Составление вопросов со словами «Верно ли, что…» Учет дополнительного условия при выполнении задания | |
| -
| Составляем и решаем задачи | 1 | Составление задачи по модели, схеме ее решения (с опорой на рисунок). Дополнение условия задачи подходящими числовыми данными Решение текстовых задач Арифметические действия с числами в пределах 10 Поиск ошибок в вычислениях Классификация геометрических фигур разными способами Установление закономерности расположения фигур в строках и столбцах таблицы | |
| -
| Числа от 1 до 20. | 1 | Моделирование состава чисел 9 и 10 с учетом дополнительного условия Десятичный состав чисел от 11 до 19 Сравнение записей арифметических действий Разные способы счета (в ситуации сложения равных чисел) Разные варианты составления отрезка длиной 1 дм из двух других. Построение отрезка заданной длины | |
| -
| Умножаем числа | 1 | Знакомство с действием умножения. Последовательность учебных действий при выполнении умножения Запись вида соответствующая схеме Чтение записи арифметического действия Условие и вопрос задачи. Решение задач Составление плана выполнения задания | |
| -
| Умножаем числа | 1 | Установление соответствия: между рисунком и записью арифметического действия (сложение, умножение); между предложением и записью арифметического действия. Выполнение умножения Решение задач Упорядочивание записей (числовых выражений) Классификация геометрических фигур разными способами | |
| -
| Решаем задачи. | 1 | Задачи на увеличение числа (на несколько единиц) Решение задач Сравнение и упорядочение чисел Выполнение действий с числом 10 Проверка выполнения условия задачи на рисунке | |
| -
| Решаем задачи. | 1 | Задачи на уменьшение числа (на несколько единиц) Решение задач Дополнение текста задачи Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц Последовательность действий при выполнении задания. Проверка правильности решения | |
| -
| Верно ли, что…? | 1 | Поиск ответа на вопрос «Верно ли, что…?». Объяснение ответа (разными способами) Решение задач Проверка правильности выполнения задания. Поиск и объяснение ошибки Составление задания на вычисление Классификация чисел разными способами | |
| -
| Готовимся выполнять деление | 1 | Разбиение множества на равновеликие множества. Комментирование процесса разложения числа предметов (фишек) на несколько равных частей Комментирование практических ситуаций «деления» Составление задачи по модели и схеме решения. Дополнение условия и вопроса задачи Установление соответствия между предложением и арифметическим действием (сложение, вычитание). Дополнение числа до десяти Составление плана выполнения задания. Решение по плану с комментированием | |
| -
| Делим числа | 1 | Знакомство с делением. Последовательность учебных действий при выполнении деления Составление записи вида: Решение задач Установление соответствия: деталь неправильной формы и её место на куске ткани Составление плана выполнения задания, связанного с рисованием фигур | |
| -
| Делим числа | 1 | Выполнение деления Установление соответствия между моделью действия деления и записью действия Различение ситуаций, требующих выполнения действия умножения, действия деления Решение задач Разбиение фигуры на части | |
| -
| Сравниваем | 1 | Разные способы сравнения Использование разных приемов записи результата сравнения Составление и решение задач Работа по предложенной и самостоятельно составленной инструкции Выполнение действий с числами | |
| -
| Работаем с числами | 1 | Составление инструкции и работа по инструкции (с помощью «машины») в ситуации увеличения (уменьшения) числа на несколько единиц Составление задачи по рисунку, решению и ответу Выполнение сложения и вычитания чисел Измерение длин (в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах). Поиск ошибки в измерении Решение заданий и задач разными способами | |
| -
| Решаем задачи | 1 | Сравнение множеств. Ответ на вопрос «На сколько больше…?» («На сколько меньше…?»). Получение ответа с использованием моделирования ситуаций Составление и решение задач на разностное сравнение Обнаружение ошибки в классификации цветных фигур, выполненной разными способами Планирование решения задачи Нахождение на чертеже заданной геометрической фигуры | |
| -
| Складываем и вычитаем числа | 1 | Сложение и вычитание чисел в пределах 10 Упорядочивание чисел в пределах 20 Обнаружение задач, которые решаются сложением (вычитанием). Обоснование выбора действия Установление соответствия между текстом задачи и рисунком. Дополнение текста до задачи Классификация записей (числовых выражений и равенств) | |
| -
| Складываем и вычитаем числа | 1 | Сравнение и классификация записей (числовых выражений) Сложение и вычитание в пределах 10, в пределах 20 на основе десятичного состава числа Решение задач Измерение длин отрезков, Построение отрезков заданной длины Составление заданной фигуры из уголков | |
| -
| Умножаем и делим числа | 1 | Различение арифметических действий. Чтение и запись числовых выражений Действия с числами Установление соответствия между задачей и ее решением, между задачей и моделью. Составление и решение задач Анализ образца выполнения задания. Поиск новых решений | |
| -
| Решаем задачи разными способами | 1 | Разные способы сравнения числовых выражений, вычислений Разные способы решения задач Обнаружение и исправление ошибки в вычислении Проверка одновременного выполнения нескольких условий задания | |
| 56- 60 | Закрепление изученного в 1 полугодии | 5 | Решение примеров и задач изученных видов Работа в печатных тетрадях | |
| 61 | Контрольный урок | 1 | Проверочная работа | Рубежный контроль |
| 62 | Работа над ошибками | 1 | Коррекция знаний и умений учащихся Работа в печатных тетрадях | |
| 63 | Закрепление изученного | 1 | Решение примеров и задач изученных видов. Работа в печатных тетрадях | |
Дата | № | Тема | Число уроков | Страницы учебника | Характеристика деятельности | Контроль |
| 1-2 | Перестановка чисел при сложении | 2 | 4–6 | Свойство сложения (складывать числа можно в любом порядке). | Сам.работа |
| 3-4 | Шар. Куб | 2 | 7–9 | Знакомство с геометрическими фигурами: шар, куб. |
| 5-6 | Сложение с числом 0 | 2 | 10–12 | Сложение с нулем. Знакомство со свойством сложения с 0: число не изменится, если к нему прибавить число 0. |
| 7-8 | Свойства вычитания | 2 | 13–16 | Свойство вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю. |
| 9-10 | Вычитание числа 0 | 2 | 17–18 | Вычитание с нулем. Знакомство со свойством вычитания с 0: число не изменится, если из него вычесть число 0. |
| 11-12 | Деление на группы по несколько предметов | 2 | 19–21 | Выполнение деления Различение ситуаций, требующих выполнения действия деления Решение задач |
| 13-14 | Сложение с числом 10 | 2 | 22–24 | Прибавление однозначного числа к 10. Табличные случаи сложения и вычитания 2, 3, 4, 5 и 6. Прием вычисления: прибавление числа по частям. Таблица сложения однозначных чисел. Движения по шкале линейки влево и вправо для иллюстрации свойств сложения и вычитания Первый этап: называние одного, двух последующих чисел; выполнение движений по шкале линейки влево или вправо от данного числа на 1 или 2 единицы Второй этап: прибавление (вычитание) числа по частям, представляя его в виде суммы Движение по шкале от числа 10 вправо. Использование знаний о десятичном составе двузначных чисел (представление числа в виде суммы разрядных слагаемых). Прибавление (вычитание) числа по частям с использованием фишек. Способ сложения без фишек: прибавляемое число разбивается на две части так, чтобы, прибавляя первую часть, сразу получить 10, затем к 10 прибавляется вторая часть. Выполняя вычитание, сначала из числа вычитают столько, чтобы получить 10, затем из 10 вычитают остальные единицы | Сам.работа |
| 15-16 | Прибавление и вычитание числа | 2 | 25–29 |
| 17-18 | Прибавление числа 2 | 2 | 29–33 |
| 19-20 | Вычитание числа 2 | 2 | 34–39 |
| 21-22 | Прибавление числа 3 | 2 | 40–44 |
| 23-24 | Вычитание числа 3 | 2 | 45–49 |
| 25-27 | Прибавление числа 4 | 3 | 50–53 |
| 28-30 | Вычитание числа 4 | 3 | 54–58 |
| 31-33 | Прибавление и вычитание числа 5 | 3 | 59–64 |
| 34-36 | Прибавление и вычитание числа 6 | 3 | 65–73 |
| 37-38 | Сравнение чисел | 2 | 74–77 | Сравнение чисел. Изображение результатов сравнения в виде графов с цветными стрелками. Графы отношений «больше», «меньше», «равно» на множестве целых неотрицательных чисел. Правило: «Чтобы узнать, на сколько единиц одно число больше или меньше другого, можно из большего числа вычесть меньшее». Использование двух способов действия: при сравнении чисел большим считается то, которое называют при счете позже, и меньшим то, которое называют раньше; или: из двух чисел больше то, которое расположено на шкале линейки правее, и меньше то, которое расположено на шкале левее. Использование стрелок (графов) для выражения результатов сравнения чисел ({фасная стрелка означает «больше», синяя — «меньше»). Чтение верных и неверных высказываний о числах, изображенных с помощью стрелок. Применение фишек для решения задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. Решение таких задач с использованием действий сложения и вычитания | Сам.работа |
| 39-40 | Сравнение. Результат сравнения | 2 | 78–83 |
| 41-43 | На сколько больше или меньше | 3 | 84–87 |
| 44-46 | Увеличение числа на несколько единиц | 3 | 88–90 | Решение арифметических текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Моделирование. Запись решения задач в два и более действий. | Сам.работа |
| 47-49 | Уменьшение числа на несколько единиц | 3 | 91–93 |
| 50-52 | Прибавление чисел 7, 8 и 9 | 3 | 94–98 | Прибавление 7, 8 и 9. Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Вычитание 7, 8 и 9 с помощью таблицы сложения. Применение приема прибавления числа по частям. Использование шкалы линейки для иллюстрации связи между конкретными операциями сложения и вычитания Использование таблицы сложения для определения результатов вычитания чисел, основанного на связи между действиями сложения и вычитания | Работа в печ. тетрадях |
| 53-55 | Вычитание чисел 7, 8 и 9 | 3 | 99–107 |
| 56-58 | Сложение и вычитание. Скобки | 3 | 108–112 | Порядок выполнения действий в записях со скобками. Использование при вычислениях микрокалькулятор. | Сам.работа |
| 59-60 | Зеркальное отражение предметов | 2 | 113–117 | Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Практические приемы построения фигуры, симметричной данной. Фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии. Использование прямоугольного зеркала, поставленного на ребро, для получения образа фигуры, симметричной данной. Проверка наличия оси симметрии данной фигуры способом перегибания листа бумаги | Практическая работа |
| 61-62 | Симметрия | 2 | 118–121 |
| 63-64 | Оси симметрии фигуры | 2 | 122–126 |
| 65-66 | Закрепление изученного | 2 | | Решение примеров и задач изученных видов | |
| 67 | Контрольный урок | 1 | | Проверочная работа. Тест. | Итоговый контроль |
| 68 | Работа над ошибками | 1 | | Коррекция знаний, умений и навыков учащихся | |
| 69 | Обобщающий урок | 1 | | Закрепление изученного. Работа в печатных тетрадях. | |
Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Искусство» и составлена на основе государственной программы «ИЗО и художественный труд. 1-4 классы.» Автор: Б. М. Неменский/ Школа России, М.«Просвещение», 2010г
В основу разработки рабочей программы положены Требования к результатам освое ния основных общеобразовательных программ и Требования к результатам начального общего образования.
добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
чески, способностей к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в ху
работы в различных видах художественно творческой деятель ности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать
На изучение данного предмета в 1 классе отводится 33 ч. в год ( 1 час в неделю)
Рабочая программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для предмета «ИЗО и художественный труд », включает в себя :
Искусство и ты : Учебник для 1 класса 4-летней нач. школы/ Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011г;
Рабочая тетрадь Л. А. Неменской «Твоя мастерская» для учащихся 1 класса. /Под ред. Б. М. Неменского.
1. И. В. Федотова. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2011
Дата |
№ п/п |
Название раздела, тема |
Вид занятия |
Цели и задачи |
Зрительный ряд |
Литературный ряд |
Музыкальный ряд |
Оборудование |
Мет. лит-ра |
Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. |
|
1 |
Введение в предмет. |
Работа с акварелью; рисунок солнца. |
-ознакомить с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником; пробуждать интерес к изобразительному творчеству. |
Работы детей, выполненные в различной технике. | | Запись песни «Улыбайся. Солнышко», сл. В. Кузнецова, муз. С. Стемп- невского. | Альбом, любой материал для рисования. | №1, с.7 |
| 2 | Изображения всюду вокруг нас. | Работа с гуашью; рисунок по замыслу. | - ознакомить с видами худож. деятельности; учить видеть и изображать; познакомить с правилами работы на уроке и материалами для уроков ИЗО. | Иллюстрации с различными изображениями ( узоры на ткани…) | Стихи, загадка | | Гуашь, акварельные ркаски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, бумага, клей, ножницы, пластилин. | №1, с.11 |
| 3 | Мастер Изображения учит видеть. | Работа с акварелью и гуашью; изображение сказочного леса. | -развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; формировать поэтическое видение мира; познакомить с понятием «форма» | Аппликация из цв. бумаги «Осенний лес», Осенние листья, иллюстрация «Осенний пейзаж», иллюстр. С изображением животных. | Стихи об осени и зверях. | | Гуашь, акв. Краски, кисти. | №1, с.15 |
| 4 | Изображать можно пятном. | Работа с акварелью и гуашью; изображение пятном. | -помочь детям овладеть первичными навыками изображения на плоскости; учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; развивать воображение и аналит. способности глаза. | Фотографии животных, выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина. | | | Гуашь, акварель, черный фломастер. | №1, с.19 |
| 5 | Изображать можно в объеме. | Работа с пластилином; лепка животного. | -помочь овладеть навыками работы с пластилином; дать представление об использование объемности как средства изображения; развивать воображение и аналит. способности глаза, поэтического видения. | Иллюстрации и фото природных объемов выразительных форм; настоящие камешки, форма которых напоминает изображение каких-либо предметов. | Загадки. | | Пластилин, стеки, дощечка, сухая тряпочка | №1, с.22 |
| 6 | Изображать можно линией. | Работа с фломастерами; изображение линией «путаница» | -развивать умение видеть линии в природе; учить изображать линией на плоскости; развивать воображение. | Фото пейзажей, образцы графики. | | | Карандаши, фломастеры | №1, с.25 |
| 7 | Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя» | Работа с карандашом, фломастерами; графическая работа «Изобрази себя» | -развивать умение изображать линией на плоскости, творческую фантазию, изобр. навыки. | Графические работы художников, выставка книг с граф. Иллюстрациями. | | | Карандаши, фломастеры | №1, с.27 |
| 8. | Разноцветные краски. | Работа с гуашью; разноцвет-ный коврик | -познакомить с гуашевыми красками, развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании, формировать навыки самостоятельной организации рабочего места. | | Стихи. | | Гуашь, кисти | №1, с.30 |
| 9 | Изображать можно и то, что невидимо. | Работа с гуашью; изображе-ние настроения. | -развивать умение изображать не только предметный мир, но и мир невидимый, мир наших чувств, настроение. | Репродукции художников, иллюстрации детских книг, детские работы. | | Записи мелодий – грустные и радостные «Скворушка», «Радостная». | Гуашь, кисти. | №1, с.34 |
| 10 | Художник и зрители. | Рассматривание худож. произведе-ний. | -формировать навыки восприятия худож. произведений, наблюдательность, творческое воображение. | Выставка дет. работ за учебную четверть. | Стихи | | | №1, с.37 |
| 11 | Посещение худож. музея. | Экскурсия. | -ознакомить с худож. произведениями, с видами и жанрами исскуства, формировать навыки восприятия, внимания, наблюдательности. | | | | | №1, с.40 |
Раздел 2. Знакомство с Мастером Украшения. |
|
12 |
Мир полон украшений. |
Работа с гуашью; изображение сказочного цветка. |
-познакомить с новым видом худож. деятельности и Мастером Украшения, развивать эстетический вкус, творческое воображение. |
Фото с изображением различных украшений, иллюстрации и фото цветов. | |
Запись песни «О волшебном цветке». |
Гуашь, кисти |
№1, с.42 |
| 13 | Красоту надо уметь замечать. | Работа с акварелью или гуашью; изображение картин природы. | -развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эст. впечатлений, учить видеть красоту родной природы. | Иллюстрации природы. | Стихи о природе, загадки | | Акварель, гуашь, фломастеры, карандаши. | №1, с.46 |
| 14 | Узоры на крыльях. | Работа с гуашью; украшение бабочки. | -познакомить с различными узорами на крыльях бабочек, учить видеть красоту в природе, развивать творческое воображение, эст. Вкус. | Набор открыток «Бабочки», коллекции бабочек, иллюстрации бабочек | Стихи, загадки | | Гуашь, кисти | №1, с.50 |
| 15 | Красивые рыбы. Украшения рыб. | Работа с гуашью; украшение рыбы. | -учить видеть красоту разнообразных поверхностей, развивать творческое воображение, эст. вкус при украшении узорами рыб, познакомить с новой техникой выполнения работы – монотипией. | Иллюстрации с изобр. рыб, открытки | Стихи, загадки | Муз. сопр. | Гуашь, кисти | №1, с.54 |
| 16 | Украшения птиц. | Работа с бумагой, выполнение объёмной аппликации. | - развивать декор. чувство при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов. | Иллюстрации с изобр. птиц, фото | Стихи, загадки | Запись «Голоса птиц» | Разноцв. и разнофактур. бумага, клей | №1, с.58 |
| 17 | Узоры, которые создали люди. | Работа с гуашью; рисование орнамента. | -ознакомить с разнообразными орнаментами, созданными человеком, мотивы которых взяты из природы, развивать творческое воображение. | Образцы орнаментов | | | Гуашь, кисти, листы цв. бумаги | №1, с.61 |
| 18 | Как украшает себя человек. | Работа с гуашью; рисование сказочного героя. | -познакомить с тем, как и чем украшает себя человек, дать представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине, обсудить вопрос о роли украшений в жизни человека. | Иллюстрации с персонажами изв. сказок. | фрагменты сказок с описанием внешнего вида героев | | Гуашь, кисти, листы цв. бумаги | №1, с.66 |
| 19 | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | Работа с бумагой; изготовление снежинок, гирлянд к празднику. | -познакомить с различными празд. украшениями, развивать творческое воображение, эст. вкус при работе с цв. бумагой и изготовлении поделок к празднику. | Образцы поделок | Новогодние стихи | Записи празд. песен. | Цв. бумага, серпантин, клей, ножницы, фольга. | №1, с.70 |
Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. |
| 20 |
Постройки в нашей жизни. |
Работа с гуашью; рисование сказочного дома. |
-познакомить с архитектурой и дизайном, многообразием арх. Построек, развивать воображение и формировать предст. О существовании самых разных типов построек, познакомить с Мастером Постройки, овладеть новой техникой изображения. |
Фото архит. построек, изображение совр. дизайна | | |
Акварель, гуашь, кисти |
№1, с.74 |
| 21 | Рисуем домики для сказочных животных. | Работа с гуашью; рисование домиков для сказочных героев. | -формировать представления о сущ. различных типов построек, развивать творч. воображение при рисовании домиков для сказочных героев. | Детские книги с изображением жилищ сказ. героев | | | Акварель, гуашь, кисти. | №1, с.78 |
| 22 | Домики, которые построила природа. | Работа с пластилином; изготовление сказочного домика в форме овощей или фруктов. | -учить наблюдать природные явления с точки зрения Мастера Постройки, развивать воображение и наблюдательность, умение видеть домик в любом предмете. | Фото природных домиков | | | Пластилин, стеки, доска | №1, с.81 |
| 23 | Дом снаружи и внутри. | Работа с акварелью; рисование дома в виде буквы алфавита. | -дать представление о соотношении внешнего вида и внутренней конструкции дома, уточнить понятия «внутри, снаружи», развивать тв. воображение. | Иллюстрации с видом домов снаружи и внутри из детских книг | Описание домиков из лит. произведений | | Акварель, фломастер, мелки, цв. карандаши | №1, с.84 |
| 24 | Строим город. | Работа с пластилином; лепка города из пластилина. | -помочь приобрести навыки конструктивной работы с бумагой, развивать констр. фантазию и наблюдательность | | Описание сказ. города из лит. пр.Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» | | Пластилин или цв. бумага, ножницы, клей | №1, с.87 |
| 25 | Всё имеет своё настроение. | Работа с бумагой; выполнение аппликации животного из различных геометрических фигур. | -формировать первичные умения видеть конструкцию предмета, объяснить, что любое изображение сводится к взаимодействию нескольких простых геом. фигур | Иллюстрации с изобр. животных | Загадки | | Цв. бумага, ножницы, клей, заготовки вырезанных цв. прямоуг-в, кругов, овалов…картон | №1, с.90 |
| 26 | Постройка предметов (упаковок) | Работа с бумагой; изготовление сумочки. | -развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги, ознакомить с работой дизайнера. | Образцы упаковок, пакеты… | | | Цв. бумага, ножницы, клей | №1, с.93 |
| 27 | Город, в котором мы живём. | Работа с гуашью; рисование города. | -формировать умения совмещать в одной работе использование разных материалов (цв. бумага, гуашь), рассматривать улицу с позиции Мастера Постройки, развивать наблюдательность и тв. Воображение. | Фото города | Стихи о городе | Песни о городе | Гуашь, кисти, цв. бумага, клей, ножницы | №1, с.95 |
Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. |
|
28 |
Совместная работа 3-х братьев – мастеров. |
Рассматривание работ художников и детских работ. |
-объяснить учащимся, что изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает, поэтому предполагают наличие 3-х видов из.-худ. деят-ти. |
Выставка детских работ, произведения разных видов искусства. | | |
|
№1, с.99 |
| 29 | Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги. | Работа с бумагой; изготовление птиц. | -формировать умение конструировать из бумаги объекты природы и украшать их, развивать наблюдательность при изучении природных форм, помочь овладевать навыками бумагопластики. | Фото птиц | Стихи, загадки | | Цв. бумага, ножницы, клей, нитки | №1, с.101 |
| 30 | Разноцветные жуки. | Работа с гуашью; изображение божьей коровки. | -формировать умение рисовать объекты природы и их украшения, развивать наблюдательность и творч. воображение при рассматривании природных форм. | Ил-ции с изобр. насекомых, таблички с названием насекомых | Загадки | | Гуашь, кисти | №1, с.104 |
| 31 | Сказочная страна. | Работа с гуашью; рисование сказочной страны. | -формировать творч. воображение при изображении сказочного мира, продолжить формирование изобр. навыков. | Ил-ции к сказкам | | | Гуашь, кисти, цв. бумага, фольга, ножницы | №1, с.106 |
| 32 | Экскурсия в природу (парк) | Экскурсия. | -учить наблюдать живую природу с точки зрения 3-х мастеров, повторить тему «Мастера Изображения, Украшения, Постройки учатся и природы» | Выставка детских работ, произв. разных видов искусства. | | | | №1, с.109 |
| 33 | Здравствуй, лето! Образ лета в творчестве художников. | Знакомство с творчеством художников; рисование летнего пейзажа. | -ознакомить с творчеством отечественных художников, изобразивших лето, развивать худ.-эст. вкус. | Произведения художников и поэтов о лете. | | Записи песен о летней природе, летнем отдыхе. | Акварель, кисти | №1, с.111 |