Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Планета знаний"»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для 4 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения, 2009 г);
«Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа» Москва, Просвещение, 2011г, часть 1, рекомендованной МОиН РФ;
Сборника рабочих программ УМК «Планета знаний», Москва, «Астрель»,2012 г.;
Локального акта образовательного учреждения (Положение о разработке и утверждении рабочих программ по предметам);
Учебного плана МАОУ «СОШ№34 » на 2015-2016 учебный год, а также планируемых результатов начального общего образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана на 140 часов в год, из расчета 4 часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 6 часов.
Преобладающие формы текущего контроля знаний – письменные работы, устные ответы.
Тематический план ориентирован на использование учебника «Математика»: - М.И. Башмакова, М.Г.Нефедовой. (для 4 класса)–АСТ, «Астрель»,2014. (Рекомендовано Министерством образования и науки РФ).
Общая характеристика учебного предмета
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станутфундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено надостижение следующих целей:
математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строитьрассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованныеи необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практическиезадачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В соответствии с этими целями и методической концепцией можно сформулировать три группы задач.
Учебные:
— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
— формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
— формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач.
Развивающие:
— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;
— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
— формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные:
— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, таки совокупность методик и технологий(в том числе и проектной),позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета«Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины–это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу.
Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности.
Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний; задания на закрепление материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал на развитие познавательного интереса.
Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется.
При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге.
Для реализации Программы используется УМК:
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель,2014 г.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель,2014 г.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение в 4 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» обучающимися 4 класса
На первой ступени школьного обучения в ходе освоенияматематического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учениии в повседневной жизни для исследования математическойсущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулироватьвопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция учащихся, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
У ученика будут сформированы:
• внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
• внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметнымирезультатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зренияматематических характеристик, устанавливать количественные ипространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умениемоделировать — решать учебные задачи с помощью знаков(символов), планировать, контролировать и корректировать ходрешения учебной задачи.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ученик научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Ученик научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действийученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Ученик научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различныx точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями пapтнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач, умения использовать знаково символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования:
·научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
·овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
·научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
·получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
·познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
·приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико‑ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
· читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
· устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
· группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
· читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
· классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
· выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
· выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10·000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
· выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
· выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
· вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
· выполнять действия с величинами;
· использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
· проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
· анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
· решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
· оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
· решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
· решать задачи в 3—4 действия;
· находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
· описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
· распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
· выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
· использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
· распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
· соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
· измерять длину отрезка;
· вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
· оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с данными
Выпускник научится:
·устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;
· сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
·понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («и», «еслито», «верно/неверно, что», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
·составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
·распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
·планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
·интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ учебного курса «Математика» 4 класс (140 ч)
Числа и величины(25 ч)
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия (39ч)
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли‑продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с данными (6 ч)
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Таблица: чтение и заполнение таблицы. Интерпретация таблицы.
Диаграмма: чтение диаграмм: столбчатой, круговой.
№п\п
Раздел
Количество часов
1.
Числа и величины
25 ч
2.
Арифметические действия
39 ч
3.
Текстовые задачи
40 ч
4.
Геометрические фигуры и величины.
30 ч
5.
Работа с данными.
6 ч
Итого
140 ч
Тематическое планирование по математике (4 класс)
№ п/п
№ п/п
Изучаемый раздел, тема учебного материала.
Час.
Кал.
срок
Фактсрок
Основные виды учебной деятельности учащихся
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Личностные
КИМ
Метапредметные
Регулятив-ные
Познавате-льные
Коммуникативные
I четверть - 36 ч.
Раздел: Сложение и вычитание многозначных чисел -33 ч.
Многозначные числа (10 ч)
1
1
Десятичная система чисел.
1
1.09
1.09
Осваивать десятичный принцип построения числового ряда, использовать его при устных вычислениях.
Читать, записывать и сравнивать многозначные числа.
Раскладывать многозн. числа на разрядные слагаемые.
Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава.
Вычислять значение выражения; выполнять вычисления устно и письменно; проверять результатвычитания сложением.
Решать задачи в 3–4 действия на увеличение/уменьшение; нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на стоимость. Составлять краткую запись.
Выполнять вычисления по аналогии.
Устанавливать закономерность в ряду чисел.
Комбинировать числовые данные .
Давать качественную оценку вычислений при решении задач .
Пользоваться справочными материалами учебника и доступными средствами информации ( энциклопедиями, Интернетом).
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки,
Положи-тельноеотноше-ние и интерес к изуче-ниюматема-тики;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;
учитывать мнение партнёра
учитывать мнение партнёра
положительное отношение и интерес к изучению математики;
19
19
Вычитание из круглого числа.
1
2.10
2.10
20
21
2021
Свойства сложения.
Неизвестные компоненты сложения и вычитания.
2
6.10
7.10
6.10
7.10
22-23
2223
Компоненты сложения и вычитания.
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел.»
2
8.10
9.10
8.10
09.10
Контрольная работа
24
24
Работа над ошибками. Сложные случаи нахождения компонентов сложения и вычитания.
1
13.10
12.10
Длина и её измерение (9 ч)
25
25
Метр и километр.
1
14.10
13.10
Переводить единицы длины.
Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах. Упорядочивать предметы по длине.
Выполнять арифметические действия с единицами длины. Решать задачи, содержащие единицы длины.
Вычислять значение выражения в 2–3 действия.Решатьуравнения.
Вычислять периметр многоугольника.
Соотносить правило нахождения периметра прямоугольника с соответствующей формулой.Составлять выражение для задач.
Различать допустимые и недопустимые значения переменной в выражении с переменной.
Решать задачи на определение длины пути.
Соотносить единицы длиныс протяженностью, глубиной и высотой предметов.
Ориентироваться в рисунках-схемах при выполнении заданий.
Давать качественную оценку вычислений при решении задач.Использовать умение вычислять Р прямоугольника в задачах практического содержания.
использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
использовать изученные правила
сопоставлять разные способы решения задач;
сопоставлять разные способы решения задач;
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
умение признавать собственные ошибки;
умение признавать свои ошибки
Проверочная работа
Контрольная работа
26
26
Решение задач на определение длины пути.
1
15.10
14.10
27
27
Метр и сантиметр.
1
16.10
15.10
28
28
Метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.
1
20.10
19.10
29
29
Проверочная работа.Длина и ее измерение.
1
21.10
20.10
30
31
3031
Анализ и работа над ошибками. Измерение длины.
Преобразование единиц длины.
2
22.10
23.10
21.10
22.10
32
32
Контрольная работа «Многозначные числа».
1
24.10
26.10
33
33
Работа над ошибками.Решение геометрических задач.
1
27.10
27.10
Раздел: Умножение и деление многозначных чисел - 32 ч.
Умножение на однозначное число (7 ч)
34
34
Письменное умножение.
1
28.10
28.10
Выполнять умножение:
многозначного числа на однозначное;
многозначного числа на круглое;
круглых чисел.
Вычислять значение выражения.
Решать задачи на нахождение произведения; определение длины пути.
Находить значение выражения с переменной.
вносить необходимые коррективы в действия по итогам самопроверки
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
35
35
Свойства умножения
1
29.10
29.10
36
36
Умножение круглого числа.
1
30.10
30.10
II четверть - 28 ч.
37
1
Умножение круглого числа.
1
10.11
Устанавливать аналогию, выполнять вычисления по аналогии.
Вычислять площадь прямоугольника.
Соотносить правило нахождения площади прямоугольника с формулой.
Определять площадь треугольника на клетчатой бумаге.
Предлагать разные способы решения задач.
Наблюдать за свойствами произведения, делать выводы.
Прогнозировать результат умножения.
Ориентироваться в рисунках-схемах.
учитывать ориентиры, данные учителем;
строить логическое рассуждение
аргументировано критиковать допущенные ошибки;
адекват-ная самооценка;
38
2
Площадь прямоугольника.
1
11.11
39
3
Закрепление пройденного. Письменное умножение.
1
12.11
40
4
«Умножение на однозначное число».
1
16.11
Деление на однозначное число (12 ч)
41
5
Письменное деление.
1
17.11
Выполнять деление:
многозначного числа на однозначное;
круглого числа на однозначное;
круглых чисел.
Проверять результат деления с помощью умножения.
Осваиватьприемы устных вычислений.
Решать уравнения.
Прогнозировать результат деления (первую цифру ответа, количество цифр в ответе).
Контролировать вычисления.
Ориентироваться в табличных данных при выполнении заданий
Вычислять значение выражения в 3–4 действия.
Выполнять арифметические действия с именованными числами.
Решать задачи в 2–3 действия на нахождение произведения, деление на части и по содержанию; на нахождение доли числа и числа по доле; определение длины пути, времени и скорости движения; разностное и кратное сравнение; определение стоимости покупки, цены и количества товара.
Наблюдать за свойствами частного, выполнять вычисления по аналогии.
Наблюдать за свойствами арифметических действий, делать выводы, использовать их при вычислениях.
Решать задачи на определение стоимости покупки, цены и количества товара.
Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки.
Использовать свойства сторон прямоугольника при вычерчивании и решении задач.
Выявлять общие свойства разных четырёхугольников, определять различия. Обобщать знания о четырёхугольниках. Классифицировать четырёхугольники; треугольники.
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
мысленно делить геометрическую фигуру на части;
конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры;
использовать обобщённые способы решения текстовых задач;
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий;
чувство ответственности за выполнение своей части работы;
54
18
Четырёхугольники.
1
9.12
55-56
19
20
Площадь и периметр прямоугольника. Решение задач.
2
10.12
14.12
57
21
Треугольники.
1
15.12
58
22
Куб.
1
16.12
59-60
23
24
Работа над ошибками. Закрепление пройденного. Геометрические фигуры.
Решение задач на определение площади.
2
17.12
21.12
61
25
Контрольная работа. Арифметические действия с многозначными числами.
1
22.12
Контрольная работа
62
26
Многозначные числа.
1
23.12
63
27
Геометрические фигуры.
1
24.12
64
28
Закрепление пройденного. Умножение и деление.
1
11.01
III четверть - 40 ч.
Масса и её измерение (5 ч)
65
1
Центнер.
1
12.01
Переводить единицы массы.
Сравнивать массу и упорядочивать предметы по массе.
Выполнять арифметические действия с именованными числами (с массой).
Решать задачи, содержащие единицы массы.
Вычислять значение выражения с многозначными числами.
Решать уравнения.
Давать качественную оценку вычислений при решении задач.
Моделировать условия задач.
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности
устанавливать причинно-следственные связи;
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
учебно-познавательная мотивация учения;
66
2
Соотношение между ед. массы.
1
13.01
67
3
Решение текстовых задач.
1
14.01
68
4
5
Закрепление изученного. Масса.
Решение задач, содержащих единицы массы.
2
18.01
19.01
69
Умножение многозначных чисел (11 ч)
70
6
Умножение на двузначное число.
1
20.01
Выполнять умножение на двузначное число.
Осваивать приемы устного умножения.
Вычислять значение выражения в 3–4 действия.
Решать задачи разными способами.
Вычислять площадь многоугольника разными способами.
Решать задачи на движение в противоположных направлениях (определять расстояния).
Устанавливать аналогию в вычислениях, использовать ее при выполнении вычислений.
Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.
Прогнозировать результат умножения нескольких чисел.
Предлагать разные способы вычислений.
Читать схемы, моделирующие условие задачи.
Моделировать условия задач.
Устанавливать закономерность при умножении некоторых чисел, составлять равенства в соответствии с этой закономерностью.
Выполнять умножение на3-значное число.
Решать задачи на пропорциональную зависимость; на движение в противоположных направлениях.
Оценивать результат умножения (определять ближайшее круглое число).
Наблюдать за свойствами произведения, делать выводы, использовать их при вычислениях.
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
находить нужную информацию в учебнике;
устанавливать причинно-следственные связи,
осуществлять вз/проверку;
сотрудничать с товарищами при выпол-нении зада-ний в паре: объединять полученные результаты
учебно-познавательная мотивация учения;
адекватная самооценка;
71
7
Умножение круглых чисел.
1
21.01
72
8
Приёмы умножения.
1
25.01
73-74
9
10
Задачи на движение. Задачи на движение в противоположных направлениях.
2
27.01
28.01
75
11
Закрепление пройденного. Умножение на двузначное число.
1
29.01
76
12
Умножение на трёхзначное число.
1
31.01
77
13
Значение
произведения.
1
2.02
78
14
Практическая работа.Текстовые задачи на стоимость.
1
3.02
79
15
Контрольная работа «Умножение и деление многозначных чисел».
1
5.02
Контрольная работа
80
16
Анализ и работа над ошибками. Закрепление пройденного.
1
7.02
Площадь и её измерение (5 ч)
81
17
Единицы площади (кв.м.)
1
9.02
Вычислять площадь прямоугольника, определять неизвестную сторону.
Находить значение выражения разными способами.
Переводить единицы площади.
Сравнивать площади.
Выполнять арифметические действия с именованными числами (площадью).
Решать задачи, содержащие единицы площади.
Выполнять умножение на двузначное и трёхзначное число, деление на однозначное число.
Соотносить единицы площади друг с другом и с размерами участка.
Конструировать прямоугольник заданного размера из прямоугольников меньшей площади.
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
аргументированно критиковать допущенные ошибки;
чувство ответственности за выполнение своей части работы;
82
18
Единицы площади (квдм, кв см).
1
10.02
83
19
Соотношения между единицами площади.
1
12.02
84
20
Единицы площади (ар, гектар, кв км).
1
14.02
85
21
Закрепление пройденного. Площадь.
1
16.02
Деление многозначных чисел- 14ч
86
22
Деление – действие обратное умножению.
1
17.02
Выполнять деление многозначного числа:
на двузначное число;
на трёхзначное круглое число.
Проверять результат деления умножением.
Выполнять арифметические действия с многозначными числами.
Вычислять значение выражения в 3–4 действия.
Решать задачи на движение; на движение в противоположных направлениях; на нахождение произведения, деление на части и по содержанию.
Решать уравнения.
Моделировать условия задач на движение.
Давать качественную оценку вычислений при решении задач.
Прогнозировать результат деления.
Оценивать результат деления
Устанавливать закономерность при делении некоторых чисел, составлять равенства в соответствии с этой закономерностью.
Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.
Решать задачи на определение объёма работы, производительности и времени работы; на совместную работу.
Выполнять умножение и деление многозначных чисел:
на двузначное число;
на трёхзначное число;
на круглые числа.
Решать задачи на движение; на встречное движение; на деление с остатком.
Соотносить понятие «скорость» со временем выполнения того или иного действия.
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
сопоставлять разные способы решения задач;
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
адекватная самооценка;
87-88
2324
Деление с остатком.
Закрепление пройденного.
2
19.02
21.02
89
25
Нуль в середине частного.
1
24.02
90-91
2627
Деление многозначного числа на двузначное.
Текстовые задачи на расход материалов.
2
25.02
26.02
92
28
Закрепление пройденного. Деление.Самостоятельная работа
1
28.02
93
29
Расширение понятия «скорость».
1
2.03
94
30
Производительность труда.
1
3.03
95-96
3132
Деление на трёхзначное число.
Текстовые задачи на производитель-ность.
2
5.03
7.03
97
33
Оценивание результата вычислений.
1
9.03
98-99
3435
Закрепление пройденного. Деление.
2
10.03
12.03
Время и его измерение (7 ч)
100101
36-37
Единицы времени.
Текстовые задачи с единицами времени.
2
14.03
16.03
Переводить единицы времени.
Сравнивать промежутки времени и упорядочивать их.
Выполнять арифметические действия с именованными числами (временем). Решать задачи, содержащие единицы времени.
Выполнять арифметические действия с многозначными числами.
Вычислять значение выражения в 4–5 действий.
Решать задачи на производительность, на совместную работу; на встречное движение; на определение длительности событий.
Решать уравнения.
Контролировать правильность вычислений.
Ориентироваться в календаре, расписании, рисунках
адекватно воспринимать аргументи-рованную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
устанавливать причинно-следственные связи,
учитывать мнение партнёра;
учебно-познавательная мотивация учения;
Контрольная работа.
102
38
Календарь и часы.
1
17.03
103
39
Контрольная работа. Деление многозначных чисел.
1
19.03
104
40
Анализ и работа над ошибками.Повторение. «Время и его измерение».
1
21.03
IV четверть – 36ч.
105
Деление многозн.чисел.
1
2.04
106
Закрепление пройденного. Деление и умножение.
1
4.04
Работа с данными (6 ч).
107
1
Представление информации.
1
6.04
Выполнять арифметические действия с многозначными числами.
Решать задачи на стоимость, на производительность, на встречное движение.
Находить нужную информацию в таблице, заполнять таблицы, объяснять смысл табличных данных.
Записывать результаты подсчётов в таблице, систематизировать их, анализировать, делать выводы.
Ориентироваться в диаграммах и графиках.
Планировать вычислительную деятельность, решение задачи.
Контролировать правильность вычислений разными способами.
Моделировать условие задачи.
учитывать критику в работе над ошибками;
учитывать критику в работе над ошибками;
понимать ин-формацию в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы данными, достраивать диаграммы
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
чувство ответственности за выполнение своей части работы;
чувство ответственности за выпол-нениеработы;
108
2
Работа с таблицами.
1
7.04
109
3
Диаграммы.
1
9.04
110
4
Планирование действий.
1
11.04
111
5
Контроль и проверка.
1
13.04
112
6
Закрепление пройденного. Работа с данными.
1
14.04
Раздел: Обзор курса математики -28 ч.
Числа и величины (8 ч)
113114
7
8
Чтение и запись чисел.
Десятичная система записи чисел.
2
16.04
18.04
Читать, записывать и сравнивать многозначные числа.
Раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые.
Выполнять арифметические действия с многозначными числами (устно и письменно).
Переводить единицы массы, вместимости, времени. Выполнять арифметические действия с именованными числами.
Упорядочивать величины в порядке возрастания/убывания.
Решать задачи на разностное и кратное сравнение; определение длительности, начала, конца события; на производительность и совместную работу.
Переводить информацию из одного вида в другой (например, табличные данные отмечать на схеме).
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности
сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
осуществлять вз/проверку;
учебно-познавательная мотивация учения;
115
9
Сравнение чисел.
1
20.04
116117
1011
Решение задач на сравнение.
Задачи на разностное и кратное сравнение.
2
21.04
23.04
118
12
Масса и объём.
1
25.04
119
13
Единицы измерения времени.
1
27.04
120
14
Повторение пройденного «Числа и величины».
1
28.04
Арифметические действия ( 9 ч)
121122
1516
Сложение и вычитание.
Текстовые задачи на сложение и вычитание.
2
30.04
2.05
Выполнять арифметические действия с многозначными числами.
Выполнять вычисления рациональным способом.
Определять порядок действий и вычислять значение выражения.
Решать задачи на все действия. Составлять краткую запись условия. Составлять выражение для решения задачи.
Решать задачи разными способами.
Понимать буквенную символику. Соотносить законы арифметических действий с формулами.
Решать уравнения.
Ориентироваться в схемах.
Правильно использовать в речи названия компонентов арифметических действий и числовых выражений.
Моделировать условие задачи.
Давать качественную оценку вычислений при решении задач.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (1 цифры ответа и количества цифр при делении);
сопоставлять разные способы решения задач;
сопоставлять разные способы решения задач;
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
учебно-познавательная мотивация учения;
адекватная самооценка;
123124
1718
Умножение и деление.
Текстовые задачи на умножение и деление.
2
4.05
5.05
125
19
Числовое выражение.
1
6.05
126
20
Свойства арифметических действий.
1
7.05
127-128
21
22
Способы проверки вычислений.
2
8.05
11.05
129
23
Повторение пройденного «Арифметические действия».
1
12.05
Фигуры и величины (6 ч).
130
24
Распознавание геометрических фигур.
1
14.05
Распознавать геометрические фигуры.
Чертить геометрические фигуры.
Переводить единицы длины, площади; сравнивать и упорядочивать величины.
Выполнять арифметические действия с многозначными числами, с именованными числами.
Оценивать площадь криволинейной фигуры на клетчатой бумаге.
Определять сходства и различия геометрических фигур.
Выполнять геометрические построения по заданному алгоритму.
Ориентироваться в схемах.
Соотносить реальные размеры объекта и размеры его изображения на схеме.
Моделировать условие задачи.
Выбирать форму участия в проекте по теме «Геометрические фигуры».
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами;
сравнивать и классифицировать числовые и буквенные вы-ражения, текс-товые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
аргументированно крити-коватьдопу-щенные ошибки;
восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
131
25
Построение геометрических фигур.
1
16.05
132
26
Измерение длины.
1
18.05
133
27
Измерение площади.
1
19.05
134
28
Промежуточная аттестация.
1
21.05
Промежуточная аттестация
135
29
Анализ и работа над ошибками. Многозначные числа.
1
23.05
Решение текстовых задач (5 ч)
136
30
Решение задач на стоимость.
1
25.05
Решать задачи в 2–4 действия на определение стоимости, цены и количества товара; на движение в одном направлении и противоположных; на определение объёма, производительности и времени работы; на совместную работу; на доли.
Составлять краткую запись условия.
Моделировать условие задачи.
Использовать обобщённые способы решения задач на движение, на производительность.
Оценивать верность высказываний.
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности
устанавливать причинно-следственные связи;
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
чувство ответственности за выполнение своей части работы;
137
31
Решение задач на движение.
1
26.05
138
32
Решение задач на производительность.
1
28.05
139
33
Решение задач на нахождение доли.
1
29.05
140
34
Повторение изученного.Умножение и деление.
1
30.05
критерии и нормы оценок обучающихся.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов. Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки :
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; - отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;
При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;
При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий:
считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценке работ, включающих в себя решение уравнений:
считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом:
считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
Оценивание работы по объему и правильности выполнения
Оценка "5" ставится в том случае, если учащийся выполнил 4 задания (до заданий со *);
Оценка "4" ставится в том случае, если учащийся выполнил задачу и 1 задание из остальных предложенных либо допущено 1 - 3 ошибки;
Оценка "3" ставится в том случае, если учащийся выполнил задачу и приступил к выполнению какого-либо еще задания или если есть положительная динамика по сравнению с предыдущей контрольной работой либо допущено 4 - 6 ошибок;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 7 и более ошибок;
Оценка устных ответов.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки :- неправильный ответ на поставленный вопрос; - неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты :- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;- при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; - медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; - неправильное произношение математических терминов.
Оценка "5" ставится ученику, если он:- при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;- производит вычисления правильно и достаточно быстро;- умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);- правильно выполняет практические задания.
Оценка "4"ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но:
- ученик допускает отдельные неточности в формулировках;
- не всегда использует рациональные приемы вычислений.
При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.
1. ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА, СОДЕРЖАЩАЯ ТОЛЬКО ПРИМЕРЫ.
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно;
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки;
Оценка «3» ставится, если в работе допущено 3-4 вычислительные ошибки;
Оценка «2»ставится, если в работе допущено 5 и более вычислительных ошибок.
ПИСЬМЕННАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ РАБОТА.
При оценке работы, состоящей из 1 задачи, примеров и заданий других видов.
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно;
Оценка«4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки;
Оценка «3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения задачи и 1- 2 вычислительных ошибок; или допущены 3 – 5 вычислительных ошибок при отсутствии ошибок в решении задачи;
Оценка «2»ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения задачи и 3 и более вычислительных ошибок; или при решении задачи и примеров допущено 6 и более вычислительных ошибок.
При оценке работы, состоящей из 2 задач, примеров и заданий других видов.
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно;
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки;
Оценка «3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения 1 задачи и 1- 2 вычислительных ошибки; или допущены 3 – 5 вычислительных ошибок при отсутствии ошибок в решении задачи;
Оценка «2»ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения 2-х задач и 3 и более вычислительных ошибок; или при решении задач и примеров допущено 6 и более вычислительных ошибок.
Математический диктант.
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если выполнено неверно 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка «3» ставится, если выполнена неверно 1 /4 часть примеров.
Оценка «2»ставится, если выполнена неверно 1 /2 часть примеров.
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ (4 класс)
№ п/п
Тема
Календ
сроки
Фактич
сроки
1
Контрольная работа№1. (входная).
16.09
16.09
2
Контрольная работа№2. «Сложение и вычитание многозначных чисел» (входная).
25.09
3
Контрольная работа №3 за I четв. «Многозначные числа» (административная).
23.10
4
Контрольная работа №4 за 2 четв. «Умножение и деление многозначных чисел».
24.11
5
Итоговое контрольное тестирование. Арифметические действия с многозначными числами (админ.).
22.12
6
Контрольная работа №5. «Умножение и деление многозначных чисел».
Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы
УМК
1.М.И.Башмаков,М.Г.Нефёдова .Математика 4 класс. Учебник.2 части- М., АСТ, Астрель.2014 г.
2.М.И.Башмаков,М.Г.Нефёдова .Математика 4 класс. Рабочая тетрадь .- М., АСТ, Астрель, Обучение в 4 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие.- М., АСТ, Астрель
1. Дополнительная литература.
1. Волина, В. В. Занимательная математика : книга для учителя / В. В. Волина. – М. : Просвещение, 1991.
3. Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе : в 2 ч. Ч. 2 : русский язык, математика, ИЗО, музыка : практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина ; под ред. С. В. Кульневича. – Ростов н/Д. : ТЦ «Учитель», 2004.
4. Логинова, О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева. – М. : Просвещение, 2011.
5. Минскин, Е. М. От игры к занятиям : пособие для учителя / Е. М. Минскин. – М. : Просвещение, 1987.
6. Мишакина, Т. Л. Тренажер / Т. Л. Мишакина, В. Г. Ермолаева. – М. :Ювента, 2008.
7. Мищенкова, Л. В. Развивающие занятия, игры и упражнения для детей 6–8 лет / Л. В. Мищенкова. – Ярославль : Академия развития, 2007.
8. Поздников Л.В. Математика в играх и задачах. – М. : РИПОЛ классик, 2011.
9.В. Н. Рудницкая .Контрольные работы по математике .4класс.М. -«Экзамен»,2012.
2. Интернет-ресурсы.
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
3. Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа : http://www.gramota.ru
4. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http:// www.school2100.ru
5. Я иду на урок начальной школы (мат ериалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1sep-tember.ru/urok
6. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http://festival.1sep-tember.ru
3. Наглядные пособия.
1. Таблицы «Умножение,деление».
2. Сюжетные картинки «Задачи».
3. Геометрический материал.
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
2. Большая электронная детская энциклопедия (CD).
3. Аудиозапись «Звуки природы».
5. Технические средства обучения.
1. Музыкальный центр.
2. Ноутбук.
3. Проектор.
4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.