Рабочая программа по курсу «Учимся родному языку»
Структура рабочей программы
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного курса.
Общая характеристика учебного курса
Описание места учебного курса.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса.
Технологии, критерии оценивания уровня освоения программы.
Содержание учебного курса.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности, интернет – ресурсы.
Приложение к рабочей программе.
Контрольно – измерительные материалы.
Лист коррекции (в случае необходимости) в связи с отменой занятий (карантин, низкая температура и т. д.).
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению и развитию детей предшкольного возраста «Предшкольная пора» составлена с использованием нормативно-правовой базы:
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273-ФЗ ст. 32 «Компетенции и ответственность образовательного учреждения» (п.67).
Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н № 373 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).
СанПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрирован в МинГОСТе России 29.12.2010, регистрационный №189 ( с изменениями Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72) ..
Основной образовательной программы начального общего образования.
Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е., Козлова Т.А., Куликова Т.А., Салмина Н.Г. Под ред. Виноградовой Н.Ф.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Предшкольная пора" Воспитание, развитие и обучение детей 5-6 лет
Годового календарного учебного графика на 2015 – 2016 учебный год.
Программа обучения и развития детей предшкольного возраста «Предшкольная пора», автор доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова; Москва, издательский центр «Вентана- Граф», 2007 г.
Учебный план МБОУ СШ № 35 на 2015/2016 уч. год.
Положение о рабочей программе
В марте 2010 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» , целью которого является усиление требований к дошкольному образовательному учреждению, решению им задачи обеспечения
воспитания, развития, обучения детей дошкольного возраста.
Программа «Предшкольная пора» – возможный вариант реализации государственных требований в условиях краткосрочного пребывания детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение систематически и в течение длительного времени.
Программа реализует следующие требования :
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей, воспитывающихся в условиях краткосрочных групп пребывания; соответствие всего режима дня возможностям детей этого возраста.
2. Обеспечение приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3. Соответствие целям и задачам этапа подготовки ребенка- дошкольника к обучению в школе.
4. Опора на ведущую деятельность этого этапа развития (игровую).
5. Учет конкретных условий осуществления образовательного процесса.
6. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических новообразований и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
7. Развитие индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его эрудиции, ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Цели и задачи, принципы построения Программы
Основная цель Программы – эффективная качественная подготовка ребенка 6 лет к школе в условиях кратковременного пребывания в дошкольном учреждении (в подготовительных классах). В связи с этим учитывалась необходимость обеспечения условий для достижения единого старта детей в первом классе, возможности для оказания педагогической помощи по коррекции трудностей социального и интеллектуального развития. Авторы проекта стремились уйти от конъюнктурного понимания подготовки детей к школе как узко-предметной, которая сводится к формированному изучению программы первого класса начальной школы. Особое внимание было обращено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это принято в существующих программах), не по учебным предметам (как в начальной школе), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников : мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности
процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.
Задачи:
подготовть детей к обучению именно в школе (т.е работе в коллективе, общению со взрослыми, сверстниками;
мотивационная готовность
подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности
познавательно-речевая готовность
Реализация программы в условиях школы требует особого внимания к следующим направлениям :
– организация процесса воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования должна проводиться с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
– отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования должен обеспечить эффективную подготовку к школьному обучению
при сохранении самоценности этого периода развития, и отказ от дублирования
содержания обучения первого класса школы;
– укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
– формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе; элементов совместной и коллектив ной деятельности;
– организация дифференцированной работы с учетом уровня достижений и особенностей психического развития;
– коррекция трудностей в развитии ребенка, обеспечение педагогической помощи при необходимости.
Авторы понимают необходимость учета целостности восприятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлагают интегрированный подход к отбору содержания знаний, при этом прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.
Программа «Предшкольная пора» построена на основе следующих принципов :
• Природосообразность обучения – реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.
•Гуманный характер взаимодействия педагога и детей – эмоционально-положительный фон работы с детьми, оптимистическая гипотеза взрослого по отношению к недостаткам ребенка, терпеливость и сдержанность.
•Деятельностный подход – опора на ведущую деятельность данного периода (игровую), создание условий для разнообразных игр и игровых упражнений; обеспечение поступательности в развитии актуальных деятельностей, развитие предпосылок учебной деятельности; становление различных форм взаимодействия, сотрудничества и общения.
• Индивидуализация обучения – сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка, учет особенностей темперамента, темпа деятельности, сформированности умений взаимодействовать; обеспечение условий для проявления интересов, желаний, творческих порывов ребенка.
• Культуросообразность обучения – создание условий для ознакомления с доступными областями культуры (искусство, литература, история), возможность развития индивидуальной культуры, эрудиции ребенка, создание условий для ознакомления с доступными областями культуры (искусством, литературой, историей).
Общая характеристика учебного курса.
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.
Актуальность программы– замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании… Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит. Готовность ребенка к школе определяется всегда факторами его развития, или набором ключевых компетентностей. Поэтому нам представляется работа по предшкольной подготовке детей, не посещающих детский сад, в следующем ракурсе: развитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности. Определяя важность и значимость, мы выделяем следующие задачи:
создание атмосферы психологической комфортности;
увеличение объема внимания и памяти;
развитие любознательности и стремление к расширению знаний;
развитие коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
развитие инициативности, самостоятельности, активности;
формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности.
При организации учебных занятий мы учитываем:
возрастные физиологические возможности детей;
постепенность подачи материала (от простого к сложному);
чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;
наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий;
гигиенические требования к помещению и материалам.
Курс «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Описание места учебного курса
Согласно календарному учебному графику на 2015 – 2016учебный год утвержден 34 недели и 2 дня, поэтому в рабочей программе КТП на изучение программного материала отводится курса «Учимся родному языку» 32 часа. В течение всего учебного года предусматривается корректирование рабочей программы (в частности тематического планирования) по причине степени и темпа усвоения учебного материала обучающихся.
Количество часов в год – 32
Количество часов в неделю – 1
Курс «Учимся родному языку» входит в предметную область «Предшкольная пора».
Срок реализации программы 2015 – 2016 учебный год.
Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.Играем со звуками и словами»;
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.Играем и читаем вместе»
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
1.Ценить красоту мира и людей; уважать взгляды, ценности и традиции других людей и культур.
2. Быть уверенными в своей способности учиться, рисковать, принимать решения и применять свои знания на практике.
3.Помогать и сотрудничать с другими. Не бояться вступать в новый коллектив; не бояться обращаться с вопросами к учителю; уметь говорить свободно, не стесняясь; уметь выслушивать других и работать в группе.
4.Любить учиться; быть любознательным; самостоятельно думать и действовать; творчески подходить к выполнению заданий. Уважать себя, других и окружающий мир; сочувствовать, понимать чувства и эмоции других; быть честным и справедливым; быть терпимым к разнообразию мира и запросам других.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность дошкольника организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций дошкольника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
Технологии, критерии оценивания уровня освоения программы.
При реализации программы предшкольного обучения оцениваются результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы предшкольного образования в двух категориях:
1. Промежуточная оценка проводится как результат наблюдения – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей, т. е результаты мониторинга.
2. Итоговая оценка проводится при переходе ребёнка на обучение в 1 класс.
Развитие речи и готовность к овладению грамотой.
1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:
- умение выделять заданный звук в потоке речи;
- умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
- владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
2. Умение членить слова на слоги.
3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.
4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
5. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
6. Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).
7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться — улыбаться; грустно — весело; легко — тяжело и др.).
При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).
Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).
Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта — игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.
Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.
Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).
Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.
Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).
Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.
Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).
Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.
Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.
Учебно-тематический план
«Учимся родному языку» ( 1 ч в неделю- 32 ч в год)
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности, интернет – ресурсы.
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.
Играем со звуками и словами»;
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.
Играем и читаем вместе»;
ВиноградоваН.Ф. «Придумай и расскажи»;
ВиноградоваН.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
Учебно-практическое оборудование.
1. Классная доска
2. Экспозиционный экран.